Вариант проверочной работы состоит из 10 заданий, которые различаются по содержанию и характеру решаемых обучающимися задач.
Задания 1, 5.1, 6.1, 9.1, 10.1 требуют краткого ответа в виде одной цифры.
Задания 2, 3.1, 4.1, 7.1, 8.1 требуют краткого ответа в виде последовательности цифр.
Задания 5.2, 8.2 требуют краткого ответа в виде одного или нескольких слов.
Задание 9.2 требует краткого ответа в виде числа.
Задания 3.2, 4.2, 6.2, 7.2, 9.3, 10.2 требуют записи развернутого ответа ограниченного объема.
На выполнение проверочной работы дается 45 минут.
Кодификатор со списком тем к ВПР по биологии 8 класс, ФИОКО
1 Биология – наука о живых организмах
1.1 Биология как наука. Анатомия. Физиология. Психология. Гигиена. Методы изучения организма человека. Роль наук о человеке в познании окружающего мира и в практической деятельности людей
1.2 Соблюдение правил поведения в окружающей среде. Бережное отношение к природе. Охрана здоровья человека
1.3 Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами
1.4 Свойства организмов (структурированность, целостность, обмен веществ, движение, размножение, развитие, раздражимость, приспособленность, наследственность и изменчивость), их проявление у человека
2 Общий план строения организма человека
2.1 Клетка – основа строения, жизнедеятельности и развития организмов. Строение, химический состав, жизненные свойства клетки
2.2 Ткани, их строение и функции
2.3 Внутренняя среда организма (кровь, лимфа, тканевая жидкость)
2.4 Органы и системы органов организма человека, их строение и функции. Организм человека как биосистема
3 Нейрогуморальная регуляция функций организма
3.1 Нервная система: центральная и периферическая, соматическая и вегетативная. Нейроны, нервы, нервные узлы. Рефлекторный принцип работы нервной системы. Рефлекторная дуга. Спинной мозг. Головной мозг. Большие полушария головного мозга
3.2 Эндокринная система. Гормоны, их роль в регуляции физиологических функций организма. Железы внутренней секреции: гипофиз, эпифиз, щитовидная железа, надпочечники. Железы смешанной секреции. Регуляция функций эндокринных желез
4 Опора и движение
4.1 Опорно-двигательная система: строение, функции. Кость: химический состав, строение, рост. Соединение костей. Скелет человека. Особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью. Влияние факторов окружающей среды и образа жизни на развитие скелета
4.2 Мышцы и их функции. Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. Гиподинамия. Профилактика травматизма. Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата
5 Кровь и кровообращение
5.1 Функции крови и лимфы. Поддержание постоянства внутренней среды. Состав крови. Форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Группы крови. Резус-фактор. Переливание крови. Свертывание крови. Иммунитет. Факторы, влияющие на иммунитет. Роль прививок в борьбе с инфекционными заболеваниями
5.2 Кровеносная и лимфатическая системы: строение, функции. Строение сосудов. Движение крови по сосудам. Строение и работа сердца. Сердечный цикл. Пульс. Давление крови. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний. Виды кровотечений, приемы оказания первой помощи при кровотечениях
6 Дыхание и пищеварение
6.1 Дыхательная система: строение и функции. Этапы дыхания. Легочные объемы. Газообмен в легких и тканях. Регуляция дыхания. Гигиена дыхания. Вред табакокурения. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Первая помощь при остановке дыхания, спасении утопающего, отравлении угарным газом
6.2 Пищеварительная система: строение и функции. Обработка пищи в ротовой полости. Глотание. Пищеварение в желудке. Желудочный сок. Аппетит. Пищеварение в тонком кишечнике. Роль печени и поджелудочной железы в пищеварении. Особенности пищеварения в толстом кишечнике. Гигиена питания, предотвращение желудочно-кишечных заболеваний
7 Обмен веществ и энергии. Выделение
7.1 Обмен веществ и превращение энергии. Две стороны обмена веществ и энергии. Обмен органических и неорганических веществ. Витамины. Энергетический обмен и питание. Пищевые рационы. Нормы питания. Регуляция обмена веществ. Поддержание температуры тела
7.2 Покровы тела. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика.
