Начиная с XV века, северо-восточная Русь становится центром собирания земель вокруг Москвы. В течение двух столетий формируется национальное сознание и общерусская культура. Основой русского языка стал владимиро-суздальский диалект. На этом языке написаны новые и переписаны старые летописи. Московский летописный свод, датируемый 1480 годом, объясняет, почему земли объединились вокруг Москвы. Произведения литературы, созданные в XV- XVII веках, пронизаны патриотическими чувствами, воспевают силу единства народа и власти в борьбе с врагами государства. Яркий пример – поэма «Задонщина», посвященная Куликовской битве. При монастырях создаются школы. Благодаря этому увеличивается количество рукописных книг и распространяется грамотность. Связи Московского государства с европейскими и восточными странами оставили след во всех сферах искусства и культуры. За время существования Московского царства сложился русский национальный характер. Несмотря на сильное влияние церкви, искусство отходит от канонов и становится мирским и доступным.
Главные направления развития культуры:
- книгопечатание;
- развитие системы образования;
- усиление светских элементов в искусстве.
Культура России в XVI в.
Грамотность, книжное дело
- Появление первых учебников по грамматике и арифметике, а также словарей — «Азбуковников».
- 1564 г. — начало книгопечатания в России, положенное Иваном Фёдоровым и Петром Мстиславцем: первая датированная русская книга «Апостол» (1564 г.), затем «Часослов» (1565 г.), первый букварь (1574 г.)
Выдающееся событие в русской культуре XVI в. — появление книгопечатания. Началом русского книгопечатания принято считать 1564 г., когда первопечатником Иваном Федоровым была издана первая русская датированная книга «Апостол». Однако существуют семь книг без точной даты издания. Это так называемые анонимы — книги, изданные до 1564 г. Организацией работ по созданию типографии занимался один из талантливейших русских людей XVI в. Иван Федоров. Типографские работы, начатые в Кремле, были переведены на Никольскую улицу, где построили специальное здание для типографии. Кроме религиозных книг Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец в 1574 г. во Львове выпустили первый русский букварь — «Азбуку». За весь XVI в. в России типографским способом было издано всего 20 книг. Рукописная книга занимала ведущее место и в XVI, и в XVII в.
Литература
- Новый летописный свод — Никоновская летопись (середина XVI в.), Лицевой летописный свод (70-е гг. XVI в.)
- Историко-литературные произведения, написанные митрополитом Макарием и его соратниками («Великие Четьи минеи», Степенная книга).
- Произведения бытового жанра («Домострой», написанный предположительно протопопом Сильвестром).
- Развитие публицистики («Сказание о князьях Владимирских», переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским, сочинения И. Пересветова, М. Башкина, Ф. Косого).
В XVI в. продолжало развиваться русское летописание. К сочинениям этого жанра относится «Летописец начала царства», в котором описаны первые годы правления Ивана Грозного и доказывается необходимость установления царской власти на Руси. Другим крупным сочинением того времени является «Степенная книга». Портреты и описания правлений великих русских князей и митрополитов в ней расположены по 17 степеням — от Владимира I до Ивана Грозного. Подобное расположение и построение текста как бы символизирует нерушимость союза церкви и царя.
В середине XVI в. московские летописцы подготовили огромный летописный свод, своеобразную историческую энциклопедию XVI в. — так называемую Никоновскую летопись (в XVII в. принадлежала патриарху Никону). Один из списков Никоновской летописи содержит около 16 тыс. миниатюр — цветных иллюстраций, за что получил название Лицевого свода («лицо» — изображение).
Наряду с летописанием дальнейшее развитие получили исторические повести, в которых рассказывалось о событиях того времени. Это повести «Казанское взятие», «О прихождении Стефана Батория на град Псков» и др. Создавались новые хронографы.
Об обмирщении культуры свидетельствует написанная в это время книга, содержащая разнообразные полезные сведения, руководства как в духовной, так и в мирской жизни, — «Домострой» (в переводе — домоводство), автором которой считают Сильвестра.
В начале XVI в. было создано литературно-публицистическое и историческое сочинение «Сказание о великих князьях Владимирских», которое преследовало цель укрепить авторитет верховной власти. Так, если в «Повести временных лет» летописец объяснял появление княжеской династии призванием варягов, то «Сказание о князьях Владимирских» выводило происхождение русской царской династии от римского императора Августа.
Это легендарное сочинение начиналось с описания Великого потопа. Затем следовал перечень властителей мира, среди которых особо выделялся римский император Август. Он якобы послал на берега Вислы своего брата Пруса, основавшего род легендарного Рюрика. Последний был приглашен в качестве русского князя. Наследник Пруса и Рюрика, а следовательно и Августа, киевский князь Владимир Мономах получил от константинопольского императора символы царской власти — шапку-венец и драгоценные бармы-оплечья. Иван Грозный, исходя из своего родства с Мономахом, с гордостью писал шведскому королю: «Мы родством от Августа кесаря ведемся». Российское государство, по мнению Грозного, продолжало традиции Рима и Киевской державы.
