На момент 2024 года это задания линии 28. На этой странице мы собрали задания по генетике из реальных ЕГЭ прошлых лет. Поскольку новых типов заданий выдумать уже практически невозможно, то, вероятно, те же задания и будут на всех последующих ЕГЭ по биологии.

Все решения - вырезки из материалов экспертов ЕГЭ.

Решения в процессе, скоро допечатаем.

Генетика к ЕГЭ по биологии с решениями 2023 год

1. При скрещивании растения томата со сложными соцветиями, опушёнными актуальные плодами и растения с простыми соцветиями, гладкими плодами всё задания) потомство получилось с простыми соцветиями, опушёнными плодами. В анализирующем скрещивании гибридного потомства получилось четыре разные фенотипические группы, две из них составили по 8% от общего количества потомков. Составьте схемы скрещиваний. Укажите генотипы, фенотипы родительских особей и генотипы, фенотипы, долю каждой группы потомков в анализирующем скрещивании. Постройте генетическую карту для указанных выше генов, укажите на ней местоположение каждого гена и расстояние (в %) между ними, определите тип наследования генов указанных выше признаков.

Решение:

1) Р ааВВ                х           ААbb
сложные соцветия,          простые соцветия,
опушённые плоды             гладкие плоды
G     аB                                    Аb
F1   АаВb - простые соцветия, опушённые плоды;

2) анализирующее скрещивание
Р    АаВb                      х              ааbb
 простые соцветия,              сложные соцветия,
опушённые плоды                 гладкие плоды
G АВ, Аb, аВ, аb                             аb
F2
АаВb - простые соцветия, опушённые плоды, 8%:
Ааbb - простые соцветия, гладкие плоды, 42%;
ааВb - сложные соцветия, опушённые плоды, 42%;
ааbb — сложные соцветия, гладкие плоды, 8%:

3) а 16% b         ИЛИ          А 16% В
__._____.____                __._____.____

ИЛИ   а 16% В           ИЛИ    А 10% b
        __._____.____           __._____.____
Тип наследования генов — сцепленное наследование.
(Допускается генетическая символика изображения сцепленных генов в виде 
)

Если в решении не определено сцепление генов и задача решена по схеме независимого наследования, за задание выставляется 0 баллов. Элемент 2 засчитывается только при наличии и генотипов, и фенотипов, и доли каждой группы потомков. Элемент 3 засчитывается при наличии генетической карты, указании на ней местоположения генов и расстояния между ними в процентах или морганидах, а также при определении типа наследования.

2.  При скрещивании растения томата с плодами опушёнными, с заостренным концом и растения с плодами гладкими, с незаостренным концом всё потомство получилось с плодами опушенными, с незаостренным концом. В анализирующем скрещивании гибридного потомства получилось четыре разные фенотипические группы, две из них составили по 7% от общего количества потомков. Составьте схемы скрещиваний.
Укажите генотипы, фенотипы родительских особей и генотипы, фенотипы, долю каждой группы потомков в анализирующем скрещивании. Постройте генетическую карту для указанных выше генов, укажите на ней местоположение каждого гена и расстояние (в %) между ними, определите тип наследования генов указанных выше признаков.

Решение:

1) Р ААbb                х          ааВВ
плоды опушенные,            плоды гладкие,
с заостренным концом      с незаостренным концом
G     Аb                                    аB
F1   АаВb - плоды опушенные, с незаостренным концом;

2) анализирующее скрещивание
Р    АаВb                      х              ааbb
плоды опушенные,                плоды гладкие,
с незаостренным концом       с заостренным концом
G АВ, Аb, аВ, аb                             аb
F2
АаВb - плоды опушенные, с незаостренным концом, 7%:
Ааbb - плоды опушенные, с заостренным концом, 43%;
ааВb - плоды гладкие, с незаостренным концом, 43%;
ааbb - плоды гладкие, с заостренным концом, 7%:

3) а 14% b         ИЛИ          А 14% В
__._____.____                __._____.____

ИЛИ   а 14% В           ИЛИ    А 14% b
        __._____.____           __._____.____
Тип наследования генов — сцепленное наследование.
(Допускается генетическая символика изображения сцепленных генов в виде 
)

Если в решении не определено сцепление генов и задача решена по схеме независимого наследования, за задание выставляется 0 баллов.

