Каждый вариант Всероссийской проверочной работы включает в себя 14 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.
Задания 1, 2, 4, 11, 14 содержат изображения, являющиеся основанием для поиска верного ответа или объяснения.
Задания 2, 4, 6, 11, 13 предполагает выбор либо создание верных суждений, исходя из контекста задания.
Задания 3, 4, 6, 8, 10, 12, 13, 14 требуют от учащихся умений работать с графиками, схемами и табличным материалом.
Задания 6, 8, 9, 10, 12 представляют собой элементарные биологические задачи.

Всероссийская проверочная работа состоит из шести содержательных блоков. Содержание блоков направлено на проверку сформированности базовых биологических представлений и понятий, правил здорового образа жизни.

В проверочной работе контролируется также сформированность у учащихся 11 классов различных общеучебных умений и способов действий: использовать биологическую терминологию; распознавать объекты живой природы по описанию и рисункам; объяснять биологические процессы и явления, используя различные способы представления информации (таблица, график, схема); устанавливать причинно-следственные связи; проводить анализ, синтез; формулировать выводы; решать качественные и количественные биологические задачи; использовать теоретические знания в практической деятельности и повседневной жизни.

Время выполнения всероссийской проверочной работы по биологии 11 класс

На выполнение всей работы отводится 1,5 часа (90 минут).

Кодификатор со списком тем к ВПР по биологии 11 класс, ФИОКО

Код элемента - Элементы содержания, проверяемые ВПР

1. БИОЛОГИЯ КАК НАУКА. МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

1.1 Объект изучения биологии – живая природа.
Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция.
Основные уровни организации живой природы.
Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира.
Методы познания живой природы.

2. КЛЕТКА

2.1 Развитие знаний о клетке (Р.Гук, Р.Вирхов, К.Бэр, М.Шлейден и Т.Шванн). Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира.

2.2 Химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетке и организме человека.

2.3 Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; доядерные и ядерные клетки.
Вирусы – неклеточные формы.
Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной информации.
Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген.
Генетический код.

3. ОРГАНИЗМ

3.1 Организм – единое целое. Многообразие организмов.

3.2 Обмен веществ и превращения энергии – свойства живых организмов.

3.3 Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов.
Половое и бесполое размножение.

3.4 Оплодотворение, его значение.
Искусственное оплодотворение у растений и животных.

3.5. Индивидуальное развитие организма (онтогенез).
Причины нарушений развития организмов.
Индивидуальное развитие человека.
Репродуктивное здоровье.
Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.

3.6 Наследственность и изменчивость – свойства организмов.
Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости.
Г.Мендель – основоположник генетики.
Генетическая терминология и символика.
Закономерности наследования, установленные Г.Менделем.
Хромосомная теория наследственности.
Современные представления о гене и геноме.

3.7 Наследственная и ненаследственная изменчивость.
Влияние мутагенов на организм человека.
Значение генетики для медицины и селекции.
Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.
Селекция.
Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.
Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор.

3.8 Биотехнология, ее достижения. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).

4. ВИД

4.1 История эволюционных идей.
Значение работ К.Линнея, учения Ж.Б.Ламарка, эволюционной теории Ч.Дарвина.
Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.
Вид, его критерии.
Популяция - структурная единица вида, единица эволюции.
Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции.
Синтетическая теория эволюции.
Результаты эволюции.
Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы.

4.2 Гипотезы происхождения жизни.
Отличительные признаки
живого.
Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.
Гипотезы происхождения человека.
Эволюция человека.

5. ЭКОСИСТЕМЫ

5.1 Экологические факторы, их значение в жизни организмов.
Видовая и пространственная структура экосистем.
Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах.
Причины устойчивости и смены экосистем.

5.2 Биосфера – глобальная экосистема.
Учение В.И.Вернадского о биосфере.
Роль живых организмов в биосфере.
Эволюция биосферы.
Глобальные экологические проблемы и пути их решения.
Последствия деятельности человека в окружающей среде.
Правила поведения в природной среде.

6. ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА И ЕГО ЗДОРОВЬЕ

6.1 Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья.
Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни.
Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них.
Строение и процессы жизнедеятельности организма человека.

6.2 Личная и общественная гигиена, здоровый образ жизни.
Профилактика инфекционных заболеваний (вирусных, бактериальных, грибковых, вызываемых животными).
Предупреждение травматизма, приемы оказания первой помощи.
Психическое и физическое здоровье человека.
Факторы здоровья (закаливание, двигательная активность).
Факторы риска (стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение).
Вредные и полезные привычки.
Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды.
Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни.
Репродуктивное здоровье человека.
Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.

Требования к уровню подготовки, проверяемые ВПР по биологии

1. ЗНАТЬ И ПОНИМАТЬ:

1.1. основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;

1.2. строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура)

1.3. сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере

1.4. вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки

1.5. биологическую терминологию и символику

2. УМЕТЬ

2.1. объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов

2.2. решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания)

2.3. описывать особей видов по морфологическому критерию

2.4. выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности

2.5. сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения

2.6. анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде

2.7. изучать изменения в экосистемах на биологических моделях

2.8. находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научнопопулярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать

3. ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРИОБРЕТЕННЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ

3.1. для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде

3.2. для оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами

3.3. для оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение)

Система оценивания выполнения отдельных заданий и Всероссийской проверочной работы в целом

Правильно выполненная работа оценивается в 32 балла.

Правильный ответ на каждое из заданий 1.1-1.2, 3, 4, 6.1-6.2, 8, 10.1-10.2, 11.1, 12.1-12.3 оценивается 1 баллом.

Полный правильный ответ на каждое из заданий 2.1-2.2, 5, 7, 9 оценивается 2 баллами. Если в ответе допущена одна ошибка (в том числе написана лишняя цифра или не написана одна необходимая цифра), выставляется 1 балл; если допущено две или более ошибки – 0 баллов.

Правильный ответ на задания 2.3, 11.2, 13 и 14 оценивается в 2 балла, на задание 13 оценивается в 3 балла в соответствии с критериями оценивания.

Для каждого задания в разделе «Ответы и критерии оценивания» приведены варианты ответов, которые можно считать верными, и критерии оценивания. К каждому заданию с развернутым ответом приводится инструкция для экспертов, в которой указывается, за что выставляется каждый балл – от нуля до максимального балла. Полученные учащимися баллы за выполнение всех заданий суммируются.

Суммарный балл выпускника переводится в отметку по 5-балльной шкале.

Рекомендуемая шкала перевода суммарного балла за выполнение ВПР в отметку по пятибалльной шкале

«2» 0–10
«3» 11–17
«4» 18–24
«5» 25–32