1.Установите соответствие между физическими понятиями и примерами. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ФИЗИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ ПРИМЕРЫ
А) физическая величина
Б) единица физической величины
В) прибор для измерения физической
величины
1) барометр
2) гектопаскаль
3) невесомость
4) удельная теплота
плавления
5) хаотичность движения
Молекул

2. Установите соответствие и впишите ответ.
Установите соответствие между формулами для расчёта физических величин для случая протекания тока по участку цепи (см. рисунок) и названиями этих величин.

В формулах использованы обозначения: U − напряжение на участке АВ цепи; R − сопротивления резисторов.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ФОРМУЛЫ
А) R/2
Б) 2U/R
ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ
1) общее сопротивление участка АВ цепи
2) мощность электрического тока, выделяющаяся на участке АВ цепи
3) сила тока на резисторе R
4) сила тока на участке АВ цепи

3. Балалайку настроили в тёплом помещении, а затем вынесли на улицу
в морозный день. Звучание балалайки изменилось. Благодаря какому
явлению наблюдалось изменение звучания?

1) малая сжимаемость твёрдых тел
2) тепловое расширение/сжатие твёрдых тел
3) тепловое равновесие твёрдых тел
4) передача давления твёрдыми телами

4. Установите соответствие и впишите ответ.
Прочитайте текст и вставьте на места пропусков слова (словосочетания) из приведённого списка.
Камень, подброшенный вверх из точки 1, совершает падение в тормозящей его движение атмосфере. Траектория движения камня изображена на рисунке.

ОГЭ по физике

Полная механическая энергия камня в процессе падения (А)__________. При этом внутренняя энергия камня в процессе движения (Б)__________ за счет работы (В)__________. В положении 2 потенциальная энергия камня принимает (Г)__________ значение.
Список слов и словосочетаний:
1) сила трения
2) сила тяжести
3) атмосферное давление
4) минимальное
5) максимальное
6) увеличивается
7) уменьшается
8) не изменяется

5. Тело свободно падает с нулевой начальной скоростью. Сопротивление воздуха пренебрежимо мало. Чему равен модуль скорости тела через 3 сот начала падения?
6. Ученик выполнял лабораторную работу по исследованию условий равновесия лёгкого рычага. Результаты для сил и их плеч, которые он получил, представлены в таблице.
F1,Н l1,м F2,Н l2,м
?    0,4     50    0,8
Чему равна сила F1, если рычаг находится в равновесии?

7. По результатам нагревания тела массой 5 кг, первоначально находившегося в кристаллическом состоянии, построен график зависимости температуры этого тела от полученного им количества теплоты. Считая, что потерями энергии можно пренебречь, определите удельную теплоёмкость вещества в жидком состоянии.



Ответ: ___________________________ Дж/кг°С.

8. При напряжении 110 В на зажимах металлического проводника сила тока в нём равна 4 А. Чему будет равна сила тока при увеличении напряжения на проводнике до 220 В?

9. Впишите правильный ответ.
Проводник, по которому протекает электрический ток I, расположен перпендикулярно плоскости чертежа (см. рисунок). В плоскости расположены магнитные стрелки. Расположение какой из магнитных стрелок (1–4), взаимодействующих с магнитным полем проводника с током, показано правильно?

ОГЭ по физике

10. Элемент резерфордий можно получить при бомбардировке ядер изотопа X ядрами изотопа титана 5022Ti в соответствии с реакцией X + 5022Ti → 255104Rf + 3 10n.
Какое массовое число имеет изотоп X?

11.Вода, охлаждённая предварительно до температуры кристаллизации, начинает кристаллизоваться. Как в процессе кристаллизации изменяется температура и внутренняя энергия смеси вода –
лёд?
Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

1) увеличивается
2) уменьшается
3) не изменяется
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины. Цифры в ответе могут повторяться.
Температура смеси вода – лёд Внутренняя энергия смеси вода – лёд

12. На рисунке изображена электрическая цепь, состоящая из источника тока, резисторов 1–
3 и ключа К.

