Вариант проверочной работы включает в себя 8 комплексных заданий, каждое из которых в свою очередь состоит из двух-трех частей (пунктов), объединенных единым содержанием. С учетом всех пунктов вариант работы включает в себя 8 заданий из 20 пунктов.

Задания различаются не только по содержанию, но и по характеру решаемых обучающимися задач, и проверяют умение обучающихся работать с различными источниками географической информации (картами, фотографиями, таблицами, текстами, схемами, графиками и иными условнографическими объектами). При этом каждый пункт каждого задания направлен на проверку того или иного из вышеуказанных умений.

С учетом времени, отведенного на выполнение работы, задания требуют преимущественно краткого ответа в виде записи слов или словосочетаний, последовательности цифр, чисел, а также ответа, представленного в графической форме (в виде изображения знаков/символов), в форме записи/отметки на контурной карте, заполненной таблицы или блоксхемы.

Задания (пункты) 1.1, 1.2, 1.3, 2.1, 3.1, 6.1 выполняются с использованием географических карт, приведенных в работе.

Время выполнения варианта проверочной работы

На выполнение проверочной работы по учебному предмету «География» дается 45 минут.

Кодификатор со списком тем к ВПР по географии 7 класс, ФИОКО

Код Проверяемые элементы содержания

1 Освоение Земли человеком

1.1 Важнейшие географические открытия и путешествия в древности и эпоху Средневековья

1.2 Важнейшие географические открытия и путешествия в XVI–XIX вв.

1.3 Важнейшие географические открытия и путешествия в XX в.

1.4 Описание и нанесение на контурную карту географических объектов одного из изученных маршрутов

2 Главные закономерности природы Земли

2.1 Литосфера и рельеф Земли. Литосферные плиты. Сейсмические пояса Земли. Строение земной коры. Типы земной коры. Формирование современного рельефа Земли. Полезные ископаемые

2.2 Атмосфера и климаты Земли. Распределение температуры, осадков, поясов атмосферного давления на Земле, их отражение на климатических картах. Графическое изображение климатических показателей. Разнообразие климата на Земле. Климатообразующие факторы и процессы, происходящие в атмосфере. Характеристика климатических поясов Земли

2.3 Мировой океан – основная часть гидросферы. Мировой океан и его части. Океанические течения. Система океанических течений. Характерные черт природы океанов Земли и их отличительные особенности

2.4 Географическая оболочка. Свойства и особенности строения географической оболочки. Общие географические закономерности. Географическая зональность. Природные зоны Земли. Высотная поясность

3 Характеристика материков Земли

3.1 Географическое положение и природа материков Земли. Особенности рельефа и полезные ископаемые. Климат и внутренние воды. Растительный и животный мир. Эндемики. Природные зоны. Причины природного разнообразия. Характеристика природы отдельных территорий и оценка для жизни людей

3.2 Население материков Земли. Регионы и страны материков (население, образ жизни, культура, хозяйство)

Типы заданий, сценарии выполнения заданий ВПР

Содержание задания 1 направлено на проверку сформированности представлений об основных этапах географического освоения Земли, знания основных открытий великих путешественников и землепроходцев. Задание состоит из трех частей (пунктов) и проверяет комплекс умений работы с картографической информацией, в частности умения определять и отмечать на карте географические объекты, определять географические координаты, умение применять знание одного из ключевых понятий географии – географическое положение, а также знание географической номенклатуры.

Первая часть задания предполагает определение имени путешественника по отмеченному на карте маршруту его экспедиции и указание названия материка (или океана), по территории которого проходит маршрут. Во второй части требуется указать названия объектов, определяющих географическое положение данного материка (или океана). В третьей части задания обучающимся необходимо определить географические координаты одной из точек, лежащей на линии маршрута, и название объекта, на территории которого расположена эта точка.

Задание 2 проверяет умение работать с графической информацией и географической картой и выполняется с использованием профиля рельефа одного из материков и той же карты, что и для задания 1. Предметное содержание задания направлено на проверку уровня сформированности представлений об особенностях рельефа материков Земли и размещении полезных ископаемых. Задание включает в себя три части (пункта). Первая часть задания проверяет умения читать профиль рельефа на основе знания особенностей рельефа материков и сопоставлять его с картой, а также определять расстояния по географическим координатам и проводить расчеты с использованием карты. Вторая часть задания требует знания основной географической номенклатуры и умения определять абсолютные высоты форм рельефа с помощью профиля рельефа. Третья часть задания связана с работой в знаково-символической системе и посвящена проверке умения распознавать условные обозначения полезных ископаемых и фиксировать их.

Задание 3 проверяет умение использовать графическую интерпретацию климатических показателей для выявления основных географических закономерностей климатов Земли, способность использовать знания о географических закономерностях и устанавливать причинно-следственные связи на основе установления соответствия климата природной зональности.

Задание состоит из трех частей (пунктов). Первая часть задания предполагает установление соответствия представленных в задании климатограмм климатическим поясам Земли на основе сопоставления графической информации об особенностях элементов климата, отраженных на климатограммах, с размещением климатических поясов на Земле и знаний об основных географических закономерностях. Вторая часть задания направлена на проверку умения анализировать текстовую информацию для определения природных зон по их характеристикам и выявлять закономерности их размещения в пределах климатических поясов посредством сопоставления текстовой, графической и картографической информации. Результатом выполнения задания должно быть указание природной зоны и выбор соответствующей ей климатограммы. В третьей части задания требуется заполнение таблицы основных климатических показателей, характерных для указанной природной зоны, на основе чтения выбранной климатограммы.

