На момент 2024 года это задания линии 28. На этой странице мы собрали задания по генетике из реальных ЕГЭ прошлых лет. Поскольку новых типов заданий выдумать уже практически невозможно, то, вероятно, те же задания с другими цифрами и будут на всех последующих ЕГЭ по биологии.
Все решения - вырезки из материалов экспертов ЕГЭ, все ключи официальные.
Генетика к ЕГЭ по биологии с решениями 2024 год
1. Гол.-ксеро.+пальцы
На Х- и Y-хромосомах человека существуют псевдоаутосомные участки, которые содержат аллели одного гена, и между ними может происходить кроссинговер. Один из таких генов вызывает пигментную ксеродерму (повышенную чувствительность к ультрафиолетовому облучению). Аллель гена избыточного роста волос на средних фалангах пальцев кистей наследуется голандрически (наследование по гетерогаметному полу). Женщина с пигментной ксеродермой и отсутствием избыточного роста волос вышла замуж за мужчину без пигментной ксеродермы и с избыточным ростом волос на средних фалангах пальцев кистей, гомозиготная мать которого страдала пигментной ксеродермой. Родившаяся в этом браке дочь без указанных аномалий вышла замуж за мужчину с пигментной ксеродермой и с отсутствием избыточного роста волос на средних фалангах пальцев кистей. Определите генотипы родителей и генотипы, фенотипы, пол возможного потомства. Возможно ли рождение в первом браке ребенка с двумя названными заболеваниями? Ответ поясните.
Решение:
2. Гол.-кисть+перепонка
На Х- и Y-хромосомах человека существуют псевдоаутосомные участки, которые содержат аллели одного гена, и между ними может происходить кроссинговер. Один из таких генов вызывает аномалии в развитии кисти. Аллель гена образования перепонок между пальцами (перепончатые пальцы) наследуется голандрически (наследование по гетерогаметному полу). Женщина с нормальным развитием кисти и нормальными пальцами вышла замуж за мужчину с аномалией развития кисти и перепончатыми пальцами, гомозиготная мать которого не имела аномалии в развитии кисти. Родившаяся в этом браке дочь с аномалией развития кисти вышла замуж за мужчину без названных аномалий. Определите генотипы родителей и генотипы, фенотипы, пол возможного потомства. Возможно ли рождение в первом браке ребенка с нормальным развитием кисти и перепонками между пальцами? Ответ поясните.
Решение:
3. Гол.-кисть+пальцы
На Х- и У-хромосомах человека существуют псевдоаутосомные участки, которые содержат аллели одного гена, и между ними может происходить кроссинговер. Один из таких генов вызывает аномалии в развитии кисти. Аллель гена избыточного роста волос на средних фалангах пальцев кистей наследуется голандрически (наследование по гетерогаметному типу). Женщина с нормальным развитием кисти и отсутствием избыточного роста волос вышла замуж за мужчину с аномалией развития кисти и избыточным ростом волос, гомозиготная мать которого не имела аномалии в развитии кисти. Родившаяся в этом браке дочь с аномалией развития кисти вышла замуж за мужчину без названных заболеваний. Определите генотипы родителей и генотипы, фенотипы, пол возможного потомства. Возможно ли рождение в первом браке ребенка с нормальным развитием кисти и избыточным ростом волос на средних фалангах пальцев кистей? Ответ поясните.
Решение:
4. Расстояние 12,20,78,90
При скрещивании растения томата с нормальными листьями, овальными плодами и растения с пятнистыми листьями, округлыми плодами все потомство получилось с нормальными листьями, округлыми плодами. В анализирующем скрещивании гибридов первого поколения получилось четыре разные фенотипические группы потомков: 12, 20, 78, 90. Составьте схемы скрещиваний. Укажите генотипы родительских особей и генотипы, фенотипы, количество каждой группы потомков в анализирующем скрещивании. Постройте генетическую карту для указанных выше генов, укажите на ней местоположение каждого гена и расстояние между ними (в % кроссинговера), определите тип наследования генов указанных признаков.
Решение:
5. Расстояние 14,18,82,86
При скрещивании высокого растения томата с овальными плодами и карликового растения с округлыми плодами все потомство получилось высокое с округлыми плодами. В анализирующем скрещивании гибридного потомства получилось четыре разные фенотипические группы: 14, 18, 82, 86. Составьте схемы скрещиваний. Укажите генотипы родительских особей и генотипы, фенотипы, количество каждой группы потомков в анализирующем скрещивании. Постройте генетическую карту для указанных выше генов, укажите на ней местоположение каждого гена и расстояние между ними (в % кроссинговера), определите тип наследования генов указанных признаков.
Решение:
6. Расстояние 20,24,74,82
При скрещивании растения томата с округлыми, с заостренным концом плодами и растения с овальными, с незаостренным концом плодами все потомство получилось с округлыми, с незаостренным концом плодами. В анализирующем скрещивании гибридного потомства получилось четыре разные фенотипические группы: 20, 24, 74, 82. Составьте схемы скрещиваний. Укажите генотипы родительских особей и генотипы, фенотипы, количество каждой группы потомков в анализирующем скрещивании. Постройте генетическую карту для указанных выше генов, укажите на ней местоположение каждого гена и расстояние между ними (в % кроссинговера), определите тип наследования генов указанных признаков.
Решение:
7. Расстояние 22,26,74,78
При скрещивании высокого растения томата с гладкими плодами и карликового с опушенными плодами все потомство получилось высокое с опушенными плодами. В анализирующем скрещивании гибридов первого поколения получилось четыре разные фенотипические группы потомков: 22, 26, 74, 78. Составьте схемы скрещиваний. Укажите генотипы родительских особей и генотипы, фенотипы, количество каждой группы потомков в анализирующем скрещивании. Постройте генетическую карту для указанных выше генов, укажите на ней местоположение каждого гена и расстояние между ними (в % кроссинговера), определите тип наследования генов указанных признаков.