ОГЭ по физике

Как изменятся сила тока в цепи и общее сопротивление цепи, если ключ К замкнуть?
Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:
1) увеличится
2) уменьшится
3) не изменится
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины. Цифры в ответе могут повторяться.
Сила тока в цепи Общее сопротивление цепи

13.На рисунке представлены графики зависимости смещения х от времени t при колебаниях двух математических маятников.

ОГЭ по физике. Графики

Из предложенного перечня утверждений выберите два правильных. Укажите их номера.
1) Периоды колебаний маятников различаются в 2 раза.
2) Маятники совершают колебания с одинаковой амплитудой, но разной частотой.
3) Оба маятника совершают затухающие колебания.
4) Частота колебаний второго маятника в 2 раза больше, чем частота колебаний первого маятника.
5) Длина нити первого маятника меньше длины нити второго маятника.

14. На рисунке представлена цепочка превращений радиоактивного урана-238 в стабильный свинец-206. Используя данные рисунка, из предложенного перечня утверждений выберите два правильных. Укажите их номера.

ОГЭ по физике

1) В цепочке превращений урана-238 в стабильный свинец-206 выделяется шесть электронов.
2) Самый большой период полураспада в представленной цепочке радиоактивных превращений имеет уран-234.
3) Свинец-210 является стабильным элементом.
4) Самой высокой энергией обладают альфа-частицы, образуемые в результате радиоактивного распада полония-214.
5) Превращение висмута-214 в полоний-214 сопровождается испусканием ядра гелия.

15.На границе воздух-стекло световой луч частично отражается, частично преломляется (см. рисунок).

ОГЭ по физике

Угол отражения равен примерно
1) 85о
2) 60о
3) 30о
4) 20о

16. Выберите один или несколько правильных ответов.

ОГЭ по физике

Рис. 1
Учитель на уроке, используя катушку, замкнутую на гальванометр,
и полосовой магнит (см. рис. 1), последовательно провёл опыты по наблюдению явления электромагнитной индукции. Условия проведения опытов
и показания гальванометра представлены
на рис. 2-3.

ОГЭ по физике

Рис. 2 Магнит вносят в катушку с некоторой скоростью υ1

ОГЭ по физике

Рис. 3 Магнит вносят в катушку со скоростью υ2, большей, чем υ1
Выберите из предложенного перечня два утверждения, которые соответствуют результатам проведённых экспериментальных наблюдений. Укажите их номера.
1) Величина индукционного тока зависит от геометрических размеров катушки.
2) При изменении магнитного потока, пронизывающего катушку, в катушке возникает электрический (индукционный) ток.
3) Величина индукционного тока зависит от скорости изменения магнитного потока, пронизывающего катушку.
4) Направление индукционного тока зависит от того, увеличивается или уменьшается магнитный поток, пронизывающий катушку.
5) Направление индукционного тока зависит от направления магнитных линий, пронизывающих катушку.

17. Определите электрическое сопротивление резистора R3. Для этого соберите экспериментальную установку, используя источник тока, вольтметр, амперметр, ключ, реостат, соединительные провода и резистор, обозначенный R3. При помощи реостатаустановите в цепи силу тока 0,3 А. Абсолютная погрешность измерения силы тока равна ±0,02 А, абсолютная погрешность измерения напряжения равна ±0,1 В.
В бланке ответов №2
1) нарисуйте электрическую схему эксперимента;
2) запишите формулу для расчёта электрического сопротивления;
3) укажите результаты измерения напряжения и силы тока с учётом абсолютных погрешностей измерений;
4) запишите значение электрического сопротивления

18. Установите соответствие между техническими устройствами и физическими явлениями, лежащими в основе их работы.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию
из второго столбца и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ТЕХНИЧЕСКИЕ УСТРОЙСТВА
А) зеркальный перископ
Б) электрическая плита
ФИЗИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ
1) тепловое действие электрического тока
2) магнитное действие электрического тока
3) отражение света
4) преломление света

