Вариант проверочной работы включает в себя 7 комплексных заданий, каждое из которых в свою очередь состоит из двух-трех частей (пунктов), объединенных единым содержанием. С учетом всех пунктов вариант работы включает в себя 7 заданий из 18 пунктов.
Задания различаются не только по содержанию, но и по характеру решаемых обучающимися задач, и проверяют умение обучающихся работать с различными источниками географической информации (картами, фотографиями, таблицами, текстами, схемами, графиками и иными условнографическими объектами). При этом каждый пункт каждого задания направлен на проверку того или иного из вышеуказанных умений.
С учетом времени, отведенного на выполнение работы, задания ориентированы преимущественно на краткий ответ в виде записи слов или словосочетаний, последовательности цифр, чисел, а также ответ, зафиксированный на контурной карте, и в форме заполненной таблицы или блок-схемы.
Задания 2, 3, 4, 5, 6 выполняются с использованием географических карт, приведенных в варианте проверочной работы.
Продолжительность всероссийской проверочной работы
На выполнение проверочной работы по учебному предмету «География» дается 45 минут.
Кодификатор со списком тем к ВПР по географии 8 класс, ФИОКО
Код Проверяемые элементы содержания
1 Особенности географического положения России
1.1 Территория и акватория, морские и сухопутные границы
1.2 Часовые пояса
1.3 Административно-территориальное устройство России
2 Природа России
2.1 Особенности геологического строения и распространения крупных форм рельефа
2.2 Типы климатов, факторы их формирования, климатические пояса. Климат и хозяйственная деятельность людей. Многолетняя мерзлота
2.3 Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны. Моря России
2.4 Растительный и животный мир России. Почвы. Природные зоны. Высотная поясность
3 Население России
3.1 Численность, естественное движение населения
3.2 Половой и возрастной состав населения
3.3 Размещение населения. Основная полоса расселения. Миграции
3.4 Народы и основные религии России
3.5 Городское и сельское население
Типы заданий, сценарии выполнения заданий ВПР в 8 классе
Задания 1 и 2 основываются на знании географического положения России и умении применять его для решения конкретных задач.
Задание 1 направлено на проверку сформированности представления о граничащих с Россией странах и особенностях границ. Задание проверяет умение работать с иллюстративной и графической информацией, применять модели и схемы, различать географические объекты. Задание состоит из двух частей (пунктов). Первая часть задания проверяет умение определять страны – соседи России по их очертаниям и указывать их расположение на картосхеме. При этом в одних вариантах ВПР требуется определить страны по рисункам с их очертаниями и указанными столицами, в других – определить названия столиц стран, контуры которых представлены на рисунках с указанием названий стран. Результатом выполнения этой части задания являются соответствующие подписи названий стран-соседей или столиц стран-соседей России под рисунками и картосхема с указанием расположения этих стран относительно территории России. Вторая часть задания ориентирована на проверку умения работать с графическими источниками информации (диаграммами и графиками) на основе знания протяженности и особенностей границ России.
Задание 2 направлено на проверку уровня владения основами картографической грамотности и навыками использования географической карты для решения определенных задач. Задание проверяет знание географической номенклатуры, а также умения пользоваться картой для характеристики географического положения России, и определения географических координат и расстояний. Задание выполняется с использованием карты, приведенной в варианте работы, и состоит из двух частей. В первой части задания требуется указать названия обозначенных на карте объектов, определяющих географическое положение России. Во второй части – необходимо определить географические координаты точки, связанной с одним из этих объектов, и рассчитать расстояние между указанными в задании точками с помощью географических координат.
Задание 3 направлено на проверку уровня сформированности представлений об основных географических закономерностях в размещении крупных форм рельефа России, знания географической номенклатуры и умения различать изученные формы рельефа, умения работать с несколькими источниками информации: картой, фотоиллюстрациями, текстом. Задание включает в себя три части (пункта). Первая часть задания проверяет знание географической номенклатуры применительно к формам рельефа России. Ответ фиксируется в форме блок-схемы. Во второй части обучающимся необходимо определить и указать одну из форм рельефа по ее местоположению, отмеченному на карте, и фотоизображению. В третьей части задания требуется выявить характерные особенности указанной формы рельефа на основе текстовой информации, представленной в форме перечня характеристик.
