Каждый вариант ОГЭ включает в себя 29 заданий и состоит из двух частей. Часть 1 содержит 24 задания с кратким ответом: 16 заданий базового уровня сложности с ответом в виде одной цифры, соответствующей номеру правильного ответа; 8 заданий повышенного уровня сложности, из которых 1 задание с ответом в виде одного слова или словосочетания, 3 задания с выбором нескольких верных ответов, 3 задания на установление соответствия элементов двух информационных рядов (в том числе задание на включение пропущенных в тексте терминов и понятий, на соотнесение морфологических признаков организма или его отдельных органов с предложенными моделями по заданному алгоритму), 1 задание на определение последовательности биологических процессов, явлений, объектов.

Часть 2 содержит 5 заданий с развёрнутым ответом: 1 задание повышенного уровня сложности на работу с текстом, предполагающее использование информации из текста контекстных знаний для ответа на поставленные вопросы; 4 задания высокого уровня сложности: 1 задание на анализ статистических данных, представленных в табличной форме, 1 задание на анализ научных методов, 2 задания на применение биологических знаний и умений для решения практических задач.

Основой подготовки к экзамену являются учебники, по которым Вы изучали биологию в 5–9 классах.

Общее время выполнения работы – 3 часа (180 минут).

На экзамене по биологии разрешается использовать линейку и непрограммируемый калькулятор.

Список тем ОГЭ - элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ

Код - Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования (Наличие позиций ФК ГОС в ПООП ООО)

1 Биология как наука. Методы биологии

1.1 Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей.
Методы изучения живых объектов.
Биологический эксперимент.
Наблюдение, описание, измерение биологических объектов
(Биология как наука.
Методы изучения живых организмов.
Научные методы изучения, применяемые в биологии: наблюдение, описание, эксперимент.
Гипотеза, модель, теория, их значение и использование в повседневной жизни.
Биологические науки.
Роль биологии в формировании естественно-научной картины мира)

2 Признаки живых организмов

2.1 Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы.
Гены и хромосомы.
Нарушение в строении и функционировании клеток – одна из причин заболеваний организмов.
Вирусы – неклеточные формы жизни
(Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы.
Многообразие клеток.
Хромосомы и гены.
Клеточные и неклеточные формы жизни.
Вирусы)

2.2 Признаки организмов.
Наследственность и изменчивость – свойства организмов.
Одноклеточные и многоклеточные организмы.
Ткани, органы, системы органов растений и животных, выявление изменчивости организмов.
Приёмы выращивания и размножения растений и домашних животных, ухода за ними
(Одноклеточные и многоклеточные организмы.
Наследственность и изменчивость – свойства организмов.
Наследственная и ненаследственная изменчивость.
Растительные ткани и органы растений.
Ткани, органы и системы органов организма человека, их строение и функции.
Приёмы выращивания и размножения растений и ухода за ними.
Домашние птицы, приёмы выращивания и ухода за птицами.
Приёмы выращивания и ухода за домашними млекопитающими)

3 Система, многообразие и эволюция живой природы

3.1 Царство Бактерии.
Роль бактерий в природе, жизни человека и собственной деятельности.
Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных, человека
(Бактерии, их строение и жизнедеятельность.
Роль бактерий в природе, жизни человека.
Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями)

3.2 Царство Грибы.
Роль грибов в природе, жизни человека и собственной деятельности.
Роль лишайников в природе, жизни человека и собственной деятельности
(Отличительные особенности грибов.
Многообразие грибов.
Роль грибов в природе, жизни человека.
Лишайники, их роль в природе и жизни человека)

3.3 Царство Растения.
Роль растений в природе, жизни человека и собственной деятельности
(Многообразие и значение растений в природе и жизни человека.
Растение – целостный организм (биосистема).
Водоросли – низшие растения.
Высшие споровые растения.
Отдел Голосеменные.
Отдел Покрытосеменные (Цветковые))

