ФИПИ скрыли от посторонних глаз свой старый банк заданий, планируют его удалить насовсем. Но в нем осталось много заданий прошлых лет, которые могут выпасть и на реальном ЕГЭ по биологии. Копию заданий скрытого банка ФИПИ на всякий случай будем хранить у себя, пригодится.

Задания по теме "биология как наука" из скрытого банка ФИПИ

Какой из перечисленных ниже процессов характерен только для животных?

 1) 

образование органических веществ из неорганических на свету

 2) 

восприятие раздражений из окружающей среды и преобразование их в нервные импульсы

 3) 

поступление веществ в организм, их преобразование и удаление конечных продуктов жизнедеятельности

 4) 

поглощение кислорода и выделение углекислого газа в процессе дыхания

Номер: F5E144


Какое свойство организмов обеспечивает преемственность жизни на Земле?

 1) 

обмен веществ

 2) 

раздражимость

 3) 

размножение

 4) 

изменчивость

Номер: B30044


Укажите признак, характерный только для царства животных.

 1) 

дышат, питаются, размножаются

 2) 

состоят из разнообразных тканей

 3) 

обладают раздражимостью

 4) 

имеют нервную ткань

Номер: 1A9144


Русский биолог Д.И. Ивановский, изучая заболевание листьев табака, открыл

 1) 

вирусы

 2) 

простейших

 3) 

бактерии

 4) 

грибы

Номер: 5EFB4A


Развитие организма животного от момента образования зиготы до рождения изучает наука

 1) 

генетика

 2) 

физиология

 3) 

морфология

 4) 

эмбриология

Номер: 05CC07


Строение и распространение древних папоротниковидных изучает наука

 1) 

физиология растений

 2) 

экология растений

 3) 

палеонтология

 4) 

селекция

Номер: 78DF06


Какая наука изучает многообразие организмов и объединяет их в группы на основе родства?

 1) 

морфология

 2) 

систематика

 3) 

экология

 4) 

физиология

Номер: 290C0E


Для изучения строения молекул полисахаридов и их роли в клетке используют метод

 1) 

биохимический

 2) 

электронной микроскопии

 3) 

цитогенетический

 4) 

световой микроскопии

Номер: 84977C


Способность организма отвечать на воздействия окружающей среды называют

 1) 

воспроизведением

 2) 

эволюцией

 3) 

раздражимостью

 4) 

нормой реакции

Номер: 98AEB8


Генеалогический метод использует наука

 1) 

морфология

 2) 

биохимия

 3) 

генетика

 4) 

эмбриология

Номер: 3EDCBC


Изучение сортового и видового разнообразия растений – задача науки

 1) 

палеонтологии

 2) 

биогеографии

 3) 

экологии

 4) 

селекции

Номер: 3D79B8


Какой уровень  организации живого служит основным объектом изучения цитологии?

 1) 

клеточный

 2) 

популяционно-видовой

 3) 

биогеоценотический

 4) 

биосферный

Номер: 8AFFB7


Обмен веществ характерен для

 1) 

тел неживой природы

 2) 

бактериофагов

 3) 

вирусов гриппа

 4) 

водорослей

Номер: 8584BB


На каком уровне организации происходит реализация наследственной информации?

 1) 

биосферном

 2) 

экосистемном

 3) 

популяционном

 4) 

организменном

Номер: BCD016


Наука, классифицирующая организмы на основе их родства, –

 1) 

экология

 2) 

систематика

 3) 

морфология

 4) 

палеонтология

Номер: 164FD3


Высшим уровнем организации  жизни является

 1) 

организм

 2) 

экосистема

 3) 

биосфера

 4) 

популяция

Номер: 9DCDD5


Генные мутации происходят на уровне организации живого

 1) 

организменном

 2) 

популяционном

 3) 

видовом

 4) 

молекулярном

Номер: AB865B


Получением высокоурожайных полиплоидных растений занимается наука

 1) 

селекция

 2) 

генетика

 3) 

физиология

 4) 

ботаника

Номер: 9AAD55


Выведением новых высокопродуктивных штаммов микроорганизмов занимается наука

 1) 

генетика

 2) 

биохимия

 3) 

цитология

 4) 

селекция

Номер: 087EC2


Какие методы используют для изучения  строения и функций клетки?

 1) 

генная инженерия

 2) 

микроскопирование

 3) 

цитогенетический анализ

 4) 

культуры клеток и тканей

 5) 

центрифугирование

 6) 

гибридизация

Номер: BF66C1


Методы выведения новых пород животных разрабатывает наука

 1) 

генетика

 2) 

микробиология

 3) 

селекция

 4) 

физиология животных

Номер: 1F8EC6


Генетика имеет большое значение для медицины, так как она

 1) 

устанавливает причины наследственных заболеваний

 2) 

создает лекарства для лечения больных

 3) 

ведет борьбу с эпидемиями

 4) 

защищает окружающую среду от загрязнения мутагенами

Номер: 8FAF94


Главный признак живого –

 1) 

движение

 2) 

увеличение массы

 3) 

обмен веществ

 4) 

преобразование веществ

Номер: 25ADEC


Изучать структуру органоидов клетки позволяет метод

 1) 

светового микроскопирования

 2) 

электронного микроскопирования

 3) 

центрифугирования

 4) 

культуры тканей

Номер: 24C9EC


Процессы экологического и географического видообразования исследует наука

 1) 

генетика

 2) 

селекция

 3) 

об эволюции

 4) 

систематика

Номер: 989265


Изучением влияния загрязнений на окружающую среду занимается наука

 1) 

физиология

 2) 

экология

 3) 

биогеография

 4) 

селекция

Номер: 1F2C3F


По каким признакам живые организмы отличаются от тел неживой природы?

2B183E


В цитологии используют метод

 1) 

гибридологического анализа

 2) 

искусственного отбора

 3) 

электронной микроскопии

 4) 

близнецовый

Номер: 5A7E4F


Клевер красный, занимающий определенный ареал, представляет собой уровень организации живой природы

 1) 

организменный

 2) 

биоценотический

 3) 

биосферный

 4) 

популяционно-видовой

Номер: 2D420F


Эмбриология – наука, которая изучает

 1) 

ископаемые остатки организмов

 2) 

причины мутаций

 3) 

законы наследственности

 4) 

зародышевое развитие организмов

Номер: F69DA8


Какая наука изучает строение и функции клеток организмов разных царств живой природы?

 1) 

экология

 2) 

генетика

 3) 

селекция

 4) 

цитология

Номер: 1F41CA


Основная задача систематики – изучение

 1) 

этапов исторического развития организмов

 2) 

отношений организмов и окружающей среды

 3) 

приспособленности организмов к условиям обитания

 4) 

организмов и объединение их в группы на основе родства

Номер: 3B8396


На каком уровне организации живого осуществляется в природе круговорот веществ?

