Перейти сразу к разбору заданий >>

Экзаменационная работа включает в себя 31 задание: 22 задания с кратким ответом и 9 заданий с развёрнутым ответом. На выполнение экзаменационной работы по географии отводится 3 часа (180 минут).

Ответы к заданиям 1–21 и 23 записываются в виде числа, последовательности цифр или слова (словосочетания). Ответ запишите по приведённым ниже образцам в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1. Если ответ на задание имеет единицу измерения, то при переносе ответа на бланк следует записать только полученное число. Единицы измерения в ответе указывать не надо.

Ответом на задание 22 должен быть сделанный Вами рисунок. Задания 24–31 требуют развёрнутого ответа. В заданиях 24–31 требуется записать полный ответ на поставленный вопрос или решение задачи. В бланке ответов № 2 укажите номер задания и запишите ответ на него.

Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой или капиллярной ручки.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике, а также в тексте контрольных измерительных материалов не учитываются при оценивании работы. Также можно использовать прилагаемые справочные материалы, линейку, транспортир и непрограммируемый калькулятор.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются.

Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

После завершения работы проверьте, чтобы ответ на каждое задание в бланках ответов № 1 и № 2 был записан под правильным номером.

В демонстрационном варианте представлено по несколько примеров заданий на некоторые позиции экзаменационной работы. В реальных вариантах экзаменационной работы на каждую позицию будет предложено только одно задание.

Ctrl + колесо мыши, чтобы увеличить

Ответами к заданиям 1–21 и 23 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание). Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки.
Последовательность цифр записывайте без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

 1  Город Арлит имеет географические координаты 18° 44′ с.ш. 7° 23′ в.д.
Определите, на территории какого государства находится этот город.

Ответ: Нигер.

 2  В пунктах, обозначенных на рисунке цифрами, одновременно проводятся измерения атмосферного давления. Расположите эти пункты в порядке повышения в них атмосферного давления (от наиболее низкого к наиболее высокому).

Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр.

Ответ: 312

ИЛИ

 2  В пунктах 1, 2 и 3 были одновременно проведены измерения температуры и относительной влажности воздуха. Полученные значения показаны в таблице. Расположите эти пункты в порядке повышения в них показателя абсолютной влажности воздуха (от наиболее низкой к наиболее высокой).

Пункт Температура воздуха, °С Относительная
                                               влажность воздуха, %
1                     +11                        95
2                     +12                        75
3                     +13                         55

Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр.

Ответ: 321

 3  Сумма активных температур – это годовая сумма средних суточных температур воздуха или почвы, превышающих определённый порог: 0 °С, +5 °С, +10 °С и т.д. Чем выше сумма активных температур на определённой территории, тем более теплолюбивые сельскохозяйственные культуры можно возделывать на этой территории. Расположите перечисленные регионы в порядке повышения степени благоприятности их природных условий для выращивания теплолюбивых культур.

1) Ленинградская область
2) Липецкая область
3) Республика Крым

Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр.

Ответ: 123

ИЛИ

 3  Эффективность работы солнечных панелей, используемых для энергоснабжения жилых домов, во многом зависит от продолжительности светового дня. Расположите перечисленные города в порядке увеличения продолжительности светового дня 1 мая, начиная с города с наименьшей продолжительностью светового дня.

1) Ханты-Мансийск
2) Омск
3) Воркута

Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр.

Ответ: 213

 4  Установите соответствие между заливом и его обозначением на карте мира: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ЗАЛИВ 

А) Гвинейский
Б) Бенгальский
В) Аляска

ОБОЗНАЧЕНИЕ НА КАРТЕ

1) 1
2) 2
3) 3
4) 4

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

            А Б В
Ответ:  2 4 1

ИЛИ

 4  Расположите перечисленные части Мирового океана с запада на восток в том порядке, в котором они расположены на карте мира и в справочных материалах, начиная с самой западной.

1) Аравийское море
2) Бенгальский залив
3) Гвинейский залив

Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр.

Ответ: 312

 5  Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на места пропусков.

Зона тундры в России

В России природная зона тундры расположена на побережье морей Северного Ледовитого океана и тянется от западных до восточных границ страны. Увлажнение на территории зоны _______________(А). Развитию древесной растительности препятствуют _______________(Б) низкие температуры. Тундрово-глеевые почвы содержат ______________(В) гумуса.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно вставляя на места пропусков слова из списка в нужной форме. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Каждое слово может быть использовано только один раз.

Список слов:
1) суровый
2) недостаточный
3) много
4) мало
5) избыточный
6) мягкий

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.

            А Б В
Ответ:  5 1 4

ИЛИ

 5  Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний).
Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на места пропусков.

Демографическая ситуация в Швеции

   По данным на начало 2019 г., численность населения Швеции составляла немногим более 10 млн человек – на 1,5 млн человек больше, чем в начале XXI в. Основной прирост населения был обеспечен за счёт _____________(А) – превышения числа иммигрантов над числом эмигрантов. При этом в стране прекратилась естественная убыль населения: показатель _____________(Б) ежегодно был выше показателя _____________(В).
По-прежнему сохранилась тенденция увеличения доли пожилых людей в общей численности населения страны.

Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно вставляя на места пропусков слова (словосочетания) из списка в нужной форме. Обратите внимание на то, что слов (словосочетаний) в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Список слов (словосочетаний):

1) естественный прирост
2) миграционный прирост
3) смертность
4) рождаемость
5) средняя продолжительность жизни
6) урбанизация

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова (словосочетания). Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова (словосочетания).

           А Б В
Ответ: 2 4 3

ИЛИ

 5  Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на места пропусков.

Географические особенности природы Западной Сибири

Природа Западной Сибири как крупного географического района России имеет ряд особенностей. Всю северную часть территории района занимает _______________(А). Климат более континентальный по сравнению с Восточно-Европейской равниной, что проявляется в меньшем количестве атмосферных осадков и большей годовой амплитуде температур. Район располагается в нескольких природных зонах: от тундры на севере до _______________(Б) на юге. Для территории района характерна _______________(В) степень заболоченности.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно вставляя на места пропусков слова из списка в нужной форме. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Каждое слово может быть использовано только один раз.

Список слов:

1) пустыня
2) степь
3) низменность
4) плоскогорье
5) высокая
6) низкая

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.

           А Б В
Ответ: 3 2 5

ИЛИ

 5  Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетание).
Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетание), которые необходимо вставить на места пропусков.

Географические особенности Испании

Испания, обладая всеми характерными чертами экономически развитых европейских стран, имеет ряд географических особенностей.
По форме правления она является _______________(А). Испания имеет развитую промышленность, представленную практически всеми современными производствами, и высокоинтенсивное сельское хозяйство. Испания является мировым лидером по производству _______________(Б). Доля продукции АПК в общем объёме экспорта страны _______________(В), чем в большинстве других западноевропейских стран. Очень большую роль в экономике страны играет международный туризм.

Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно вставляя на места пропусков слова (словосочетание) из списка в нужной форме. Обратите внимание на то, что слов (словосочетания) в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Список слов (словосочетание):

1) выше
2) ниже
3) монархия
4) республика
5) оливки
6) семена подсолнечника

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова (словосочетание). Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова (словосочетания).

