На выполнение экзаменационной работы предоставляется 3 часа 55 минут (235 минут). Рекомендуется 2 часа отвести на выполнение заданий части 1, а остальное время – на выполнение задания части 2). При выполнении заданий обеих частей ОГЭ экзаменуемый имеет право пользоваться орфографическим словарём, полными текстами художественных произведений, а также сборниками лирики.
Вот произведения, которые нужно прочитать перед ОГЭ для успешной сдачи экзамена. Если забыли какой-то факт, не беда, все книги должны быть вам доступны на экзамене, но вы должны знать, что и где искать, в том числе цитаты. Экзаменуемые по мере необходимости работают с текстами за отдельными столами, на которых находятся нужные книги.
Всего заданий в экзаменационной работе – 12; из них экзаменуемый должен выполнить 5 заданий.
Максимальный первичный балл за работу – 42.
Кодификатор (список произведений) по литературе к ОГЭ
1
1.1. Художественная литература как искусство слова. Художественный образ. Фольклор. Жанры фольклора. Литературные роды и жанры.
Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.
Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой.
Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория.
Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа.
В образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения данные теоретико-литературные понятия изучаются с опорой на знания, полученные при освоении родной литературы. Дополнительными понятиями являются:
– взаимосвязь и взаимовлияние национальных литератур;
– общее и национально-специфическое в литературе
(Художественная литература как искусство слова. Художественный образ.
Устное народное творчество. Жанры фольклора. Миф и фольклор.
Литературные роды (эпос, лирика, драма) и жанры (эпос, роман, повесть, рассказ, новелла, притча, басня; баллада, поэма; ода, послание, элегия; комедия, драма, трагедия).
Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм.
Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика, идея; автор-повествователь, герой-рассказчик, точка зрения, адресат, читатель; герой, персонаж, действующее лицо, лирический герой, система образов персонажей; сюжет, фабула, композиция, конфликт, стадии развития действия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка; художественная деталь, портрет, пейзаж, интерьер; диалог, монолог, авторское отступление, лирическое отступление; эпиграф.
Язык художественного произведения.
Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение, антитеза, оксюморон.
Гипербола, литота. Аллегория. Ирония, юмор, сатира. Анафора. Звукопись, аллитерация, ассонанс.
Стих и проза. Основы стихосложения: стихотворный метр и размер, ритм, рифма, строфа.)
2
2.1 Русские народные сказки (волшебная, бытовая, о животных – по одной сказке)
2.2 Одна былина по выбору
3
3.1 «Слово о полку Игореве» (конец XII в.)
3.2 Древнерусская литература. Три произведения разных жанров по выбору. Например: «Поучение» Владимира Мономаха, «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Житие Сергия Радонежского», «Домострой», «Повесть о Петре и Февронии Муромских», «Повесть о Ерше Ершовиче, сыне Щетинникове», «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» и др.
4
4.1 М.В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Её Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» и др. Например: «Стихи, сочинённые на дороге в Петергоф…» (1761), «Вечернее размышление о Божием Величии при случае великого северного сияния» (1743), «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ея Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» и др.
4.2 Д.И. Фонвизин. Комедия «Недоросль» (1778–1782)
4.3 Г.Р. Державин. Стихотворения: «Памятник» (1795), «Властителям и судиям», «Фелица» (1782), «Осень во время осады Очакова» (1788), «Водопад» (1791–1794) и др.
4.4 Н.М. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза» (1792)
5
5.1 И.А. Крылов. Басни: «Листы и Корни», «Волк на псарне», «Квартет», «Осёл и Соловей», «Лебедь, Щука и Рак» (1814), «Свинья под дубом» (не позднее 1823)и др.