 1) 

клеточном

 2) 

организменном

 3) 

популяционно-видовом

 4) 

биосферном

Номер: 2D7107


Увеличение массы и размеров тела в онтогенезе человека –

 1) 

размножение

 2) 

развитие

 3) 

рост

 4) 

эволюция

Номер: D16941


Для живых объектов природы, в отличие от неживых тел, характерно

 1) 

уменьшение веса

 2) 

перемещение в пространстве

 3) 

дыхание

 4) 

растворение веществ в воде

Номер: 3691FD


Для выявления изменений, происходящих в живой клетке в процессе митоза, используется метод

 1) 

микроскопии

 2) 

пересадки генов

 3) 

конструирования генов

 4) 

центрифугирования

Номер: C23912


Ископаемые остатки организмов изучает наука

 1) 

биогеография

 2) 

эмбриология

 3) 

сравнительная анатомия

 4) 

палеонтология

Номер: 7B37FC


Наука о многообразии организмов и распределении их по родственным группам –

 1) 

цитология

 2) 

селекция

 3) 

систематика

 4) 

биогеография

Номер: 1FFA22


В какой микроскоп можно увидеть внутреннее строение хлоропластов?

 1) 

школьный

 2) 

световой

 3) 

бинокулярный

 4) 

электронный

Номер: FFEFD2


Один из признаков отличия живого от неживого – это способность к

 1) 

изменению размеров

 2) 

самовоспроизведению

 3) 

разрушению

 4) 

росту

Номер: 228A05


Изучение строения мельчайших органоидов клетки и крупных молекул стало возможным после изобретения

 1) 

ручной лупы

 2) 

электронного микроскопа

 3) 

штативной лупы

 4) 

светового микроскопа

Номер: A3F9D0


Наука, изучающая сходство и различие зародышей позвоночных, –

 1) 

биотехнология

 2) 

генетика

 3) 

анатомия

 4) 

эмбриология

Номер: 2416DD


Близнецовый метод используется в  науке

 1) 

селекции

 2) 

генетике

 3) 

физиологии

 4) 

цитологии

Номер: 3D460A


Образование новых видов организмов происходит на уровне организации живого

 1) 

организменном

 2) 

популяционно-видовом

 3) 

биогеоценотическом

 4) 

биосферном

Номер: B4F750


Какая наука занимается проблемами взаимосвязи организмов между собой и их средой обитания ?

 1) 

палеонтология

 2) 

эмбриология

 3) 

экология

 4) 

селекция

Номер: F67E00


Какому уровню организации живого свойственны хромосомные мутации?

 1) 

организменному

 2) 

видовому

 3) 

клеточному

 4) 

популяционному

Номер: 5BCB5D


В световой микроскоп можно увидеть

 1) 

деление клетки

 2) 

биосинтез белка

 3) 

рибосомы

 4) 

молекулы АТФ

Номер: D8B9BE


Первичную, вторичную, третичную структуры белка изучают на уровне организации живого

 1) 

тканевом

 2) 

молекулярном

 3) 

организменном

 4) 

клеточном

Номер: 21E479


Причины комбинативной изменчивости изучают

 1) 

генетики

 2) 

палеонтологи

 3) 

экологи

 4) 

эмбриологи

Номер: BB4853


Какой метод исследования используют в цитологии?

 1) 

гибридологический

 2) 

центрифугирования

 3) 

генеалогический

 4) 

инбридинг

Номер: 551C08

Какой признак живого характерен для вирусов?

 1) 

раздражимость

 2) 

возбудимость

 3) 

обмен веществ

 4) 

воспроизведение

Номер: 44F8D8


Нарушения углеводного обмена у человека исследуют с помощью метода

 1) 

цитогенетического

 2) 

генеалогического

 3) 

экспериментального

 4) 

биохимического

Номер: 4C66DC


Особенности процессов онтогенеза изучает наука

 1) 

систематика

 2) 

селекция

 3) 

эмбриология

 4) 

палеонтология

Номер: 8B7A7C


Использование в цитологии современных методов исследования позволило изучить строение и функции

 1) 

организма растений

 2) 

органов животных

 3) 

органоидов клетки

 4) 

систем органов

Номер: F14AE7


Какие органоиды были обнаружены в клетке с помощью электронного микроскопа?

 1) 

рибосомы

 2) 

ядра

 3) 

хлоропласты

 4) 

вакуоли

Номер: 350B4C


В основе разделения органоидов методом центрифугирования лежат их различия по

 1) 

размеру и массе

 2) 

строению и составу

 3) 

выполняемым функциям

 4) 

расположению в цитоплазме

Номер: 9D0F13


Созданием новых особей из комбинированных клеток занимается

 1) 

цитология

 2) 

микробиология

 3) 

клеточная инженерия

 4) 

генная инженерия

Номер: F6D6ED


Наука, изучающая роль митохондрий в метаболизме, –

 1) 

генетика

 2) 

селекция

 3) 

органическая химия

 4) 

молекулярная биология

Номер: 609D43


Начальные стадии онтогенеза позвоночных животных изучает наука

 1) 

морфология

 2) 

генетика

 3) 

эмбриология

 4) 

анатомия

Номер: 6A54F7


Экспериментатор решил изучить работу сердца амфибии. Для этого он выделил сердце травяной лягушки (Rana temporaria), поместил его
в физиологический раствор и измерил нормальную силу его сокращения. Затем он добавил в раствор адреналин и измерил силу сокращения ещё раз. Результаты опыта представлены на графике.

undefined

Какой параметр был задан экспериментатором (независимая переменная),
а какой параметр менялся в зависимости от заданного (зависимая переменная)? Действию какого отдела вегетативной нервной системы аналогично действие адреналина? Как действует адреналин на сердечно-сосудистую систему? Укажите две функции.

Номер: 573EBA


На каком уровне организации живого проявляются отношения между особями одной стаи волков?

 1) 

биосферном

 2) 

организменном

 3) 

популяционно-видовом

 4) 

биогеоценотическом

Номер: C39173


Генеалогический метод используют для изучения

 1) 

высшей нервной деятельности

 2) 

причин изменения хромосом

 3) 

этапов индивидуального развития

 4) 

закономерностей наследования признаков

Номер: 8B99B7


В световой микроскоп можно увидеть

 1) 

деление клетки

 2) 

репликацию ДНК

 3) 

транскрипцию

 4) 

фотолиз воды

Номер: AFB01F


Какая наука изучает строение и функции внутриклеточных структур?