3. При скрещивании высокого растения томата с овальными плодами и карликового растения с округлыми плодами все потомство получилось высокое с округлыми плодами. В анализирующем скрещивании гибридного потомства получилось четыре разные фенотипические группы, две из них составили по 8% от общего количества потомков. Составьте схемы скрещиваний. Укажите генотипы, фенотипы родительских особей и генотипы, фенотипы, долю каждой группы потомков в анализирующем скрещивании. Постройте генетическую карту для указанных выше генов, укажите на ней местоположение каждого гена и расстояние (в %) между ними. Определите тип наследования генов указанных выше признаков.

Решение:

1) Р ААbb                х          ааВВ
высокое растение,            карликовое растение,
овальные плоды               округлые плоды
G     Аb                                    аB
F1   АаВb - высокое растение, округлые плоды;

2) анализирующее скрещивание
Р    АаВb                      х              ааbb
высокое растение,                карликовое растение,
округлые плоды                    овальные плоды
G АВ, Аb, аВ, аb                             аb
F2
АаВb - высокое растение, округлые плоды, 8%:
Ааbb - высокое растение, овальные плоды, 42%;
ааВb - плоды гладкие, округлые плоды, 42%;
ааbb - плоды гладкие, овальные плоды, 8%:

3) а 16% b         ИЛИ          А 16% В
__._____.____                __._____.____

ИЛИ   а 16% В           ИЛИ    А 16% b
        __._____.____           __._____.____
Тип наследования генов — сцепленное наследование.
(Допускается генетическая символика изображения сцепленных генов в виде 
)

Если в решении не определено сцепление генов и задача решена по схеме независимого наследования, за задание выставляется 0 баллов.
Элемент 2 засчитывается только при наличии и генотипов, и фенотипов, и доли каждой группы потомков.

4. При скрещивании растения томата с нормальными листьями, овальными плодами и растения с пятнистыми листьями, округлыми плодами все потомство получилось с нормальными листьями, округлыми плодами. В анализирующем скрещивании гибридного потомства получилось четыре разные фенотипические группы, две из них составили по 8% от общего количества потомков. Составьте схемы скрещиваний. Укажите генотипы, фенотипы родительских особей и генотипы, фенотипы, долю каждой группы потомков в анализирующем скрещивании. Постройте генетическую карту для указанных выше генов, укажите на ней местоположение каждого гена и расстояние (в %) между ними. Определите тип наследования генов указанных выше признаков.

Решение:

1) Р ААbb                х          ааВВ
нормальные листья,         пятнистые листья,
овальные плоды               округлые плоды
G     Аb                                    аB
F1   АаВb - нормальные листья, округлые плоды;

2) анализирующее скрещивание
Р    АаВb                      х              ааbb
нормальные листья,              пятнистые листья,
округлые плоды                    овальные плоды
G АВ, Аb, аВ, аb                             аb
F2
АаВb - нормальные листья, округлые плоды, 8%:
Ааbb - нормальные листья, овальные плоды, 42%;
ааВb - пятнистые листья, округлые плоды, 42%;
ааbb - пятнистые листья, овальные плоды, 8%:

3) а 16% b         ИЛИ          А 16% В
__._____.____                __._____.____

ИЛИ   а 16% В           ИЛИ    А 16% b
        __._____.____           __._____.____
Тип наследования генов — сцепленное наследование.
(Допускается генетическая символика изображения сцепленных генов в виде 
)

Если в решении не определено сцепление генов и задача решена по схеме независимого наследования, за задание выставляется 0 баллов.
Элемент 2 засчитывается только при наличии и генотипов, и фенотипов, и доли каждой группы потомков.
Элемент 3 засчитывается при наличии генетической карты, указании на ней местоположения генов и расстояния между ними в процентах или морганидах, а также при определении типа наследования.