Решение:
8. Расстояние 30,34,66,70
При скрещивании высокого растения томата с заостренными плодами и карликового растения с круглыми плодами все потомство получилось высокое с круглыми плодами. В анализирующем скрещивании гибридного потомства получилось четыре разные фенотипические группы: 30, 34, 66, 70. Составьте схемы скрещиваний. Укажите генотипы родительских особей и генотипы, фенотипы, количество каждой группы потомков в анализирующем скрещивании. Постройте генетическую карту для указанных выше генов, укажите на ней местоположение каждого гена и расстояние между ними (в % кроссинговера), определите тип наследования генов указанных признаков.
Решение:
9. Расстояние 36,44,58,62
При скрещивании высокого растения томата со сложными соцветиями и карликового растения с простыми соцветиями все потомство получилось высокое с простыми соцветиями. В анализирующем скрещивании гибридного потомства получилось четыре разные фенотипические группы: 36, 44, 58, 62. Составьте схемы скрещиваний. Укажите генотипы родительских особей и генотипы, фенотипы, количество каждой группы потомков в анализирующем скрещивании. Постройте генетическую карту для указанных выше генов, укажите на ней местоположение каждого гена и расстояние между ними (в % кроссинговера), определите тип наследования генов указанных признаков.
Решение:
10. ХАВ-Атрофия+гемофил
У женщин между аллелями генов атрофии зрительного нерва и гемофилии типа А происходит кроссинговер. Не имеющая указанных заболеваний женщина, у отца которой была гемофилия, а у дигомозиготной матери - атрофия зрительного нерва, вышла замуж за мужчину, не имеющего таких заболеваний. Родившаяся в этом браке гомозиготная здоровая дочь вышла замуж за мужчину, не имеющего таких заболеваний. В этой семье родился ребенок-гемофилик. Составьте схемы решения задачи. Укажите генотипы родителей и генотипы, фенотипы, пол возможного потомства в двух браках. Возможно ли в первом браке рождение больного этими двумя заболеваниями ребенка? Ответ поясните.
Решение:
11. ХАВ-опж+дальтонизм
У женщин между аллелями генов отсутствия потовых желез и красно-зеленого дальтонизма происходит кроссинговер. Женщина, не имеющая таких заболеваний, у дигомозиготной матери которой был дальтонизм, а у отца - отсутствие потовых желез, вышла замуж за мужчину, не имеющего таких заболеваний. Родившаяся в этом браке гомозиготная здоровая дочь вышла замуж за мужчину, не имеющего таких заболеваний. В этой семье родился ребенок-дальтоник. Составьте схемы решения задачи. Укажите генотипы родителей и генотипы, фенотипы, пол возможного потомства в двух браках. Возможно ли в первом браке рождение больного этими двумя заболеваниями ребенка? Ответ поясните.
Решение:
12. ХАВ-ихтиоз+гемофил
У женщин между аллелями генов ихтиоза (заболевание кожи) и гемофилии типа А происходит кроссинговер. Не имеющая указанных заболеваний женщина, у отца которой была гемофилия, а у дигомозиготной матери - ихтиоз, вышла замуж за мужчину, не имеющего этих заболеваний. Родившаяся в этом браке гомозиготная здоровая дочь вышла замуж за мужчину, не имеющего этих заболеваний. В этой семье родился ребенок-гемофилик. Составьте схемы решения задачи. Укажите генотипы родителей и генотипы, фенотипы, пол возможного потомства в двух браках. Возможно ли в первом браке рождение больного этими двумя заболеваниями ребенка? Ответ поясните.
Решение:
13. ХАВ-диатез+дальтон
На Х- и У-хромосомах человека существуют псевдоаутосомные участки, которые содержат аллели одного гена, и между ними может происходить кроссинговер. Один из таких генов вызывает геморрагический диатез (склонность к кровотечениям). Женщина, страдающая геморрагическим диатезом и красно-зеленым дальтонизмом, родители которой не имели геморрагического диатеза, вышла замуж за мужчину, не имеющего этих заболеваний, мать которого страдала геморрагическим диатезом. Родившаяся в этом браке дочь без указанных заболеваний вышла замуж за мужчину, страдающего геморрагичнеским диатезом, но не имеющего дальтонизма. Составьте схемы решения задачи. Определите генотипы родителей и генотипы, фенотипы, пол возможного потомства. Возможно ли рождение в первом браке ребенка, страдающего двумя названными заболеваниями? Ответ поясните.
Решение:
14. ПАУ-кисть+гипертрих
На X- и Y-хромосомах человека существуют псевдоаутосомные участки, которые содержат аллели одного гена, и между ними может происходить кроссинговер. Один из таких генов вызывает аномалии в развитии кисти. Аллель гена гипертрихоза (оволосение края ушной раковины) наследуется голандрически (наследование по гетерогаметному полу). Женщина с нормальным развитием кисти и без гипертрихоза вышла замуж за мужчину с аномалией развития кисти и с гипертрихозом, гомозиготная мать которого не имела аномалии в развитии кисти. Родившаяся в этом браке дочь с аномалией развития кисти вышла замуж за мужчину без названных аномалий. Определите генотипы родителей и генотипы, фенотипы, пол возможного потомства. Возможно ли рождение в первом браке ребенка с нормальным развитием кисти и с гипертрихозом? Ответ поясните.