 1) 

экология

 2) 

физиология

 3) 

цитология

 4) 

эмбриология

Номер: 700FD0


В световой микроскоп можно увидеть

 1) 

деление клетки

 2) 

репликацию ДНК

 3) 

транскрипцию

 4) 

трансляцию

Номер: AFE256


С помощью метода центрифугирования можно

 1) 

изучить строение отдельных молекул

 2) 

получить культуру ткани

 3) 

разделить органоиды клетки

 4) 

выделить из клетки органические вещества

Номер: 033C93


Какой метод используют в генетике для изучения причины геномных мутаций?

 1) 

популяционно-статистический

 2) 

цитогенетический

 3) 

близнецовый

 4) 

биохимический

Номер: 1985E4


Взаимоотношения организмов и окружающей их среды изучает наука

 1) 

систематика

 2) 

физиология

 3) 

экология

 4) 

селекция

Номер: B6BE3B


Экспериментатор наблюдал за биологическими процессами в организме лошади при её переходе с ходьбы на галоп. Как при этом переходе у лошади изменяются показатели объёма сердечного выброса и скорость проведения нервного импульса?

Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения:

1) увеличивается

2) уменьшается

3) не изменяется

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры
в ответе могут повторяться.

Объём сердечного выброса

 Скорость проведения нервного импульса

   

Номер: 4D89F6


Рассмотрите таблицу «Признаки живых систем». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.

Признаки живых систем

Примеры

Ритмичность

Чередование сна и бодрствования

?

Появление птенцов в колонии пингвинов

Номер: AC41F8

Рассмотрите таблицу «Биология как наука». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.

Разделы биологии

Области исследования

Этология

Закономерности поведения животных в естественных условиях

?

Строение клеток организмов разных царств

Номер: 054EB7


Проанализируйте диаграмму «Активность жителей, отдыхающих в парке, до и после установки тренажёров в фитнес-зоне», если численность посетителей парка после установки тренажёров не изменилась.

undefined

undefined

Выберите все утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных. Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.

 1) 

В парке доля занимающихся фитнесом людей увеличилась после установки тренажёров.

 2) 

Установка тренажёров в парках положительно сказывается на здоровье проживающих поблизости людей.

 3) 

Прогулки для здоровья полезнее, чем пассивный отдых на скамейках.

 4) 

Молодые люди предпочитают активный отдых, а пожилые –– отдых на скамейках.

 5) 

Предпочитающих прогуливаться в фитнес-зоне людей стало меньше, а на удалении от неё –– больше.

Номер: AE465A


Рассмотрите таблицу «Биология как наука». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.

Разделы биологии

Объект изучения / Область исследования

Генетика

Закономерности наследственности и изменчивости

?

Зародыши позвоночных животных

Номер: 124BB6


Рассмотрите таблицу «Общие признаки биологических систем». Запишите
в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.

Признаки живого

Примеры

Эволюция

Филогенез рода Человек

?

Миграция деревенских ласточек как реакция на уменьшение длины светового дня

Номер: 47A1D0


Рассмотрите таблицу «Общие признаки биологических систем». Запишите
в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.

Признаки живого

Примеры

Обмен веществ

Фотосинтез в листе растения

?

Деление клетки бактерии

Номер: F1F8DD


Рассмотрите таблицу «Общие признаки биологических систем». Запишите
в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.

Признаки живого

Примеры

Клеточное строение

Эритроциты, миоциты, нейроны человека

?

Поддержание нормальных значений температуры тела, уровней артериального давления и глюкозы у человека

Номер: 9F965B


Проанализируйте диаграммы, на которых представлена мышечная сила
(в КГС) правой кисти мальчиков в возрасте 13––14 лет в разные годы.

Мальчики, 13 лет

undefined

Мальчики, 14 лет

undefined

Выберите все утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных. Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.

 1) 

Сила кисти рук прямо пропорциональна возрасту мальчиков.

 2) 

В каждом следующем поколении кисть у подростков становилась слабее.

 3) 

В прошлые периоды рост мальчиков был выше, чем в настоящее время.

 4) 

Разница в силе правой кисти между 13- и 14-летними мальчиками из поколения в поколение сокращалась.

 5) 

Сила кисти рук подростков уменьшалась, так как они меньше занимались спортом.

Номер: BAFC92


Экспериментатор решил изучить работу сердца амфибии. Для этого он выделил сердце травяной лягушки (Rana temporaria), поместил его
в физиологический раствор и измерил нормальную силу сокращения, а затем добавил в раствор адреналин и измерил силу сокращения ещё раз. Результаты опыта представлены на графике.

undefined

Какой параметр был задан экспериментатором (независимая переменная),
 а какой параметр менялся в зависимости от заданного (зависимая переменная)? Как действует адреналин на сердце лягушки в этом эксперименте? Приведите два примера действия адреналина. Действию какого иона аналогично действие адреналина? В каких железах
в норме происходит выделение адреналина?

Номер: 2A9134


Причины изменчивости организмов в процессе индивидуального развития изучает наука

 1) 

экология

 2) 

физиология

 3) 

генетика

 4) 

систематика

Номер: 7E11F7


Зелёная эвглена, совмещающая признаки растений и животных, –– пример уровня организации

 1) 

экосистемного

 2) 

организменного

 3) 

биогеоценотического

 4) 

молекулярного

Номер: 385200


Встраиванием отдельных генов или их исключением из молекул ДНК клеток или организмов занимается

 1) 

клеточная инженерия

 2) 

генная инженерия

 3) 

селекция

 4) 

генетика организмов

Номер: 4F8E7F


Примером какого уровня организации живого являются прудовые лягушки, длительно обитающие в одном озере?

 1) 

клеточного

 2) 

биосферного

 3) 

организменного

 4) 

популяционно-видового

Номер: 56285E


Метод получения полиплоидов используют в своей работе

 1) 

систематики

 2) 

селекционеры

 3) 

палеонтологи

 4) 

физиологи

Номер: 877EA8


В основе какого метода создания сортов растений лежит кратное увеличение набора хромосом в клетках?

 1) 

гибридизации

 2) 

полиплоидизации

 3) 

инбридинга

 4) 

аутбридинга

Номер: 64A431


Использование цитогенетического метода позволяет обнаружить у человека нарушение

 1) 

развития органов у зародыша

 2) 

обмена веществ в клетке

 3) 

структуры цитоплазмы клетки

 4) 

строения и числа хромосом

Номер: AEFA8E


Выберите два верных ответа из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Примеры каких научных методов иллюстрирует сюжет картины голландского художника Я. Стена «Пульс»?

undefined

 1) 

абстрагирование

 2) 

моделирование

 3) 

эксперимент

 4) 

измерение

 5) 

наблюдение

Номер: F45D1A


Выберите два верных ответа из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Метод кольцевания используют для

 1) 

определения сроков и путей миграции птиц

 2) 

изучения механизмов полета птиц на разной высоте

 3) 

определения особенностей поведения домашних птиц

 4) 

оценки ущерба, наносимого человеку птицами

 5) 

определения продолжительности жизни птиц

Номер: 4B835A


Выберите два верных ответа из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Энергетический обмен у обыкновенной амёбы происходит на уровне организации живого

 1) 

клеточном

 2) 

биосферном

 3) 

организменном

 4) 

биогеоценотическом

 5) 

популяционно-видовом

Номер: 10D171


Выберите два верных ответа из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Для определения количества эритроцитов в крови человека используют методы

 1) 

микроскопирования

 2) 

гибридизации

 3) 

эксперимента

 4) 

измерения

 5) 

клонирования

Номер: C01595


Выберите два верных ответа из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Клеточный уровень организации жизни совпадает с организменным у

 1) 

вируса гриппа

 2) 

амёбы

 3) 

бактериофага

 4) 

гидры

 5) 

хламидомонады

Номер: EBD131

Проанализируйте график зависимости температуры тела больного малярией от продолжительности болезни.

undefined

Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных.