5.2 В.А. Жуковский. Стихотворения: «Невыразимое» (1819), «Море»
5.3 В.А. Жуковский. Баллады: «Светлана» (1812), «Лесной царь» (1818)
5.4 А.С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума» (1821–1824)
5.5 А.С. Пушкин. Стихотворения: «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы…»), «Песнь о вещем Олеге», «К морю», «Няне», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «И.И. Пущину», «Пророк», «Зимняя дорога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь ещё, быть может…», «Зимнее утро», «Бесы», «Туча», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», «Не пой, красавица, при мне…», «Вакхическая песня» , «Воспоминания в Царском Селе» (1814), «Вольность» (1817), «Деревня» (181), «Редеет облаков летучая гряда» (1820), «Погасло дневное светило…» (1820), «Свободы сеятель пустынный…» (1823) «К морю» (1824), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…») (1825), «Зимняя дорога» (1826), «И.И. Пущину» (1826), «Няне» (1826), «Стансы («В надежде славы и добра…») (1826), «Арион» (1827), «Цветок» (1828), «Не пой, красавица, при мне…» (1828), «Анчар» (1828), «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» (1829), «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» (1829), «Кавказ» (1829), «Монастырь на Казбеке» (1829), «Обвал» (1829), «Поэту» (1830), «Бесы» (1830), «В начале жизни школу помню я…» (1830), «Эхо» (1831), «Чем чаще празднует лицей…» (1831), «Пир Петра Первого» (1835), «Туча» (1835), «Была пора: наш праздник молодой…» (1836) и др.
5.6 А.С. Пушкин. Поэма «Цыганы». Поэмы, например: «Руслан и Людмила» (1818–1820), «Кавказский пленник» (1820–1821), «Цыганы» (1824), «Полтава» (1828), «Медный всадник» (1833) (Вступление) и др.
5.7 А.С. Пушкин. Роман «Евгений Онегин» (1823–1831)
5.8 А.С. Пушкин. «Повести Белкина» (1830), например: «Станционный смотритель», «Метель», «Выстрел» и др.
5.9 А.С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка» (1832–1836)
5.10 М.Ю. Лермонтов. Стихотворения: «Парус» (1832), «Смерть Поэта» (1837), «Бородино» (1837), «Узник» (1837), «Тучи» (1840), «Утес» (1841), «Выхожу один я на дорогу...» (1841), «Ангел» (1831), «Дума» (1838), «Три пальмы» (1838), «Молитва» («В минуту жизни трудную…») (1839), «И скучно и грустно» (1840), «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...») (1840), «Когда волнуется желтеющая нива…» (1840), «Из Гете («Горные вершины…») (1840), «Нет, не тебя так пылко я люблю…» (1841), «Родина» (1841), «Пророк» (1841), «Как часто, пестрою толпою окружен...» (1841), «Листок» (1841) и др.
5.11 М.Ю. Лермонтов. Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (1837)
5.12 М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри» (1839)
5.13 М.Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени» (1838–1840)
5.14 Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор» А «Ревизор» (1835)
5.15 Н.В. Гоголь. Повесть «Шинель», «Ночь перед Рождеством» (1830–1831), «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» (1834), «Невский проспект» (1833–1834), «Тарас Бульба» (1835), «Старосветские помещики» (1835), «Шинель» (1839) и др.
5.16 Н.В. Гоголь. Поэма «Мёртвые души» (1835–1841)
5.17. Поэты пушкинской поры:
Е.А. Баратынский, К.Н. Батюшков, А.А. Дельвиг,
Д.В. Давыдов, А.В. Кольцов, Н.М. Языков
6
6.1 А.Н. Островский. Одна пьеса по выбору
6.2 И.С. Тургенев. Одна повесть по выбору.
Например: «Певцы» (1852), «Бежин луг» (1846, 1874) и др.;
Например: «Муму» (1852), «Ася» (1857), «Первая любовь» (1860) и др.;
Например: «Разговор» (1878), «Воробей» (1878), «Два богача» (1878), «Русский язык» (1882) и др.
6.3 Ф.И. Тютчев. Стихотворения: «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», «Весенняя гроза», «Ещё шумел весёлый день…», «Чародейкою-зимою…», «Весенняя гроза» («Люблю грозу в начале мая…») (1828, нач. 1850-х), «Silentium!» («Молчи, скрывайся и таи…») (1829, нач. 1830-х), «Умом Россию не понять…» (1866), «Ещё в полях белеет снег…» (1829, нач. 1830-х), «Цицерон» (1829, нач. 1830-х), «Фонтан» (1836), «Эти бедные селенья…» (1855), «Есть в осени первоначальной…» (1857), «Певучесть есть в морских волнах…» (1865), «Нам не дано предугадать…» (1869), «К.Б.» («Я встретил вас – и всё былое...») (1870) и др.