Решение:
15. ПАУ-слепота+ихтиоз
На X- и Y-хромосомах человека существуют псевдоаутосомные участки, которые содержат аллели одного гена, и между ними может происходить кроссинговер. Один из таких генов вызывает формирование общей цветовой слепоты. Рецессивный аллель ихтиоза (заболевание кожи) наследуется сцепленно с X-хромосомой. Женщина, имеющая общую цветовую слепоту и страдающая ихтиозом, родители которой имели нормальное цветовое зрение, вышла замуж за мужчину без этих заболеваний, мать которого страдала общей цветовой слепотой. Родившаяся в этом браке дочь без указанных заболеваний вышла замуж за мужчину, страдающего общей цветовой слепотой, но не имеющего ихтиоза. Составьте схемы решения задачи. Определите генотипы родителей и генотипы, фенотипы, пол возможного потомства. Возможно ли рождение в первом браке ребенка, страдающего двумя названными заболеваниями? Ответ поясните.
Решение:
16. ПАУ-скелет+ихтиоз
На Х- и Y-хромосомах человека существуют псевдоаутосомные участки, которые содержат аллели одного гена, и между ними может происходить кроссинговер. Один из таких генов вызывает нарушения в развитии скелета. Рецессивный аллель ихтиоза (заболевание кожи) наследуется сцепленно с Х-хромосомой. Женщина, имеющая нарушения в развитии скелета и страдающая ихтиозом, родители которой имели нормально развитый скелет, вышла замуж за мужчину без этих заболеваний, мать которого страдала нарушениями в развитии скелета. Родившаяся в этом браке дочь без указанных заболеваний вышла замуж за мужчину, страдающего нарушениями развития скелета, но не имеющего ихтиоза. Составьте схемы решения задачи. Определите генотипы родителей и генотипы, фенотипы, пол возможного потомства. Возможно ли рождение в первом браке ребенка, страдающего двумя названными заболеваниями? Ответ поясните.
Решение:
17. С полом-дальтонизм+гемофилия
У женщин между аллелями генов красно-зеленого дальтонизма и гемофилии типа А происходит кроссинговер. Не имеющая указанных заболеваний женщина, у отца которой была гемофилия, а у дигомозиготной матери - дальтонизм, вышла замуж за мужчину, не имеющего таких заболеваний. Родившаяся в этом браке гомозиготная здоровая дочь вышла замуж за мужчину, не имеющего таких заболеваний. В этой семье родился ребенок - гемофилик. Составьте схемы решения задачи. Укажите генотипы родителей и генотипы, фенотипы, пол возможного потомства в двух браках. Возможно ли в первом браке рождение больного этими двумя заболеваниями ребенка? Ответ поясните.
Решение:
18. Ауто+пол - бабочки (Задание из ЕГЭ прошлых лет, не подтвержденное фоткой этого года)
У бабочек гетерогаметным полом является женский пол. При скрещивании самки бабочки с длинными усами, однотонным окрасом крыльев и самца с короткими усами, наличием пятен на крыльях в потомстве получились самки с длинными усами, наличием пятен на крыльях и самцы с длинными усами, однотонным окрасом. При скрещивании самки бабочки с короткими усами, наличием пятен на крыльях и самца с длинными усами, однотонным окрасом крыльев все гибридное потомство было единообразным по длине усов и окраске крыльев. Составьте схемы скрещиваний. Определите генотипы родительских особей, генотипы и фенотипы потомства в двух скрещиваниях, пол потомства в каждом скрещивании. Объясните фенотипическое расщепление в первом скрещивании.
Решение:
19. 1:2:3:6
У овец доминантный аллель серой окраски шерсти в гомозиготном состоянии вызывает гибель эмбрионов. Окраска шерсти может быть серая или черная. Гены, контролирующие окраску шерсти и наличие или отсутствие рогов, наследуются независимо. В результате скрещивания дигетерозиготной серой рогатой овцы с самцом такого же фенотипа в потомстве получилось расщепление по фенотипу в отношении 1:2:3:6. В потомстве другой серой рогатой овцы с другим самцом получилось расщепление по фенотипу 1:1:1:1. Составьте схемы скрещиваний. Определите генотипы родительских особей, генотипы и фенотипы возможного потомства и их соотношение. Объясните полученное фенотипическое расщепление в двух скрещиваниях.
Решение:
Генетика к ЕГЭ по биологии с решениями 2023 год
1. При скрещивании растения томата со сложными соцветиями, опушёнными актуальные плодами и растения с простыми соцветиями, гладкими плодами всё задания) потомство получилось с простыми соцветиями, опушёнными плодами. В анализирующем скрещивании гибридного потомства получилось четыре разные фенотипические группы, две из них составили по 8% от общего количества потомков. Составьте схемы скрещиваний. Укажите генотипы, фенотипы родительских особей и генотипы, фенотипы, долю каждой группы потомков в анализирующем скрещивании. Постройте генетическую карту для указанных выше генов, укажите на ней местоположение каждого гена и расстояние (в %) между ними, определите тип наследования генов указанных выше признаков.
Решение:
1) Р ааВВ х ААbb
сложные соцветия, простые соцветия,
опушённые плоды гладкие плоды
G аB Аb
F1 АаВb - простые соцветия, опушённые плоды;
2) анализирующее скрещивание
Р АаВb х ааbb
простые соцветия, сложные соцветия,
опушённые плоды гладкие плоды
G АВ, Аb, аВ, аb аb
F2
АаВb - простые соцветия, опушённые плоды, 8%:
Ааbb - простые соцветия, гладкие плоды, 42%;
ааВb - сложные соцветия, опушённые плоды, 42%;
ааbb — сложные соцветия, гладкие плоды, 8%:
3) а 16% b ИЛИ А 16% В
__._____.____ __._____.____
ИЛИ а 16% В ИЛИ А 10% b
__._____.____ __._____.____
Тип наследования генов — сцепленное наследование.
(Допускается генетическая символика изображения сцепленных генов в виде
)
Если в решении не определено сцепление генов и задача решена по схеме независимого наследования, за задание выставляется 0 баллов. Элемент 2 засчитывается только при наличии и генотипов, и фенотипов, и доли каждой группы потомков. Элемент 3 засчитывается при наличии генетической карты, указании на ней местоположения генов и расстояния между ними в процентах или морганидах, а также при определении типа наследования.