 1) 

Человек –– промежуточный хозяин малярийного плазмодия.

 2) 

По мере развития болезни наблюдается тенденция к нарастанию лихорадки.

 3) 

Малярия широко распространена в экваториальной и субэкваториальной зонах.

 4) 

Состояния лихорадки наступают при выходе плазмодиев из эритроцитов.

 5) 

Для данной формы малярии характерен 48-часовой цикл наступления приступов.

Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.

Номер: 385E32


Рассмотрите таблицу «Признаки живых систем» и заполните ячейку, вписав соответствующий термин.

Признак живых систем

Иллюстрация признака

Клеточное строение

undefined

?

undefined

Номер: 093A3F


Проанализируйте таблицу «Реакция мальков на загрязнение воды трифенилфосфатом (ТФФ)».

Концентра-ция ТФФ

(мкг/л)

Число выживших мальков (%)

Количество вылупив-шихся икринок (%)

Частота нарушений развития (%)

Частота сердечных сокращений

(ударов/мин.)

Масса тела

(мг)

0,0

93,8

94,1

0,5

171,3

5,0

0,8

93,8

94,9

0,6

167,3

5,0

4,0

94,9

94,9

0,9

168,7

5,1

20,0

92,5

91,1

1,5

167,2

5,1

100,0

92,9

93,6

2,0

157,3

4,7

Выберите все утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных. Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.

 1) 

ТФФ в определённых концентрациях может оказывать положительное влияние на мальков.

 2) 

В эксперименте была выявлена зависимость между концентрацией ТФФ и частотой нарушения развития у мальков.

 3) 

ТФФ ядовит как для мальков, так и для взрослых рыб.

 4) 

При концентрации ТФФ 20 мкг/л были допущены ошибки при проведении эксперимента.

 5) 

Частота сердечных сокращений у мальков при отсутствии ТФФ выше, чем при добавлении ТФФ в различной концентрации.

Номер: 89728B


Проанализируйте таблицу «Средние физиологические показатели крови и сердечно-сосудистой системы у группы туристов, восходящих на Эверест».

Показатель

На уровне моря

3500 м над уровнем моря

5300 м над уровнем моря

Систолическое давление крови в покое (мм рт. ст.)

119,02

136,63

147,08

Диастолическое давление крови в покое (мм рт. ст.)

78,90

85,04

89,52

Частота сердечных сокращений (уд./мин.)

71,48

74,85

76,09

Гемоглобин (г/л)

144,78

147,23

157,67

Наполнение артериального гемоглобина кислородом (%)

97,60

88,61

77,70

Максимальное потребление кислорода (мл/кг/мин.)

0,375

0,394

0,403

Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа полученных результатов.

Максимальное потребление кислорода при подъёме до высоты 3500 м от уровня моря возрастает более, чем при подъёме с высоты 3500 до высоты 5300 м.

Частота сердечных сокращений для местного населения, живущего на уровне моря, –– 71,48 ударов в минуту.

По мере спуска с горы у человека будет снижаться частота сердечных сокращений.

Повышение концентрации гемоглобина в крови обратно пропорционально наполнению гемоглобина кислородом.

В горах могут хорошо себя чувствовать только люди с высоким уровнем гемоглобина в крови.

Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.

Номер: D946F0


Проанализируйте таблицу «Средние физиологические показатели крови и сердечно-сосудистой системы у группы туристов, восходящих на Эверест».

 

Показатель

На уровне моря

3500 м над уровнем моря

5300 м над уровнем моря

Систолическое давление крови в покое (мм рт. ст.)

119,02

136,63

147,08

Диастолическое давление крови в покое (мм рт. ст.)

78,90

85,04

89,52

Частота сердечных сокращений (уд./мин.)

71,48

74,85

76,09

Гемоглобин (г/л)

144,78

147,23

157,67

Наполнение артериального гемоглобина кислородом (%)

97,60

88,61

77,70

Максимальное потребление кислорода (мл/кг/мин.)

0,375

0,394

0,403

Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа полученных результатов.

Давление крови повышается с восхождением.

Химический состав плазмы крови изменяется с подъёмом на Эверест.

Насыщение артериальной крови кислородом уменьшается с подъёмом на Эверест.

Насыщение гемоглобина кислородом пропорционально парциальному давлению кислорода на разных высотах.

Частота дыхательных движений возрастает по мере восхождения.

Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.

Номер: 680B78


Выберите два верных ответа из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

К физиологическим методам относят

 1) 

измерение

 2) 

электронную микроскопию

 3) 

получение гибридов

 4) 

эксперимент

 5) 

хроматографию

Номер: FCC2CF


Выберите два верных ответа из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

У каких организмов совпадают клеточный и организменный уровни жизни?

 1) 

серобактерия

 2) 

пеницилл

 3) 

хламидомонада

 4) 

пшеница

 5) 

гидра

Номер: 1625C4


Проанализируйте таблицу «Средние физиологические показатели крови и сердечно-сосудистой системы у группы туристов, восходящих на Эверест».

Показатель

На уровне моря

3500 м над уровнем моря

5300 м над уровнем моря

Систолическое давление крови в покое (мм рт. ст.)

119,02

136,63

147,08

Диастолическое давление крови в покое (мм рт. ст.)

78,90

85,04

89,52

Частота сердечных сокращений (уд./мин.)

71,48

74,85

76,09

Гемоглобин (г/л)

144,78

147,23

157,67

Наполнение артериального гемоглобина кислородом (%)

97,60

88,61

77,70

Максимальное потребление кислорода (мл/кг/мин.)

0,375

0,394

0,403

Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа полученных результатов.

Систолическое давление при подъёме на Эверест возрастает из-за снижения температуры воздуха.

Между показателями давления крови на уровне моря и высоте 3500 м разница больше, чем между этими показателями на высотах 3500 и
5300 м.

Альпинистам приходится использовать кислородное оборудование из-за низкого наполнения гемоглобина кислородом.