           А Б В
Ответ: 3 5 1

 6  В «Стратегии пространственного развития Российской Федерации» приоритетными являются опережающее развитие и социальное обустройство регионов с низкой плотностью населения.

Какие три из перечисленных регионов России имеют наименьшую среднюю плотность населения? Запишите в таблицу цифры, под которыми указаны эти регионы.

1) Хабаровский край
2) Пензенская область
3) Челябинская область
4) Магаданская область
5) Ставропольский край
6) Республика Коми

Ответ: 146

ИЛИ

 6  Численность населения города является важным фактором, определяющим его экономическое и социальное развитие. Какие три из перечисленных городов России имеют наибольшую численность населения? Запишите в таблицу цифры, под которыми указаны эти города.

1) Новосибирск
2) Томск
3) Петрозаводск
4) Ставрополь
5) Уфа
6) Ростов-на-Дону

Ответ: 156

 7  Установите соответствие между страной и диаграммой, отражающей распределение её экономически активного населения по секторам экономики: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

темно-серое – промышленность
свело-серое – сельское хозяйство
белое – сфера услуг

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

           А Б В
Ответ: 3 2 1

 8  Выберите все верные высказывания и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Уровень экономического развития страны напрямую зависит от её обеспеченности разнообразными природными ресурсами.
2) Темп роста населения Земли зависит от превышения рождаемости над смертностью.
3) При добыче открытым способом каменного угля его себестоимость будет тем выше, чем выше его доля на месторождении. 4) Повышение содержания метана в атмосфере приводит к усилению парникового эффекта.
5) Тёплые течения способствуют уменьшению количества атмосферных осадков.

Ответ: 24  .

 9  Регионы, богатые топливно-энергетическими ресурсами, поставляемыми на
экспорт, выделяются более высоким уровнем жизни населения.
В каких трёх из перечисленных регионов России ведётся добыча нефти?
Запишите цифры, под которыми указаны эти регионы.

1) Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
2) Ивановская область
3) Республика Татарстан
4) Сахалинская область
5) Забайкальский край
6) Республика Карелия

Ответ: 134

ИЛИ

 9  В последнее десятилетие Россия стала одним из крупнейших мировых экспортёров зерна. Постоянная забота о качестве продукции, поставляемой на мировой рынок, способствует успеху в конкурентной борьбе с другими странами – экспортёрами зерна.
С какими тремя из перечисленных стран Россия конкурирует на мировом зерновом рынке? Запишите цифры, под которыми указаны эти страны.

1) Австралия
2) США
3) Турция
4) Египет
5) Канада
6) ЮАР

Ответ: 125

 10  На основе анализа данных приведённой ниже таблицы укажите все регионы, в которых в период с 2013 по 2015 г. ежегодно происходило увеличение объёмов промышленного производства. Запишите цифры, под которыми указаны эти регионы.

Динамика объёмов промышленного производства
(в % к предыдущему году)
Регион                              2013 г. 2014 г. 2015 г.
1) Алтайский край               101,3 98,9 100,1
2) Псковская область          100,6 94,4 102,8
3) Республика Бурятия        114,9 102,9 101,6
4) Волгоградская область    101,5 102,4 101,1

Ответ: 34 .

 11  С помощью карты сравните значения средних многолетних максимумов температуры воздуха в точках, обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3.
Расположите точки в порядке повышения этих значений.

Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр.

Ответ: 132

 12  Выберите все высказывания с информацией о международной экономической интеграции и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) В 2018 г. был заключён торгово-экономический союз между Европейским союзом и Японией, в результате этого была создана крупнейшая в мире зона свободной торговли.
2) В 2018 г. США, Канада и Мексика вместо соглашения НАФТА заключили новое торговое соглашение, предусматривающее взаимную отмену таможенных пошлин.
3) В 2018 г. США стали крупнейшим в мире производителем нефти и природного газа, опередив Саудовскую Аравию и Россию.
4) Более половины продукции машиностроительных предприятий таких стран, как Германия, Япония и Южная Корея, предназначается для поставки на международный рынок.
5) Рост численности населения США в значительной степени обеспечивается за счёт иммигрантов из разных стран мира.

Ответ: 12  .

 13  Расположите события в геологической истории Земли в хронологическом порядке, начиная с самого раннего.

1) В конце пермского периода на территории современной Сибири начались крупнейшие в истории Земли вулканические извержения, длившиеся сотни лет.
2) Столкновение с Землёй огромного астероида в конце мелового периода стало катастрофой планетарного масштаба.
3) В конце девонского периода на Земле произошло массовое вымирание морских организмов и резкое сокращение биоразнообразия.

Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр.

Ответ: 312

 14  Прямая трансляция парада на Красной площади в Москве 9 мая начинается в 10 часов по московскому времени. Используя карту, определите, во сколько часов по местному времени эта трансляция начнётся в Красноярске.

Ответ запишите в виде числа.

Ответ:      14     ч.

 15  В настоящее время к стратегически важным материалам, данные о запасах которых засекречиваются, стали относить руды таких металлов, как литий, кобальт и др. Учащиеся нашли в Интернете информацию о том, что в мире в 2017 г. было добыто 44 700 т лития, при этом показатель ресурсообеспеченности этим металлом на этот год составлял 358 лет.
Определите, какова была величина разведанных запасов лития в 2017 г.
Ответ запишите в виде числа.

Ответ:   16002600   т.

 16  Используя данные диаграммы, определите величину миграционного прироста населения Тверской области в 2015 г. Ответ запишите в виде числа (по образцу, указанному в инструкции по выполнению работы).

Ответ:    –1,8         тыс. человек.

ИЛИ

 16  На численность населения субъектов Российской Федерации заметное влияние оказывают как естественное движение населения, так и миграции. Используя данные таблицы, определите величину миграционного прироста населения Республики Башкортостан в 2016 г.

Численность и естественный прирост населения
Республики Башкортостан (человек)

Показатель                                 2015 г.       2016 г.        2017 г.
Численность постоянного
населения на 1 января             4 071 987     4 071 064     4 066 972
Среднегодовая численность
населения                                4 071 525      4 069 018     4 065 132
Естественный прирост населения,
значение показателя за год        5004             3298           –1943

Ответ запишите в виде числа.

Ответ:       –7390          человек(а).

 17  Определите страну по её краткому описанию.
Эта африканская страна по форме правления является республикой.

Страна богата разнообразными минеральными природными ресурсами, основные из которых – нефть и природный газ, алмазы, руды цветных и чёрных металлов, фосфориты. Относится к средним по численности населения странам, но при этом для неё характерен высокий (более 30‰) естественный прирост. Страна является членом ОПЕК, и нефть – главная статья её экспорта.

Ответ: Ангола .

 18  Определите регион России по его краткому описанию.