2. При скрещивании растения томата с плодами опушёнными, с заостренным концом и растения с плодами гладкими, с незаостренным концом всё потомство получилось с плодами опушенными, с незаостренным концом. В анализирующем скрещивании гибридного потомства получилось четыре разные фенотипические группы, две из них составили по 7% от общего количества потомков. Составьте схемы скрещиваний. Укажите генотипы, фенотипы родительских особей и генотипы, фенотипы, долю каждой группы потомков в анализирующем скрещивании. Постройте генетическую карту для указанных выше генов, укажите на ней местоположение каждого гена и расстояние (в %) между ними, определите тип наследования генов указанных выше признаков.
Решение:
1) Р ААbb х ааВВ
плоды опушенные, плоды гладкие,
с заостренным концом с незаостренным концом
G Аb аB
F1 АаВb - плоды опушенные, с незаостренным концом;
2) анализирующее скрещивание
Р АаВb х ааbb
плоды опушенные, плоды гладкие,
с незаостренным концом с заостренным концом
G АВ, Аb, аВ, аb аb
F2
АаВb - плоды опушенные, с незаостренным концом, 7%:
Ааbb - плоды опушенные, с заостренным концом, 43%;
ааВb - плоды гладкие, с незаостренным концом, 43%;
ааbb - плоды гладкие, с заостренным концом, 7%:
3) а 14% b ИЛИ А 14% В
__._____.____ __._____.____
ИЛИ а 14% В ИЛИ А 14% b
__._____.____ __._____.____
Тип наследования генов — сцепленное наследование.
(Допускается генетическая символика изображения сцепленных генов в виде
)
Если в решении не определено сцепление генов и задача решена по схеме независимого наследования, за задание выставляется 0 баллов.
3. При скрещивании высокого растения томата с овальными плодами и карликового растения с округлыми плодами все потомство получилось высокое с округлыми плодами. В анализирующем скрещивании гибридного потомства получилось четыре разные фенотипические группы, две из них составили по 8% от общего количества потомков. Составьте схемы скрещиваний. Укажите генотипы, фенотипы родительских особей и генотипы, фенотипы, долю каждой группы потомков в анализирующем скрещивании. Постройте генетическую карту для указанных выше генов, укажите на ней местоположение каждого гена и расстояние (в %) между ними. Определите тип наследования генов указанных выше признаков.
Решение:
1) Р ААbb х ааВВ
высокое растение, карликовое растение,
овальные плоды округлые плоды
G Аb аB
F1 АаВb - высокое растение, округлые плоды;
2) анализирующее скрещивание
Р АаВb х ааbb
высокое растение, карликовое растение,
округлые плоды овальные плоды
G АВ, Аb, аВ, аb аb
F2
АаВb - высокое растение, округлые плоды, 8%:
Ааbb - высокое растение, овальные плоды, 42%;
ааВb - плоды гладкие, округлые плоды, 42%;
ааbb - плоды гладкие, овальные плоды, 8%:
3) а 16% b ИЛИ А 16% В
__._____.____ __._____.____
ИЛИ а 16% В ИЛИ А 16% b
__._____.____ __._____.____
Тип наследования генов — сцепленное наследование.
(Допускается генетическая символика изображения сцепленных генов в виде
)
Если в решении не определено сцепление генов и задача решена по схеме независимого наследования, за задание выставляется 0 баллов.
Элемент 2 засчитывается только при наличии и генотипов, и фенотипов, и доли каждой группы потомков.
4. При скрещивании растения томата с нормальными листьями, овальными плодами и растения с пятнистыми листьями, округлыми плодами все потомство получилось с нормальными листьями, округлыми плодами. В анализирующем скрещивании гибридного потомства получилось четыре разные фенотипические группы, две из них составили по 8% от общего количества потомков. Составьте схемы скрещиваний. Укажите генотипы, фенотипы родительских особей и генотипы, фенотипы, долю каждой группы потомков в анализирующем скрещивании. Постройте генетическую карту для указанных выше генов, укажите на ней местоположение каждого гена и расстояние (в %) между ними. Определите тип наследования генов указанных выше признаков.
Решение:
1) Р ААbb х ааВВ
нормальные листья, пятнистые листья,
овальные плоды округлые плоды
G Аb аB
F1 АаВb - нормальные листья, округлые плоды;
2) анализирующее скрещивание
Р АаВb х ааbb
нормальные листья, пятнистые листья,
округлые плоды овальные плоды
G АВ, Аb, аВ, аb аb
F2
АаВb - нормальные листья, округлые плоды, 8%:
Ааbb - нормальные листья, овальные плоды, 42%;
ааВb - пятнистые листья, округлые плоды, 42%;
ааbb - пятнистые листья, овальные плоды, 8%:
3) а 16% b ИЛИ А 16% В
__._____.____ __._____.____
ИЛИ а 16% В ИЛИ А 16% b
__._____.____ __._____.____
Тип наследования генов — сцепленное наследование.
(Допускается генетическая символика изображения сцепленных генов в виде
)
Если в решении не определено сцепление генов и задача решена по схеме независимого наследования, за задание выставляется 0 баллов.
Элемент 2 засчитывается только при наличии и генотипов, и фенотипов, и доли каждой группы потомков.
Элемент 3 засчитывается при наличии генетической карты, указании на ней местоположения генов и расстояния между ними в процентах или морганидах, а также при определении типа наследования.