7.3 Мочевыделительная система: строение и функции. Процесс образования и выделения мочи, его регуляция. Заболевания органов мочевыделительной системы и меры их предупреждения
8 Размножение и развитие
Половая система: строение и функции. Оплодотворение и внутриутробное развитие. Рост и развитие ребенка. Половое созревание. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика. ВИЧ, профилактика СПИДа
9 Сенсорные системы (анализаторы)
9.1 Органы чувств и их значение в жизни человека. Сенсорные системы, их строение и функции. Глаз и зрение. Оптическая система глаза. Сетчатка. Зрительные рецепторы: палочки и колбочки. Нарушения зрения и их предупреждение
9.2 Ухо и слух. Строение и функции органа слуха. Гигиена слуха. Органы равновесия, мышечного чувства, осязания, обоняния и вкуса. Взаимодействие сенсорных систем. Влияние экологических факторов на органы чувств
10 Высшая нервная деятельность
Высшая нервная деятельность человека. Безусловные и условные рефлексы, их значение. Познавательная деятельность мозга. Эмоции, память, мышление, речь. Сон и бодрствование. Значение сна. Предупреждение нарушений сна. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер, одаренность. Психология и поведение человека. Цели и мотивы деятельности
11 Здоровье человека и его охрана
Здоровье человека. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность, сбалансированное питание. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Защитно-приспособительные реакции организма. Факторы, нарушающие здоровье. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Человек и окружающая среда. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основа безопасности собственной жизни. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды.
Типы заданий, сценарии выполнения заданий ВПР
Задания 1 и 2 тематически связаны и представлены четырьмя различными сюжетами:
− задание 1 предполагает узнавание ученого по его изображению и роли в науки; задание 2 – освоение понятийного аппарата биологии в рамках проверяемой научной теории;
− задание 1 проверяет узнавание медицинского прибора по изображению; задание 2 – знание применения медицинского прибора;
− задание 1 проверяет узнавание травмы по изображению; задание 2 – знание приемов оказания первой помощи медицинской помощи;
− задание 1 проверяет узнавание заболевания по изображению; задание 2 – знание мер профилактики заболеваний.
В первой части задания 3 проверяется умение работать с информацией, представленной в графической форме (графики, схемы, диаграммы и др.), во второй – проверяется знание конкретных свойств, функций отдельных органов и систем организма человека.
Задание 4 состоит из двух частей и проверяет знание тканевого уровня организации организма человека. Первая часть задания проверяет умение узнавать по изображениям животные ткани. Вторая часть задания проверяет знание свойств и особенностей строения одной из них.
В первой части задания 5 проверяется знание строения и функционирование клетки. Вторая часть – проверяет умение определять структуру клетки по её описанию.
В первой части задания 6 проверяется умение определять изображенный орган. Во второй части проверяется умение делать описание органа организма по заданному плану: описывать его функции, соотносить с другими органами системы.
В первой части задания 7 проверяется умение работать с изображением строения органа. Во второй части проверяется знание особенностей строения или функций одной из частей этого органа.
В первой части задания 8 проверяется умение выстраивать иерархию организации организма человека. Вторая часть направлена на проверку знаний особенностей строения одного из уровней организации.
Задание 9 состоит из трех частей и направлено на проверку умения применять теоретические знания в различных жизненных ситуациях.
В первой части задания 10 проверяется умение оценивать правильность двух суждений. Во второй части проверяется умение находить связи между признаком (свойством) и его проявлением.
Система оценивания выполнения отдельных заданий ВПР и проверочной работы в целом
Правильный ответ на каждое из заданий 1, 5.1, 5.2, 6.1, 8.2, 9.1, 9.2, 10.1, 10.2 оценивается 1 баллом.
Полный правильный ответ на каждое из заданий 2, 3.1, 4.1, 7.1 оценивается 2 баллами. Если в ответе допущена одна ошибка (в том числе написана лишняя цифра или не написана одна необходимая цифра), выставляется 1 балл; если допущено две или более ошибки – 0 баллов.
Полный правильный ответ на задание 8.1 оценивается 2 баллами. Если в ответе допущены одна-две ошибки, выставляется 1 балл; если допущено три или более ошибки – 0 баллов.
Выполнение заданий 3.2, 4.2, 6.2, 7.2, 9.3, 10.2 оценивается по критериям.
Максимальный первичный балл – 29.
Рекомендации по переводу первичных баллов ВПР в отметки по пятибалльной шкале
«2» 0–9 баллов
«3» 10–17 баллов
«4» 18–23 баллов
«5» 24–29 баллов