Задание 4 проверяет умения использовать модели и схемы для определения и описания процессов, происходящих в географической оболочке, устанавливать причинно-следственные связи, знание географической терминологии и особенностей природы разных частей Земли. Задание состоит  из двух частей. Первая его часть требует определения географического процесса, отображенного в виде модели или схемы. Во второй части необходимо составить последовательность основных этапов данного процесса.

Задание 5 посвящено проверке знания географических особенностей материков Земли и основной географической номенклатуры, умения работать с графическими формами представления информации. Оно состоит из двух частей (пунктов). В первой части требуется установить соответствие между материками и их географическими особенностями на основе анализа текстовой информации, представленной в формате утверждений, содержащих элементы описания природы и населения материков. Вторая часть задания проверяет знание географической номенклатуры, принадлежность географических объектов материкам, и умение классифицировать географические объекты по типам. В этой части необходимо выявить географические объекты, расположенные на территории одного из материков, и представить ответ в форме заполненной блок-схемы.

Задание 6 направлено на проверку уровня сформированности представлений о неоднородности Земли как планеты в пространстве и во времени, о географическом положении стран мира, знания названий столиц стран, а также умения выявлять роль планетарных явлений в жизни людей в разных частях Земли. Задание предполагает использование текстовой, картографической и визуальной информации для сопоставления времени в разных городах мира. В задании три части (пункта). В первой части от обучающихся требуется умение определять крупные страны по названиям их столиц и выделять их на карте. Во второй и третьей частях необходимо определить время в столицах этих стран с помощью изображений с использованием результата выполнения первой части задания и на основе знания о закономерностях изменения времени вследствие движения Земли. При этом третья часть задания проверяет умение использовать всю имеющуюся информацию в целях выполнения учебной задачи на основе ее сопоставления и логического рассуждения. Информация, необходимая для выполнения этой части задания, содержится: в формулировке задания 6; в иллюстрации ко второму пункту задания; в ответе, полученном при выполнении второго пункта задания.

Задание 7 состоит из двух частей. Оно основано на работе со статистическими данными о населении стран мира, представленными в виде статистической таблицы, и проверяет умения извлекать информацию в соответствии с поставленной задачей и интерпретировать ее в целях сопоставления с информацией, представленной в графической форме (в виде диаграмм и графиков). Тематическое содержание таблиц отражает демографические характеристики стран мира и не является предметом проверки в рамках данного задания.

Задание 8 основано на работе с иллюстративным материалом в виде фотографий и картосхем с изображением контуров стран мира. Задание проверяет сформированность представлений о странах мира, умение устанавливать черты сходства и различия особенностей природы и населения, материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран.

Задание состоит из двух частей. В первой части задания обучающимся необходимо определить страну по характерным фотоизображениям, во второй – узнать эту страну по ее очертаниям и названию столицы и ответить на вопрос, касающийся географических особенностей этой страны.

Система оценивания выполнения отдельных заданий ВПР и проверочной работы в целом

Полный правильный ответ на задание 1 оценивается 6 баллами: часть 1.1 – 2 балла (в соответствии с критериями); часть 1.2 – 2 балла (1 балл ставится, если в ответе допущена хотя бы одна ошибка (один из элементов ответа записан неправильно или не записан)); часть 1.3 – 2 балла (в соответствии с критериями).

Полный правильный ответ на задание 2 оценивается 6 баллами: все части задания 2.1, 2.2, 2.3 – по 2 балла (в соответствии с критериями).

Полный правильный ответ на задание 3 оценивается 6 баллами: часть 3.1 – 2 балла (1 балл ставится, если в ответе допущена хотя бы одна ошибка (один из элементов ответа записан неправильно или не записан)); части 3.2 и 3.3 – по 2 балла (в соответствии с критериями).

Полный правильный ответ на задание 4 оценивается 3 баллами: часть 4.1 – 1 балл; часть 4.2 – 2 балла (1 балл ставится, если в ответе перепутаны местами две цифры). При этом если ответ в части 4.1 не дан или дан неправильно, результат выполнения части 4.2 не засчитывается.

Полный правильный ответ на задание 5 оценивается 5 баллами: часть 5.1 – 2 балла (1 балл ставится, если в таблице соответствия в ответе перепутаны местами две цифры); часть 5.2 – 3 балла (в соответствии с критериями).

Полный правильный ответ на задание 6 оценивается 3 баллами: части 6.1 и 6.2 – по 1 баллу (в соответствии с критериями); часть 6.3 – 1 балл.

Полный правильный ответ на задание 7 оценивается 3 баллами: часть 7.1 – 2 балла (1 балл ставится, если в ответе перепутаны местами две цифры); часть 7.2 – 1 балл.

Полный правильный ответ на задание 8 оценивается 3 баллами: часть 8.1 – 1 балл; часть 8.2 – 2 балла (в соответствии с критериями).

Максимальный первичный балл за выполнение работы – 35.

Рекомендации по переводу первичных баллов ВПР в отметки по пятибалльной шкале

«2» 0–10
«3» 11–22
«4» 23–30
«5» 31–35