5. При скрещивании растения томата со сложными соцветиями, опушёнными плодами и растения с простыми соцветиями, гладкими плодами всё потомство получилось с простыми соцветиями, опушёнными плодами. В анализирующем скрещивании гибридного потомства получилось четыре разные фенотипические группы, две из них составили по 8% от общего количества потомков. Составьте схемы скрещиваний. Укажите генотипы, фенотипы родительских особей и генотипы, фенотипы, долю каждой группы потомков в анализирующем скрещивании. Постройте генетическую карту для указанных выше генов, укажите на ней местоположение каждого гена и расстояние (в %) между ними, определите тип наследования генов указанных выше признаков.
Решение:
1) Р ааВВ х ААbb
сложные соцветия, простые соцветия,
опушённые плоды гладкие плоды
G аB Аb
F1 АаВb - простые соцветия, опушённые плоды;
2) анализирующее скрещивание
Р АаВb х ааbb
простые соцветия, сложные соцветия,
опушённые плоды гладкие плоды
G АВ, Аb, аВ, аb аb
F2
АаВb - простые соцветия, опушённые плоды, 8%:
Ааbb - простые соцветия, гладкие плоды, 42%;
ааВb - сложные соцветия, опушённые плоды, 42%;
ааbb — сложные соцветия, гладкие плоды, 8%:
3) а 16% b ИЛИ А 16% В
__._____.____ __._____.____
ИЛИ а 16% В ИЛИ А 10% b
__._____.____ __._____.____
Тип наследования генов — сцепленное наследование.
(Допускается генетическая символика изображения сцепленных генов в виде
)
Если в решении не определено сцепление генов и задача решена по схеме
независимого наследования, за задание выставляется 0 баллов.
Элемент 2 засчитывается только при наличии и генотипов, и фенотипов, и доли
каждой группы потомков.
Элемент 3 засчитывается при наличии генетической карты, указании на ней местоположения генов и расстояния между ними в процентах или морганидах, а также при определении типа наследования.
6. При скрещивании высокого растения томата с гладкими плодами и карликового растения с опушенными плодами все потомство получилось высокое с опушенными плодами. В анализирующем скрещивании гибридного потомства получилось четыре разные фенотипические группы, две из них составили по 12% от общего количества потомков. Составьте схемы скрещиваний. Укажите генотипы, фенотипы родительских особей и генотипы, фенотипы, долю каждой группы потомков в анализирующем скрещивании. Постройте генетическую карту для указанных выше генов, укажите на ней местоположение каждого гена и расстояние (в %) между ними. Определите тип наследования генов указанных выше признаков.
Решение:
1) Р ААbb х ааВВ
высокое растение, карликовое растение,
гладкие плоды опушенные плоды
G Аb аB
F1 АаВb - высокое растение, опушенные плоды;
2) анализирующее скрещивание
Р АаВb х ааbb
высокое растение, карликовое растение,
опушенные плоды гладкие плоды
G АВ, Аb, аВ, аb аb
F2
АаВb - высокое растение, опушенные, 12%:
Ааbb - высокое растение, гладкие плоды, 38%;
ааВb - плоды гладкие, опушенные, 38%;
ааbb - плоды гладкие, гладкие плоды, 12%:
3) а 24% b ИЛИ А 24% В
__._____.____ __._____.____
ИЛИ а 24% В ИЛИ А 24% b
__._____.____ __._____.____
Тип наследования генов — сцепленное наследование.
(Допускается генетическая символика изображения сцепленных генов в виде
)
Если в решении не определено сцепление генов и задача решена по схеме независимого наследования, за задание выставляется 0 баллов.
Элемент 2 засчитывается только при наличии и генотипов, и фенотипов, и доли каждой группы потомков.
Элемент 3 засчитывается при наличии генетической карты, указании на ней местоположения генов и расстояния между ними в процентах или морганидах, а также при определении типа наследования.
7. При скрещивании высокого растения томата с заостренными плодами и карликового растения с круглыми плодами все потомство получилось высокое с круглыми плодами. В анализирующем скрещивании гибридного потомства получилось четыре разные фенотипические группы, две из них составили по 16% от общего количества потомков. Составьте схемы скрещиваний. Укажите генотипы, фенотипы родительских особей и генотипы, фенотипы, долю каждой группы потомков в анализирующем скрещивании. Постройте генетическую карту для указанных выше генов, укажите на ней местоположение каждого гена и расстояние (в %) между ними. Определите тип наследования генов указанных выше признаков.
Решение:
Для составления схемы скрещивания и определения генотипов, мы должны использовать информацию о фенотипах родительских особей и их потомства.
Из предоставленных данных, у нас есть следующая информация:
Родитель 1: высокое растение томата с заостренными плодами
Родитель 2: карликовое растение томата с круглыми плодами
Схема скрещивания:
Пусть первое скрещивание будет между высоким растением томата с заостренными плодами (TT rr) и карликовым растением томата с круглыми плодами (tt RR).
Генотипы родительских особей:
Родитель 1: TT rr (высокое растение, заостренные плоды)
Родитель 2: tt RR (карликовое растение, круглые плоды)
Схема скрещивания:
Родитель 1 (TT rr) x Родитель 2 (tt RR)
Определение генотипов и фенотипов всех родителей и потомков
Для определения генотипов и фенотипов всех родителей и потомков, мы можем использовать правила комбинации аллелей при скрещивании.
Генотипы и фенотипы:
В первом поколении получили все потомство высокое с круглыми плодами.
Первое поколение:
Генотипы: Tt Rr (высокое растение, круглые плоды)
Фенотипы: высокое растение, круглые плоды
При анализирующем скрещивании гибридов первого поколения было получено четыре разные фенотипические группы, две из которых составили по 16% от общего количества потомков.
Составление схемы анализирующего скрещивания:
Пусть анализирующее скрещивание будет между гибридами первого поколения (Tt Rr).
Схема анализирующего скрещивания:
Родитель 1 (Tt Rr) x Родитель 2 (Tt Rr)
В результате анализирующего скрещивания, мы получим четыре разные фенотипические группы, две из которых составят по 16% от общего количества потомков.