Объём выталкиваемой крови за одно сокращение сердца не зависит от высоты.

Физиологические показатели организма зависят от высоты над уровнем моря.

Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.

Номер: FC203E


Проанализируйте таблицу «Средние физиологические показатели крови
и сердечно-сосудистой системы у группы туристов, восходящих на Эверест».

Показатель

На уровне моря

3500 м над уровнем моря

5300 м над уровнем моря

Систолическое давление крови в покое (мм рт. ст.)

119,02

136,63

147,08

Диастолическое давление крови в покое (мм рт. ст.)

78,90

85,04

89,52

Частота сердечных сокращений (уд./мин.)

71,48

74,85

76,09

Гемоглобин (г/л)

144,78

147,23

157,67

Наполнение артериального гемоглобина кислородом (%)

97,60

88,61

77,70

Максимальное потребление кислорода (мл/кг/мин)

0,375

0,394

0,403

Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа полученных результатов.

Деление клеток костного мозга происходит чаще при подъёме в гору.

Альпинистам приходится использовать кислородное оборудование из-за низкого наполнения гемоглобина кислородом.

Систолическое давление крови возрастает с подъёмом в гору значительнее, чем диастолическое.

При подъёме в гору максимальное потребление кислорода возрастает, наполнение артериального гемоглобина кислородом снижается.

Снижение температуры с подъёмом в гору вызывает повышение максимального потребления кислорода.

Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.

Номер: 7B373E


Проанализируйте график изменения валовой первичной продукции двух экосистем в течение года. Видовой состав кустарников в исследуемых экосистемах одинаков.

undefined

Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных. Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.

 1) 

Первые 100 дней измерения не производились.

 2) 

Исследуемые экосистемы находятся в Северном полушарии.

 3) 

Травянистые сообщества намного продуктивнее кустарниковых.

 4) 

Травянистые растения вносят весомый вклад в первичную продукцию экосистемы.

 5) 

Вегетационный период исследуемых экосистем длится 240––250 дней.

Номер: B287F8


Проанализируйте график зависимости массы тела пациента от возраста
в течение первых 24 лет.

undefined  

Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных. Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.

 1) 

Масса тела исследуемого пациента практически не менялась после 16 лет.

 2) 

Пациент перестал расти в 16 лет.

 3) 

Наибольшая скорость роста массы тела наблюдалась в 14––16 лет.

 4) 

Рост человека и масса его тела –– взаимосвязанные показатели.

 5) 

Масса тела человека зависит от его образа жизни.

Номер: FABB0F


Проанализируйте график средней скорости движения мальков рыбок в зависимости от освещённости. Чередующиеся периоды освещённости и темноты указаны на оси абсцисс.

undefined

Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных. Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.

 1) 

Мальки рыбок неподвижны на свету.

 2) 

Питающиеся мальками рыбок хищники в основном активны днём.

 3) 

Мальки рыбок проявляют наивысшую активность в темноте.

 4) 

С течением времени разница в скорости движения мальков между дневными и ночными периодами сокращается.

 5) 

Чем ярче свет, тем менее подвижны мальки рыбок.

Номер: D99D71


Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.

Научный метод

Применение метода

Биохимический

Анализ содержания химических элементов в клетках различных организмов

?

Изучение поведения животных в естественных условиях

Номер: 164D14


Рассмотрите таблицу «Прикладные биологические науки». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.

Наука

Область применения

Агробиология

Изучение взаимодействия культурных и дикорастущих растений в агроценозе

?

Сохранение растений с хозяйственно-ценными признаками в процессе выведения нового сорта

Номер: 7E5197


Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.

Частнонаучный метод

Применение метода

Цитогенетический

Изучение  структуры хромосом

?

Изучение зародышей организмов для установления их филогенетического родства

Номер: E91294


Рассмотрите таблицу «Биология как наука». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.

Раздел биологии

Объект изучения / Область исследования

Эмбриология

Зародыши позвоночных животных

?

Жизнедеятельность органов и систем органов организма

Номер: 58CDFD


Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.

Уровень организации живой природы

Пример

Клеточный

Фотосинтез

?

Сосуществование лося и волка в одном лесу

Номер: 2FCA7A


Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы». Запишите
в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.

Уровни организации живой природы

Процессы

Молекулярный

Удвоение ДНК

?

Биогенная миграция атомов

Номер: AFE854


Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.

Уровень организации живой природы

Пример

Биоценотический

Симбиоз берёзы и подберёзовика

?

Процесс трансляции

Номер: 6CFCA6


Проанализируйте диаграмму «Содержание Т-лимфоцитов киллеров в тимусе здоровых и больных раком мышей при употреблении вещества Х». В эксперименте использовали мышей с раковой опухолью, в качестве контроля использовали здоровых мышей. В каждой группе одну часть мышей поили чистой водой, а другую –– водой с добавлением вещества Х. Через 14 дней брали на анализ тимус (вилочковую железу).

undefined

Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа полученных результатов.

Наличие опухоли приводит к незначительному снижению содержания
Т-лимфоцитов киллеров в тимусе.

Тимус увеличивается из-за употребления вещества Х.

Вещество Х ослабляет организм.

Вода стимулирует иммунный ответ организма.

Вещество Х способствует увеличению содержания Т-лимфоцитов киллеров в тимусе.

Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.

Номер: F01ECE

Рассмотрите таблицу «Биология как наука». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.

Разделы биологии

Объект изучения / Область исследования

Генетика

Закономерности наследственности

?

Использование биологических процессов и систем в сельском хозяйстве, медицине и промышленности

Номер: DD1DC6


Для исследования возможности приёма лекарства Y в таблетках было проведено следующее исследование. Пациентам, больным гипертонией, предлагалась терапия, в результате которой у них исчезали симптомы. После этого в течение нескольких лет одна группа пациентов получала лекарство Y в таблетках, а другая группа получала плацебо (таблетки не содержащие лекарства Y). Проанализируйте график, на котором отображено число пациентов, у которых не развились вновь симптомы, в зависимости
от времени.

undefined

 

Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных. Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.

 1) 

Плацебо оказалось более действенным, чем лекарство Y.

 2) 

Эффект плацебо нельзя считать доказанным.

 3) 

Приём лекарства Y в таблетках снижает скорость повторного развития симптомов эффективнее, чем плацебо.

 4) 

Гипертонию вылечить не удалось ни в одной из групп пациентов.

 5) 

Как лекарство Y, так и плацебо эффективно снижают артериальное давление.

Номер: D61397


Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.

Метод

Применение метода

Генеалогический

Изучение наследования аномальных признаков в поколениях человека

?

Целенаправленное длительное изучение объекта или явления без вмешательства извне

Номер: CB25E1


Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.

Метод

Применение метода

Гибридологический

Скрещивание организмов с альтернативными признаками

?