5. При скрещивании растения томата со сложными соцветиями, опушёнными плодами и растения с простыми соцветиями, гладкими плодами всё потомство получилось с простыми соцветиями, опушёнными плодами. В анализирующем скрещивании гибридного потомства получилось четыре разные фенотипические группы, две из них составили по 8% от общего количества потомков. Составьте схемы скрещиваний. Укажите генотипы, фенотипы родительских особей и генотипы, фенотипы, долю каждой группы потомков в анализирующем скрещивании. Постройте генетическую карту для указанных выше генов, укажите на ней местоположение каждого гена и расстояние (в %) между ними, определите тип наследования генов указанных выше признаков.

Решение:

1) Р ааВВ                х           ААbb
сложные соцветия,          простые соцветия,
опушённые плоды             гладкие плоды
G     аB                                    Аb
F1   АаВb - простые соцветия, опушённые плоды;

2) анализирующее скрещивание
Р    АаВb                      х              ааbb
 простые соцветия,              сложные соцветия,
опушённые плоды                 гладкие плоды
G АВ, Аb, аВ, аb                             аb
F2
АаВb - простые соцветия, опушённые плоды, 8%:
Ааbb - простые соцветия, гладкие плоды, 42%;
ааВb - сложные соцветия, опушённые плоды, 42%;
ааbb — сложные соцветия, гладкие плоды, 8%:

3) а 16% b         ИЛИ          А 16% В
__._____.____                __._____.____

ИЛИ   а 16% В           ИЛИ    А 10% b
        __._____.____           __._____.____
Тип наследования генов — сцепленное наследование.
(Допускается генетическая символика изображения сцепленных генов в виде 
)
Если в решении не определено сцепление генов и задача решена по схеме
независимого наследования, за задание выставляется 0 баллов.
Элемент 2 засчитывается только при наличии и генотипов, и фенотипов, и доли
каждой группы потомков.
Элемент 3 засчитывается при наличии генетической карты, указании на ней местоположения генов и расстояния между ними в процентах или морганидах, а также при определении типа наследования.

6. При скрещивании высокого растения томата с гладкими плодами и карликового растения с опушенными плодами все потомство получилось высокое с опушенными плодами. В анализирующем скрещивании гибридного потомства получилось четыре разные фенотипические группы, две из них составили по 12% от общего количества потомков. Составьте схемы скрещиваний. Укажите генотипы, фенотипы родительских особей и генотипы, фенотипы, долю каждой группы потомков в анализирующем скрещивании. Постройте генетическую карту для указанных выше генов, укажите на ней местоположение каждого гена и расстояние (в %) между ними. Определите тип наследования генов указанных выше признаков.

Решение:

1) Р ААbb                х          ааВВ
высокое растение,          карликовое растение,
гладкие плоды               опушенные плоды
G     Аb                                    аB
F1   АаВb - высокое растение, опушенные плоды;

2) анализирующее скрещивание
Р    АаВb                      х              ааbb
высокое растение,                карликовое растение,
опушенные плоды                гладкие плоды
G АВ, Аb, аВ, аb                             аb
F2
АаВb - высокое растение, опушенные, 12%:
Ааbb - высокое растение, гладкие плоды, 38%;
ааВb - плоды гладкие, опушенные, 38%;
ааbb - плоды гладкие, гладкие плоды, 12%:

3) а 24% b         ИЛИ          А 24% В
__._____.____                __._____.____

ИЛИ   а 24% В           ИЛИ    А 24% b
        __._____.____           __._____.____
Тип наследования генов — сцепленное наследование.
(Допускается генетическая символика изображения сцепленных генов в виде 
)

Если в решении не определено сцепление генов и задача решена по схеме независимого наследования, за задание выставляется 0 баллов.
Элемент 2 засчитывается только при наличии и генотипов, и фенотипов, и доли каждой группы потомков.
Элемент 3 засчитывается при наличии генетической карты, указании на ней местоположения генов и расстояния между ними в процентах или морганидах, а также при определении типа наследования.