3.4 Царство Животные.
Роль животных в природе, жизни человека и собственной деятельности
(Многообразие и классификация животных.
Значение простейших в природе и жизни человека.
Тип Моллюски и их значение в природе и жизни человека.
Общая характеристика типа Членистоногие и их значение в природе и жизни человека.
Значение рыб в природе и жизни человека.
Рыбоводство и охрана рыбных запасов.
Значение земно-водных в природе и жизни человека.
Значение пресмыкающихся в природе и жизни человека.
Значение птиц в природе и жизни человека.
Птицеводство.
Происхождение и значение млекопитающих)

3.5 Учение об эволюции органического мира.
Ч.Дарвин – основоположник учения об эволюции.
Усложнение растений и животных в процессе эволюции.
Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и результат эволюции
(Ч.Дарвин – основоположник учения об эволюции.
Основные движущие силы эволюции в природе.
Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания)

4 Человек и его здоровье

4.1 Сходство человека с животными и отличие от них.
Общий план строения и процессы жизнедеятельности человека
(Место человека в системе животного мира.
Сходства и различия человека и животных.
Особенности человека как социального существа)

4.2 Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма.
Нервная система.
Рефлекс.
Рефлекторная дуга.
Железы внутренней секреции.
Гормоны
(Регуляция функций организма, способы регуляции.
Механизмы регуляции функций.
Нервная система: центральная и периферическая, соматическая и вегетативная.
Рефлекторный принцип работы нервной системы.
Рефлекторная дуга.
Эндокринная система.
Гормоны, их роль в регуляции физиологических функций организма)

4.3 Питание.
Система пищеварения.
Роль ферментов в пищеварении
(Питание.
Пищеварение.
Пищеварительная система: строение и функции.
Ферменты, роль ферментов в пищеварении)

4.4 Дыхание.
Система дыхания
(Дыхательная система: строение и функции)

4.5 Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость.
Группы крови.
Иммунитет
(Функции крови и лимфы.
Поддержание постоянства внутренней среды.
Состав крови.
Группы крови.
Иммунитет)

4.6 Транспорт веществ.
Кровеносная и лимфатическая системы
(Кровеносная и лимфатическая системы: строение, функции)

4.7 Обмен веществ и превращение энергии в организме человека.
Витамины
(Обмен веществ и превращение энергии.
Две стороны обмена веществ и энергии.
Витамины)

4.8 Выделение продуктов жизнедеятельности.
Система выделения
(Мочевыделительная система: строение и функции)

4.9 Покровы тела и их функции
(Покровы тела.
Роль кожи в процессах терморегуляции.
Поддержание температуры тела)

4.10 Размножение и развитие организма человека.
Наследование признаков у человека.
Наследственные болезни, их причины и предупреждение
(Половая система: строение и функции.
Наследование признаков у человека.
Наследственные болезни, их причины и предупреждение)

4.11 Опора и движение.
Опорно-двигательный аппарат
(Опорно-двигательная система: строение, функции.
Скелет человека.
Мышцы и их функции)

4.12 Органы чувств, их роль в жизни человека
(Органы чувств и их значение в жизни человека.
Сенсорные системы, их строение и функции)

4.13 Психология и поведение человека.
Высшая нервная деятельность Условные и безусловные рефлексы, их биологическое значение.
Познавательная деятельность мозга.
Сон, его значение.
Биологическая природа и социальная сущность человека.
Сознание человека.
Память, эмоции, речь, мышление.
Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации.
Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей.
Цели и мотивы деятельности.
Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер.
Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека
(Высшая нервная деятельность человека.
Безусловные и условные рефлексы, их значение.
Познавательная деятельность мозга.
Эмоции, память, мышление, речь.
Сон и бодрствование.
Значение сна.
Предупреждение нарушений сна.
Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации.
Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер, одарённость.
Психология и поведение человека.
Цели и мотивы деятельности.
Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека)