Тип наследования генов — сцепленное наследование.
8. При скрещивании растения томата с нормальными листьями, плодами с заостренным концом и растения с пятнистыми листьями, плодами с незаостренным концом всё потомство получилось с нормальными листьями, плодами с незаостренным концом. В анализирующем скрещивании гибридного потомства получилось четыре разные фенотипические группы, две из них составили по 19% от общего количества потомков. Составьте схемы скрещиваний. Укажите генотипы, фенотипы родительских особей и генотипы, фенотипы, долю каждой группы потомков в анализирующем скрещивании. Постройте генетическую карту для указанных выше генов, укажите на ней местоположение каждого гена и расстояние (в %) между ними, определите тип наследования генов указанных выше признаков.
Решение:
9. При скрещивании высокого растения томата со сложными соцветиями и карликового растения с простыми соцветиями все потомство получилось высокое с простыми соцветиями. В анализирующем скрещивании гибридного потомства получилось четыре разные фенотипические группы, две из них составили по 20% от общего количества потомков. Составьте схемы скрещиваний. Укажите генотипы, фенотипы родительских особей и генотипы, фенотипы, долю каждой группы потомков в анализирующем скрещивании. Постройте генетическую карту для указанных выше генов, укажите на ней местоположение каждого гена и расстояние (в %) между ними. Определите тип наследования генов указанных выше признаков.
Решение:
10. При скрещивании растения томата с нормальными листьями, сложными соцветиями и растения с пятнистыми листьями, простыми соцветиями всё потомство получилось с нормальными листьями, простыми соцветиями. В анализирующем скрещивании гибридного потомства получилось четыре разные фенотипические группы, две из них составили по 21% от общего количества потомков. Составьте схемы скрещиваний. Укажите генотипы, фенотипы родительских особей и генотипы, фенотипы, долю каждой группы потомков в анализирующем скрещивании. Постройте генетическую карту для указанных выше генов, укажите на ней местоположение каждого гена и расстояние (в %) между ними, определите тип наследования генов указанных выше признаков.
Решение:
11. На Х- и Y-хромосомах человека существуют псевдоаутосомные участки, содержащие аллели одного гена, между которыми может происходить кроссинговер. Один из таких генов вызывает аномалии в развитии кисти. Рецессивный аллель гена атрофии зрительного нерва наследуется сцепленно с полом. Женщина с нормальным развитием кисти и атрофией зрительного нерва вышла замуж за гетерозиготного мужчину с аномалией развития кисти и нормальным зрительным нервом. Его мать, гомозиготная по гену аномалии кисти, имела нормальную кисть. Родившаяся в этом браке дочь с аномалией развития кисти вышла замуж за мужчину без названных заболеваний. Определите генотипы родителей и генотипы, фенотипы, пол возможного потомства. Возможно ли рождение во втором браке ребенка, страдающего двумя названными заболеваниями? Ответ поясните.
Решение:
12. На Х- и Y-хромосомах человека существуют псевдоаутосомные участки, содержащие аллели одного гена, между которыми может происходить кроссинговер. Один из таких генов вызывает аномалии в развитии кисти. Рецессивный аллель куриной слепоты (ночной слепоты) наследуется сцепленно с полом. Женщина с нормальным развитием кисти и куриной слепотой вышла замуж за гетерозиготного мужчину с аномалией развития кисти и нормальным ночным зрением. Его мать, гомозиготная по гену аномалии кисти, имела нормальную кисть. Родившаяся в этом браке дочь с аномалией развития кисти вышла замуж за мужчину без названных заболеваний. Определите генотипы родителей и генотипы, фенотипы, пол возможного потомства. Возможно ли рождение во втором браке ребенка, страдающего двумя названными заболеваниями? Ответ поясните.
Решение:
Схема решения задачи включает следующие элементы:
1)
Р | ♀ ХabХab | x | ♂ ХаBYA |
Нормальное развитие кисти, |
Аномалия развития кисти, |
||
G | Хab | ХаB, ХAB, YA, Yа | |
F1 |
генотипы, фенотипы возможных дочерей: генотипы, фенотипы возможных сыновей: |
2)
Р | ♀ ХabХAB | x | ♂ ХаBYa |
Аномалия развития кисти, нормальное ночное зрение |
Нормальное развитие кисти, нормальное ночное зрение |
||
G | Xab, XAB, XaB, XAb | ХaB, Yа | |
F2 |
генотипы, фенотипы возможных дочерей: генотипы, фенотипы возможных сыновей: |
3) Во втором браке возможно рождение сына с аномалией развития кисти и куриной слепотой (XAbYa). В генотипе этою ребенка находится материнская XAb -хромосома. образовавшаяся в результате кроссинговсра. и отцовская Ya -хромосома.
13. На Х- и Y-хромосомах человека существуют псевдоаутосомные участки, содержащие аллели одного гена, между которыми может происходить кроссинговер. Один из таких генов вызывает аномалии в развитии кисти. Рецессивный аллель гена отсутствия потовых желез наследуется сцепленно с полом. Женщина с нормальным развитием кисти и отсутствием потовых желез вышла замуж за гетерозиготного мужчину с аномалией развития кисти и наличием потовых желез. Его мать, гомозиготная по гену аномалии кисти, имела нормальную кисть. Родившаяся в этом браке дочь с аномалией развития кисти вышла замуж за мужчину без названных заболеваний. Определите генотипы родителей и генотипы, фенотипы, пол возможного потомства. Возможно ли рождение во втором браке ребёнка, страдающего двумя названными заболеваниями? Ответ поясните.
