На выполнение экзаменационной работы по физике отводится 3 часа (180 минут). Экзаменационная работа включает в себя 22 задания.
Ответы к заданиям 1, 2, 4, 12–14 и 16 записываются в виде последовательности цифр. Ответом к заданиям 3, 5 и 15 является одна цифра, которая соответствует номеру правильного ответа. Ответы к заданиям 6–11 записываются в виде целого числа или конечной десятичной дроби с учётом указанных в ответе единиц. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1. Единицы измерения в ответе указывать не надо.
К заданиям 17–22 следует дать развёрнутый ответ. Задания выполняются на бланке ответов № 2. Запишите сначала номер задания, а затем ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво. Задание 17 экспериментальное, и для его выполнения необходимо воспользоваться лабораторным оборудованием.
При вычислениях разрешается использовать линейку и непрограммируемый калькулятор.
Все бланки заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой или капиллярной ручки.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике, а также в тексте контрольных измерительных материалов не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются.Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
После завершения работы проверьте, чтобы ответ на каждое задание в бланках ответов № 1 и № 2 был записан под правильным номером.
Желаем успеха!
Ниже приведены справочные данные, которые могут понадобиться Вам при выполнении работы.
Задания ОГЭ по физике
Ответом к заданиям 1, 2, 4, 12, 13, 14 и 16 является последовательность цифр. Последовательность цифр записывайте без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Ответом к заданиям 3, 5 и 15 является одна цифра, которая соответствует номеру правильного ответа. Ответом к заданиям 6–11 является число. Единицы измерения в ответе указывать не надо. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Ответы на задания 17–22 запишите на БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2.
1 Установите соответствие между физическими понятиями и примерами этих понятий. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ФИЗИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ
А) физическая величина
Б) единица физической величины
В) физический прибор
ОПРЕДЕЛЕНИЯ/ХАРАКТЕРИСТИКИ
1) простой механизм
2) кинетическая энергия
3) равномерное движение
4) рычажные весы
5) метр в секунду
Ответ: А Б В
Ответ:
254
2 Установите соответствие между техническими устройствами и физическими
явлениями, лежащими в основе их работы.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию
из второго столбца и запишите в таблицу выбранные цифры под
соответствующими буквами.
ТЕХНИЧЕСКИЕ УСТРОЙСТВА
А) электрометр
Б) компас
ФИЗИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ
А) ρжgh1a2
Б) ρкa3
ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ
1) тепловое действие тока
2) взаимодействие проводника
с током и постоянного магнита
3) взаимодействие электрических зарядов
4) взаимодействие постоянных магнитов
Ответ: А Б
Ответ:
34
3 При строительстве трубопроводов делают П-образные компенсаторы (см. рисунок), чтобы избежать искривления трубопровода. Какое явление учитывают строители, создавая такие компенсаторы?
1) малую сжимаемость твёрдых тел
2) тепловое расширение/сжатие твёрдых тел
3) тепловое равновесие твёрдых тел
4) передачу давления твёрдыми телами
Ответ:
Ответ:
2
4 Прочитайте текст и вставьте на места пропусков слова (словосочетания) из приведённого списка. Возьмём источник электрического тока (батарейку), две одинаковые лампы на подставке и соединительные провода. Подключим к батарейке сначала одну лампу так, чтобы она загорелась. Затем подсоединим вторую так, как показано на рисунке. При этом можно заметить, что накал первой лампы (А)____________________. Это происходит, потому что при (Б)_________________ соединении ламп их общее сопротивление (В)__________________. И если напряжение на внешней цепи считать неизменным, то в каждой лампе (Г)_____________________ уменьшается в 4 раза.
Список слов и словосочетаний:
1) параллельное
2) последовательное
3) увеличивается
4) уменьшается
5) не изменяется
6) потребляемая мощность
7) сила электрического тока
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ: А Б В Г
Ответ:
4236
5 Деревянный брусок плавает в сосуде с керосином. Как изменится выталкивающая сила, действующая на этот брусок, если его переместить из керосина в воду?
Выталкивающая сила
1) увеличится, так как при перемещении в воду увеличится глубина погружения бруска и уменьшится разница между силой тяжести и силой Архимеда.
2) увеличится, так как она зависит от плотности жидкости, а плотность воды больше плотности керосина.
3) уменьшится, так как она зависит от объёма погружённой в жидкость части тела, а глубина погружения бруска в воде меньше, чем в керосине.