4.14 Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни.
Переливание крови.
Профилактические прививки.
Уход за кожей, волосами, ногтями.
Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность, сбалансированное питание, рациональная организация труда и отдыха, чистый воздух.
Факторы риска: несбалансированное питание, гиподинамия, курение, употребление алкоголя и наркотиков, стресс, вредные условия труда и др.
Инфекционные заболевания: грипп, гепатит, ВИЧ-инфекция и другие инфекционные заболевания
(кишечные, мочеполовые, органов дыхания).
Предупреждение инфекционных заболеваний.
Профилактика: отравлений, вызываемых ядовитыми растениями и грибами; заболеваний, вызываемых паразитическими животными и животными – переносчиками возбудителей болезней; травматизма; ожогов; обморожений; нарушения зрения и слуха
(Здоровье человека.
Соблюдение санитарно- гигиенических норм и правил здорового образа жизни.
Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность, сбалансированное питание.
Влияние физических упражнений на органы и системы органов.
Защитно-приспособительные реакции организма.
Факторы, нарушающие здоровье
(гиподинамия, курение, употребление алкоголя, несбалансированное питание, стресс).
Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц.
Гиподинамия.
Профилактика травматизма.
Меры профилактики заболеваний, вызываемых растениями.
Гигиена сердечно-сосудистой системы.
Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний.
Гигиена дыхания.
Вред табакокурения.
Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма.
Гигиена питания, предотвращение желудочно-кишечных заболеваний.
Меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами.
Пути заражения человека и животных паразитическими простейшими.
Меры профилактики заболеваний, вызываемых одноклеточными животными.
Пути заражения человека и животных паразитическими червями.
Меры профилактики заражения.
Уход за кожей, волосами, ногтями.
Заболевания органов мочевыделительной системы и меры их предупреждения.
Инфекции, передающиеся половым путем, и их профилактика.
ВИЧ, профилактика СПИДа.
Нарушения зрения и их предупреждение.
Гигиена слуха)

4.15 Приёмы оказания первой доврачебной помощи: при отравлении некачественными продуктами, ядовитыми грибами и растениями, угарным газом; спасении утопающего; кровотечениях; травмах опорно-двигательного аппарата; ожогах; обморожениях; повреждении зрения
(Меры предосторожности и первая помощь при укусах животных.
Виды кровотечений, приёмы оказания первой помощи при кровотечениях.
Первая помощь при остановке дыхания, спасении утопающего, отравлении угарным газом.
Приёмы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика.
Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата.
Первая помощь при отравлении грибами)

5 Взаимосвязи организмов и окружающей среды

5.1 Влияние экологических факторов на организмы.
Приспособления организмов к различным экологическим факторам.
Популяция.
Взаимодействия разных видов
(конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм).
Сезонные изменения в живой природе
(Экология, экологические факторы, их влияние на организмы.
Среда обитания.
Популяция как форма существования вида в природе.
Взаимодействие популяций разных видов в экосистеме.
Сезонные явления в жизни растений.
Сезонные явления в жизни животных)

5.2 Экосистемная организация живой природы.
Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе.
Пищевые связи в экосистеме.
Цепи питания.
Особенности агроэкосистем
(Экосистемная организация живой природы.
Экосистема, её основные компоненты.
Структура экосистемы.
Пищевые связи в экосистеме.
Взаимодействие популяций разных видов в экосистеме.
Естественная экосистема
(биогеоценоз).
Агроэкосистема
(агроценоз) как искусственное сообщество организмов)

5.3 Биосфера – глобальная экосистема.
Роль человека в биосфере.
Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей.
Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы
(Биосфера – глобальная экосистема.
В.И.Вернадский – основоположник учения о биосфере.
Структура биосферы.
Распространение и роль живого вещества в биосфере.
Значение охраны биосферы для сохранения жизни на Земле.
Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы.
Современные экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь окружающих людей.
Последствия деятельности человека в экосистемах)


Повторение рекомендуем начинать с описания признаков живого, методов научного познания и роли биологии в жизни современного человека.

Строение и жизнедеятельность организмов разных царств следует рассматривать комплексно, связывая повторение особенностей внешнего и внутреннего строения организмов с историческим развитием растительного и животного мира и вопросами экологии и охраны природы, которые широко рассмотрены в обобщённом виде в 9 классе.

Строение и жизнедеятельность организма человека, его отдельных систем целесообразно повторять в контексте личной гигиены и санитарии. Следует обращать особое внимание на вопросы нервно-гуморальной регуляции основных органов и систем органов человека, ВНД и поведения, а также оказания доврачебной медицинской помощи.