Решение:
14. На Х- и Y-хромосомах человека существуют псевдоаутосомные участки, содержащие аллели одного гена, между которыми может происходить кроссинговер. Один из таких генов вызывает пигментную ксеродерму (повышенную чувствительность к ультрафиолетовому облучению). Рецессивный аллель гена атрофии зрительного нерва наследуется сцепленно с полом. Женщина с пигментной ксеродермой и атрофией зрительного нерва вышла замуж за гетерозиготного мужчину без этих заболеваний. Его мать, гомозиготная по гену пигментной ксеродермы, страдала названным заболеванием. Родившаяся в этом браке дочь без указанных заболеваний вышла замуж за мужчину с пигментной ксеродермой и нормальным зрительным нервом. Определите генотипы родителей и генотипы, фенотипы, пол возможного потомства. Возможно ли рождение в первом браке ребёнка, страдающего двумя названными заболеваниями? Ответ поясните.
Решение:
15. На Х- и Y-хромосомах человека существуют псевдоаутосомные участки, содержащие аллели одного гена, между которыми может происходить кроссинговер. Один из таких генов вызывает пигментную ксеродерму (повышенную чувствительность к ультрафиолетовому облучению). Рецессивный аллель гена куриной слепоты (ночной слепоты) наследуется сцепленно с полом. Женщина с пигментной ксеродермой и куриной слепотой вышла замуж за гетерозиготного мужчину без этих заболеваний. Его мать, гомозиготная по гену пигментной ксеродермы, страдала названным заболеванием. Родившаяся в этом браке дочь без указанных заболеваний вышла замуж за мужчину с пигментной ксеродермой и нормальным ночным зрением. Определите генотипы родителей и генотипы, фенотипы, пол возможного потомства. Возможно ли рождение в первом браке ребёнка, страдающего двумя названными заболеваниями? Ответ поясните.
Решение:
16. На Х- и Y-хромосомах человека существуют псевдоаутосомные участки, содержащие аллели одного гена, между которыми может происходить кроссинговер. Один из таких генов вызывает пигментную ксеродерму (повышенную чувствительность к ультрафиолетовому облучению). Рецессивный аллель гена отсутствия потовых желез наследуется сцепленно с полом. Женщина с пигментной ксеродермой и отсутствием потовых желез вышла замуж за гетерозиготного мужчину без этих заболеваний. Его мать, гомозиготная по гену пигментной ксеродермы, страдала названным заболеванием. Родившаяся в этом браке дочь без указанных заболеваний вышла замуж за мужчину с пигментной ксеродермой и наличием потовых желез. Определите генотипы родителей и генотипы, фенотипы, пол возможного потомства. Возможно ли рождение в первом браке ребёнка, страдающего двумя названными заболеваниями? Ответ поясните.
Решение:
17. На Х- и Y-хромосомах человека существуют псевдоаутосомные участки, содержащие аллели одного гена, между которыми может происходить кроссинговер. Один из таких генов вызывает пигментную ксеродерму (повышенную чувствительность к ультрафиолетовому облучению). Рецессивный аллель гена ихтиоза (заболевание кожи) наследуется сцепленно с полом. Женщина с пигментной ксеродермой и ихтиозом вышла замуж за гетерозиготного мужчину без этих заболеваний. Его мать, гомозиготная по гену пигментной ксеродермы, страдала названным заболеванием. Родившаяся в этом браке дочь без указанных заболеваний вышла замуж за мужчину с пигментной ксеродермой и отсутствием ихтиоза. Определите генотипы родителей и генотипы, фенотипы, пол возможного потомства. Возможно ли рождение в первом браке ребёнка, страдающего двумя названными заболеваниями? Ответ поясните.
Решение:
18. У человека аллели генов атрофии зрительного нерва и ихтиоза (заболевание кожи) находятся в одной хромосоме и наследуются сцепленно с полом. Женщина, не имеющая этих заболеваний, у матери которой был ихтиоз, а у отца - атрофия зрительного нерва, вышла замуж за мужчину без этих заболеваний. Родившаяся в этом браке гомозиготная здоровая дочь вышла замуж за мужчину, не имеющего этих заболеваний. В их семье родился ребенок, страдающий ихтиозом. Составьте схемы решения задачи. Укажите генотипы, фенотипы родителей и генотипы, фенотипы, пол возможного потомства в двух браках. Возможно ли в первом браке рождение ребенка, страдающего двумя названными заболеваниями? Ответ поясните.
Решение:
19. У человека аллели генов куриной слепоты (ночной слепоты) и атрофии зрительного нерва находятся в одной хромосоме и наследуются сцепленно с полом. Женщина, не имеющая этих заболеваний, у матери которой была атрофия зрительного нерва, а у отца - куриная слепота, вышла замуж за мужчину без этих заболеваний. Родившаяся в этом браке гомозиготная здоровая дочь вышла замуж за мужчину, не имеющего этих заболеваний. В их семье родился ребенок с атрофией зрительного нерва. Составьте схемы решения задачи. Укажите генотипы, фенотипы родителей и генотипы, фенотипы, пол возможного потомства в двух браках. Возможно ли в первом браке рождение ребенка, страдающего двумя названными заболеваниями? Ответ поясните.
Решение:
20. У человека аллели генов куриной слепоты (ночной слепоты) и ихтиоза (заболевание кожи) находятся в одной хромосоме и наследуются сцепленно с полом. Женщина, не имеющая этих заболеваний, у матери которой был ихтиоз, а у отца - куриная слепота, вышла замуж за мужчину без этих заболеваний. Родившаяся в этом браке гомозиготная здоровая дочь вышла замуж за мужчину, не имеющего этих заболеваний. В их семье родился ребенок, страдающий ихтиозом. Составьте схемы решения задачи. Укажите генотипы, фенотипы родителей и генотипы, фенотипы, пол возможного потомства в двух браках. Возможно ли в первом браке рождение ребенка, страдающего двумя названными заболеваниями? Ответ поясните.