В церковной среде был выдвинут тезис о Москве — «третьем Риме». Здесь исторический процесс выступал как смена мировых царств. Первый Рим — «вечный город» — погиб из-за ересей; «второй Рим» — Константинополь — из-за унии с католиками; «третий Рим» — истинный хранитель христианства — Москва будет существовать вечно.
Рассуждения о необходимости создания сильной самодержавной власти, опирающейся на дворянство, содержатся в сочинениях И. С. Пересветова. Вопросы, касающиеся роли и места знати в управлении феодальным государством, нашли отражение в переписке Ивана IV и князя Андрея Курбского.
Архитектура
- Возникновение шатрового стиля, для которого характерны: восьмерик на крестообразном основании, перекрытие в виде шатра, многоглавие, асимметричность. Лучший образец — церковь Вознесения в селе Коломенское (1532 г.).
- В 1505–1509 гг. велось строительство Архангельского собора Московского Кремля ( итальянский архитектор Алевиз Новый).
- В 1554–1560 гг. в честь взятия Казани был построен Покровский собор на Рву (собор Василия Блаженного) (русские зодчие Барма и Постник). Возможно, Барма и Постник—одно и то же лицо.
- Вокруг многих городов были возведены каменные стены. Наиболее известным создателем укреплений являлся Фёдор Конь. Им построены стены Белого города в Москве (на месте нынешнего Садового кольца), стены Смоленского кремля.
Укрепление Российского централизованного государства отмечено расцветом национальной архитектуры. Одним из выдающихся его проявлений было строительство шатровых храмов. Шатровые храмы не имеют внутри столбов, и вся масса здания держится на фундаменте. Наиболее известными памятниками этого стиля являются церковь Вознесения в селе Коломенском, построенная в честь рождения Ивана Грозного, Покровский собор (Василия Блаженного), сооруженный в честь взятия Казани.
Другим направлением в архитектуре XVI в. было строительство больших пятиглавых монастырских храмов по образцу Успенского собора в Москве. Подобные храмы были сооружены во многих русских монастырях и как главные соборы — в крупнейших русских городах. Наиболее известны Успенский собор в Троице-Сергиевом монастыре, Смоленский собор Новодевичьего монастыря, соборы в Туле, Суздале, Дмитрове и других городах.
Еще одним направлением в архитектуре XVI в. было строительство небольших каменных или деревянных посадских храмов. Они являлись центрами слобод, населенных ремесленниками определенной специальности, и посвящались определенному святому — покровителю данного ремесла.
В XVI в. велось широкое строительство каменных кремлей. В 30-е гг. XVI в. прилежащая с востока к Московскому Кремлю часть посада была обнесена кирпичной стеной, названной Китай-городской (ряд историков считает, что название произошло от слова «кита» — вязка жердей, используемых при строительстве крепостей, другие полагают, что название произошло либо от итальянского слова «cita» — город, либо от тюркского «катав» — крепость). Стена Китай-города защищала торг на Красной площади и близлежащие слободы. В самом конце XVI в. архитектором Федором Конем были возведены белокаменные стены 9-километрового Белого города (современное Бульварное кольцо). Затем в Москве возвели Земляной вал — 15-километровую деревянную крепость на валу (современное Садовое кольцо).
Каменные крепости-сторожи были возведены в Поволжье (Нижнем Новгороде, Казани, Астрахани), в городах южнее (Туле, Коломне, Зарайске, Серпухове) и западнее Москвы (Смоленске), на северо-западе России (Новгороде, Пскове, Изборске, Печорах) и даже на далеком Севере (Соловецких островах).
Живопись
Крупнейшим русским живописцем, жившим в конце XV — начале XVI в., был Дионисий. К произведениям, принадлежащим его кисти, относятся фресковая роспись Рождественского собора Ферапонтова монастыря под Вологдой, икона с изображением сцен из жизни московского митрополита Алексея и др. Живописи Дионисия присущи необычайная яркость, праздничность, изысканность, которых он достигал, применяя такие приемы, как удлинение пропорций человеческого тела, утонченность в отделке каждой детали иконы или фрески.
Ремесленное производство
- Железоделательные и ювелирные специальности, искусство резьбы по кости и дереву.
- Появление первых письменных руководств по отдельным ремёслам.
- 1586 г.— литейщик Андрей Чохов отлил «Царь-пушку»
Высокого уровня достигло русское ремесло, особенно это проявилось в области литейного дела. Русская артиллерия появилась в 1382 г. при отражении набега Тохтамыша (на несколько лет позже, чем в Европе). Своей вершины литье орудий достигло в работах Андрея Чохова. Созданная им Царь-пушка до сих пор является крупнейшим по калибру артиллерийским орудием в мире. Она предназначалась для обороны Москвы и должна была стрелять картечью. Царь-пушка весит 40 т, а ее калибр — 89 см.
Культура России в XVII вв.