В процессе повторения необходимо уделить главное внимание изучению типичных признаков представителей растительного и животного мира; работе с изображениями (рисунками, фотографиями, графиками), схемами и таблицами, отражающими строение и состав отдельных организмов, популяций и экосистем, а также процессы, протекающие в них. Чтобы процесс распознавания был Вами отработан, необходимо многократно выполнять задания с изображениями отдельных представителей различных царств живой природы, важнейших органов или систем организма человека, а также типичных экосистем. Одновременно с узнаванием объекта следует обращать внимание на систематическое положение растения или животного, особенности их строения и жизнедеятельности.

Повторение раздела «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» целесообразно начать с материала о внешнем и внутреннем строении отдельных органов и их функциях, а далее перейти к внешним признакам строения представителей основных отделов споровых (мхи, папоротники) и семенных растений. При повторении не следует забывать о роли растений в природе и жизни человека.

Повторяя содержание раздела «Животные», желательно сосредоточиться на связях, существующих между строением отдельного органа или системы и их функциями. При описании важнейших отделов и классов позвоночных (костные рыбы, хрящевые рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие), членистоногих, двустворчатых и брюхоногих следует обращать внимание на вопросы их эволюции и условий среды обитания.

Как и в предыдущие годы, около половины всех заданий в ОГЭ составляют вопросы, проверяющие знание особенностей анатомического строения, физиологических процессов, правил сохранения и укрепления здоровья человека (раздел «Человек и его здоровье»). Как показывают результаты экзамена прошлых лет, Вам необходимо сконцентрироваться на повторении таких тем, как: «Нейрогуморальная регуляция», «Внутренняя среда организма», «Кровообращение и лимфоотток», «Обмен веществ и превращение энергии», «Психология и поведение». Советуем обращать внимание на умение объяснять то или иное гигиеническое правило или рекомендацию, направленные на сохранение и укрепление здоровья человека.

В экзаменационную работу включены задания по интерпретации информации, представленной в графической форме, анализу статистических данных таблиц и работе с биологическими текстами.

Часто выбор правильного ответа зависит от внимательного прочтения формулировки тестового задания. Поэтому следует осмысленно читать задание на предмет его понимания и только после приступать к выполнению.

Ученик на ОГЭ по биологии должен:

1 ЗНАТЬ/ПОНИМАТЬ
1.1 Признаки биологических объектов:
1.1.1 живых организмов (растений, животных, грибов и бактерий)
1.1.2 генов, хромосом, клеток
1.1.3 популяций, экосистем, агроэкосистем, биосферы
1.2 Сущность биологических процессов:
1.2.1 обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость
1.2.2 круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах
1.3 особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения
2 УМЕТЬ
2.1 Объяснять:
2.1.1 роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика
2.1.2 родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп)
2.1.3 роль различных организмов в жизни человека
и собственной деятельности
2.1.4 взаимосвязи организмов и окружающей среды
2.1.5 роль биологического разнообразия в сохранении биосферы
2.1.6 необходимость защиты окружающей среды
2.1.7 родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе
2.1.8 взаимосвязи человека и окружающей среды
2.1.9 зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды
2.1.10 причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека
2.1.11 роль гормонов и витаминов в организме
2.2 изучать:
2.2.1 биологические объекты
2.2.2 биологические процессы
2.3 распознавать и описывать:
2.3.1 на рисунках (фотографиях) основные части и органоиды клетки
2.3.2 на рисунках (фотографиях) органы и системы органов человека
2.3.3 на рисунках (фотографиях) органы цветковых растений, растения разных отделов
2.3.4 на рисунках (фотографиях) органы и системы органов животных, животных отдельных типов и классов
2.3.5 культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные
2.4 выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме
2.5 сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения
2.6 определять принадлежность биологических объектов к определённой систематической группе (классификация)
2.7 анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье; последствия деятельности человека в экосистемах
2.8 проводить самостоятельный поиск биологической информации:
находить в научно- популярном тексте необходимую биологическую информацию о живых организмах, процессах и явлениях; работать с терминами и понятиями
3 ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРИОБРЕТЁННЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ
3.1 для соблюдения мер профилактики: заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма; стрессов; ВИЧ- инфекции; вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха; инфекционных и простудных заболеваний
3.2 для оказания первой помощи при отравлениях ядовитыми грибами, растениями; укусах животных; при простудных заболеваниях; ожогах; обморожениях; травмах; спасении утопающего
3.3 для рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде
3.4 для выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними

Распределение заданий КИМ ОГЭ по содержанию, проверяемым умениям и способам деятельности

Экзаменационная работа ОГЭ включает в себя пять содержательных блоков.