7. При скрещивании высокого растения томата с заостренными плодами и карликового растения с круглыми плодами все потомство получилось высокое с круглыми плодами. В анализирующем скрещивании гибридного потомства получилось четыре разные фенотипические группы, две из них составили по 16% от общего количества потомков. Составьте схемы скрещиваний. Укажите генотипы, фенотипы родительских особей и генотипы, фенотипы, долю каждой группы потомков в анализирующем скрещивании. Постройте генетическую карту для указанных выше генов, укажите на ней местоположение каждого гена и расстояние (в %) между ними. Определите тип наследования генов указанных выше признаков.

Решение:

...

8. При скрещивании растения томата с нормальными листьями, плодами с заостренным концом и растения с пятнистыми листьями, плодами с незаостренным концом всё потомство получилось с нормальными листьями, плодами с незаостренным концом. В анализирующем скрещивании гибридного потомства получилось четыре разные фенотипические группы, две из них составили по 19% от общего количества потомков. Составьте схемы скрещиваний. Укажите генотипы, фенотипы родительских особей и генотипы, фенотипы, долю каждой группы потомков в анализирующем скрещивании. Постройте генетическую карту для указанных выше генов, укажите на ней местоположение каждого гена и расстояние (в %) между ними, определите тип наследования генов указанных выше признаков.

Решение:

...

9. При скрещивании высокого растения томата со сложными соцветиями и карликового растения с простыми соцветиями все потомство получилось высокое с простыми соцветиями. В анализирующем скрещивании гибридного потомства получилось четыре разные фенотипические группы, две из них составили по 20% от общего количества потомков. Составьте схемы скрещиваний. Укажите генотипы, фенотипы родительских особей и генотипы, фенотипы, долю каждой группы потомков в анализирующем скрещивании. Постройте генетическую карту для указанных выше генов, укажите на ней местоположение каждого гена и расстояние (в %) между ними. Определите тип наследования генов указанных выше признаков.

Решение:

...

10. При скрещивании растения томата с нормальными листьями, сложными соцветиями и растения с пятнистыми листьями, простыми соцветиями всё потомство получилось с нормальными листьями, простыми соцветиями. В анализирующем скрещивании гибридного потомства получилось четыре разные фенотипические группы, две из них составили по 21% от общего количества потомков. Составьте схемы скрещиваний. Укажите генотипы, фенотипы родительских особей и генотипы, фенотипы, долю каждой группы потомков в анализирующем скрещивании. Постройте генетическую карту для указанных выше генов, укажите на ней местоположение каждого гена и расстояние (в %) между ними, определите тип наследования генов указанных выше признаков.

Решение:

...

11. На Х- и Y-хромосомах человека существуют псевдоаутосомные участки, содержащие аллели одного гена, между которыми может происходить кроссинговер. Один из таких генов вызывает аномалии в развитии кисти. Рецессивный аллель гена атрофии зрительного нерва наследуется сцепленно с полом. Женщина с нормальным развитием кисти и атрофией зрительного нерва вышла замуж за гетерозиготного мужчину с аномалией развития кисти и нормальным зрительным нервом. Его мать, гомозиготная по гену аномалии кисти, имела нормальную кисть. Родившаяся в этом браке дочь с аномалией развития кисти вышла замуж за мужчину без названных заболеваний. Определите генотипы родителей и генотипы, фенотипы, пол возможного потомства. Возможно ли рождение во втором браке ребенка, страдающего двумя названными заболеваниями? Ответ поясните.

Решение:

...

12. На Х- и Y-хромосомах человека существуют псевдоаутосомные участки, содержащие аллели одного гена, между которыми может происходить кроссинговер. Один из таких генов вызывает аномалии в развитии кисти. Рецессивный аллель куриной слепоты (ночной слепоты) наследуется сцепленно с полом. Женщина с нормальным развитием кисти и куриной слепотой вышла замуж за гетерозиготного мужчину с аномалией развития кисти и нормальным ночным зрением. Его мать, гомозиготная по гену аномалии кисти, имела нормальную кисть. Родившаяся в этом браке дочь с аномалией развития кисти вышла замуж за мужчину без названных заболеваний. Определите генотипы родителей и генотипы, фенотипы, пол возможного потомства. Возможно ли рождение во втором браке ребенка, страдающего двумя названными заболеваниями? Ответ поясните.

