Экзаменационная работа по литературе состоит из двух частей (участник должен выполнить 5 заданий). Всего в работе 12 заданий (обязательных или с предоставлением выбора); от экзаменуемого требуется выполнить 5 из них: 4 задания из части 1 и 1 задание из части 2.
Часть 1 включает в себя два комплекса заданий (1–4).
Первый комплекс заданий (1, 2) относится к фрагменту эпического, или лироэпического, или драматического произведения. Прочитайте предложенный текст и выполните два задания: ОДНО из заданий 1.1 или 1.2, а также ОДНО из заданий 2.1 или 2.2. Задания 2.1/2.2 относятся к самостоятельно выбранному фрагменту предложенного произведения.
Второй комплекс заданий (3, 4) относится к анализу стихотворения, или басни, или баллады. Прочитайте предложенный текст и выполните два задания: ОДНО из заданий 3.1 или 3.2, а также задание 4, которое предполагает не только размышление над предложенным текстом, но и сопоставление его с другим предложенным стихотворением.
Ответы на задания 1.1/1.2, 2.1/2.2, 3.1/3.2 давайте в примерном объёме 3–5 предложений, на задание 4 – в примерном объёме 5–8 предложений (указание на объём ответов условно, оценка ответа зависит от его содержательности).
Выполняя задания части 1, постарайтесь сформулировать прямые связные ответы с опорой на текст, соблюдением логики и норм речи.
Часть 2 включает в себя пять заданий (5.1–5.5), из которых нужно выбрать только ОДНО и дать развёрнутый аргументированный ответ в жанре сочинения на литературную тему объёмом 200–250 слов (если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается 0 баллов).
Раскрывая тему, аргументируйте свои суждения и ссылайтесь на текст художественного произведения. Сочинение оценивается по различным критериям, в том числе по критериям грамотности.
При выполнении всех заданий опирайтесь на авторскую позицию, формулируйте свою точку зрения, используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения.
Во время экзамена разрешается пользоваться орфографическим словарём, полными текстами художественных произведений, а также сборниками лирики.
На выполнение экзаменационной работы по литературе отводится 3 часа 55 минут (235 минут). Рекомендуется 2 часа отвести на выполнение заданий части 1, а остальное время – на выполнение задания части 2.
Все бланки ОГЭ заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой или капиллярной ручки. При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике, а также в тексте контрольных измерительных материалов не учитываются при оценивании работы. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!
Часть 1
Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1.1 или 1.2, 2.1 или 2.2.
При выполнении заданий не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок.
Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.
XVII
«Ужели, – думает Евгений:
– Ужель она? Но точно... Нет...
Как! из глуши степных селений...»
И неотвязчивый лорнет
Он обращает поминутно
На ту, чей вид напомнил смутно
Ему забытые черты.
«Скажи мне, князь, не знаешь ты,
Кто там в малиновом берете
С послом испанским говорит?»
Князь на Онегина глядит.
– Ага! давно ж ты не был в свете.
Постой, тебя представлю я. –
«Да кто ж она?» – Жена моя.
XVIII
«Так ты женат! не знал я ране!
Давно ли?» – Около двух лет. –
«На ком?» – На Лариной. – «Татьяне!»
– Ты ей знаком? – «Я им сосед».
– О, так пойдём же. – Князь подходит
К своей жене и ей подводит
Родню и друга своего.
Княгиня смотрит на него...
И что ей душу ни смутило,
Как сильно ни была она
Удивлена, поражена,
Но ей ничто не изменило:
В ней сохранился тот же тон,
Был так же тих её поклон.
XIX
Ей-ей! не то, чтоб содрогнулась
Иль стала вдруг бледна, красна...
У ней и бровь не шевельнулась;
Не сжала даже губ она.
Хоть он глядел нельзя прилежней,
Но и следов Татьяны прежней
Не мог Онегин обрести.
С ней речь хотел он завести
И – и не мог. Она спросила,
Давно ль он здесь, откуда он
И не из их ли уж сторон?
Потом к супругу обратила
Усталый взгляд; скользнула вон...
И недвижим остался он.
XX
Ужель та самая Татьяна,
Которой он наедине,
В начале нашего романа,
В глухой, далёкой стороне,
В благом пылу нравоученья,
Читал когда-то наставленья,
Та, от которой он хранит
Письмо, где сердце говорит,
Где всё наруже, всё на воле,
Та девочка... иль это сон?..
Та девочка, которой он
Пренебрегал в смиренной доле,
Ужели с ним сейчас была
Так равнодушна, так смела?
(А.С. Пушкин. «Евгений Онегин»)
Выполните ОДНО из заданий: 1.1 или 1.2.
В бланк ответов № 2 запишите номер выбранного задания и сформулируйте прямой связный ответ (3–5 предложений) на вопрос.
Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ приведённого фрагмента.
1.1 Что изменилось в Татьяне по сравнению с ней «прежней»?
Ответ:
...
1.2 С помощью каких художественных средств передано состояние Онегина при этой встрече?
Ответ:
...
Выполните ОДНО из заданий: 2.1 или 2.2.
В бланк ответов № 2 запишите номер выбранного задания. Выберите другой фрагмент предложенного произведения и проанализируйте его в соответствии с заданием, формулируя прямой связный ответ (3–5 предложений).
Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ выбранного фрагмента.
2.1 Выберите другой фрагмент романа, в котором проявляется характер Татьяны. Каковы мотивы поведения героини в выбранном фрагменте?
Ответ:
...
2.2 Выберите другой фрагмент романа, включающий портрет героя или героини. Какую роль портретная характеристика играет в создании образа этого героя (героини)?
Ответ:
...
Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задание 3.1 или 3.2, а также задание 4.
Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок.
Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.
ВЕЧЕР
Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу.
Далеко, в полумраке, луками
Убегает на запад река.
Погорев золотыми каймами,
Разлетелись, как дым, облака.
На пригорке то сыро, то жарко,
Вздохи дня есть в дыханье ночном, –
Но зарница уж теплится ярко
Голубым и зелёным огнем.
(А.А. Фет, 1855)
Выполните ОДНО из заданий: 3.1 или 3.2.
В бланк ответов № 2 запишите номер выбранного задания и сформулируйте прямой связный ответ (3–5 предложений) на вопрос.
Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста.
Анализ:
...
3.1 Каким настроением проникнуто данное стихотворение А.А. Фета?
Ответ:
...
3.2 Какие художественные средства помогают поэту создать картину вечерней природы?
Ответ:
...
В бланк ответов № 2 запишите номер задания 4.
Сопоставьте произведения в заданном направлении анализа и сформулируйте прямой связный ответ (5–8 предложений) на вопрос.
Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ двух текстов.
4 Сопоставьте стихотворение А.А. Фета «Вечер» и приведённое ниже одноимённое стихотворение И.А. Бунина. Что сближает эти произведения?
ВЕЧЕР
О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
А счастье всюду. Может быть, оно –
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно.
В бездонном небе лёгким белым краем
Встаёт, сияет облако. Давно
Слежу за ним... Мы мало видим, знаем,
А счастье только знающим дано.
Окно открыто. Пискнула и села
На подоконник птичка. И от книг
Усталый взгляд я отвожу на миг.
День вечереет, небо опустело.
Гул молотилки слышен на гумне...
Я вижу, слышу, счастлив. Всё во мне.
(И.А. Бунин, 1909)
Анализ:
...
Ответ:
...
Часть 2
Выберите только ОДНУ из пяти предложенных тем сочинений (5.1–5.5) и укажите её номер в бланке ответов № 2.
Напишите сочинение, раскрывая тему сочинения глубоко и многосторонне.
Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста(-ов) произведения(-ий).
Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических ошибок.
Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения(-ий).
Продумайте композицию сочинения, не нарушайте логики изложения.
Соблюдайте нормы литературной письменной речи, пишите сочинение грамотно и разборчиво, оно оценивается по критериям грамотности.
Рекомендуемый объём сочинения 200–250 слов, минимально необходимый объём – 150 слов (при меньшем объёме за сочинение выставляется 0 баллов).
5.1 Каково авторское отношение к Лизе? (По повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»)
5.2 Какие тайны человеческой души раскрыл М.Ю. Лермонтов в своей лирике? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору)
5.3 Согласны ли Вы с мыслью В.Г. Белинского, что главное действующее лицо комедии – городничий, «страх которого и сделал Хлестакова ревизором»? (По комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»)
5.4 Как в названии сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» отражается её проблематика?
5.5 Изображение героических характеров в отечественной прозе второй половины ХХ – начала ХХI в. (На примере одного из произведений по Вашему выбору)
Подсказки по сочинениям:
...
Проверьте, чтобы каждый ответ был записан рядом с номером соответствующего задания.
Система оценивания ОГЭ по литературе
Оценка выполнения заданий 1.1 или 1.2, 3.1 или 3.2
Требуется написание развёрнутого ответа в объёме 3–5 предложений. Указание на объём условно, оценка ответа зависит от его содержательности (при наличии глубоких знаний экзаменуемый может ответить в большем объёме, при умении точно формулировать свои мысли экзаменуемый может достаточно полно ответить в меньшем объёме).
Если по критерию 1 «Понимание предложенного текста и привлечение его для аргументации» ставится 0 баллов, то задание считается невыполненным, и ответ дальше не проверяется (по критерию 2 данного задания выставляется 0 баллов).