Первый блок «Биология как наука» включает в себя задания, контролирующие знания: о роли биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей; методах изучения живых объектов (наблюдение, описание, измерение, эксперимент).

Второй блок «Признаки живых организмов» представлен заданиями, проверяющими знания: о строении, функциях и многообразии клеток, тканей, органов и систем органов; признаках живых организмов, наследственности и изменчивости; способах размножения, приёмах выращивания растений и разведения животных.

Третий блок «Система, многообразие и эволюция живой природы» содержит задания, контролирующие знания: о важнейших отличительных признаках основных царств живой природы (Животные, Растения, Грибы, Бактерии); классификации растений и животных (отдел (тип), класс); об усложнении растений и животных в процессе эволюции; о биоразнообразии как основе устойчивости биосферы и результате эволюции.

Четвёртый блок «Человек и его здоровье» содержит задания, выявляющие знания: о происхождении человека и его биосоциальной природе, высшей нервной деятельности и об особенностях поведения человека; строении и жизнедеятельности органов и систем органов (нервной, эндокринной, кровеносной, лимфатической, дыхания, выделения, пищеварения, половой, опоры и движения); внутренней среде, об иммунитете, органах чувств, о нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности; санитарно-гигиенических нормах и правилах здорового образа жизни.

Пятый блок «Взаимосвязи организмов и окружающей среды» содержит задания, проверяющие знания: о системной организации живой природы, об экологических факторах, о взаимодействии разных видов в природе; об естественных и искусственных экосистемах и о входящих в них компонентах, пищевых связях; об экологических проблемах, их влиянии на собственную жизнь и жизнь других людей; о правилах поведения в окружающей среде и способах сохранения равновесия в ней.

На что обратить внимание

Как и в предыдущие годы, около половины всех заданий в ОГЭ составляют вопросы, проверяющие знание особенностей анатомического строения, физиологических процессов, правил сохранения и укрепления здоровья человека (раздел «Человек и его здоровье»).

Как показывают результаты экзамена прошлых лет, Вам необходимо сконцентрироваться на повторении таких тем, как: «Нейрогуморальная регуляция», «Внутренняя среда организма», «Кровообращение и лимфоотток», «Обмен веществ и превращение энергии», «Психология и поведение». Советуем обращать внимание на умение объяснять то или иное гигиеническое правило или рекомендацию, направленные на сохранение и укрепление здоровья человека.

В экзаменационную работу включены задания по интерпретации информации, представленной в графической форме, анализу статистических данных таблиц и работе с биологическими текстами. А это значит, что Вам следует заранее с ними познакомится и сформулировать ответы на вопросы к ним.

Помните, что ВСЕ задания реального ОГЭ имеются в открытом банке заданий ФИПИ.

Рассмотрим примеры заданий, которые традиционно вызывают затруднения участников ОГЭ. В первой части работы это задание 1 с кратким ответом. В нём требуется написать слово или словосочетание, с помощью которого можно объяснить то или иное свойство, характерное для организмов.

Пример 1. В изображённом на рисунке опыте экспериментатор поместил кристалл соли в каплю воды с живыми амёбами. Через некоторое время все простейшие стали двигаться в одном направлении. Какое ОБЩЕЕ свойство живого на примере амёбы иллюстрирует данный опыт?

Ответ: _______________________________

Из школьных учебников биологии большинству из Вас известно не более десяти подобных свойств. Вспомним их: сходство химического состава, обмен веществ и превращение энергии, прерывистость, раздражимость, саморегуляция, ритмичность, самовоспроизведение, наследственность и изменчивость, рост и развитие. Далее внимательно изучим изображение в задании. Мы видим эксперимент, где хорошо различимы изменения, происходящие с амёбами при воздействии на них кристаллов поваренной соли. Сопоставляем перечисленные выше свойства с реакцией изображённых амёб и приходим к выводу: на рисунке изображено свойство раздражимости.

