Вариант проверочной работы состоит из 10 заданий, которые различаются по содержанию и характеру решаемых обучающимися задач.

Подпункты задания 1 требуют краткого ответа в виде одного или нескольких слов.

Задания 2.1, 6 требуют краткого ответа в виде одной цифры.

Задания 2.2, 4 (все подпункты), 7, 8, 9, 10 предполагают развернутый ответ ограниченного объема.

Задания 3, 5 требуют установления соответствия элементов двух множеств и записи ответа в виде последовательности цифр.

На выполнение проверочной работы по учебному предмету «биология» дается 45 минут.

Кодификатор со списком тем к ВПР по биологии 6 класс, ФИОКО, линейная программа

1 Биология – наука о живых организмах

1.1 Биология как наука. Методы изучения живых организмов. Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности людей

1.2 Соблюдение правил поведения в окружающей среде. Бережное отношение к природе. Охрана биологических объектов

1.3 Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами

1.4 Свойства живых организмов (структурированность, целостность, обмен веществ, движение, размножение, развитие, раздражимость, приспособленность, наследственность и изменчивость) их проявление у растений, животных, грибов и бактерий

2 Царство Растения

2.1 Многообразие и значение растений в природе и жизни человека

2.2 Общее знакомство с цветковыми растениями. Растительные ткани и органы растений. Вегетативные и генеративные органы. Жизненные формы растений

2.3 Растение – целостный организм (биосистема)

2.4 Условия обитания растений. Среды обитания растений

2.5 Сезонные явления в жизни растений

3 Органы цветкового растения

3.1 Семя. Строение семени

3.2 Корень. Зоны корня. Виды корней. Корневые системы. Значение корня. Видоизменения корней

3.3 Побег. Генеративные и вегетативные побеги. Строение побега. Разнообразие и значение побегов. Видоизмененные побеги

3.4 Почки. Вегетативные и генеративные почки

3.5 Строение листа. Листорасположение. Жилкование листа

3.6 Стебель. Строение и значение стебля3.7 Строение и значение цветка. Соцветия. Опыление. Виды опыления

3.8 Строение и значение плода. Многообразие плодов. Распространение плодов

4 Микроскопическое строение растений

4.1 Разнообразие растительных клеток

4.2 Ткани растений

4.3 Микроскопическое строение корня. Корневой волосок

4.4 Микроскопическое строение стебля

4.5 Микроскопическое строение листа

5 Жизнедеятельность цветковых растений

5.1 Процессы жизнедеятельности растений. Обмен веществ и превращение энергии: почвенное питание и воздушное питание (фотосинтез), дыхание, удаление конечных продуктов обмена веществ. Транспорт веществ

5.2 Движение. Рост, развитие и размножение растений. Половое размножение растений. Оплодотворение у цветковых растений. Вегетативное размножение растений

5.3 Приемы выращивания, размножения растений и ухода за ними

6 Многообразие растений

6.1 Классификация растений

6.2 Многообразие цветковых растений

6.3 Меры профилактики заболеваний, вызываемых растениями.

Типы заданий, сценарии выполнения заданий ВПР

Задание 1 направлено на выявление умения описывать биологический процесс. Первая часть задания проверяет умение по рисунку (схеме) выделять существенные признаки процесса. Вторая часть – определять область биологии, в которой изучается данный процесс или метод, с помощью которого данный процесс изучен. Третья – механизм (условие, особенность) протекания процесса или растительная ткань, в клетках которой процесс протекает.

Задание 2 проверяет знание тканей растительного организма и жизненных процессов, протекающих в них.

Задание 3 проверяет умение читать и понимать текст биологического содержания. От обучающегося требуется записать в текст недостающую информацию, воспользовавшись перечнем терминов.

Задание 4 направлено на умение работать с изображением отдельных органов цветкового растения. В первой части требуется назвать части изображенного органа, во второй и третьей частях указать функцию части или особенность строения, а также её значение в жизни растения.

Задание 5 контролирует умение проводить описание биологического  объекта по имеющимся моделями (схемам), на примере описания листа или побега.

Задание 6 проверяет знания строения и функции отдельных тканей, органов цветкового растения.

Задание 7 контролирует умение работать с микроскопическими объектами: узнавать микроскопические объекты, определять их значение.

Задание 8 проверяет умение проводить анализ виртуального эксперимента, формулировать гипотезу, ставить цель, описывать результаты, делать выводы на основании полученных результатов.

Задание 9 проверяет умение извлекать информацию, представленную в табличной форме и делать умозаключения на основе её анализа.

Задание 10 контролирует умение применять и преобразовывать символы и знаки в слова для решения познавательных задач, в частности сравнивать условия содержания комнатных растений.

Система оценивания выполнения отдельных заданий ВПР и проверочной работы в целом

Правильный ответ на каждое из заданий 1.1, 1.2, 1.3, 2.1, 4.3, 6 оценивается 1 баллом.

Полный правильный ответ на задания 3 и 5 оценивается 2 баллами.

Если в ответе допущена одна ошибка (в том числе написана лишняя цифра или не написана одна необходимая цифра), выставляется 1 балл; если допущено две или более ошибки – 0 баллов.

Ответы на остальные задания оцениваются по критериям.

Максимальный первичный балл – 24.

Рекомендации по переводу первичных баллов в отметки ВПР по пятибалльной шкале

«2» 0–9
«3» 10–14
«4» 15–19
«5» 20–24