Решение:

...

13. На Х- и Y-хромосомах человека существуют псевдоаутосомные участки, содержащие аллели одного гена, между которыми может происходить кроссинговер. Один из таких генов вызывает аномалии в развитии кисти. Рецессивный аллель гена отсутствия потовых желез наследуется сцепленно с полом. Женщина с нормальным развитием кисти и отсутствием потовых желез вышла замуж за гетерозиготного мужчину с аномалией развития кисти и наличием потовых желез. Его мать, гомозиготная по гену аномалии кисти, имела нормальную кисть. Родившаяся в этом браке дочь с аномалией развития кисти вышла замуж за мужчину без названных заболеваний. Определите генотипы родителей и генотипы, фенотипы, пол возможного потомства. Возможно ли рождение во втором браке ребёнка, страдающего двумя названными заболеваниями? Ответ поясните.

Решение:

...

14. На Х- и Y-хромосомах человека существуют псевдоаутосомные участки, содержащие аллели одного гена, между которыми может происходить кроссинговер. Один из таких генов вызывает пигментную ксеродерму (повышенную чувствительность к ультрафиолетовому облучению). Рецессивный аллель гена атрофии зрительного нерва наследуется сцепленно с полом. Женщина с пигментной ксеродермой и атрофией зрительного нерва вышла замуж за гетерозиготного мужчину без этих заболеваний. Его мать, гомозиготная по гену пигментной ксеродермы, страдала названным заболеванием. Родившаяся в этом браке дочь без указанных заболеваний вышла замуж за мужчину с пигментной ксеродермой и нормальным зрительным нервом. Определите генотипы родителей и генотипы, фенотипы, пол возможного потомства. Возможно ли рождение в первом браке ребёнка, страдающего двумя названными заболеваниями? Ответ поясните.

Решение:

...

15. На Х- и Y-хромосомах человека существуют псевдоаутосомные участки, содержащие аллели одного гена, между которыми может происходить кроссинговер. Один из таких генов вызывает пигментную ксеродерму (повышенную чувствительность к ультрафиолетовому облучению). Рецессивный аллель гена куриной слепоты (ночной слепоты) наследуется сцепленно с полом. Женщина с пигментной ксеродермой и куриной слепотой вышла замуж за гетерозиготного мужчину без этих заболеваний. Его мать, гомозиготная по гену пигментной ксеродермы, страдала названным заболеванием. Родившаяся в этом браке дочь без указанных заболеваний вышла замуж за мужчину с пигментной ксеродермой и нормальным ночным зрением. Определите генотипы родителей и генотипы, фенотипы, пол возможного потомства. Возможно ли рождение в первом браке ребёнка, страдающего двумя названными заболеваниями? Ответ поясните.

Решение:

...

16. На Х- и Y-хромосомах человека существуют псевдоаутосомные участки, содержащие аллели одного гена, между которыми может происходить кроссинговер. Один из таких генов вызывает пигментную ксеродерму (повышенную чувствительность к ультрафиолетовому облучению). Рецессивный аллель гена отсутствия потовых желез наследуется сцепленно с полом. Женщина с пигментной ксеродермой и отсутствием потовых желез вышла замуж за гетерозиготного мужчину без этих заболеваний. Его мать, гомозиготная по гену пигментной ксеродермы, страдала названным заболеванием. Родившаяся в этом браке дочь без указанных заболеваний вышла замуж за мужчину с пигментной ксеродермой и наличием потовых желез. Определите генотипы родителей и генотипы, фенотипы, пол возможного потомства. Возможно ли рождение в первом браке ребёнка, страдающего двумя названными заболеваниями? Ответ поясните.

Решение:

...