Пример 2. На рисунке изображена схема строения сердца человека. Какой цифрой на ней обозначено правое предсердие?

К наиболее частым ошибкам кроме тех, что связны с незнанием внутреннего строения сердца, следует отнести неумение определять стороны у объекта, т.е. право и лево. Следует не забывать о том, что у изображённого объекта право и лево относительно Вас расположены по-другому, т.е. если часть сердца справа от Вас, то на самом деле это его левая часть, и наоборот. Невнимательность и спешка при выполнении подобных заданий может лишить вас одного балла.

Более сложным заданием по работе с рисунком является задание 26. Внимательно прочитайте условия. Обратите внимание на то, что при выполнении необходимо воспользоваться линейкой и карандашом, так как «на глазок» выполнить некоторые из действий, например, пункт Г, будет крайне затруднительно.

Обратимся к заданию 22.

Пример 4. Известно, что пырей ползучий – многолетнее сорное растение с хорошо развитым корневищем. Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящихся к описанию данных признаков этого растения. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

1) Растение обитает на землях, используемых в качестве сельскохозяйственных угодий.
2) Питательные вещества у пырея откладываются в хорошо развитые подземные побеги.
3) Фрагменты корневища пырея не отмирают в почве в течение двух-трёх лет.
4) Растение служит кормом для домашнего скота.
5) Растение относят к семейству Злаковые (Мятликовые).
6) Сок свежих листьев в народной медицине используют для лечения простуды, бронхита и воспаления лёгких.

Выполняя такие задания, Вы должны понимать, что все приводимые в них позиции являются правильными и в полной мере характеризуют признаки и свойства предложенного живого объекта. Ваша задача – отобрать только те из них, которые связаны с приведённым в условии описанием (в примере 4: многолетник, сорняк, имеет корневище).

Выполнять задание 24 на установление верной последовательности процессов (явлений) следует начинать с припоминания имеющейся у Вас информации. Например, в задании требуется проследить движение порции крови по большому кругу кровообращения от одной его части к другой. Вы должны по памяти воспроизвести движение крови, начиная от левого желудочка до момента поступления её в правое предсердие. Далее соотнесите Ваши знания с перечнем предложенных в тесте этапов процесса и установите последовательность, которая характерна именно для этого конкретного задания.

Пример 5. Расположите в правильном порядке пункты инструкции по проращиванию семян огурцов. Запишите цифры, которыми обозначены пункты инструкции, в правильной последовательности в таблицу.

1) На влажную фильтровальную бумагу положите 10 семян огурцов.
2) Закройте тарелку полиэтиленовой плёнкой.
3) Смочите фильтровальную бумагу водой и следите, чтобы во время опыта она была постоянно влажной.
4) Через несколько дней обследуйте семена, результаты занесите в дневник наблюдений.
5) Возьмите тарелку и уложите на её дно сухую фильтровальную бумагу.
6) Поставьте закрытую тарелку в тёплое место.

Решая такое задания, обязательно включайте воображение, так как если Вы проводили подобную практическую работу, то наверняка воссоздадите последовательность действий. В экзаменационную работу включены задания по интерпретации информации, представленной в графической форме, анализу и толкованию данных статистических таблиц и по работе с биологическими текстами, а это значит, что необходимо самостоятельно проработать максимальное число таблиц и текстов первой и второй частей, содержащихся в открытом доступе. Задания с развёрнутым ответом очень разнообразны по формулировкам и проверяемому содержанию.

Так, задание 27 проверяет Ваше умение применять биологические знания для обоснования необходимости соблюдения человеком санитарно-гигиенических правил; объяснять их назначение, основываясь на особенностях анатомии и физиологии человека.