Критерии
1. Понимание предложенного текста
2 балла - Сформулирован прямой ответ на вопрос, который свидетельствует о понимании предложенного текста, для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют
1 балл - Сформулирован прямой ответ на вопрос, который свидетельствует о понимании предложенного текста, для аргументации суждений текст привлекается на уровне пересказа или общих рассуждений о его содержании, авторская позиция не искажена,
И/ИЛИ допущена одна фактическая ошибка
0 баллов - Ответ содержательно не соотнесён с поставленной задачей,
И/ИЛИ суждения не аргументированы предложенным текстом,
И/ИЛИ авторская позиция искажена1,
И/ИЛИ допущено две или более фактические ошибки
2. Логичность, соблюдение речевых и грамматических норм
2 балла - Отсутствуют логические, речевые, грамматические ошибки
1 балл - Суммарно допущено НЕ более двух любых ошибок (логических, речевых, грамматических)
0 баллов - Суммарно допущено более двух любых ошибок (логических,
речевых, грамматических)
Максимальный балл – 4
Оценка выполнения задания 2.1 или 2.2
Требуется написание развёрнутого ответа в объёме 3–5 предложений. Указание на объём условно, оценка ответа зависит от его содержательности (при наличии глубоких знаний экзаменуемый может ответить в большем объёме, при умении точно формулировать свои мысли экзаменуемый может достаточно полно ответить в меньшем объёме). Если по критерию 1 «Соответствие ответа заданию» ставится 0 баллов, то задание считается невыполненным, и ответ дальше не проверяется (по другим критериям оценивания ответа на данное задание выставляется 0 баллов).
Если по критерию 1 «Соответствие ответа заданию и привлечение текста выбранного фрагмента для аргументации» ставится 0 баллов, то задание считается невыполненным, и ответ дальше не проверяется (по критерию 2 оценивания ответа на данное задание выставляется 0 баллов).
1. Соответствие ответа заданию и привлечение текста выбранного фрагмента для аргументации
3 балла - Ответ соответствует заданию, для аргументации суждений выбранный фрагмент привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания образов, микротем, деталей и т.п.; авторская позиция не искажена; фактические ошибки отсутствуют
2 балла - Ответ соответствует заданию, для аргументации суждений выбранный фрагмент привлекается на уровне пересказа текста или общих рассуждений о его содержании, авторская позиция не искажена,
И/ИЛИ допущена одна фактическая ошибка
1 балл - Ответ соответствует заданию, но суждения не аргументированы текстом выбранного фрагмента, авторская позиция не искажена,
И/ИЛИ допущены две фактические ошибки
0 баллов - Ответ не соответствует заданию (при любом уровне привлечения текста),
И/ИЛИ авторская позиция искажена2,
И/ИЛИ допущено три или более фактические ошибки
2. Логичность, соблюдение речевых и грамматических норм
2 балла - Отсутствуют логические, речевые, грамматические ошибки
1 балл - Суммарно допущено НЕ более двух любых ошибок (логических, речевых, грамматических)
0 баллов - Суммарно допущено более двух любых ошибок (логических, речевых, грамматических)
Максимальный балл – 5
Оценка выполнения сопоставительного задания 4
Требуется написание развёрнутого ответа в объёме 5–8 предложений. Указание на объём условно, оценка ответа зависит от его содержательности (при наличии глубоких знаний экзаменуемый может ответить в большем объёме, при умении точно формулировать свои мысли экзаменуемый может достаточно полно ответить в меньшем объёме).
Если по критерию 1 «Сопоставление произведений» ставится 0 баллов, то задание считается невыполненным, и ответ дальше не проверяется (по другим критериям оценивания ответа на данное задание выставляется 0 баллов).
Если по критерию 2 «Привлечение текста произведения при сопоставлении для аргументации» ставится 0 баллов, то по критерию 3 «Логичность, соблюдение речевых и грамматических норм» выставляется 0 баллов.