Систематизация организмов на основе их сравнения и объединения в группы

Номер: 3438E3


Для изучения эффективности лекарства Z в таблетках было проведено следующее исследование. Пациентам, больным гипертонией, предлагалась терапия, в результате которой у пациентов исчезали симптомы. После этого в течение нескольких лет одна группа пациентов получала лекарство Z в таблетках, а другая группа получала плацебо (таблетки такого же состава, но не содержащие лекарства Z). Проанализируйте график, на котором отображено число пациентов, у которых не развились вновь симптомы, в зависимости от времени.

undefined

 

Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных. Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.

 1) 

Гипертонию вылечить не удалось ни в одной из групп пациентов.

 2) 

Не наблюдается достоверного эффекта от применения лекарства Z в таблетках.

 3) 

Плацебо менее эффективно, чем лекарство Z в таблетках.

 4) 

Плацебо работает лучше, чем лекарство Z.

 5) 

Симптомы гипертонии успешно контролируются как лекарством Z,
так и плацебо.

Номер: A2963E


В исследовании изучалась эффективность ингибиторов фермента EGFR-киназы, ассоциированного с многими формами рака. Новый ингибитор сравнивали с препаратом, используемым в медицине (контроль). Проанализируйте график, на котором отображена эффективность ингибирования.

undefined

 

Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных. Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.

 1) 

Ингибирование EGFR-киназы способно остановить рост опухоли на ранних стадиях рака.

 2) 

Активность EGFR-киназы тем выше, чем больше развилась раковая опухоль.

 3) 

Новый ингибитор менее эффективен, чем препарат, используемый
в медицине.

 4) 

Максимального ингибирования с помощью нового препарата
в исследовании достигнуть не удалось.

 5) 

Новый препарат является ингибитором лишь в небольших концентрациях.

Номер: 38E936


В эксперименте исследователь определял изменения химического состава
в бедренной кости курицы до и после помещения кости на несколько дней
в 3%-ный раствор соляной кислоты. Как при этом изменится количество органических и неорганических веществ в этой кости до и после её нахождения в растворе соляной кислоты?

Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения:

1) увеличится

2) уменьшится

3) не изменится

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры
в ответе могут повторяться.

Количество органических веществ после помещения в раствор соляной кислоты

Количество неорганических веществ после помещения в раствор соляной кислоты

   

Номер: C38F01


Экспериментатор решил изучить процесс сокращения скелетной мышцы у человека. Для этого испытуемый совершал упражнения с одним и тем же весом с перерывом между упражнениями в одну секунду. Каждый раз экспериментатор записывал силу сокращения мышцы при помощи динамометра. Результаты измерений приведены на графике.

 

Какой параметр задаётся экспериментатором (независимая переменная), а какой параметр меняется в зависимости от заданного (зависимая переменная)? Как можно объяснить изменение динамики силы мышечных сокращений в эксперименте? Какие физиологические процессы происходят при многократном сокращении мышцы без длительного расслабления? Укажите не менее двух процессов.

Номер: A918BF


Учёный изучал процесс выделения у мышей (Mus musculs). Для этого он взял две равные группы мышей и поместил их клетки. Первую группу мышей учёный кормил обычным сбалансированным кормом, а вторую –– сильно солёной пищей (солёность превышала норму в 3 раза). В обеих группах он измерял количество выделяемой мочи за день. Результаты эксперимента приведены в таблице.

Показатель

Группа 1

(нормальное содержание соли)

Группа 2

(избыточное содержание соли)

Объём мочи (мл)

0,9

0,031

Какой параметр задаётся экспериментатором (независимая переменная),
а какой параметр меняется в зависимости от заданного (зависимая переменная)? Почему количество мочи между разными группами различается? Ответ поясните. За счёт каких физиологических процессов
в организме мыши количество мочи может увеличиваться и уменьшаться? Приведите не менее двух примеров.

Номер: 39CD5C


Учёный провёл эксперимент со спортсменами-добровольцами, осуществлявшими подъём в гору в два этапа. У группы спортсменов трижды осуществляли забор крови: первый раз на высоте 300 м –– до подъёма
в горную деревню на высоту 2135 м над уровнем моря; второй раз –– через три недели проживания там; третий раз –– после второго этапа –– восхождения на высоту 4050 м. В анализах оценивали количество эритроцитов во всех образцах крови (см. таблицу).

Забор крови

Количество эритроцитов, млн/мм3

Первый

5,5

Второй

7,2

Третий

8,1

Какой параметр был задан экспериментатором (независимая переменная), а какой параметр менялся в зависимости от заданного (зависимая переменная)? Исходя из функции эритроцитов в крови, объясните наблюдаемое изменение параметра крови.

Номер: 280A0F

Проанализируйте диаграммы «Рост», «Масса тела» и «Объём грудной клетки (ОГК)» для разнополых подростков одного возраста и одной группы испытуемых.

undefined     undefined    undefined

Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа полученных результатов. Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.

 1) 

Девочки в среднем имеют меньший рост, чем мальчики.

 2) 

Мальчики растут быстрее девочек.

 3) 

В среднем мальчики опережают девочек по росту и объёму грудной клетки.

 4) 

Объём грудной клетки у девочек в среднем больше, чем у мальчиков,
и не коррелирует с ростом.

 5) 

У подростков вес увеличивается пропорционально росту.

Номер: 962872


Экспериментатор провёл эксперимент с дафниями в целях изучения работы сердца. Для этого он взял культуру дафний (Daphnia pulex) из пруда
и поместил их в растворы с восходящей концентрацией хлорида кальция. Результаты эксперимента показаны в таблице.  

 

Вода
из пруда

Раствор, концентрация ионов кальция (г/л)

0,2

0,4

0,6

0,8

Частота сердечных сокращений /
10 минут

250

293

347

412

432

Какой параметр был задан экспериментатором (независимая переменная),
а какой параметр менялся в зависимости от заданного (зависимая переменная)? Как зависит частота сердечных сокращений дафний
от концентрации ионов кальция в растворе? Какой эффект можно наблюдать, если в культуру дафний, взятых из пруда, добавить ацетилхолин? (Считать реакцию сердца дафнии на химические вещества аналогичной реакции
человека.) Ответ поясните.

Номер: A43C2D


Экспериментатор решил изучить процесс работы мышц у домовой мыши (Mus musculs). Для этого он исследовал состояние мышц тренированных и нетренированных мышей, подвергая их одинаковым нагрузкам. Результаты эксперимента показаны на графике.

undefined

Какой параметр был задан экспериментатором (независимая переменная),
а какой параметр менялся в зависимости от заданного (зависимая переменная)? Как, согласно графику, влияет степень тренированности мышц на количество лактата (молочной кислоты), образующегося при их работе? Почему лактат (молочная кислота) образуется в мышцах при длительной нагрузке? Ответ поясните.

Номер: 3458A3


Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.