6.4 А.А. Фет. Стихотворения: «Вечер», «Учись у них – у дуба, у берёзы…», «Ласточки пропали…», «Ещё весны душистой нега…», «На заре ты её не буди…», «Шёпот, робкое дыханье…» (1850), «Как беден наш язык! Хочу и не могу…» (1887), «Я пришёл к тебе с приветом…» (1843), «На стоге сена ночью южной…» (1857), «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…» (1877), «Это утро, радость эта…» (1881), «Учись у них – у дуба, у берёзы…» (1883), «Я тебе ничего не скажу…» (1885) и др.
6.5 Н.А. Некрасов. Стихотворения: «Железная дорога», «Тройка», «Душно! Без счастья и воли…», «Крестьянские дети» (1861), «Вчерашний день, часу в шестом…» (1848), «Несжатая полоса» (1854), «Тройка» (1846), «Размышления у парадного подъезда» (1858), «Зелёный Шум» (1862–1863) и др.
6.6 М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки: «Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» (1869), «Премудрый пискарь» (1883), «Медведь на воеводстве» (1884) и др.
6.7 Ф.М. Достоевский. Одна повесть по выбору
6.8 Л.Н. Толстой. Одна повесть по выбору. Например: «Детство» (1852), «Отрочество» (1854), «Хаджи-Мурат» (1896–1904) и др.; например: «Три смерти» (1858), «Холстомер» (1863, 1885), «Кавказский пленник» (1872) и др.
6.9 Л.Н. Толстой. Рассказ «После бала» (1903)
6.10 А.П. Чехов. Рассказы: «Тоска», «Толстый и тонкий» (1883), «Хамелеон» (1884), «Смерть чиновника» (1883), «Лошадиная фамилия» (1885), «Злоумышленник» (1885), «Ванька» (1886), «Спать хочется» (1888) и др.
6.11 A.К. Толстой. Три произведения по выбору.
Поэзия 2-й половины XIX в., например: А.Н. Майков, А.К. Толстой, Я.П. Полонский и др.
7
7.1 И.А. Бунин. Рассказы: «Косцы», «Танька»
7.2 А.А. Блок. Стихотворения: «О, весна без конца и без краю…», «О, я хочу безумно жить…», «О доблестях, о подвигах, о славе…», «Перед грозой» (1899), «После грозы» (1900), «Девушка пела в церковном хоре…» (1905), «Ты помнишь? В нашей бухте сонной…» (1911–1914) и др.
7.3 В.В. Маяковский. Стихотворения: «Прозаседавшиеся», «Хорошее отношение к лошадям» (1918), «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» (1920) и др.
7.4 С.А. Есенин. Стихотворения: «Берёза», «Пороша», «Край любимый! Сердцу снятся…», «Гой ты, Русь, моя родная…» (1914), «Песнь о собаке» (1915), «Нивы сжаты, рощи голы…» (1917–1918), «Письмо к матери» (1924) «Собаке Качалова» (1925) и др.
7.5 М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека»
7.6 А.Т. Твардовский. Поэма «Василий Тёркин» (главы: «Переправа», «Два солдата», «Поединок»), «В тот день, когда окончилась война…» (1948), «О сущем» (1957–1958), «Вся суть в одном-единственном завете…» (1958), «Я знаю, никакой моей вины…» (1966) и др.; «Василий Тёркин» («Книга про бойца») (1942–1945) – главы по выбору
7.7 В.М. Шукшин. Рассказы: «Чудик» (1967), «Срезал» (1970), «Мастер» (1971) и др.
7.8 А.И. Солженицын. Рассказ «Матрёнин двор» (1959) или из «Крохоток» (1958–1960) – «Лиственница», «Дыхание», «Шарик», «Костёр и муравьи», «Гроза в горах», «Колокол Углича» и др.
7.9 Проза второй половины XX – XXI в.:1 Ф.А. Абрамов, Ч.Т. Айтматов, В.П. Астафьев, В.И. Белов, В.В. Быков, Ф.А. Искандер, Ю.П. Казаков, В.Л. Кондратьев, Е.И. Носов, В.Г. Распутин, А.Н. и Б.Н. Стругацкие, В.Ф. Тендряков, В.Т. Шаламов (произведения не менее чем трёх авторов, по выбору)
7.10 Поэзия второй половины XX – XXI в.: И.А. Бродский, А.А. Вознесенский, В.С. Высоцкий, Е.А. Евтушенко, Б.Ш. Окуджава, Н.М. Рубцов (стихотворения не менее чем трёх авторов, по выбору)
Поэзия 20–50-х годов ХХ в., например: Б.Л. Пастернак, Н.А. Заболоцкий, Д. Хармс, Н.М. Олейников и др.