4) не изменится, так как при плавании тела сила Архимеда уравновешивается силой тяжести, действующей на тело.
Ответ: __.
Ответ:
4
6 На рисунке точками показаны положения движущегося по линейке тела, причём положения тела отмечались через каждую секунду. С какой средней скоростью двигалось тело на участке от 1 до 11 см?
Ответ: ___________________________ cм/с.
Ответ:
2
7 Груз какой массы надо подвесить к лёгкому рычагу в точке А, чтобы уравновесить груз массой 3 кг, подвешенный в точке B?
кг
Ответ:
6
8 Какое количество теплоты необходимо, чтобы кусок олова массой 10 кг нагреть на 10 °С?
Ответ: ___________________________ кДж.
Ответ:
23
9 Сопротивления резисторов R1 = R2 = R3 = 3 Ом. Чему равно общее сопротивление участка цепи, изображённого на рисунке?
Ответ: ___________________________ Ом.
Ответ:
4,5
10 На рисунке показан график зависимости количества теплоты Q, выделяемого на резисторе, от времени t. Чему равно электрическое сопротивление резистора, если сила тока в цепи равна 5 А?
Ответ: ___________________________Ом.
Ответ:
2
11 Радиоактивный изотоп натрия 2211 Na испытывает β–-распад. Чему равно зарядовое число ядра, полученного в результате этого распада?
Ответ: ___________________________.
Ответ:
12
12 Пружинный маятник совершает незатухающие гармонические колебания между точками А и В (см. рисунок). Точка О соответствует положению равновесия маятника. Как изменяются кинетическая и потенциальная энергия маятника при переходе из точки О в точку В?
Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:
1) увеличивается
2) уменьшается
3) не изменяется
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины.
Цифры в ответе могут повторяться.
Кинетическая энергия Потенциальная энергия
Ответ:
21
13 С помощью собирающей линзы получено изображение А1В1 предмета АВ (см. рисунок). Как изменится оптическая сила линзы, а также размер изображения, если закрыть чёрной бумагой нижнюю половину линзы?
Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:
1) увеличится
2) уменьшится
3) не изменится
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины.
Цифры в ответе могут повторяться.
Оптическая сила линзы Размер изображения предмета
Ответ: __ __
Ответ:
33
14 На рисунке графически изображён процесс теплообмена для случая, когда в нагретую до 40 °С жидкость опускают кусок льда. Потерями энергии при теплообмене можно пренебречь.
Используя рисунок, выберите из предложенного перечня два верных утверждения. Укажите их номера.
1) Процессы нагревания и плавления льда идут с выделением энергии.
2) Внутренняя энергия льда при переходе из состояния С в состояние D увеличивается.
3) Внутренняя энергия воды при переходе из состояния А в состояние D уменьшается.
4) Внутренняя энергия льда при переходе из состояния С в состояние D уменьшается.
5) Вся энергия, выделившаяся при охлаждении воды, пошла на нагревание льда.
Ответ: __ __
Ответ:
23
15 Необходимо экспериментально обнаружить зависимость электрического сопротивления круглого проводящего стержня от материала, из которого он изготовлен. Какую из указанных пар стержней (см. рисунок) можно использовать для этой цели?
1) А и Г
2) Б и В
3) Б и Г
4) В и Г
Ответ: __
Ответ:
4
16 Учитель проводит опыты с прибором, предложенным Паскалем. В сосуды, дно которых имеет одинаковую площадь и затянуто одинаковой резиновой плёнкой, он наливает жидкость. Дно сосудов при этом прогибается, и его движение передаётся стрелке. Отклонение стрелки характеризует силу, с которой жидкость давит на дно сосуда.
Описание действий учителя и наблюдаемые показания прибора представлены на рисунке.
Опыт 1. В сосуд наливают жидкость 1. Высота столба жидкости равна h1
Опыт 2. В сосуд наливают жидкость 1. Высота столба жидкости h2 < h1
Опыт 3. В сосуд наливают жидкость 2. Высота столба жидкости равна h1
Из предложенного перечня выберите два утверждения, соответствующих проведённым опытам. Укажите их номера.
1) Сила давления жидкости на дно сосуда не зависит от вида жидкости.
2) Сила давления жидкости зависит от высоты столба жидкости.
3) 3) Сила давления жидкости принимает минимальное значение в опыте 2.
4) Сила давления жидкости на дно сосуда зависит от формы сосуда.
5) Сила давления жидкости на дно сосуда зависит от площади дна сосуда.