Характерные черты
• Усиление процесса обмирщения культуры, т. е. освобождение её от церковного влияния.
• Нарастание в произведениях культуры интереса и внимания к человеческой личности.
• Обогащение культуры социальной тематикой и усиление её демократизации.
• Распространение научных знаний.
• Расширение связей с Западной Европой.
• Начало процесса дифференциации культуры (просвещение и наука, художественная литература, светская живопись и т. д.).
• Вмешательство государства и церкви в вопросы культуры путём утверждения определённых канонов православной церкви (например, патриарх Никон запретил строительство шатровых церквей).
• Многообразие, праздничность, яркость произведений искусства.
• Формирование и развитие русской национальной культуры, консолидация национального языка, формирование литературного языка
- Образование Возникновение специализированных школ (русских лекарей, наборщиков, подьячих для приказов).
- 1687 г.— создание Славяно-греко-латинской академии — первого в России высшего учебного заведения (под руководством братьев П. и И. Лихудов).
- С 1621 г. в Посольском приказе для царя и его окружения составлялась рукописная газета (сводки новостей о событиях в других странах) — «Куранты».
- Развитие библиотек. Существовали царские, государственные, частные библиотеки
Научные знания
- Использование винтовых деревянных домкратов, водяных колёс, приводивших в движение молоты, подъёмных механизмов.
- В России была известна гелиоцентрическая система Н. Коперника.
- На русский язык переведена работа А. Везалия «О строении человеческого тела».
- Созданы «Книга Большого чертежа» (1627 г.), «Чертёж Сибирской земли» (1667 г.).
- Получили распространение лечебники — «травники» и «цветники», а также пособия по фармакологии и биологии.
- Научные знания носили преимущественно прикладной характер.
Литература
- Учебные книги [«Синопсис» (от гр. обозрение) киевского монаха И. Гизеля — первый учебник по истории Руси; первый печатный букварь Василия Бурцева; буквари Симеона Полоцкого, Кариона Истомина; «Грамматика» Мелентия Смотрицкого; «Азбуковники»; «Гражданство обычаев детских»], Автобиографические повести («Житие протопопа Аввакума»), биографические повести («Об Ульянии Осорьиной» и др.), сатирические повести («О Ерше Ершовиче», «Сказание о куре и лисице», «О Шемякином суде», «Повесть о Фоме и Ерёме»).
- Патриотические произведения («Сказание Авраамия Палицына», «Временник» Ивана Тимофеева, «Новая повесть о преславном Российском царстве»), светская поэзия (Симеон Полоцкий, Карион Истомин, Сильвестр Медведев)
Архитектура
- Деревянное зодчество, которое доминирует над каменным по всей стране, в том числе и в столице (например, дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском, строители: С. Петров, И. Михайлов).
- Возникновение нового стиля — «московского барокко» (или, по фамилии главных заказчиков, «нарышкинского барокко»), для которого характерны: симметричность композиции, многоярусность, цветной декор и дробность элементов, разнообразие декоративного убранства (например, церковь Покрова в Медведкове, церковь Покрова в Филях, Успенский собор в Рязани).
- Гражданские постройки: Теремной дворец Московского Кремля, Сухарева башня в Москве, Паганкины палаты в Пскове и др.
Живопись
- Иконопись, выдающимся мастером которой являлся Симон Ушаков («Спас Нерукотворный», «Троица», «Богоматерь Владимирская», «Насаждение древа государства Российского» — даны портреты деятелей русской истории), для его творчества характерны: переход от плоскостного изображения к объёмному, использование светотени, попытка перехода к реальному художественному изображению.
- Фресковая (стенная) живопись приобрела характер мирских жанровых картин, привлекая внимание к повседневной жизни человека, его быту, труду (например, церковь Ильи Пророка в Ярославле (художники: Гурий Никитин, Сила Савин «со дружиною»).
- Создание парсун (от слова «персона») — первых портретов, что является примером зарождения светского искусства. Внимание уделяется внутреннему миру человека (портреты царей Алексея Михайловича, Фёдора Алексеевича и др.)
Театр
1672–1676 гг. — придворный театр, в котором выступала немецкая труппа пастора лютеранской церкви в Немецкой слободе И. Г. Грегори.
В 1672 году при дворе государя Алексея Михайловича создан первый профессиональный театр – комедийная храмина. Труппа состояла из приглашенных немецких актеров. Для зрителей представляли небольшие пьесы на библейские сюжеты. После смерти царя театр был закрыт. Но сам факт его появления говорит о все большем развитии светского направления в культуре России.
В XV- XVII веках в России сформировалась самобытная национальная культура, основанная на православных и народных традициях. Закрепился русский язык, давший начало развитию литературы и образованию. Начался процесс разделения культуры на церковную и светскую. Накоплен богатый опыт в градостроительстве. Появляются зачатки гуманитарных и естественных наук. За этот период произошло становление русского этноса с его отличительными чертами – традиционными патриархальными устоями, верностью государству, способностью в тяжелое для страны время к объединению и самопожертвованию.