Поэзия 2-й половины ХХ в., например: Н.И. Глазков, Е.А. Евтушенко, А.А. Вознесенский, Н.М. Рубцов, Д.С. Самойлов, А.А. Тарковский, Б.Ш. Окуджава, В.С. Высоцкий, Ю.П. Мориц, И.А. Бродский, А.С. Кушнер, О.Е. Григорьев и др.
8
8.1 Гомер. Поэмы «Илиада», «Одиссея» (фрагменты) В Гомер «Илиада» (или «Одиссея») (фрагменты по выбору)
8.2 У. Шекспир. Сонеты. Трагедии: «Ромео и Джульетта», «Гамлет». Сонеты № 66 «Измучась всем, я умереть хочу...» (пер. Б. Пастернака), № 68 «Его лицо – одно из отражений…» (пер. С. Маршака), № 116 «Мешать соединенью двух сердец…» (пер. С. Маршака), № 130 «Её глаза на звёзды не похожи…» (пер. С. Маршака).
8.3 Ж.-Б. Мольер. Одна комедия по выбору. Например: «Тартюф, или Обманщик» (1664), «Мещанин во дворянстве» (1670).
8.4 И.В. Гёте. Трагедия «Фауст» (1774–1832) (фрагменты по выбору)
Если в кодификаторе конкретное произведение названо, то задания по представленному элементу содержания могут быть включены в любую часть экзаменационной работы. Перечень поэтов и стихотворений и носит открытый характер: в КИМ могут быть включены поэты и стихотворения, не названные в кодификаторе. В часть 2 экзаменационной работы могут быть включены темы сочинений как по названным в кодификаторе произведениям, так и по творчеству писателей, чьи произведения не названы в кодификаторе (указан только писатель, например Ф.М. Достоевский, А.Н. Островский, один из писателей ХХ–XXI вв.). В последнем случае формулировка задания не содержит указания на конкретное произведение (выбор осуществляет экзаменуемый). В ряде случаев формулировка задания не содержит указания на конкретного писателя и конкретное произведение (выбор литературного материала также осуществляет экзаменуемый). Например, экзаменуемый, если это позволяет формулировка задания, может привлекать произведения 1990–2000-х гг. (писатели новейшей отечественной литературы могут быть не указаны в кодификаторе).
Специального комментария заслуживают раздел 2 (русский фольклор) и раздел 8 (зарубежная литература). Непосредственно по данным разделам задания в КИМ не формулируются, однако предполагается, что при выполнении ряда заданий экзаменуемые могут привлечь указанный литературный материал для выстраивания аналогий.
Экзаменационная работа для проведения ОГЭ по литературе состоит из двух частей.
Часть 1 экзаменационной работы включает в себя два комплекса заданий.
Первый комплекс ориентирован на анализ фрагмента эпического (или драматического, или лироэпического) произведения. Предлагается выбрать одно из заданий: 1.1 или 1.2 (задание 1.1 направлено в первую очередь на анализ содержания приведённого фрагмента; задание 1.2 – на анализ элементов формы). Также предлагается выбрать одно из заданий: 2.1 или 2.2, которые относятся к самостоятельно выбранному фрагменту предложенного произведения. Задание 2.1/2.2 требует анализа выбранного фрагмента в указанном направлении и не предполагает целостного анализа этого фрагмента или сопоставления его с приведённым фрагментом.
Второй комплекс заданий отнесён к анализу стихотворения, или басни, или баллады. Экзаменуемым предлагается выбрать одно из заданий к приведённому тексту: 3.1 или 3.2. Требуется провести анализ произведения с точки зрения его содержания или формы. Задание 4 предполагает сопоставление исходного текста с другим произведением, текст которого также приведён в экзаменационной работе. Рекомендуемый примерный объём каждого ответа на задания части 1 составляет 3–5 предложений; максимальный балл за каждый ответ – 6. Исключение составляет задание 4: рекомендуемый объём ответа – 5–8 предложений; максимальный балл – 8.
При разработке экзаменационного материала части 1 учитываются требования к отбору фрагмента текста или стихотворения.