Ответ: __ __
Ответ:
23
Для ответов на задания 17–22 используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (17, 18 и т.д.), а затем ответ на него.
17 Определите электрическое сопротивление резистора R1. Для этого соберите экспериментальную установку, используя источник тока, вольтметр, амперметр, ключ, реостат, соединительные провода и резистор, обозначенный R1. При помощи реостата установите в цепи силу тока 0,5 А.
Абсолютная погрешность измерения силы тока равна ±0,02 А, абсолютная погрешность измерения напряжения равна ±0,1 В.
В бланке ответов № 2:
1) нарисуйте электрическую схему эксперимента;
2) запишите формулу для расчёта электрического сопротивления;
3) укажите результаты измерения напряжения и силы тока с учётом абсолютных погрешностей измерений;
4) запишите значение электрического сопротивления.
Ответ:
1. Схема экспериментальной установки:
2. R = U/I.
3. I = (0,50 ± 0,02) А.
4. U = (2,4 ± 0,1) В.
5. R ≈ 4,8 Ом.
Указание экспертам
Численное значение прямого измерения напряжения должно попасть
в интервал U = (2,4 ± 0,3) В
Полный ответ на задания 18 и 19 должен содержать не только ответ на вопрос, но и его развёрнутое, логически связанное обоснование.
Прочитайте текст и выполните задание 18.
Рассеяние света
Проходя через земную атмосферу, поток солнечных лучей частично рассеивается, частично поглощается и до Земли доходит ослабленным. В видимой части спектра поглощение играет малую роль в сравнении с рассеянием. Именно за счёт рассеяния происходит главное ослабление световых солнечных лучей.
Рассеяние световых лучей сильно зависит от длины волны. По расчётам английского физика лорда Рэлея, интенсивность рассеянного света в чистом воздухе обратно пропорциональна четвёртой степени длины волны. Поэтому, проходя через атмосферу, лучи разных длин волн ослабляются по-разному: короткие световые волны (фиолетово-голубая часть спектра) рассеиваются значительно сильнее длинных (красная часть спектра). Это приводит к тому, что мы видим небо голубым вследствие рассеяния солнечного света в атмосфере Земли.
Крупные частицы пыли практически одинаково рассеивают все длины волн видимого света. Наличие в воздухе сравнительно крупных частичек пыли добавляет к рассеянному голубому свету отражённый частичками пыли свет, то есть почти неизменный свет Солнца. Цвет неба становится в этих условиях белесоватым.
18 Сравните количественно рассеяние в чистом воздухе фиолетовых лучей с длиной волны 0,4 мкм и рассеяние красных лучей с длиной волны 0,8 мкм. Ответ поясните.
Ответ:
1. Фиолетовые лучи рассеиваются в чистом воздухе в 16 раз сильнее, чем
красные лучи.
2. Интенсивность рассеянного света в чистом воздухе обратно
пропорциональна четвёртой степени длины волны. Длина волны
фиолетового цвета в 2 раза меньше, чем длина волны красного цвета,
следовательно, рассеяние для фиолетового цвета в 24 = 16 раз больше
19 Будет ли легче сдвигать полированные стёкла, сложенные стопкой, если предварительно между ними положить листы сухой бумаги? Ответ поясните.
Ответ:
1. При наличии бумаги стёкла сдвигать легче.
2. Бумажные листы кладут, чтобы стёкла не слипались. В отсутствие
бумажных листов расстояние между полированными стёклами очень мало,
и между ними начинают действовать силы взаимного притяжения молекул
Для заданий 20–22 необходимо записать полное решение, включающее запись краткого условия задачи (Дано), запись формул, применение которых необходимо и достаточно для решения задачи, а также математические преобразования и расчёты, приводящие к числовому ответу.
20 источнику постоянного тока подсоединили две лампы (см. рисунок), имеющие одинаковое электрическое сопротивление. Чему равна мощность электрического тока, потребляемая каждой лампой, если показания идеального амперметра и идеального вольтметра равны, соответственно, 3 А и 6 В?
Ответ:
Дано:
U = 6 В
I = 3 А
Р1 = ?
Решение:
Р = UI
U1 = U2 = U
I = I1 + I2
I = 2I1
`Р_1= Р_2=(UI)/2=(3*6)/2=9` Вт
Ответ: Р1 = Р2 = 9 Вт
21 Шар массой 2 кг, движущийся со скоростью 4 м/с, догоняет шар массой 8 кг, движущийся по той же прямой со скоростью 2 м/с. После столкновения шары движутся вместе. Определите, какое количество теплоты выделилось в результате соударения.