Эта область расположена в Европейской части России. Она имеет выход к Государственной границе Российской Федерации. К основным отраслям промышленности относятся добыча железных руд и производство железорудных окатышей. Машиностроение специализируется на производстве кузнечно-прессового оборудования, электротехнических изделий, оборудования для животноводства и кормопроизводства.
Электроэнергией область обеспечивает расположенная на её территории крупная АЭС. В пищевой промышленности используется местное сельскохозяйственное сырьё: на чернозёмных почвах выращивают зерновые культуры, картофель, сахарную свёклу, подсолнечник.

Ответ:        Курская          область.

 Задания 19 и 20 выполняются с использованием справочных материалов и приведённой ниже карты.

Южная Америка. Доля городского населения

 19  Расположите перечисленные страны в порядке возрастания в них доли городского населения в общей численности населения, начиная со страны с наименьшим значением этого показателя.

1) Гайана
2) Эквадор
3) Колумбия

Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр.

Ответ: 123

 20  Сергею необходимо составить карту «Африка. Доля городского населения», используя такую же интервальную шкалу, как на приведённой выше карте Южной Америки.

Установите соответствие между страной и условным обозначением, которое необходимо использовать для отображения доли городского населения каждой из перечисленных стран на карте: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

            А Б В
Ответ:  1 4 2

Задания 21 и 22 выполняются с использованием приведённого ниже фрагмента топографической карты.

 21  Определите по карте азимут, по которому надо идти туристу, находящемуся у родника, для того чтобы попасть к дому лесника.

Ответ запишите в виде числа.

Ответ:    268 или 269 или 270 или 271 или 272   град.

 22  В бланке ответов № 2 укажите номер задания и постройте профиль рельефа местности по линии А – В. При построении основы профиля используйте горизонтальный масштаб в 1 см 50 м и вертикальный масштаб в 1 см 5 м.

Укажите на профиле знаком «Х» положение родника.

Ответ:

1) На рисунке в ответе длина горизонтальной линии основы профиля равна 80 ± 2 мм и расстояние от левой вертикальной оси до родника равно 29 ± 2 мм;
2) вертикальный масштаб профиля выдержан верно;
3) форма профиля в основном совпадает с эталоном*, и на участке 1 склон круче, чем на участке 2

Задания 23–25 выполняются с использованием приведённого ниже текста. Ответ на задание 23 запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1. Для записи ответов на задания 24 и 25 используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (24 или 25), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Первый российский «экотанкер»

   Российская компания «Совкомфлот» приняла в эксплуатацию танкер «Проспект Гагарина» – первый в мире танкер ледового класса, специально спроектированный для использования сжиженного природного газа (СПГ) в качестве основного топлива.
   Этот танкер относится к танкерам нового поколения, обладающим низким уровнем антропогенного воздействия на окружающую среду. По сравнению с аналогичными судами, работающими на дизельном топливе или на мазуте, танкеры, использующие в качестве топлива СПГ, выбрасывают в атмосферу на 100% меньше оксидов серы, на 76% меньше оксидов азота, повышенные концентрации которых оказывают вредное воздействие на здоровье человека, и на 27% меньше углекислого газа (CO2).
    «Проспект Гагарина» был впервые заправлен газомоторным топливом 2 октября в порту Роттердам, а 15 октября судно успешно завершило свою первую погрузку экспортной партии российской нефти в порту Приморск.

 23  Назовите страну, в которой находится порт Роттердам.

Ответ:    Нидерланды или Голландия  .

 24  Объясните, что означает использованный в тексте термин «антропогенное воздействие».

Ответ: 

Антропогенное воздействие - это воздействии деятельности человека на природу.

 25  В тексте говорится о вредном воздействии на здоровье человека оксидов серы и азота. Объясните, какую ещё опасность представляет для окружающей среды загрязнение атмосферы оксидами серы и азота.

Ответ:

Загрязнение атмосферы оксидами серы и азота способствуют выпадению кислотных дождей и образованию смога.

Для записи ответов на задания 26–31 используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (26, 27 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

 26  На основе анализа данных справочных материалов предположите, какая из стран: Уругвай или Судан – находилась в 2017 г. выше в рейтинге ООН по индексу человеческого развития (ИЧР). Для обоснования Вашего ответа запишите необходимые числовые данные из таблиц и вычисления, на основании которых Вы сделали своё предположение.

Ответ:

1) Выше в рейтинге ООН по ИЧР находился Уругвай.
2) в Уругвае более высокая средняя ожидаемая продолжительность жизни населения,
ИЛИ
Показатели средней ожидаемой продолжительности жизни населения: 77 лет в Уругвае и 64 года в Судане;
3) в Уругвае выше ВВП на душу населения, значения показателя ВВП: 21 857 долл. в Уругвае и 4379 долл. в Судане.
ИЛИ
в Уругвае выше ВВП на душу населения: 76 500 : 3,5 в Уругвае и 177 800 : 40,6 в Судане

 27  Используя данные справочных материалов, сравните доли населения, занятого в сельском хозяйстве, и доли сельского хозяйства в общих объёмах экспорта Судана и Марокко. Сделайте вывод о том, в какой из этих стран сельское хозяйство играло бóльшую роль в экономике в 2017 г. Для обоснования Вашего ответа запишите необходимые числовые данные и вычисления.

Ответ:

1) Доля населения, занятого в сельском хозяйстве, в Судане выше, чем в Марокко,
ИЛИ
52% в Судане и 37% в Марокко;
2) доля сельского хозяйства в общем объёме экспорта Судана выше, чем в общем объёме экспорта Марокко;
3) доля сельского хозяйства в общем объёме экспорта Судана: 2 : 3;
доля сельского хозяйства в общем объёме экспорта Марокко: 5,5 : 25,3
ИЛИ
66,6% в Судане и 21,7% в Марокко;
4) сельское хозяйство играло бóльшую роль в экономике Судана.

 28  Компания «Роснефть» с 2012 по 2017 г. в 4 раза увеличила добычу природного газа и в настоящее время готовит проекты по его переработке.
В планах компании создание крупного газохимического предприятия в Богучанах (Красноярский край), которое будет производить полимеры: более миллиона тонн полиэтилена и полипропилена в год – продукцию, пользующуюся большим спросом в России и за рубежом.
Районный центр Богучаны расположен на пересечении транспортных путей, что способствует размещению здесь предприятия химии полимеров. Укажите ещё два условия, способствующих размещению предприятия этой отрасли в Богучанах.

Ответ:

1) близость ГЭС
ИЛИ
наличие источника недорогой электроэнергии;
2) хорошая обеспеченность водными ресурсами
ИЛИ
наличие водохранилища 

ИЛИ

 28  Учёные проанализировали данные наблюдений за уровнем воды в Ниле, которые велись в Каире с 622 г. Эти данные были сопоставлены с периодами вулканической активности в древности. Выяснилось, что во время крупных извержений паводки на Ниле были слабее из-за ослабления в это время ветров, приносящих влагу с океана. Ветры ослабевали из-за меньшего прогрева материка в летнее время.
Назовите звенья цепочки связей между увеличением содержания в атмосфере продуктов вулканической деятельности и уменьшением прогрева материка, обозначенные на схеме цифрами 2 и 3.