1. Сопоставление произведений
2 балла - Произведения убедительно сопоставлены в заданном направлении анализа
1 балл - Произведения поверхностно, формально сопоставлены в заданном направлении анализа
0 баллов - Не проведено сопоставление произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа
2. Привлечение текста произведения при сопоставлении для аргументации
4 балла - При сопоставлении для аргументации тексты двух произведений привлекаются на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., авторская позиция обоих произведений не искажена, фактические ошибки отсутствуют
3 балла - При сопоставлении для аргументации текст одного произведения привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., а текст другого – на уровне его пересказа или общих рассуждений о содержании, авторская позиция обоих произведений не искажена
И/ИЛИ допущена одна фактическая ошибка
2 балла - При сопоставлении для аргументации тексты двух произведений привлекаются на уровне пересказа или общих рассуждений об их содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.), авторская позиция обоих произведений не искажена,
ИЛИ текст одного произведения привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., а текст другого произведения не привлекается, авторская позиция не искажена
И/ИЛИ допущены две фактические ошибки
1 балл - При сопоставлении для аргументации текст одного произведения привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.), а текст другого произведения не привлекается, авторская позиция не искажена
ИЛИ авторская позиция одного из двух произведений искажена (при любых уровнях привлечения текста, описанных для 4, 3 и 2 баллов)
И/ИЛИ допущены три фактические ошибки
0 баллов - При сопоставлении для аргументации суждений не привлекается текст ни одного из сопоставляемых произведений
И/ИЛИ искажена авторская позиция двух произведений
И/ИЛИ допущено четыре или более фактические ошибки
3. Логичность и соблюдение речевых норм
2 балла - Отсутствуют логические, речевые ошибки
1 балл - Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая
и/или речевая) – суммарно не более двух ошибок
0 баллов - Допущено две или более ошибки одного вида (независимо
от наличия/отсутствия ошибок других видов)
Максимальный балл – 8
Оценка выполнения заданий 5.1–5.5
Требуется написание развёрнутого аргументированного ответа в жанре сочинения.
Критерий 1 «Соответствие сочинения теме и её раскрытие» является главным. Если при проверке работы эксперт по критерию 1 ставит 0 баллов, задание части 2 считается невыполненным и сочинение дальше не проверяется (по другим критериям оценивания данного задания выставляется 0 баллов).
Рекомендуемый объём сочинения – 200–250 слов, минимально необходимый объём – 150 слов. Если в сочинении менее 150 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то задание считается невыполненным и сочинение оценивается 0 баллов.
Предельное количество ошибок для каждого балльного уровня не меняется в зависимости от количества слов в сочинении.
Если в формулировке темы сочинения по поэтическим произведениям есть указание раскрыть её на примере не менее двух произведений (стихотворений, лирических поэм, басен, баллад), то при оценке такого сочинения по критерию 2 учитывается количество привлечённых лирических произведений: при привлечении только одного произведения оценка не может быть выше 1 балла.
1. Соответствие сочинения теме и её раскрытие
3 балла - Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне
2 балла - Сочинение написано на заданную тему, рассмотрен только один из аспектов темы, но он рассмотрен глубоко;
ИЛИ сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта неглубоко, но многосторонне
1 балл - Сочинение написано на заданную тему, но тема понята упрощённо и раскрыта поверхностно
0 баллов - Тема не раскрыта
2. Привлечение текста произведения для аргументации
3 балла - Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют
2 балла - Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., авторская позиция не искажена, допущены одна-две фактические ошибки
1 балл - Для аргументации текст привлекается на уровне общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для раскрытия темы сочинения фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.)
ИЛИ аргументация подменяется пересказом текста, авторская позиция не искажена
И/ИЛИ допущены три фактические ошибки
0 баллов - Суждения не аргументируются текстом произведения(-ий)
ИЛИ при аргументации (с любым уровнем привлечения текста произведения(-ий) допущено четыре или более фактические ошибки
И/ИЛИ авторская позиция искажена
3. Опора на теоретико-литературные понятия
2 балла - Теоретико-литературные понятия включены в сочинение и использованы для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют
1 балл - Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, но не использованы для анализа текста произведения(-ий)
И/ИЛИ допущена одна ошибка в использовании понятий
0 баллов - Теоретико-литературные понятия не включены в сочинение
ИЛИ допущено более одной ошибки в использовании понятий
4. Композиционная цельность и логичность
3 балла - Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов
2 балла - Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны между собой,
НО
внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы
1 балл - В сочинении прослеживается композиционный замысел,
НО
есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями
И/ИЛИ мысль повторяется и не развивается
0 баллов - В сочинении не прослеживается композиционный замысел, допущены грубые нарушения последовательности частей высказывания, существенно затрудняющие понимание смысла сочинения
5. Соблюдение речевых норм
2 балла - Речевых ошибок нет, или допущено не более двух речевых ошибок
1 балл - Допущены три-четыре речевые ошибки
0 баллов - Допущено пять или более речевых ошибок
6. Соблюдение орфографических норм
1 балл - Орфографических ошибок нет, или допущены одна-две ошибки
0 баллов - Допущено три или более ошибки
7. Соблюдение пунктуационных норм
1 балл - Пунктуационных ошибок нет, или допущены одна-две ошибки
0 баллов - Допущено три или более ошибки
8. Соблюдение грамматических норм
1 балл - Грамматических ошибок нет, или допущены одна-две ошибки
0 баллов - Допущено три или более ошибки
Максимальный балл за сочинение – 16
Максимальный балл за всю работу – 37