Ответ:
22 алюминиевый калориметр массой 50 г налито 120 г воды и опущен электрический нагреватель мощностью 12,5 Вт. На сколько градусов нагреется калориметр с водой за 22 мин., если тепловые потери в окружающую среду составляют 20 %?
Ответ:
Не забудьте перенести все ответы в бланки ответов № 1 и № 2 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.
Проверьте, чтобы каждый ответ был записан рядом с номером соответствующего задания.
Система оценивания ОГЭ по физике
Правильное выполнение каждого из заданий 3, 5, 6–11, 15 оценивается 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, и полностью совпадает с эталоном ответа.
Правильное выполнение каждого из заданий 1, 2, 4, 12, 13 оценивается 2 баллами. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, и полностью совпадает с эталоном ответа: каждый символ в ответе стоит на своём месте, лишние символы в ответе отсутствуют. Выставляется 1 балл, если на любой одной позиции ответа записан не тот символ, который представлен в эталоне ответа. Во всех других случаях выставляется 0 баллов.
Правильное выполнение каждого из заданий 14 и 16 оценивается 2 баллами. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, каждый символ присутствует в ответе, в ответе отсутствуют лишние символы. Порядок записи символов в ответе значения не имеет. Выставляется 1 балл, если только один из символов, указанных в ответе, не соответствует эталону или только один символ отсутствует; во всех других случаях выставляется 0 баллов.
Если количество символов в ответе больше требуемого, выставляется 0 баллов вне зависимости от того, были ли указаны все необходимые символы.
Критерии оценивания выполнения заданий с развёрнутым ответом
17.
Характеристика оборудования
При выполнении задания используется комплект оборудования № 3 в следующем составе.
Комплект № 2
элементы оборудования рекомендуемые характеристики
• источник питания
постоянного тока выпрямитель с входным напряжением
36÷42 В или батарейный блок
1,5÷7,5 В с возможностью
регулировки выходного напряжения
• вольтметр двухпредельный предел измерения 3 В, С = 0,1 В;
предел измерения 6 В, С = 0,2 В
• амперметр двухпредельный предел измерения 3 А, С = 0,1 А;
предел измерения 0,6 А, С = 0,02 А
• резистор, обозначить R1 сопротивление (4,7 ± 0,5) Ом
• резистор, обозначить R2 сопротивление (5,7 ± 0,6) Ом
• резистор, обозначить R3 сопротивлением (8,2 ± 0,8) Ом
• набор проволочных резисторов
ρlS
резисторы обеспечивают проведение
исследования зависимости
сопротивления от длины, площади
поперечного сечения и удельного
сопротивления проводника
• лампочка номинальное напряжение 4,8 В,
сила тока 0,5 А
• переменный резистор (реостат) сопротивление 10 Ом
• соединительные провода, 10 шт.
• ключ
Внимание! При замене какого-либо элемента оборудования на аналогичное с другими характеристиками необходимо внести соответствующие изменения в образец выполнения задания.
Полностью правильное выполнение задания, включающее в себя:
1) рисунок экспериментальной установки;
2) формулу для расчёта искомой величины (в данном случае: для электрического сопротивления, выраженного через напряжение и силу тока);
3) правильно записанные результаты прямых измерений с учётом заданных абсолютных погрешностей измерений (в данном случае: результаты измерения силы тока и электрического напряжения);
4) полученное правильное значение искомой величины - 3 балла
Записаны правильные результаты прямых измерений, но в одном из элементов ответа (1, 2 или 4) присутствует ошибка.
ИЛИ
Записаны правильные результаты прямых измерений, но один из элементов ответа (1, 2 или 4) отсутствует - 2 балла
Записаны правильные результаты прямых измерений, но более чем в одном из элементов ответа 1, 2 и 4 присутствуют ошибки, или эти элементы отсутствуют - 1 балл
Все случаи выполнения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления 1, 2 или 3 баллов. Разрозненные записи. Отсутствие попыток выполнения задания - 0 баллов
Максимальный балл - 3
18.
Представлен правильный ответ на вопрос, и приведено достаточное обоснование, не содержащее ошибок - 2 балла
Представлен правильный ответ на поставленный вопрос, но его обоснование некорректно или отсутствует.
ИЛИ
Представлены корректные рассуждения, приводящие к правильному ответу, но ответ явно не сформулирован - 1 балл
Представлены общие рассуждения, не относящиеся к ответу на поставленный вопрос.