1. Увеличение
содержания в атмосфере
продуктов вулканической
деятельности

2

3

4. Уменьшение
прогрева
материка

Ответ:

1) уменьшение прозрачности атмосферы
ИЛИ
сокращение доли прямой солнечной радиации при увеличении доли рассеянной;
2) уменьшение количества суммарной солнечной радиации.

 29  На рисунке показан профиль, проведённый по параллели 20° ю.ш. через остров, находящийся в Тихом океане. В каком из пунктов,   обозначенных на профиле буквами A, Б, В и Г, будет выпадать наибольшее количество атмосферных осадков? Для обоснования Вашего ответа приведите два довода.

Ответ:

Наибольшее количество атмосферных осадков будет выпадать в пункте В.

Доводы:
1) в этих широтах преобладают пассаты
ИЛИ
восточные склоны наветренные
ИЛИ
на восточном склоне количество атмосферных осадков больше;
2) пункт В расположен выше пункта Г
ИЛИ
в горах выпадает больше атмосферных осадков

 30  Определите географическую долготу пункта, если известно, что в полночь по солнечному времени Гринвичского меридиана местное солнечное время в нём 9 ч 40 мин. Запишите решение задачи.

Ответ:

1) Разница во времени с Гринвичским меридианом составляет 9 ч 40 мин., значит, разница в долготе составляет:
15° × 9 + 15° : 3 × 2 = 145°;
2) время в пункте больше времени на Гринвичском меридиане, значит, пункт расположен в Восточном полушарии.
Ответ: 145° в.д.

ИЛИ

 30  С корабля, находящегося в точке с координатами 13° с.ш. 73° з.д., поступило радиосообщение о неисправности двигателя. Какое расстояние (в км) до неисправного судна пройдёт ремонтный корабль из порта Риоача (11° с.ш. 73° з.д.), если известно, что корабль будет идти строго по меридиану, а неисправное судно останется в той же точке, откуда было передано сообщение? Ответ округлите до целого числа. Запишите решение задачи.

Решение:

(13 – 11) × 111 км = 222 км
Ответ: 222 км.

(Так как длина дуги 1° меридиана на разных широтах различна, то как верный засчитывается любой ответ в интервале от 222 до 224 км при условии, что в решении используется значение длины дуги 1° меридиана, отличное от 111 км, но находящееся в интервале от 111,0 до 111,7 км)

 31  При изучении возможного влияния глобальных климатических изменений на развитие транспортного комплекса России оценки учащимися этого влияния разошлись.
Часть учащихся считала, что влияние наблюдаемых изменений климата на развитие транспортного комплекса России будет положительным, а другая придерживалась мнения, согласно которому влияние происходящих изменений климата на развитие транспортного комплекса будет отрицательным.
Приведите по одному аргументу в защиту каждой из точек зрения.

Ответ:

1) Аргумент, подтверждающий точку зрения, согласно которой влияние наблюдаемых изменений климата на развитие транспортного комплекса России будет положительным: улучшатся условия судоходства благодаря увеличению периода навигации и водности рек
ИЛИ
улучшатся условия транспортировки грузов по Северному морскому пути;

2) Аргумент, подтверждающий точку зрения, согласно которой влияние происходящих изменений климата на развитие транспортного комплекса будет отрицательным: возможное разрушение элементов транспортной инфраструктуры в районах оттаивания многолетней мерзлоты
ИЛИ
сокращение периода эксплуатации зимников в северных районах.

Проверьте, чтобы каждый ответ на бланках ответов № 1 и № 2 был записан рядом с правильным номером задания.

Разбор заданий ЕГЭ по географии

Правильные ответы на каждое из заданий 1–4, 6, 7, 9–11, 13–21, 23 оцениваются 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания.

Правильное выполнение каждого из заданий 5, 8 и 12 оценивается 2 баллами. Ответы на эти задания оцениваются следующим образом: полное правильное выполнение задания – 2 балла; выполнение задания с одной ошибкой (одной неверно указанной, в том числе лишней, цифрой наряду со всеми верными цифрами) ИЛИ неполное выполнение задания (отсутствие одной необходимой цифры) – 1 балл; отсутствие ответа или неверное выполнение задания (в том числе при указании двух или более ошибочных цифр) оценивается 0 баллов.

Номер     Правильный
задания  ответ
1             Нигер
2              312 / 321
3              123 / 213
4              241 / 312
5              514 / 243 / 325 / 351
6              146 / 156
7              321
8              24
9              134 / 125
10             34
11              132
12              12
13              312
14              14
15              16002600
16              –1,8 / –7390
17              Ангола
18              Курская или Курская область
19              123
20              142
21              268 или 269 или 270 или 271 или 272
23              Нидерланды или Голландия

Задание 3

Задание 3 проверяет умение использовать знания об основных географических закономерностях для сравнения свойств географических объектов и явлений. В этих заданиях требуется расположить указанные в условии задания территории России в порядке увеличения (уменьшения) того или иного показателя. Сравнить регионы (города) может потребоваться по продолжительности дня и ночи в разные сезоны года, по средним температурам воздуха, по степени благоприятности условий для ведения сельского хозяйства и т.п.

Залогом успешного выполнения этих заданий является знание и понимание зональных и азональных закономерностей изменения компонентов природы на территории нашей страны. Поэтому при подготовке к экзамену важно обратить внимание на повторение закономерностей изменения температур воздуха в зимнее и летнее время, продолжительности дня и ночи в разные сезоны, плодородия почв.

Природные условия на территории нашей страны закономерно изменяются при движении с севера на юг и (или) при движении с запада на восток. Поэтому для успешного выполнения заданий линии 3 важно представлять взаиморасположение на карте перечисленных в условии задания территорий.

Рекомендуется следующий алгоритм выполнения этих заданий.

1. Найдите на политико-административной карте России в справочных материалах регионы, которые названы в условии задания, или, если в условии задания перечислены города, – регионы, административными центрами которых являются эти города.
2. Вспомните, как в зависимости от географического положения территории зависит та характеристика природных условий, о которой говорится в условии задания.
3. Определите, какой из регионов (городов) является самым южным, а какой – самым северным, или какой является самым восточным, а какой – самым западным.
4. Запишите ответ (последовательность цифр) в бланк ответов № 1. Разберём конкретный пример задания.

Эффективность работы солнечных панелей, используемых для энергоснабжения жилых домов, во многом зависит от продолжительности светового дня. Расположите перечисленные города в порядке увеличения продолжительности светового дня 1 мая, начиная с города с наименьшей продолжительностью светового дня.
1) Ханты-Мансийск
2) Омск
3) Нарьян-Мар
Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр.
Ответ:

Ханты-Мансийск является центром Ханты-Мансийского автономного округа; Омск – Омской области, а Нарьян-Мар – Ненецкого автономного округа. Находим эти регионы на карте.