17. На Х- и Y-хромосомах человека существуют псевдоаутосомные участки, содержащие аллели одного гена, между которыми может происходить кроссинговер. Один из таких генов вызывает пигментную ксеродерму (повышенную чувствительность к ультрафиолетовому облучению). Рецессивный аллель гена ихтиоза (заболевание кожи) наследуется сцепленно с полом. Женщина с пигментной ксеродермой и ихтиозом вышла замуж за гетерозиготного мужчину без этих заболеваний. Его мать, гомозиготная по гену пигментной ксеродермы, страдала названным заболеванием. Родившаяся в этом браке дочь без указанных заболеваний вышла замуж за мужчину с пигментной ксеродермой и отсутствием ихтиоза. Определите генотипы родителей и генотипы, фенотипы, пол возможного потомства. Возможно ли рождение в первом браке ребёнка, страдающего двумя названными заболеваниями? Ответ поясните.

Решение:

...

18. У человека аллели генов атрофии зрительного нерва и ихтиоза (заболевание кожи) находятся в одной хромосоме и наследуются сцепленно с полом. Женщина, не имеющая этих заболеваний, у матери которой был ихтиоз, а у отца - атрофия зрительного нерва, вышла замуж за мужчину без этих заболеваний. Родившаяся в этом браке гомозиготная здоровая дочь вышла замуж за мужчину, не имеющего этих заболеваний. В их семье родился ребенок, страдающий ихтиозом. Составьте схемы решения задачи. Укажите генотипы, фенотипы родителей и генотипы, фенотипы, пол возможного потомства в двух браках. Возможно ли в первом браке рождение ребенка, страдающего двумя названными заболеваниями? Ответ поясните.

Решение:

...

19. У человека аллели генов куриной слепоты (ночной слепоты) и атрофии зрительного нерва находятся в одной хромосоме и наследуются сцепленно с полом. Женщина, не имеющая этих заболеваний, у матери которой была атрофия зрительного нерва, а у отца - куриная слепота, вышла замуж за мужчину без этих заболеваний. Родившаяся в этом браке гомозиготная здоровая дочь вышла замуж за мужчину, не имеющего этих заболеваний. В их семье родился ребенок с атрофией зрительного нерва. Составьте схемы решения задачи. Укажите генотипы, фенотипы родителей и генотипы, фенотипы, пол возможного потомства в двух браках. Возможно ли в первом браке рождение ребенка, страдающего двумя названными заболеваниями? Ответ поясните.

Решение:

...

20. У человека аллели генов куриной слепоты (ночной слепоты) и ихтиоза (заболевание кожи) находятся в одной хромосоме и наследуются сцепленно с полом. Женщина, не имеющая этих заболеваний, у матери которой был ихтиоз, а у отца - куриная слепота, вышла замуж за мужчину без этих заболеваний. Родившаяся в этом браке гомозиготная здоровая дочь вышла замуж за мужчину, не имеющего этих заболеваний. В их семье родился ребенок, страдающий ихтиозом. Составьте схемы решения задачи. Укажите генотипы, фенотипы родителей и генотипы, фенотипы, пол возможного потомства в двух браках. Возможно ли в первом браке рождение ребенка, страдающего двумя названными заболеваниями? Ответ поясните.

Решение:

...

21. У человека аллели генов мышечной дистрофии и атрофии зрительного нерва находятся в одной хромосоме и наследуются сцеплено с полом. Женщина, не имеющая этих заболеваний, у матери которой была атрофия зрительного нерва, а у отца – мышечная дистрофия, вышла замуж за мужчину, не имеющего этих заболеваний. Родившаяся в этом браке гомозиготная здоровая дочь вышла замуж за мужчину без этих заболеваний. В их семье родился ребенок с атрофией зрительного нерва. Составьте схемы решения задачи. Укажите генотипы, фенотипы родителей и генотипы, фенотипы, пол возможного потомства в двух браках. Возможно ли в первом браке рождение ребенка, страдающего двумя названными заболеваниями? Ответ поясните.

Решение:

...

22. У человека аллели генов мышечной дистрофии и куриной слепоты (ночной слепоты) находятся в одной хромосоме и наследуются сцепленно с полом. Женщина, не имеющая этих заболеваний, у матери которой была куриная слепота, а у отца – мышечная дистрофия, вышла замуж за мужчину без этих заболеваний. Родившаяся в этом браке гомозиготная здоровая дочь вышла замуж за мужчину, не имеющего этих заболеваний. В их семье родился ребёнок с куриной слепотой. Составьте схемы решения задачи. Укажите генотипы, фенотипы родителей и генотипы, фенотипы, пол возможного потомства в двух браках. Возможно ли в первом браке рождение ребёнка, страдающего двумя названными заболеваниями? Ответ поясните.