Уровни организации
живой природы

Примеры

Популяционно-видовой

Естественный отбор и образование новых видов организмов

?

Превращение хлоропластов в хромопласты

Номер: 7736CB


Экспериментатор наблюдал за изменением кислотности в желудке у пациента, который съел куриную котлету. Как при этом изменилось количество кислоты и пептидов в желудке пациента?

Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения:

1) увеличилась

2) уменьшилась

3) не изменилась

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры
в ответе могут повторяться.

Количество кислоты

Количество пептидов

   

Номер: 3E8DCF


Учёный провёл эксперимент с сырым клубнем картофеля. Для этого он использовал кусочки клубня картофеля фиксированной массы, к которым добавлял различное количество 3%-ной перекиси водорода. Результаты эксперимента и уравнение реакции, происходящей в клетках клубня картофеля, представлены на графике.

undefined

Какой параметр был задан экспериментатором (независимая переменная),
а какой параметр менялся в зависимости от заданного (зависимая переменная)? Какую биологическую функцию выполняет каталаза в живых клетках? Как изменятся результаты эксперимента, если перед добавлением перекиси клубни картофеля предварительно сварят? Ответ поясните.

Номер: F0DF95


Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.

Уровни организации
живой природы

Примеры

Организменный

Проявление дальтонизма у ребёнка

?

Круговорот кислорода в природе

Номер: 75AD90


Аксолотль – это стадия личиночного развития мексиканской амбистомы (Ambystoma mexicanum). В естественной среде бо́льшую часть жизни животное проводит в личиночной форме, не проходя метаморфоза. Однако в лаборатории превращение из личинки во взрослое животное может быть ускорено. Учёный провёл эксперимент с метаморфозом аксолотлей. Для этого он отобрал три группы самцов одинаковых возраста и массы, в каждой из которой было по 30 особей, и поместил их в аквариумы при комнатной температуре. В аквариумы он добавлял тироксин. В первом аквариуме поддерживалась концентрация тироксина 20 мкМ, во втором – 10 мкМ, в третий аквариум тироксин не добавлялся. Результаты эксперимента отображены в таблице.

undefined

Аквариум

Концентрация тироксина, мкМ

Число взрослых амбистом

1

20

27

2

10

13

3

0

0

Какой параметр был задан экспериментатором (независимая переменная), а какой параметр менялся в зависимости от заданного (зависимая переменная)? Почему в первом аквариуме появление взрослых особей амбистом будет происходить интенсивнее? Ответ обоснуйте. Какие преобразования во внешнем строении произойдут у аксолотля при метаморфозе в связи со сменой среды обитания? Назовите два преобразования.

Номер: A7F29C


Рассмотрите таблицу «Признаки живых систем». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.

Признаки живых систем

Примеры

Историческое развитие / филогенез

Образование новых видов живых организмов и усложнение жизненных форм

?

Расщепление высокоэнергетических молекул

Номер: 9E2CEF


Экспериментатор поместил куриную кость на несколько дней в 3%-ный раствор соляной кислоты. Как изменилось количество белков и солей кальция в кости за это время?

Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения:

1) увеличилась

2) уменьшилась

3) не изменилась

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры
в ответе могут повторяться.

Количество белков

Количество солей кальция

   

Номер: 5A5B3F

Экспериментатор исследовал воздействие медикаментов, основанное
на эффекте плацебо (убеждённости человека, что он принимает настоящее лекарство), на работу сердца. Как изменится частота сердцебиения у собаки при приёме животным одной разовой дозы медикамента и после его многократных приёмов?

Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения:

1) увеличится

2) уменьшится

3) не изменится

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры
в ответе могут повторяться.

Частота сердечных сокращений
 после разового приёма

Частота сердечных сокращений
 после многократных приёмов

   

Номер: 194182


Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.

 

Уровень организации

Иллюстрация уровня

Организменный

 

undefined

 

?

 

undefined

 

Номер: CBD114


Рассмотрите таблицу «Признаки живых систем». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.

 

Признак живых систем

Иллюстрация признака

Сходство клеточной организации

 

undefined

 

?

  

undefined

 

Номер: 2BEA25


Проанализируйте график «Фазы желудочной секреции у человека».

undefined

Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных. Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.

 1) 

Четыре часа – максимальное время переваривания пищи в желудке.

 2) 

Наиболее продолжительная секреция желудочного сока происходит под действием гормонов.

 3) 

Интенсивность секреции желудочного сока максимальна при нервной регуляции.

 4) 

Секреция желудочного сока начинается при растяжении стенок желудка.

 5) 

Интенсивность желудочной секреции прямо пропорциональна времени нахождения пищи в желудке.

Номер: F91ED8


Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.

Общенаучный метод

Иллюстрация метода

Эксперимент

undefined

 

?

undefined

 

Номер: C903A3


Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.

 

Уровень организации

Иллюстрация уровня

Видовой

 

undefined

 

?

 

undefined

 

Номер: 8AEEC3


Рассмотрите таблицу «Признаки живых систем» и заполните ячейку, вписав соответствующий термин.

Признак живых систем

Иллюстрация признака

Саморегуляция

undefined

?

undefined

Номер: 512FFA


В исследовании учёный измерял параметры кожи человека при различной освещённости. Как при увеличении времени пребывания на солнце изменится толщина эпидермиса и количество меланина в нём?

Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения:

1) увеличится

2) уменьшится

3) не изменится

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры
в ответе могут повторяться.

Толщина эпидермиса

Количество меланина

   

916109


В эксперименте исследователь определял содержание газов в крови человека по мере её движения по сосудам большого круга кровообращения. Как изменяется содержание кислорода и углекислого газа в венозной крови относительно артериальной?

Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения:

1) увеличивается

2) уменьшается

3) не изменяется

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры
в ответе могут повторяться.

Содержание кислорода

Содержание углекислого газа

   

Номер: A40B7A


Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы» и заполните ячейку, вписав соответствующий термин.

Уровень организации живой природы

Пример

Биосферный

Совокупность всех живых организмов Земли

?

Подготовительный этап энергетического обмена в пищеварительном тракте

Номер: 6921CA

Рассмотрите таблицу «Биология –– комплексная наука» и заполните ячейку, вписав соответствующий термин.

Раздел биологии

Предмет изучения

Анатомия

Строение органов, систем органов и организма в целом

?

Использование организмов в промышленном производстве продуктов питания и лекарств

Номер: C42067


Проанализируйте диаграмму «Изменение площади раны при терапии наночастицами металлов».

undefined

Выберите все утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных. Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.

 1) 

Использование изотонического раствора привело к ускорению заживления раны.

 2) 

Наиболее значимое сокращение площади раны под действием наночастиц железа наблюдалось на девятый день.

 3) 

Применение наночастиц меди имело наиболее выраженный терапевтический эффект.