Продолжительность светового дня на территории России в летнее время увеличивается с юга на север (в зимнее время – с севера на юг). В задании предлагается расположить города в порядке увеличения светового дня. Из городов, названных в задании, самым южным является Омск, а самым северным – Нарьян-Мар. Значит, наименьшая продолжительность дня будет наблюдаться в Омске, а наибольшая – в Нарьян-Маре. Следовательно, последовательность цифр, которую надо записать в качестве ответа в задании, – 213.

Типичные ошибки при выполнении таких заданий чаще всего бывают связаны с неправильным определением взаиморасположения территорий на карте России. Некоторые участники ЕГЭ ошибочно считают, что «южнее расположен тот пункт, который находится „ниже‟ на карте», и, например, Красноярск расположен южнее Белгорода. В некоторых случаях ошибки бывают связаны с неумением экзаменуемых применить имеющиеся знания о географической закономерности для решения практической задачи, например, что продолжительность времени, на которое необходимо включать уличное освещение, зависит от продолжительности ночи, которая, в свою очередь, зависит от географической широты и времени года. Кроме того, некоторые выпускники забывают, что в зимнее время среднемесячные температуры воздуха на территории России понижаются по мере усиления континентальности климата при движении с запада на восток.

Задание 8

Задание проверяет умение использовать географические знания для решения учебных и практико-ориентированных задач – установления взаимосвязей между изученными природными, социальными и экономическими явлениями и процессами.

Повышение уровня географической подготовки для выполнения заданий данной линии невозможно без систематической работы по формированию системы научных понятий. Целесообразно выполнять упражнения на установление отдельных признаков понятий в различных контекстах, создавать схемы соподчиненности понятий, их взаимосвязей. Необходимо развивать умение группировать понятия, связанные с одной темой, по разным признакам. Формирование системы понятий и их взаимосвязей может способствовать созданию более полной и структурированной научной картины мира. При выстраивании системы понятий в процессе их сравнения происходит усвоение их существенных признаков, что может предотвратить их неверное использование.

Дополнительной работы требует усвоение общегеографических закономерностей в распределении основных форм рельефа и типов климата, когда наряду с зональными факторами важно выделить и азональные, а также сформировать понимание особенностей их действия на разных территориях. Самостоятельная работа с картами географических атласов по выявлению закономерностей изменений рельефа и климата, природных зон позволит действенно усвоить закономерности и сформировать пространственные представления.

Знание общих климатических закономерностей, понимание климатических процессов, происходящих в различных климатических областях, влияния тёплых и холодных течений позволят четко представлять особенности формирования различных типов климата на разных территориях.

Для данной группы вопросов также нужна систематизация материала по социально-географической тематике, в том числе знание природных и социальноэкономических факторов, влияющих как на плотность населения, так и на размещение основных отраслей хозяйства; важно понимать также, как различные виды хозяйственной деятельности могут повлиять на компоненты природных комплексов. Для этого необходимо иметь представление о технологических особенностях различных видов  хозяйственной деятельности: сельского хозяйства, промышленности, транспорта. Такая работа может способствовать формированию более системной географической подготовкой.

Рекомендуется следующий алгоритм выполнения этих заданий:

1) необходимо внимательно прочитать каждое из высказываний, осмыслить прочитанное, выявив возможные противоречия в формулировках, и критически отнестись к правильности высказываний;
2) необходимо сначала определить те из высказываний, которые точно, на Ваш взгляд, являются верными;
3) необходимо вторично прочитать оставшиеся высказывания и точно объяснить для себя, какие ошибки в них допущены.

Типичные ошибки при выполнении этих заданий обычно связаны с непониманием взаимосвязей между изменением компонентов природы и деятельностью человека в определённых географических условиях. Это непонимание обусловлено незнанием технологических особенностей различных видов хозяйственной деятельности человека. Так, например, часть выпускников не знает, что повышение содержания в атмосфере углекислого газа является одним из основных факторов усиления парникового эффекта, а загрязнение атмосферы выбросами предприятий цветной металлургии является одной из причин образования кислотных дождей. Часть выпускников не понимает, что оттаивание многолетней мерзлоты в зоне тундры может приводить к повреждениям трубопроводов и другой инфраструктуры, и считает, что расчистка русел малых рек повышает, а не снижает риск возникновения паводков на них во время паводков. Другая группа типичных ошибок связана с незнанием традиционных факторов размещения основных отраслей сельского хозяйства, промышленности, транспорта. Еще одна группа – с незнанием взаимосвязей основных показателей социально-экономического развития (ВВП, ИЧР и др.), а также взаимосвязей основных показателей демографического развития стран мира (рождаемость, смертность, естественный прирост).

Задание 13

Задание 13 проверяет умение использовать знания о геологической истории Земли для решения учебных и практико-ориентированных задач – установления хронологии событий в геологической истории Земли.

Для отработки вопросов данной линии Вам нужна систематизация материала по геологической истории Земли, в том числе знание основных геологических эпох и периодов, происходящих в них важнейших событий, связанных с изменением литосферы и биосферы. Прежде всего, это предполагает Вашу системную работу с геохронологической таблицей, составление на её основе собственной обобщающей таблицы, содержащей основные геологические события на крупных территориях России и материках Земли.

Необходимо также взаимодействие с учителем биологии, который поможет Вам дополнить геологическую картину основными этапами эволюции растительного и животного мира нашей планеты.

Эффективным игровым приёмом, способствующим запоминанию важнейших событий в истории нашей планеты, может стать игра «Геодомино», когда на двух половинках фишек написаны события из геологической и биологической истории Земли, а играющим нужно совместить их по принципу домино.

Рекомендуется следующий алгоритм выполнения этих заданий:

1) необходимо внимательно прочитать каждое из высказываний и осмыслить прочитанное;
2) необходимо сначала определить чёткую последовательность геологических периодов в соответствии с условием «начиная с самого раннего», для этого в начале цепочки должны стоять более древние геологические периоды, а конце – наиболее молодые;
3) необходимо вторично прочитать все высказывания и соотнести последовательность геологических периодов с происходящими в них событиями.

Типичные ошибки при выполнении таких заданий часто бывают связаны неправильной записью ответа. Некоторые участники ЕГЭ ошибочно считают, что расположить события, начиная с самого раннего, означает указать вначале более молодые геологические периоды, а не более древние. В некоторых случаях ошибки бывают связаны с незнанием последовательности смены периодов в геологической истории Земли, а также соответствующих периодов в определённых эрах, которые отражены в геохронологической таблице.

Задания 19, 20

В заданиях 19, 20 проверяются умения определять и находить в комплексе источников информацию, необходимую для решения задачи, и информацию, необходимую для классификации географических объектов по заданным основаниям. Приведём примеры данных заданий. Задания 19, 20 выполняются с использованием справочных материалов и приведённой ниже карты.