Задание 4 направлено на проверку уровня сформированности представлений об основных географических закономерностях в размещении гидрографических объектов России, знания географической номенклатуры, умения работать с картографическими и текстовыми источниками информации и рассчитывать количественные показатели, характеризующие водные объекты. Задание содержит две части. Первая часть задания предполагает классификацию водных объектов на основе знания географической номенклатуры. Вторая часть ориентирована на работу с текстом для определения водного объекта по его описанию и картой для определения его размещения. Третья часть задания также ориентирована на работу с текстом и предполагает анализ текстовой информации для поиска необходимых характеристик объекта в целях проведения заданных расчетов или ответов на поставленные вопросы, касающихся данного объекта.
Задание 5 ориентировано на проверку умения работать с разными источниками географической информации, выявлять взаимодополняющую информацию, определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие особенности разных территорий. Задание проверяет умение использовать графическую интерпретацию климатических показателей (климатограммы) для выявления основных географических закономерностей климата России и умение анализировать климатообразующие факторы, определяющие эти закономерности. Задание состоит из трех частей.
Первая часть предполагает установление соответствия представленных в задании климатограмм климатическим поясам и типам климата. Во второй части задания обучающимся необходимо сопоставить климатограммы с кратким текстом, в котором отражены некоторые особенности климата одного из городов России, отмеченных на карте, и заполнить таблицу климатических показателей для климатического пояса, в котором расположен этот город, по соответствующей климатограмме. В третьей части задания проверяется умение выявлять климатообразующие факторы для территории, на которой расположен данный город.
Задание 6 ориентировано на проверку уровня сформированности географического мышления, умения использовать различные источники географической информации (карту, фотоизображения, текст) для решения поставленной задачи, применять знания, о зональном времени, об особенностях компонентов природы отдельных территорий, взаимодействии природы и общества в разных частях территории России. Задание основано на описании маршрута путешествия по России, показанного на карте, и включает в себя три части (пункта). В первой части задания требуется определить названия городов – центров субъектов Российской Федерации – опорных точек маршрута, обозначенных на карте административно-территориального деления. Во второй части обучающиеся должны рассчитать разницу во времени между двумя точками маршрута. Третья часть задания предполагает работу с текстом и фотоизображениями в целях определения смены природных зон по маршруту, природных и культурных достопримечательностей и объектов, выявления проблем, связанных с хозяйственной деятельностью.
Задание 7 состоит из двух частей и основано на работе со статистической информацией о населении регионов России, представленной в виде статистической таблицы. Задание проверяет умение извлекать эту информацию и интерпретировать ее в целях сопоставления с информацией, представленной в графической форме (в виде диаграмм и графиков). Задание не предполагает проведения расчета количественных показателей, а ориентировано на проверку умения анализировать статистические данные и делать выводы в форме ответов на вопросы.
Система оценивания выполнения отдельных заданий ВПР и работы в целом
Полные правильные ответы на задания оцениваются в баллах следующим образом:
- задание 1 – 4 балла;
- задание 2 – 4 балла;
- задание 3 – 6 баллов;
- задание 4 – 6 баллов;
- задание 5 – 5 баллов;
- задание 6 – 4 балла;
- задание 7 – 4 балла.
По пунктам:
задание 1: 1.1 – 3 балла (в соответствии с критериями); 1.2 – 1 балл (если в ответе допущена ошибка, выставляется 0 баллов); задание 2: 2.1 – 2 балла (если в ответе допущена хотя бы одна ошибка (один из элементов ответа записан неправильно или не записан) выставляется 1 балл), 2.2 – 2 балла (в соответствии с критериями); задание 3: 3.1 и 3.2 – по 2 балла (в соответствии с критериями), 3.3 – 2 балла (если в ответе допущена хотя бы одна ошибка (один из элементов ответа записан неправильно или не записан) выставляется 1 балл); задание 4: все пункты 4.1, 4.2, 4.3 – по 2 балла (в соответствии с критериями); задание 5: 5.1 – 1 балл (если в ответе допущена ошибка, выставляется 0 баллов), 5.2 – 2 балла (в соответствии с критериями), 5.3 – 2 балла (если в ответе допущена хотя бы одна ошибка (один из элементов ответа записан неправильно или не записан) выставляется 1 балл); задание 6: 6.1– 2 балла (в соответствии с критериями) и 6.2 и 6.3 – по 1 баллу (в соответствии с критериями); задание 7: 7.1 – 2 балла (если в ответе перепутаны местами две цифры, выставляется 1 балл), 7.2 – 2 балла (в соответствии с критериями).
Максимальный первичный балл за выполнение работы – 33.
Рекомендации по переводу первичных баллов ВПР в отметки по пятибалльной шкале
«2» 0–9 баллов
«3» 10–20 баллов
«4» 21–28 баллов
«5» 29–33 балла