При выполнении любого из заданий ОГЭ по информатике от экзаменуемого требуется решить какую-либо задачу: либо прямо использовать известное правило, алгоритм, умение; либо выбрать из общего количества изученных понятий и алгоритмов наиболее подходящее и применить его в известной либо новой ситуации. Часть 2 работы содержит практические задания, проверяющие наиболее важные практические навыки курса информатики: умение обработать большой информационный массив данных, умение создать презентацию или текстовый документ, умения разработать и записать простой алгоритм.

В ОГЭ не включены задания, требующие простого воспроизведения терминов, понятий, величин, правил. 

Экзаменационные задания не требуют от выпускников знаний конкретных операционных систем и программных продуктов, навыков работы с ними. Проверяемыми элементами являются: основные принципы представления, хранения и обработки информации; навыки работы с такими категориями программного обеспечения, как электронная (динамическая) таблица, текстовый редактор, программа создания презентаций, файловый менеджер, среда формального исполнителя. Практическая часть работы может быть выполнена с использованием различных операционных систем и различных прикладных программных продуктов.

Используются задания двух типов: с кратким ответом и развёрнутым ответом. Есть задания, выполняемые на компьютере (например, задания, относящиеся к технологии обработки больших массивов данных в электронных таблицах).

Все задания по номерам

1. Количественные параметры информационных объектов
2. Кодирование и декодирование информации (шифровки)
3. Значение логического выражения (истинные и ложные высказывания)
4. Формальные описания реальных объектов и процессов (матрица смежности)
5. Простой линейный алгоритм для формального исполнителя 
6. Программа с условным оператором 
7. Информационно-коммуникационные технологии 
8. Запросы для поисковых систем с использованием логических выражений 
9. Анализирование информации, представленной в виде схем
10. Сравнение чисел в различных системах счисления 
11. Использование поиска операционной системы и текстового редактора
12. Использование поисковых средств операционной системы 
Развернутый ответ
13. Создание презентации или форматирование текста
  13.1 Презентация
  13.2 Текстовый редактор
14. Обработка большого массива данных 
15. Короткий алгоритм в различных средах исполнения:
  15.1 Робот
  15.2 Напишите программу

Характеристика структуры и содержания КИМ ОГЭ по информатике и ИКТ

Каждый вариант КИМ состоит из двух частей и включает в себя 15 заданий. Количество заданий, проверяющих каждый из предметных результатов, зависит от его вклада в реализацию требований ФГОС и объёмного наполнения материалов в курсе информатики основной школы.

Часть 1 содержит 10 заданий с кратким ответом.

В КИМ предложены следующие разновидности заданий с кратким ответом:

– задания на вычисление определённой величины;
– задания на установление правильной последовательности, представленной в виде строки символов по определённому алгоритму.

Ответы на задания части 1 даются соответствующей записью в виде натурального числа или последовательности символов (букв или цифр), записанных без пробелов и других разделителей.

Часть 2 содержит 5 заданий, для выполнения которых необходим компьютер. Задания этой части направлены на проверку практических навыков использования информационных технологий. В этой части 2 задания с кратким ответом и 3 задания с развёрнутым ответом в виде файла.

На уровне воспроизведения знаний проверяется такой фундаментальный теоретический материал, как:
• единицы измерения информации;
• принципы кодирования информации;
• моделирование;
• понятие алгоритма, его свойства, способы записи;
• основные алгоритмические конструкции;
• основные элементы математической логики;
• основные понятия, используемые в информационных и коммуникационных технологиях;
• принципы адресации в Интернете.

Задания, проверяющие сформированность умений применять свои знания в стандартной ситуации, включены в части 1 и 2 работы. Это следующие умения:
• подсчитывать информационный объём сообщения;
• использовать стандартные алгоритмические конструкции для построения алгоритмов для формальных исполнителей;
• формально исполнять алгоритмы, записанные на естественном и алгоритмическом языках;
• создавать и преобразовывать логические выражения;
• оценивать результат работы известного программного обеспечения;
• производить поиск информации в документах и файловой системе компьютера.

Материал на проверку сформированности умений применять свои знания в новой ситуации входит в часть 2 работы. Это следующие сложные умения:
• создание небольшой презентации из предложенных элементов или создание форматированного текстового документа, включающего формулы и таблицы;
• разработка технологии обработки информационного массива с использованием средств электронной таблицы или базы данных;
• разработка алгоритма для формального исполнителя или на языке программирования с использованием условных инструкций и циклов, а также логических связок при задании условий.

Продолжительность ОГЭ по информатике

На выполнение всей работы отводится 2 часа 30 минут (150 минут).

Дополнительные материалы и оборудование

Перечень дополнительных материалов и оборудования, использование которых разрешено на ОГЭ, утверждается приказом Минпросвещения России и Рособрнадзора.

Задания части 1 могут выполняться экзаменуемыми без использования компьютеров. Вычислительная сложность заданий не требует использования калькуляторов, поэтому в целях обеспечения равенства всех участников экзамена использование калькуляторов на экзаменах не разрешается.

Задания части 2 выполняются на компьютере. На компьютере должны быть установлены знакомые экзаменуемым программы.

Для выполнения задания 13.1 необходима программа для работы с презентациями.

Для выполнения задания 13.2 необходим текстовый процессор.

Для выполнения задания 14 необходима программа для работы с электронными таблицами.

Задание 15.1 предусматривает разработку алгоритма для исполнителя «Робот». Для выполнения задания 15.1 рекомендуется использование учебной среды исполнителя «Робот». В качестве такой среды может использоваться, например, учебная среда разработки «Кумир», разработанная в НИИСИ РАН (http:// www.niisi.ru/kumir), или любая другая среда, позволяющая моделировать исполнителя «Робот». В случае, если синтаксис команд исполнителя в используемой среде отличается от того, который дан в задании, допускается внесение изменений в текст задания в части описания исполнителя «Робот». При отсутствии учебной среды исполнителя «Робот» решение задания 15.1 записывается в простом текстовом редакторе.

Задание 15.2 предусматривает запись алгоритма на универсальном языке программирования. В этом случае для выполнения задания необходима система программирования, используемая при обучении.

Решением каждого задания части 2 является отдельный файл, подготовленный в соответствующей программе (текстовом редакторе или электронной таблице). Экзаменуемые сохраняют данные файлы в каталог под именами, указанными техническим специалистом.

Система оценивания выполнения отдельных заданий ОГЭ по географии и работы в целом

Верное выполнение каждого задания части 1 и заданий 11 и 12 части 2 оценивается 1 баллом. Эти задания считаются выполненными, если экзаменуемый дал ответ, соответствующий эталону верного ответа.

Максимальное количество первичных баллов, которое можно получить за выполнение заданий с кратким ответом, равно 12.

Выполнение заданий 13 и 15 с развёрнутым ответом оценивается от 0 до 2 баллов;
выполнение задания 14 – от 0 до 3 баллов.
Ответы на эти задания проверяются и оцениваются экспертами предметной комиссии (устанавливается соответствие ответов определённому перечню критериев).

Максимальное количество баллов, которое можно получить за выполнение заданий с развёрнутым ответом, равно 7.

Максимальный первичный балл за выполнение экзаменационной работы – 19.

Перевод баллов в оценку по пятибалльной системе

0-4 балла - оценка 2

5-10 баллов - оценка 3

11-15 баллов - оценка 4

16-19 баллов - оценка 5

Рекомендуемый минимальный балл для отбора в профильные классы - 14.