ИЛИ
Ответ на вопрос неверен независимо от того, что рассуждения правильны, или неверны, или отсутствуют - 0 баллов
Максимальный балл - 2
19.
Представлен правильный ответ на вопрос, и приведено достаточное обоснование, не содержащее ошибок - 2 балла
Представлен правильный ответ на поставленный вопрос, но его обоснование не является достаточным, хотя содержит указание на физические явления (законы), причастные к обсуждаемому вопросу.
ИЛИ
Представлены корректные рассуждения, приводящие к правильному ответу, но ответ явно не сформулирован - 1 балл
Представлены общие рассуждения, не относящиеся к ответу на поставленный вопрос.
ИЛИ
Ответ на вопрос неверен независимо от того, что рассуждения правильны, или неверны, или отсутствуют - 0 баллов
Максимальный балл - 2
20.
Приведено полное правильное решение, включающее следующие элементы:
1) верно записано краткое условие задачи;
2) записаны уравнения и формулы, применение которых необходимо и достаточно для решения задачи выбранным способом (в данном решении: формула для мощности электрического тока, правила параллельного соединения проводников);
3) представлены необходимые математические преобразования и расчёты, приводящие к правильному числовому ответу, и представлен ответ. При этом допускается решение «по частям» (с промежуточными вычислениями) - 3 балла
Правильно записаны необходимые формулы, проведены вычисления и получен ответ (верный или неверный), но допущена ошибка в записи краткого условия или переводе единиц в СИ.
ИЛИ
Представлено правильное решение только в общем виде, без каких- либо числовых расчётов.
ИЛИ
Записаны уравнения и формулы, применение которых необходимо и достаточно для решения задачи выбранным способом, но в математических преобразованиях или вычислениях допущена ошибка - 2 балла
Записаны и использованы не все исходные формулы, необходимые для решения задачи.
ИЛИ
Записаны все исходные формулы, но в одной из них допущена ошибка - 1 балл
Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2, 3 балла - 0 баллов
Максимальный балл - 3
21.
Приведено полное правильное решение, включающее следующие элементы:
1) верно записано краткое условие задачи;
2) записаны уравнения и формулы, применение которых необходимо и достаточно для решения задачи выбранным способом (в данном решении: закон сохранения энергии, закон сохранения импульса);
3) представлены необходимые математические преобразования и расчёты, приводящие к правильному числовому ответу, и представлен ответ. При этом допускается решение «по частям» (с промежуточными вычислениями) - 3 балла
Правильно записаны необходимые формулы, проведены вычисления и получен ответ (верный или неверный), но допущена ошибка в записи краткого условия или переводе единиц в СИ.
ИЛИ
Представлено правильное решение только в общем виде, без каких- либо числовых расчётов.
ИЛИ
Записаны уравнения и формулы, применение которых необходимо и достаточно для решения задачи выбранным способом, но в математических преобразованиях или вычислениях допущена ошибка - 2 балла
Записаны и использованы не все исходные формулы, необходимые для решения задачи.
ИЛИ
Записаны все исходные формулы, но в одной из них допущена ошибка - 1 балл
Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2, 3 балла - 0 баллов
Максимальный балл - 3
22.
Приведено полное правильное решение, включающее следующие элементы:
1) верно записано краткое условие задачи;
2) записаны уравнения и формулы, применение которых необходимо и достаточно для решения задачи выбранным способом (в данном решении: формула для расчёта коэффициента полезного действия; формула для расчёта количества теплоты при нагревании тела, формула для расчета работы тока);
3) представлены необходимые математические преобразования и расчёты, приводящие к правильному числовому ответу, и представлен ответ. При этом допускается решение «по частям» (с промежуточными вычислениями) - 3 балла
Правильно записаны необходимые формулы, проведены вычисления и получен ответ (верный или неверный), но допущена ошибка в записи краткого условия или переводе единиц в СИ.
ИЛИ
Представлено правильное решение только в общем виде, без каких- либо числовых расчётов.
ИЛИ
Записаны уравнения и формулы, применение которых необходимо и достаточно для решения задачи выбранным способом, но в математических преобразованиях или вычислениях допущена ошибка - 2 балла
Записаны и использованы не все исходные формулы, необходимые для решения задачи.
ИЛИ
Записаны все исходные формулы, но в одной из них допущена ошибка - 1 балл
Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2, 3 балла - 0 баллов
Максимальный балл - 3