 4) 

Максимальный ранозаживляющий эффект наночастиц цинка проявился после пятого дня терапии.

 5) 

Более слабый эффект наночастиц меди обусловлен их быстрым окислением в ране.

Номер: 27E435


Проанализируйте таблицу «Интенсивность поражения зубов кариесом, определяющаяся индексом КПУ (К – количество кариозных зубов;
П – количество пломбированных зубов; У – количество удалённых зубов)».

Величина индекса КПУ

Уровень интенсивности

12 лет

35 лет

0–1,1

0,2–1,5

Очень низкий

1,2–2,6

1,6–6,2

Низкий

2,7–4,5

6,3–12,7

Средний

4,6–5,6

12,8–16,2

Высокий

5,7 и более

16,3 и выше

Очень высокий

Выберите все утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных. Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.

 1) 

С возрастом устойчивость эмали к воздействию кариесогенных бактерий увеличивается.

 2) 

Диапазон значений величины индекса КПУ при низком уровне интенсивности у детей меньше, чем у взрослых.

 3) 

Чем выше величина индекса КПУ, тем выше уровень интенсивности поражения зубов кариесом.

 4) 

Количество удалённых зубов у детей больше, чем у взрослых.

 5) 

До 12 лет индекс КПУ не используется.

Номер: 5DD58B


Экспериментатор решил изучить влияние рентгеновского излучения
на организм дрозофилы. Для этого он облучал популяции из 1000 мух разными дозами рентгеновского излучения. Результаты эксперимента показаны на графике.

Какая переменная в этом эксперименте будет независимой (задаваемой экспериментатором), а какая –– зависимой (изменяющейся в эксперименте)? Какие два условия должны выполняться при постановке отрицательного контроля* в этом эксперименте? С какой целью необходимо осуществлять такой контроль?

Отрицательный контроль –– это экспериментальный контроль (опыт),  
при котором изучаемый объект не подвергается экспериментальному воздействию при сохранении всех остальных условий
.

Номер: C7820F


Экспериментатор решил изучить процессы основного обмена (обмена веществ) у домовой мыши (Mus musculus). Для этого он вводил в брюшную полость мышам физиологический раствор с гормоном щитовидной железы
в разных дозировках и кормил их фиксированным количеством корма.
(В норме у мыши синтезируется в сутки 15 мкг гормона.) Результаты эксперимента представлены на графике.

Какую нулевую гипотезу* смог сформулировать исследователь перед постановкой эксперимента? Объясните, почему для каждой дозировки гормона необходимо использовать группу мышей, а не одну особь. Почему результаты эксперимента могут быть недостоверными, если ставить эксперимент на мышах разного вида?

Нулевая гипотеза –– принимаемое по умолчанию предположение о том, что не существует связи между двумя наблюдаемыми событиями, феноменами.

Номер: F3C499


Экспериментатор изучал процессы, протекающие в хлоропластах листа герани. Для этого он приготовил суспензию хлоропластов, которую добавил в пробирки с избытком АДФ, Фн, НАДФ+, минеральных солей и воды. Затем пробирки освещали различное время, после чего в них добавляли раствор йода одинаковой концентрации. В результате раствор в пробирках окрашивался в синий цвет различной интенсивности. Результаты эксперимента представлены на графике

Какая переменная в этом эксперименте будет независимой (задаваемой экспериментатором), а какая –– зависимой (изменяющейся в эксперименте)? Какие два условия должны выполняться при постановке отрицательного контроля* в этом эксперименте? С какой целью необходимо осуществлять такой контроль?

Отрицательный контроль –– это экспериментальный контроль (опыт),  при котором изучаемый объект не подвергается экспериментальному воздействию при сохранении всех остальных условий.

Номер: 127420


Экспериментатор решил изучить интенсивность основного обмена веществ у домовой мыши (Mus musculus). Для этого он вводил в брюшную полость мышам разные дозы гормона щитовидной железы в физиологическом растворе. Результаты эксперимента представлены на графике.

Какая переменная в этом эксперименте будет независимой (задаваемой экспериментатором), а какая –– зависимой (изменяющейся в эксперименте)? Какие два условия должны выполняться при постановке отрицательного контроля* в этом эксперименте? С какой целью необходимо осуществлять такой контроль?

Отрицательный контроль –– это экспериментальный контроль (опыт),  
при котором изучаемый объект не подвергается экспериментальному воздействию при сохранении всех остальных условий
.

Номер: 04887D


Учёный провёл эксперимент со взрослыми домовыми мышами (Mus musculus). Для этого он кормил их в течение 14 дней пищей, солёность которой превышала нормальную в 1,2 раза. В течение всего периода наблюдения он измерял массу тела мышей. Полученные данные представлены на графике.

Какую нулевую гипотезу* смог сформулировать исследователь перед постановкой эксперимента? Объясните, почему для эксперимента использовалась группа мышей, а не одна особь. Почему результаты эксперимента могут быть недостоверными, если состав корма в разные дни различался, но степень солёности сохранялась?

Нулевая гипотеза –– принимаемое по умолчанию предположение о том, что не существует связи между двумя наблюдаемыми событиями, феноменами.

Номер: C2DFDA


Экспериментатор изучал особенности физиологии собак. Для этого он помещал группу собак в камеру с влажностью 50% и создавал в камере отличные от оптимума (18 °С) температурные условия. Полученные результаты представлены в таблице.

Температура, °С

Частота дыхания собак, вдохов/мин.

Собака 1

Собака 2

Собака 3

Собака 4

Собака 5

0

34

38

37

36

38

25

150

140

180

158

164

35

357

400

385

340

315

Какая переменная в этом эксперименте будет независимой (задаваемой экспериментатором), а какая –– зависимой (изменяющейся в эксперименте)? Какие два условия должны выполняться при постановке отрицательного контроля* в этом эксперименте. С какой целью необходимо осуществлять такой контроль?

Отрицательный контроль –– это экспериментальный контроль (опыт),  
при котором изучаемый объект не подвергается экспериментальному воздействию с сохранением всех остальных условий
.

Номер: F9C20B


Экспериментатор изучал особенности физиологии птиц тауи из семейства Овсянковых, измеряя температуру тела в течение суток. Для этого он помещал птиц в камеру, где поддерживалась постоянная температура 23 °С. В 6:00 он включал свет, а в 18:00 выключал. Результаты эксперимента представлены на графике.

Какую нулевую гипотезу* можно сформулировать перед постановкой эксперимента? Объясните, почему в эксперименте была использована
группа птиц, а не одно животное. Почему результаты эксперимента могут быть недостоверными, если в нём использовали птиц разных полов?

Нулевая гипотеза  принимаемое по умолчанию предположение о том, что не существует связи между двумя наблюдаемыми событиями, феноменами.

Номер: 91AD7B