19 Расположите перечисленные страны и территории в порядке возрастания в них доли городского населения в общей численности населения, начиная со страны с наименьшим значением этого показателя.
1) Гвиана (Фр.)
2) Перу
3) Колумбия 19 8 ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр. Ответ: _ _ _

20 Сергею необходимо построить картограмму «Африка. Доля городского населения», используя такую же интервальную шкалу, как на приведённой выше карте Южной Америки. Установите соответствие между страной и условным обозначением, которое необходимо использовать для показа доли городского населения каждой из перечисленных стран на карте: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
            А Б В
Ответ:   _ _ _

Задание 19

Сложность заданий линии 19 заключается в том, что ни данных карты, ни данных таблицы из справочных материалов по отдельности недостаточно для выполнения задания. Поэтому важно при подготовке экзамену внимательно проанализировать содержание таблиц справочных материалов, входящих в состав КИМ, с целью выяснить, какую информацию с их помощью можно получить.

Рекомендуется следующий алгоритм выполнения заданий 19.

1. Найти указанные в задании страны на карте «Южная Америка. Доля городского населения», приведённой в этом задании. Для этого при необходимости можно воспользоваться политической картой мира, которая входит в состав справочных материалов.

2. С помощью этой карты определить страну с наименьшей (наибольшей) долей городского населения. Доли городского населения двух других стран будут находиться в одинаковом интервале, больше или меньше, чем в первой стране, но их сравнить с помощью карты не представляется возможным.

3. С помощью таблицы «Основные демографические показатели некоторых стран Южной Америки и Африки» определить и сравнить доли городского населения этих двух стран.

Разберём пример задания 19, приведённый выше. Найдя на карте Французскую Гвиану, мы можем определить, что доля городского населения в этой стране – более 80%, то есть больше, чем в Перу и Колумбии. Перу и Колумбия показаны на карте одинаковым цветом, но при помощи таблицы из справочных материалов можно определить, что в Перу доля городского населения выше, чем в Колумбии. Следовательно, правильный ответ в задании – 321.

Задание 20

При подготовке экзамену необходимо внимательно проанализировать содержание таблиц справочных материалов, входящих в состав КИМ, чтобы при выполнении заданий не тратить много времени на поиск нужной информации.

Рекомендуется следующий алгоритм выполнения заданий линии 20.

1. С помощью таблицы «Основные демографические показатели некоторых стран Южной Америки и Африки» определить доли городского населения каждой из стран, перечисленных в условии задания.

2. Определить, в какой из интервалов шкалы легенды карты попадает значение показателя доли населения каждой из стран.

3. Записать в таблицу цифры, соответствующие буквам, которыми обозначены страны в условии задания, и перенести ответ в бланк ответов № 1.

Разберём приведённый выше пример задания 20. С помощью таблицы «Основные демографические показатели некоторых стран Южной Америки и Африки» определяем, что доля городского населения в Нигере составляет 16%, в Тунисе – 68%, в Уганде – 24%. Значит, при построении картограммы «Африка. Доля городского населения» для Нигера необходимо использовать условное обозначение 1, для Туниса – 4, а для Уганды – 2. Ответ – 142.

В условиях заданий 19, 20 и в справочных материалах имеется вся информация для правильного выполнения заданий, поэтому типичные ошибки при их выполнении обычно бывают связаны с неумением использовать политическую карту мира из справочных материалов для поиска нужных стран на карте, данной в задании, с растерянностью при обнаружении того, что две страны закрашены на этой карте одинаковым цветом, или с невнимательностью при извлечении информации из статистических таблиц. Поэтому важно при выполнении этих заданий внимательно перепроверить полеченный ответ, прежде чем переносить его в бланк ответов № 1.

Задания 23–25

Задания 23–25 представляют собой мини-тест, который выполняется с использованием текста. Они базируются на различном предметном содержании, относящемся к таким темам, как: «Источники географической информации», «Природа Земли», «Население мира», «Мировое хозяйство», «Геоэкология», «Страноведение», «География России». Формат заданий 23–25 подразумевает использование разнообразных информационных ресурсов в целях проверки умения находить в текстовых источниках информацию, необходимую для решения познавательных и практико-ориентированных задач.

Существенным недостатком подготовки выпускников является слабое владение языковыми средствами – несформированность умений: ясно, логично и точно излагать свою точку зрения; использовать адекватные языковые средства, правильную географическую терминологию. Эти умения тесно связаны с навыками работы с информацией в процессе географического анализа и интерпретации текстовой информации. Необходимо не только поощрять учащихся формулировать свои мысли устно или письменно, но и предусматривать при планировании образовательного процесса самостоятельные работы учащихся с дополнительными текстами географического содержания.

Поэтому в целях подготовки к данному заданию первым необходимым элементом считаем отработку навыков читательской грамотности на географическом материале, являющейся важным компонентом функциональной грамотности, в частности внимательного прочтения текста, выделения в нём смыслового содержания.

Вторым необходимым элементом подготовки к данной группе заданий является умение находить географический(-ие) объект(ы), указанный(-ые) в тесте на географической карте. Необходимо выполнять задания с использованием различных тематических карт, проверяющих умение использовать географические знания для определения положения и взаиморасположения географических объектов.

Третьим элементом является продолжение систематической работы по формированию географических понятий. Необходимо организовать работу с текстом, направленную на выделение из текста ключевых понятий, выписывание их определений, установление взаимосвязей между ними, выделения существенных признаков изученных географических терминов и понятий, характеризующих процессы и явления.

Рекомендуется следующий алгоритм выполнения этих заданий.

1) необходимо внимательно прочитать текст и осмыслить прочитанное;

2) приступая к выполнению мини-теста, необходимо прежде выполнить задание 23, которое направлено на проверку знания географической номенклатуры, – найти указанный в тексте географический объект, используя карты Приложения. Знание географического положения тех или иных объектов позволит Вам более чётко определить географические закономерности, характерные для данных территорий, и правильно ответить на последующие в мини-тесте вопросы;

3) приступить к выполнению задания 24, которое направлено на проверку знания и понимания географических терминов, используемых в тексте, или на классификацию географических объектов (явлений) на основе их известных характерных свойств, или на приведение примеров, подтверждающих то или иное высказывание в тексте с использованием географических знаний, а также умения формулировать выводы на основе фактов, представленных в тексте. Важно давать в ответе правильное указание термина, понятия, а не отдельные качественные или количественные его признаки или иное его толкование (синоним);

4) приступить к выполнению задания 25 с развёрнутым ответом, в котором оценивается умение объяснять географические особенности объекта, явления или процесса, о котором говорится в тексте, с привлечением ранее полученных географических знаний для решения различных учебных и практико-ориентированных задач. Необходимо чётко сопоставить Ваш ответ с проявлением основных общегеографических закономерностей и убедиться в том, что предлагаемый Вами ответ им соответствует;

5) вторично прочитать текст и сверить полученные ответы по отдельным частям мини-теста.