Решение:
21. У человека аллели генов мышечной дистрофии и атрофии зрительного нерва находятся в одной хромосоме и наследуются сцеплено с полом. Женщина, не имеющая этих заболеваний, у матери которой была атрофия зрительного нерва, а у отца – мышечная дистрофия, вышла замуж за мужчину, не имеющего этих заболеваний. Родившаяся в этом браке гомозиготная здоровая дочь вышла замуж за мужчину без этих заболеваний. В их семье родился ребенок с атрофией зрительного нерва. Составьте схемы решения задачи. Укажите генотипы, фенотипы родителей и генотипы, фенотипы, пол возможного потомства в двух браках. Возможно ли в первом браке рождение ребенка, страдающего двумя названными заболеваниями? Ответ поясните.
Решение:
22. У человека аллели генов мышечной дистрофии и куриной слепоты (ночной слепоты) находятся в одной хромосоме и наследуются сцепленно с полом. Женщина, не имеющая этих заболеваний, у матери которой была куриная слепота, а у отца – мышечная дистрофия, вышла замуж за мужчину без этих заболеваний. Родившаяся в этом браке гомозиготная здоровая дочь вышла замуж за мужчину, не имеющего этих заболеваний. В их семье родился ребёнок с куриной слепотой. Составьте схемы решения задачи. Укажите генотипы, фенотипы родителей и генотипы, фенотипы, пол возможного потомства в двух браках. Возможно ли в первом браке рождение ребёнка, страдающего двумя названными заболеваниями? Ответ поясните.
Решение:
23. У человека аллели генов мышечной дистрофии и отсутствия потовых желез находятся в одной хромосоме и наследуются сцепленно с полом. Женщина, не имеющая этих заболеваний, у матери которой отсутствовали потовые железы, а у отца была мышечная дистрофия, вышла замуж за мужчину без этих заболеваний. Родившаяся в этом браке гомозиготная здоровая дочь вышла замуж за мужчину, не имеющего этих заболеваний. В их семье родился ребёнок с отсутствием потовых желез. Составьте схемы решения задачи. Укажите генотипы, фенотипы родителей и генотипы, фенотипы, пол возможного потомства в двух браках. Возможно ли в первом браке рождение ребёнка, страдающего двумя названными заболеваниями? Ответ поясните.
Решение:
24. У кур признаки наличия гребня, оперённых ног аутосомные. При скрещивании курицы с гребнем, оперёнными ногами и петуха с гребнем, голыми ногами 1/4 часть потомства получилась без гребня, но всё потомство имело оперённые ноги. Во втором скрещивании другой курицы с гребнем, оперёнными ногами и этого же петуха в потомстве получилось расщепление по фенотипу 3:3:1:1. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родительских особей, генотипы и фенотипы потомства в двух скрещиваниях. Какова вероятность получения во втором скрещивании потомства, генотипически сходного с петухом?
Решение:
1) P ♀ AaBB × ♂ Aabb
G AB, aB Ab, ab
F1 AABb, 2AaBb – наличие гребня, оперённые ноги;
aaBb – отсутствие гребня, оперённые ноги;
2) P ♀ AaBb × ♂ Aabb
G AB, Ab, aB, ab Ab, ab
F1 AABb, 2AaBb – наличие гребня, оперённые ноги;
AAbb, 2Aabb – наличие гребня, голые ноги;
aaBb – отсутствие гребня, оперённые ноги;
aabb – отсутствие гребня, голые ноги;
3) вероятность получения во втором скрещивании потомства,
генотипически сходного с петухом, составит 2/8 (или 1/4, или 25%).
25. Группа крови (I) и резус-фактор (R) – аутосомные несцепленные признаки. Группа крови контролируется тремя аллелями одного гена: i0, IA, IB. Женщина с третьей группой крови и положительным резус-фактором вышла замуж за мужчину с первой группой крови и отрицательным резус-фактором. В этом браке родился сын с отрицательным резус-фактором. Составьте схему решения задачи. Определите все возможные генотипы родителей, генотипы и фенотипы потомков. Какова вероятность рождения в данном браке детей, фенотипически сходных по рассматриваемым признакам с матерью?
Решение:
Задание с ЕГЭ 2022 года
Скрещены чистые линии мышей с извитой шерстью нормальной длины и с прямой длинной шерстью. Гибриды первого поколения имели прямую шерсть нормальной длины. В анализирующем скрещивании полученных гибридов образовалось четыре фенотипические группы: 27, 99, 98, 24.
Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родительских особей, генотипы и фенотипы потомства в каждой группе. Объясните формирование четырёх фенотипических групп.
Решение:
1) генотипы родителей:
Р ааВВ х ААbЬ
извитая шерсть прямая длинная
нормальной длины шерсть
G аВ Аb
генотип и фенотип полученного гибрида:
F1 — АаВЬ - прямая шерсть нормальной длины;
2) анализирующее скрещивание:
Р1 АаВЬ х ааbb
прямая шерсть извитая длинная
нормальной длины шерсть
G АВ, Аb, аВ, аb ab
генотипы и фенотипы полученных гибридов:
F2 АаВb - прямая шерсть нормальной длины: 27 (24);
ааВb - извитая шерсть нормальной длины: 99 (98);
Ааbb — прямая длинная шерсть: 98 (99);
ааbb — извитая длинная шерсть: 24 (27);
3) присутствие в потомстве двух многочисленных групп особей:
99 (98) с извитой шерстью нормальной длины и 98 (99) с прямой длинной шерстью -— примерно в равных долях является результатом сцепленного наследования аллелей а и В, А и b между собой. Две другие малочисленные фенотипические группы (27 и 24) образуются в результате кроссинговера.
Если в решении не определено сцепление генов и задача решена по схеме независимого наследования, за задание выставляется () баллов.
Элементы 1 и 2 засчитываются только при наличии и генотипов, и фенотипов, и числа всех возможных потомков.