Отобранный фрагмент эпического (или драматического, или лироэпического) произведения должен:
– обладать смысловой завершённостью;
– сохранять целостность текста (в ряде случаев всё же возможны купюры, связанные с оправданным сокращением объёма текста);
– быть корректным и адекватным ситуации экзамена (не включаются фрагменты, содержащие психологически травмирующие натуралистические подробности, большое количество диалектизмов, иноязычные тексты с переводом, многочисленные комментирующие ссылки, требующие дополнительного времени для полноценного восприятия текста, и проч.);
– быть репрезентативным в отношении средств художественной изобразительности, что позволяет формулировать задания, требующие анализа изобразительно-выразительных средств, элементов художественной формы;
– быть значимым для понимания идейно-художественных особенностей произведения, содержать комплекс важных для автора проблем, что позволяет сформулировать задания, требующие анализа содержательных элементов текста, рассуждений о тематике и проблематике фрагмента и произведения в целом;
– содержать основание для актуализации внутрипредметных связей, что позволяет сформулировать задание сопоставительного характера.
Требования к отбору текста лирического стихотворения (или басни) не столь многочисленны. Помимо точного соответствия стихотворения нормативным документам по предмету, поэтический текст должен позволять экзаменуемому: выявлять характерные особенности поэтики автора, виды и функции изобразительно-выразительных средств, элементов художественной формы; строить развёрнутое рассуждение применительно к содержательной основе стихотворения (тематика, проблематика, лирический герой), особенностям образно-эмоционального воздействия поэтического текста, проблемно-тематическим связям данного стихотворения с произведениями других отечественных писателей-классиков.
Часть 2 экзаменационной работы содержит пять тем сочинений (5.1– 5.5), требующих развёрнутого письменного рассуждения. Предлагается выбрать одну из предложенных тем и написать сочинение (рекомендуемый объем 200–250 слов, но не менее 150 слов), аргументируя свои суждения и ссылаясь на текст художественного произведения; максимальный балл – 16.
Темы 5.1–5.5 формулируются по творчеству тех писателей, чьи произведения не были включены в часть 1, что обеспечивает более широкий охват элементов проверяемого содержания. В сочинении по поэзии экзаменуемый должен проанализировать не менее двух произведений.
Предложенные задания призваны выявить особенности восприятия текста экзаменуемым, а также проверить его умения высказывать краткие оценочные суждения о прочитанном, самостоятельно привлекать текст для анализа.
Инструкция по выполнению работы
Экзаменационная работа по литературе состоит из двух частей (участник должен выполнить 5 заданий).
Часть 1 включает в себя два комплекса заданий (1–4).
Первый комплекс заданий (1, 2) относится к фрагменту эпического, или лироэпического, или драматического произведения. Прочитайте предложенный текст и выполните два задания: ОДНО из заданий 1.1 или 1.2, а также ОДНО из заданий 2.1 или 2.2. Задания 2.1/2.2 относятся к самостоятельно выбранному фрагменту предложенного произведения.
Второй комплекс заданий (3, 4) относится к анализу стихотворения, или басни, или баллады. Прочитайте предложенный текст и выполните два задания: ОДНО из заданий 3.1 или 3.2, а также задание 4, которое предполагает не только размышление над предложенным текстом, но и сопоставление его с другим предложенным стихотворением.
Ответы на задания 1.1/1.2, 2.1/2.2, 3.1/3.2 давайте в примерном объёме 3–5 предложений, на задание 4 – в примерном объёме 5–8 предложений (указание на объём ответов условно, оценка ответа зависит от его содержательности).
Выполняя задания части 1, постарайтесь сформулировать прямые связные ответы с опорой на текст, соблюдением логики и норм речи.
Часть 2 включает в себя пять заданий (5.1–5.5), из которых нужно выбрать только ОДНО и дать развёрнутый аргументированный ответ в жанре сочинения на литературную тему объёмом 200–250 слов (если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается 0 баллов).
Раскрывая тему, аргументируйте свои суждения и ссылайтесь на текст художественного произведения. Сочинение оценивается по различным критериям, в том числе по критериям грамотности.
При выполнении всех заданий опирайтесь на авторскую позицию, формулируйте свою точку зрения, используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения.
Все бланки ОГЭ заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой или капиллярной ручки. При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике, а также в тексте контрольных измерительных материалов не учитываются при оценивании работы. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов. Удачи!