Баллы за задания с развернутым ответом

22 Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

1) На рисунке в ответе длина горизонтальной линии основы профиля равна 80 ± 2 мм и расстояние от левой вертикальной оси до родника равно 29 ± 2 мм;
2) вертикальный масштаб профиля выдержан верно;
3) форма профиля в основном совпадает с эталоном*, и на участке 1 склон круче, чем на участке 2

К1 Умение пользоваться масштабом
Ответ включает в себя 1-й и 2-й элементы - 2 балла
Ответ включает в себя только 1-й элемент - 1 балл
Все ответы, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1 и 2 балла - 0 баллов

К2 Умение строить профиль рельефа
Ответ включает в себя 3-й элемент - 1 балл
Все ответы, которые не соответствуют вышеуказанному критерию выставления оценки в 1 балл - 0 баллов

Максимальный балл - 3

* Примечание. Форма профиля считается совпадающей с эталоном, если она соответствует всем следующим четырём условиям: 1) участки со спусками (подъёмами) соответствуют участкам со спусками (подъёмами) на эталоне;
2) профиль не выходит за пределы высот, существующих в пределах участка территории, на которой проходит профиль; 3) на профиле присутствуют все точки с высотами, которые должны быть на нём согласно данным карты;
4) расстояния от левой вертикальной оси профиля до точек с высотами, обозначенными на основе профиля, отличаются от соответствующих расстояний на эталоне не более чем на 4 мм.

 24  Объясните, что означает использованный в тексте термин «антропогенное воздействие».

Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

В ответе говорится о воздействии деятельности человека на природу

Ответ включает в себя названный выше элемент - 1 балл

Все ответы, которые не соответствуют вышеуказанному критерию выставления оценки в 1 балл - 0 балло

Максимальный балл - 1

 25  В тексте говорится о вредном воздействии на здоровье человека оксидов серы и азота. Объясните, какую ещё опасность представляет для окружающей среды загрязнение атмосферы оксидами серы и азота.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

В ответе говорится об опасности образования кислотных дождей
ИЛИ
об опасности образования смога

Ответ включает в себя названный выше элемент 1

Все ответы, которые не соответствуют вышеуказанному критерию выставления оценки в 1 балл - 0

Максимальный балл - 1

 26  На основе анализа данных справочных материалов предположите, какая из стран: Уругвай или Судан – находилась в 2017 г. выше в рейтинге ООН по индексу человеческого развития (ИЧР). Для обоснования Вашего ответа запишите необходимые числовые данные из таблиц и вычисления, на основании которых Вы сделали своё предположение.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

1) В ответе делается предположение, что выше в рейтинге ООН по ИЧР находился Уругвай.
В обосновании говорится, что:
2) в Уругвае более высокая средняя ожидаемая продолжительность жизни населения,
ИЛИ
приводятся значения показателя средней ожидаемой продолжительности жизни населения: 77 лет в Уругвае и 64 года в Судане;
3) в Уругвае выше ВВП на душу населения, и приводятся значения показателя ВВП: 21 857 долл. в Уругвае и 4379 долл. в Судане.
ИЛИ
в Уругвае выше ВВП на душу населения, и приводятся вычисления: 76 500 : 3,5 в Уругвае и 177 800 : 40,6 в Судане

Ответ включает в себя все три названных выше элемента - 2 балла

Ответ включает в себя два (1-й и 2-й) из названных выше элементов.
ИЛИ
Ответ включает в себя два (1-й и 3-й) из названных выше элементов - 1 балл

Все ответы, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1 и 2 балла - 0 баллов

Максимальный балл - 2

 27  Используя данные справочных материалов, сравните доли населения, занятого в сельском хозяйстве, и доли сельского хозяйства в общих объёмах экспорта Судана и Марокко. Сделайте вывод о том, в какой из этих стран сельское хозяйство играло бóльшую роль в экономике в 2017 г. Для обоснования Вашего ответа запишите необходимые числовые данные и вычисления.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

В ответе говорится, что:
1) доля населения, занятого в сельском хозяйстве, в Судане выше, чем в Марокко,
ИЛИ
приводятся значения: 52% в Судане и 37% в Марокко;
2) доля сельского хозяйства в общем объёме экспорта Судана выше, чем в общем объёме экспорта Марокко;
3) для определения доли сельского хозяйства в общем объёме экспорта Судана приводятся вычисления: 2 : 3; для определения доли сельского хозяйства в общем объёме экспорта Марокко приводятся вычисления: 5,5 : 25,3
ИЛИ
приводятся значения: 66,6% в Судане и 21,7% в Марокко;
4) сельское хозяйство играло бóльшую роль в экономике Судана

Ответ включает в себя все четыре названных выше элемента 2 балла

Ответ включает в себя три (любых) из названных выше элементов - 1 балл

Все ответы, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1 и 2 балла - 0 баллов

Максимальный балл - 2

 28  Компания «Роснефть» с 2012 по 2017 г. в 4 раза увеличила добычу природного газа и в настоящее время готовит проекты по его переработке. В планах компании создание крупного газо-химического предприятия в Богучанах (Красноярский край), которое будет производить полимеры:  более миллиона тонн полиэтилена и полипропилена в год – продукцию, пользующуюся большим спросом в России и за рубежом. Районный центр Богучаны расположен на пересечении транспортных путей, что способствует размещению здесь предприятия химии полимеров. Укажите ещё два условия, способствующих размещению предприятия этой отрасли в Богучанах.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

В ответе указаны следующие условия:
1) близость ГЭС
ИЛИ наличие источника недорогой электроэнергии;
2) хорошая обеспеченность водными ресурсами
ИЛИ
наличие водохранилища

Ответ включает в себя оба названных выше элемента - 2 балла

Ответ включает в себя один (любой) из названных выше элементов.
ИЛИ
Ответ включает в себя оба названных элемента, но в нём
присутствует географическая ошибка - 1 балл

Все ответы, которые не соответствуют вышеуказанным критериям
выставления оценок в 1 и 2 балла - 0 баллов

Максимальный балл 2

ИЛИ

 28  Учёные проанализировали данные наблюдений за уровнем воды в Ниле, которые велись в Каире с 622 г. Эти данные были сопоставлены с периодамивулканической активности в древности. Выяснилось, что во время  крупных извержений паводки на Ниле были слабее из-за ослабления в это время ветров, приносящих влагу с океана. Ветры ослабевали из-за меньшего прогрева материка в летнее время.
Назовите звенья цепочки связей между увеличением содержания в атмосфере продуктов вулканической деятельности и уменьшением прогрева материка, обозначенные на схеме цифрами 2 и 3.