Решение:

...

23. У человека аллели генов мышечной дистрофии и отсутствия потовых желез находятся в одной хромосоме и наследуются сцепленно с полом. Женщина, не имеющая этих заболеваний, у матери которой отсутствовали потовые железы, а у отца была мышечная дистрофия, вышла замуж за мужчину без этих заболеваний. Родившаяся в этом браке гомозиготная здоровая дочь вышла замуж за мужчину, не имеющего этих заболеваний. В их семье родился ребёнок с отсутствием потовых желез. Составьте схемы решения задачи. Укажите генотипы, фенотипы родителей и генотипы, фенотипы, пол возможного потомства в двух браках. Возможно ли в первом браке рождение ребёнка, страдающего двумя названными заболеваниями? Ответ поясните.

Решение:

...

24. У кур признаки наличия гребня, оперённых ног аутосомные. При скрещивании курицы с гребнем, оперёнными ногами и петуха с гребнем, голыми ногами 1/4 часть потомства получилась без гребня, но всё потомство имело оперённые ноги. Во втором скрещивании другой курицы с гребнем, оперёнными ногами и этого же петуха в потомстве получилось расщепление по фенотипу 3:3:1:1. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родительских особей, генотипы и фенотипы потомства в двух скрещиваниях. Какова вероятность получения во втором скрещивании потомства, генотипически сходного с петухом?

Решение:

...

25. Группа крови (I) и резус-фактор (R) – аутосомные несцепленные признаки. Группа крови контролируется тремя аллелями одного гена: i0, IA, IB. Женщина с третьей группой крови и положительным резус-фактором вышла замуж за мужчину с первой группой крови и отрицательным резус-фактором. В этом браке родился сын с отрицательным резус-фактором. Составьте схему решения задачи. Определите все возможные генотипы родителей, генотипы и фенотипы потомков. Какова вероятность рождения в данном браке детей, фенотипически сходных по рассматриваемым признакам с матерью?

Решение:

...

Задание с ЕГЭ 2022 года

Скрещены чистые линии мышей с извитой шерстью нормальной длины и с прямой длинной шерстью. Гибриды первого поколения имели прямую шерсть нормальной длины. В анализирующем скрещивании полученных гибридов образовалось четыре фенотипические группы: 27, 99, 98, 24.
Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родительских особей, генотипы и фенотипы потомства в каждой группе. Объясните формирование четырёх фенотипических групп.

Решение:

1) генотипы родителей:
Р    ааВВ               х            ААbЬ
извитая шерсть        прямая длинная
нормальной длины        шерсть

G       аВ                            Аb
генотип и фенотип полученного гибрида:
F1 — АаВЬ - прямая шерсть нормальной длины;

2) анализирующее скрещивание:
Р1      АаВЬ            х           ааbb
прямая шерсть            извитая длинная
нормальной длины            шерсть
G      АВ, Аb, аВ, аb              ab
генотипы и фенотипы полученных гибридов:
F2  АаВb - прямая шерсть нормальной длины: 27 (24);
     ааВb - извитая шерсть нормальной длины: 99 (98);
     Ааbb — прямая длинная шерсть: 98 (99);
     ааbb — извитая длинная шерсть: 24 (27);

3) присутствие в потомстве двух многочисленных групп особей:
99 (98) с извитой шерстью нормальной длины и 98 (99) с прямой длинной шерстью -— примерно в равных долях является результатом сцепленного наследования аллелей а и В, А и b между собой. Две другие малочисленные фенотипические группы (27 и 24) образуются в результате кроссинговера.

Если в решении не определено сцепление генов и задача решена по схеме независимого наследования, за задание выставляется () баллов.
Элементы 1 и 2 засчитываются только при наличии и генотипов, и фенотипов, и числа всех возможных потомков.