Задание 28 проверяет Ваше умение работать с биологическим текстом, т.е. понимать смысл прочитанного, сравнивать, обобщать, конкретизировать отдельные положения текста, а также умение дополнять имеющееся содержание своими знаниями по тематике текста, делать выводы, строить умозаключения, проверять гипотезы, обосновывать приведенные факты и явления. Всему этому можно научиться, только постоянно читая тексты и выполняя задания к ним. Помните, что большая часть информации содержится непосредственно в самом тексте, а это значит, что многие из Вас могут получить дополнительные баллы и улучшить общий результат экзамена. Последнее в полной мере относится к другим заданиям второй части.

Так, в заданиях линии 29 один из вопросов проверяет Ваше умение находить необходимую информацию непосредственно в таблице, а в заданиях линии 30 получение одного баллов возможно, если вы правильно произвели расчёты по калорийности продуктов питания, приведённых в условии задания.

Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом

Верный ответ на задания 1–17 с кратким ответом в виде слова (словосочетания) или цифры оценивается в 1 балл.

За верный ответ на каждое из заданий 18–23 выставляется 2 балла.

За ответ на задание 18 выставляется 1 балл, если в ответе указана одна любая цифра, представленная в эталоне ответа, и 0 баллов, если в ответе нет таких цифр. Если экзаменуемый указывает в ответе больше символов, чем в правильном ответе, то за каждый лишний символ снимается 1 балл (до 0 баллов включительно).

За ответ на задания 19 и 20 выставляется 1 балл, если в ответе указаны две любые цифры, представленные в эталоне ответа, и 0 баллов, если верно указана одна цифра или не указано ни одной. Если экзаменуемый указывает в ответе больше символов, чем в правильном ответе, то за каждый лишний символ снимается 1 балл (до 0 баллов включительно).

За ответ на задания 21 и 23 выставляется 1 балл, если допущено не более одной ошибки, и 0 баллов, если допущено две и более ошибки.

За ответ на задание 22 выставляется 1 балл, если не более чем на любых двух позициях ответа записан не тот символ, который представлен в эталоне ответа. Если ошибок больше, то ставится 0 баллов.

За полный верный ответ на задание 24 выставляется 3 балла; если на любой одной позиции ответа записан не тот символ, который представлен в эталоне ответа, выставляется 2 балла; если на любых двух позициях ответа записаны не те символы, которые представлены в эталоне ответа, выставляется 1 балл; во всех других случаях – 0 баллов.

Выполнение заданий 25–29 оценивается в зависимости от полноты и правильности ответа.

Максимальный первичный балл за выполнение экзаменационной работы – 45.

В соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования (приказ Минпросвещения России и Рособрнадзора от 07.11.2018 № 189/1513, зарегистрирован Минюстом России 10.12.2018 № 52953) «64.

Экзаменационные работы проверяются двумя экспертами.

По результатам проверки эксперты независимо друг от друга выставляют баллы за каждый ответ на задания экзаменационной работы. <…> В случае существенного расхождения в баллах, выставленных двумя экспертами, назначается третья проверка. Существенное расхождение в баллах определено в критериях оценивания по соответствующему учебному предмету.

Третий эксперт назначается председателем предметной комиссии из числа экспертов, ранее не проверявших экзаменационную работу. Третьему эксперту предоставляется информация о баллах, выставленных экспертами, ранее проверявшими экзаменационную работу.

Баллы, выставленные третьим экспертом, являются окончательными».

Существенными считаются следующие расхождения.

1. Расхождение между баллами, выставленными двумя экспертами за выполнение любого из заданий 25–29, в 2 или более балла. В этом случае третий эксперт проверяет только те ответы на задания, которые вызвали столь существенное расхождение.

2. Расхождение в результатах оценивания двумя экспертами ответа на одно из заданий 25–29 заключается в том, что один эксперт указал на отсутствие ответа на задание в экзаменационной работе, а другой эксперт выставил за выполнение этого задания ненулевой балл. В этом случае третий эксперт проверяет только ответы на задания, которые были оценены со столь существенным расхождением. Ситуации, при которых один эксперт указал на отсутствие ответа в экзаменационной работе, а второй эксперт выставил нулевой балл за выполнение этого задания, не являются ситуациями существенного расхождения в оценивании.

На основе баллов, выставленных за выполнение всех заданий работы, подсчитывается суммарный первичный балл, который переводится в отметку по пятибалльной шкале.