1. Увеличение
содержания в атмосфере
продуктов вулканической
деятельности
       2
       3
4. Уменьшение
прогрева
материка

Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

В ответе указаны следующие элементы:
1) уменьшение прозрачности атмосферы
ИЛИ
сокращение доли прямой солнечной радиации при увеличении доли рассеянной;
2) уменьшение количества суммарной солнечной радиации

Ответ включает в себя оба названных выше элемента - 2 балла

Ответ включает в себя один (любой) из названных выше элементов.
ИЛИ
Ответ включает в себя оба названных элемента, но в нём присутствует географическая ошибка - 1 балл

Все ответы, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1 и 2 балла - 0 баллов

Максимальный балл - 2

  29  На рисунке показан профиль, проведённый по параллели 20° ю.ш. через остров, находящийся в Тихом океане. В каком из пунктов, обозначенных на профиле буквами A, Б, В и Г, будет выпадать наибольшее количество атмосферных осадков? Для обоснования Вашего ответа приведите два довода.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

В ответе говорится, что
1) наибольшее количество атмосферных осадков будет выпадат в пункте В.
В обосновании говорится, что:
2) в этих широтах преобладают пассаты
ИЛИ
восточные склоны наветренные
ИЛИ
на восточном склоне количество атмосферных осадков больше;
3) пункт В расположен выше пункта Г
ИЛИ
в горах выпадает больше атмосферных осадков

Ответ включает в себя все три названных выше элемента - 2 балла

Ответ включает в себя два (любых) из названных выше элементов.
ИЛИ
В ответе верно указан пункт (Г) и присутствует 2-й элемент.
ИЛИ
Ответ включает в себя все три названных выше элемента, но в нём присутствует географическая ошибка - 1 балл

Все ответы, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1 и 2 балла - 0 баллов

Максимальный балл 2

30  Определите географическую долготу пункта, если известно, что в полночь по солнечному времени Гринвичского меридиана местное солнечное время в нём 9 ч 40 мин. Запишите решение задачи.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Решение:
1) разница во времени с Гринвичским меридианом составляет 9 ч 40 мин., значит, разница в долготе составляет: 15° × 9 + 15° : 3 × 2 = 145°;
2) время в пункте больше времени на Гринвичском меридиане, значит, пункт расположен в Восточном полушарии.
Ответ: 145° в.д.

Приведена верная последовательность шагов решения, и правильно определена долгота пункта - 2 балла

Приведена верная последовательность шагов решения, но получен неверный ответ, так как допущена ошибка при определении разницы во времени.
ИЛИ
Приведена верная последовательность шагов решения, и правильно определена разница в долготе, но получен неверный ответ, так как допущена ошибка при определении значения долготы пункта в градусах.
ИЛИ
Указан неверный ответ, так как не определено или неверно определено полушарие, в котором расположен пункт.
ИЛИ
Указан верный ответ, но отсутствует запись решения - 1 балл

Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1 и 2 балла - 0 баллов

Максимальный балл - 2

ИЛИ

С корабля, находящегося в точке с координатами 13° с.ш. 73° з.д., поступило радиосообщение о неисправности двигателя. Какое расстояние (в км) до неисправного судна пройдёт ремонтный корабль из порта Риоача (11° с.ш. 73° з.д.), если известно, что корабль будет идти строго по меридиану, а неисправное судно останется в той же точке, откуда было передано сообщение? Ответ округлите до целого числа. Запишите решение задачи.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Решение:
(13 – 11) × 111 км = 222 км
Ответ: 222 км.

(Так как длина дуги 1° меридиана на разных широтах различна, то как верный засчитывается любой ответ в интервале от 222 до 224 км при условии, что в решении используется значение длины дуги 1° меридиана, отличное от 111 км, но находящееся в интервале от 111,0 до 111,7 км)

Приведена запись решения, и правильно определено расстояние - 2 балла

Приведена верная последовательность шагов решения, но получен неверный ответ, так как допущена ошибка при определении расстояния в градусах.
ИЛИ
Указан неверный ответ, так как допущена ошибка при вычислении расстояния в километрах.
ИЛИ
Указан верный ответ, но отсутствует запись решения - 1 балл

Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1 и 2 балла - 0 баллов

Максимальный балл 2

31  При изучении возможного влияния глобальных климатических изменений на развитие транспортного комплекса России оценки учащимися этого влияния разошлись.
Часть учащихся считала, что влияние наблюдаемых изменений климата на развитие транспортного комплекса России будет положительным, а другая придерживалась мнения, согласно которому влияние происходящих изменений климата на развитие транспортного комплекса будет отрицательным.
Приведите по одному аргументу в защиту каждой из точек зрения.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

К1 Обоснование точек зрения

В ответе приводятся правильные аргументы в защиту каждой из точек зрения:
1) аргумент, подтверждающий точку зрения, согласно которой влияние наблюдаемых изменений климата на развитие транспортного комплекса России будет положительным: улучшатся условия судоходства благодаря увеличению периода навигации и водности рек
ИЛИ
улучшатся условия транспортировки грузов по Северному морскому пути;
2) аргумент, подтверждающий точку зрения, согласно которой влияние происходящих изменений климата на развитие транспортного комплекса будет отрицательным: возможное разрушение элементов транспортной инфраструктуры в районах оттаивания многолетней мерзлоты
ИЛИ
сокращение периода эксплуатации зимников в северных районах - 2 балла

В ответе приводятся правильные аргументы (аргумент) в защиту только одной из точек зрения - 1 балл

В ответе отсутствуют правильные аргументы - 0 баллов

К2 Географическая грамотность

1 балл по критерию К2 может быть выставлен только в случае, если по критерию К1 выставлено 1 или 2 балла

Отсутствуют фактические и теоретические ошибки (ошибки в использовании географической терминологии, в демонстрации знаний о географических связях и закономерностях).
ИЛИ
Присутствует не более одной фактической или теоретической ошибки - 1 балл

Все ответы, которые не соответствуют вышеуказанным  критериям выставления оценки в 1 балл - 0 баллов

Максимальный балл 3

Задание 31

Задание 31 проверят умение использовать географические знания для аргументации различных точек зрения на актуальные экологические и социально-экономические проблемы и умение использовать географические знания и информацию для решения проблем, имеющих географические аспекты. При подготовке к экзамену необходимо особое внимание обратить на вопросы, связанные со взаимодействием различных видов хозяйственной деятельности человека и природы, при этом не ограничиваться повторением текстов учебников, а постараться найти ответы на творческие вопросы и задания для обобщающего повторения (такие вопросы в учебниках часто отмечаются «звездочкой»). Рекомендуется также попрактиковаться в выполнении аналогичных заданий ВПР по географии 10–11 классов, имеющихся в свободном доступе в отрытых источниках в Интернете.

Рекомендуется следующий алгоритм выполнения заданий линии 31.

1. Внимательно прочитать текст задания.

2. Осмыслить суть точек зрения, о которых говорится в тексте, обращая внимание на то, что именно требуется: привести аргументы, подтверждающие или опровергающие их.

3. Записав свой ответ, внимательно перепроверить его на предмет географических ошибок и неточностей.

В заданиях линии 31 может требоваться: привести два аргумента, подтверждающих или опровергающих ту или иную точку зрения; по одному аргументу, подтверждающих две различные точки зрения; указать два благоприятных или неблагоприятных экологических последствия того или иного изменения в окружающей среде; предложить два возможных способа решения той или иной проблемы. Ошибки при выполнении этих заданий бывают связаны не только с незнанием или непониманием взаимосвязей между компонентами природы и различными видами хозяйственной деятельности человека, но и с невнимательным прочтением условия задания. Например, если в задании требуется привести по одному аргументу в защиту двух различных точек зрения, а Вы приведёте два (пусть даже правильных) аргумента в защиту только одной из них, Вы не сможете получить максимального балла за свой ответ. Также некоторые участники ЕГЭ не получают максимальный балл (3 балла) за ответ на это задание, так как в их ответах присутствуют фактические и теоретических ошибки в использовании географической терминологии, в демонстрации знаний о географических связях и закономерностях.