19.Прочитайте текст и выполните задания.
Крутильные весы
Открытие Ньютоном закона всемирного тяготения явилось важнейшим событием в истории физики. Его значение определяется, прежде всего, универсальностью гравитационного взаимодействия. На законе всемирного тяготения основывается один из центральных разделов астрономии – небесная механика. До начала XIX в. константа G в закон всемирного тяготения не вводилась, так как во времена Ньютона были определены размеры Земли, но масса Земли не была известна. И для всех расчётов в небесной механике использовали константу GM (произведение гравитационной постоянной на массу Земли).
Мы ежедневно наблюдаем силу притяжения тел к Земле, однако притяжение малых тел друг к другу неощутимо. Требовалось экспериментально доказать справедливость закона всемирного тяготения и для обычных тел.
Исторически первым экспериментальным доказательством закона всемирного тяготения для обычных тел, а также измерением гравитационной постоянной явился опыт английского учёного Генри Кавендиша с крутильными весами, поставленный в конце XVIII в.
Установка, которую использовал Г. Кавендиш, представляла собой деревянное коромысло с прикреплёнными к его концам небольшими однородными свинцовыми шарами массой по 775 г каждый. Коромысло было подвешено на нити из посеребрённой меди длиной 1 м. К шарам подносили более тяжёлые однородные шары массой 49,5 кг, сделанные также из свинца. Установка была заключена в камеру, что защищало установку от внешних конвекционных потоков. Угол закручивания нити θ измерялся при помощи телескопа, так как был очень маленьким. Упругость нити на кручение определялась исходя из периода свободных колебаний коромысла. В начале XIX в. учёные, проанализировав результаты опытов Кавендиша, смогли определить гравитационную постоянную G.
Измерив силу взаимодействия, массы шаров и расстояние между их центрами, можно было определить гравитационную постоянную из формулы закона всемирного тяготения.

ОГЭ по физике

Конструкция прибора Кавендиша

ОГЭ по физике

Схема взаимодействия шаров в опыте Кавендиша

Задание №19. Выберите один или несколько правильных ответов.
Выберите два верных утверждения, которые соответствуют содержанию текста. Запишите в ответ их номера.
1) Целью опыта Кавендиша было открыть закон всемирного тяготения.
2) Проведённые исследования позволили впервые экспериментально измерить ускорение свободного падения.
3) В установке Кавендиша силы всемирного тяготения, действующие на малые шары со стороны больших шаров, уравновешивались силой упругости со стороны закрученной нити.
4) Для определения силы гравитационного взаимодействия между малым и большим шарами необходимо было знать упругие свойства нити, а также угол поворота коромысла.
5) При увеличении расстояния между центрами малого и большого шаров в два раза угол закручивания нити уменьшался в два раза.

20. Опыт Кавендиша часто называют опытом по взвешиванию Земли. О чём идёт речь? Ответ поясните.

21.Какой(-ие) из перечисленных материалов не может(-гут) использоваться для изготовления корпуса компаса: алюминий, пластмасса, железо? Ответ поясните.

22.Для того чтобы стеклянный стакан не треснул, какую ложку (деревянную или металлическую) следует в него опустить, прежде чем налить кипяток? Ответ поясните.

23.Дайте развернутый ответ.
В калориметр, содержащий 200 г воды температурой 85 °С, опустили алюминиевую чайную ложку массой 14 г, имевшую температуру 20 °С. Пренебрегая потерями теплоты и теплоёмкостью калориметра, определите, на сколько градусов понизится температура воды в калориметре к моменту установления теплового равновесия.

24. Дайте развернутый ответ.



Сплошной кубик с ребром 10 см плавает на границе раздела воды и неизвестной жидкости, плотность которой меньше плотности воды, погрузившись в воду на 2 см (см. рисунок). Плотность вещества, из которого изготовлен кубик, равна 840 кг/м3 .
Свободная поверхность неизвестной жидкости располагается выше, чем верхняя поверхность кубика. Определите плотность неизвестной жидкости.

25.Дайте развернутый ответ.
В электрочайнике с КПД, равным 60%, находится 0,6 кг воды при 20 °С. Чайник включили в сеть с напряжением 220 В и забыли выключить. Через 11 мин. вода полностью выкипела. Определите сопротивление нагревательного элемента электрочайника.