Экзаменационная работа по литературе состоит из двух частей (участник должен выполнить 5 заданий).

Часть 1 включает в себя два комплекса заданий (1–4).

Первый комплекс заданий (1, 2) относится к фрагменту эпического, или лироэпического, или драматического произведения. Прочитайте предложенный текст и выполните два задания: ОДНО из заданий 1.1 или 1.2, а также ОДНО из заданий 2.1 или 2.2. Задания 2.1/2.2 относятся к самостоятельно выбранному фрагменту предложенного произведения.

Второй комплекс заданий (3, 4) относится к анализу стихотворения, или басни, или баллады. Прочитайте предложенный текст и выполните два задания: ОДНО из заданий 3.1 или 3.2, а также задание 4, которое предполагает не только размышление над предложенным текстом, но и сопоставление его с другим предложенным стихотворением.

Ответы на задания 1.1/1.2, 2.1/2.2, 3.1/3.2 давайте в примерном объёме 3–5 предложений, на задание 4 – в примерном объёме 5–8 предложений (указание на объём ответов условно, оценка ответа зависит от его содержательности).

Выполняя задания части 1, постарайтесь сформулировать прямые связные ответы с опорой на текст, соблюдением логики и норм речи.

Часть 2 включает в себя пять заданий (5.1–5.5), из которых нужно выбрать только ОДНО и дать развёрнутый аргументированный ответ в жанре сочинения на литературную тему объёмом 200–250 слов (если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается 0 баллов).

Раскрывая тему, аргументируйте свои суждения и ссылайтесь на текст художественного произведения. Сочинение оценивается по различным критериям, в том числе по критериям грамотности.

При выполнении всех заданий опирайтесь на авторскую позицию, формулируйте свою точку зрения, используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения.

Все бланки ОГЭ заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой или капиллярной ручки.  При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике, а также в тексте контрольных измерительных материалов не учитываются при оценивании работы. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!

Часть 1

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1.1 или 1.2, 2.1 или 2.2.
При выполнении заданий не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок.
Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

Мы остались глаз на глаз.
Несколько минут продолжалось обоюдное наше молчание. Пугачёв смотрел на меня пристально, изредка прищуривая левый глаз с удивительным выражением плутовства и насмешливости. Наконец он засмеялся, и с такою непритворной весёлостию, что и я, глядя на него, стал смеяться, сам не зная чему.
– Что, ваше благородие? – сказал он мне. – Струсил ты, признайся, когда молодцы мои накинули тебе верёвку на шею? Я чаю, небо с овчинку показалось... А покачался бы на перекладине, если б не твой слуга. Я тотчас узнал старого хрыча. Ну, думал ли ты, ваше благородие, что человек, который вывел тебя к умету, был сам великий государь? (Тут он взял на себя вид важный и таинственный.) Ты крепко передо мною виноват, – продолжал он, – но я помиловал тебя за твою добродетель, за то, что ты оказал мне услугу, когда принуждён я был скрываться от своих недругов. То ли ещё увидишь! Так ли ещё тебя пожалую, когда получу своё государство!
Обещаешься ли служить мне с усердием?
Вопрос мошенника и его дерзость показались мне так забавны, что я не мог не усмехнуться.
– Чему ты усмехаешься? – спросил он меня, нахмурясь. – Или ты не веришь, что я великий государь? Отвечай прямо.
Я смутился: признать бродягу государем был я не в состоянии: это казалось мне малодушием непростительным. Назвать его в глаза обманщиком – было подвергнуть себя погибели; и то, на что был я готов под виселицею в глазах всего народа и в первом пылу негодования, теперь казалось мне бесполезной хвастливостию. Я колебался. Пугачёв мрачно ждал моего ответа. Наконец (и ещё ныне с самодовольствием поминаю эту минуту) чувство долга восторжествовало во мне над слабостию человеческою. Я отвечал Пугачёву: «Слушай, скажу тебе всю правду.
Рассуди, могу ли я признать в тебе государя? Ты человек смышлёный: ты сам увидел бы, что я лукавствую».
– Кто же я таков, по твоему разумению?
– Бог тебя знает; но кто бы ты ни был, ты шутишь опасную шутку.
Пугачёв взглянул на меня быстро. «Так ты не веришь, – сказал он, – чтоб я был государь Пётр Фёдорович? Ну, добро. А разве нет удачи удалому?
Разве в старину Гришка Отрепьев не царствовал? Думай про меня что хочешь, а от меня не отставай. Какое тебе дело до иного-прочего? Кто ни поп, тот батька. Послужи мне верой и правдою, и я тебя пожалую и в фельдмаршалы, и в князья. Как ты думаешь?»
– Нет, – отвечал я с твёрдостию. – Я природный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу. Коли ты в самом деле желаешь мне добра, так отпусти меня в Оренбург.
Пугачёв задумался. «А коли отпущу, – сказал он, – так обещаешься ли, по крайней мере, против меня не служить?»
– Как могу тебе в этом обещаться? – отвечал я. – Сам знаешь, не моя воля: велят идти против тебя – пойду, делать нечего. Ты теперь сам начальник, сам требуешь повиновения от своих. На что это будет похоже, если я от службы откажусь, когда служба моя понадобится? Голова моя в твоей власти: отпустишь меня – спасибо; казнишь – Бог тебе судья; а я сказал тебе правду.
Моя искренность поразила Пугачёва. «Так и быть, – сказал он, ударя меня по плечу. – Казнить так казнить, миловать так миловать. Ступай себе на все четыре стороны и делай что хочешь. Завтра приходи со мною проститься, а теперь ступай себе спать, и меня уж дрёма клонит».
(А.С. Пушкин, «Капитанская дочка»)

Выполните ОДНО из заданий: 1.1 или 1.2.
В бланк ответов № 2 запишите номер выбранного задания и сформулируйте прямой связный ответ (3–5 предложений) на вопрос.
Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ приведённого фрагмента.

1.1 Кому, с Вашей точки зрения, сложнее сделать нравственный выбор: Пугачёву или Гринёву?

Ответ:

1 предложение – переформулировка самого вопроса в утверждение + четкий ответ на вопрос. Например:
«С моей точки зрения, нравственный выбор сделать сложнее Гринёву, поскольку от того, как он поведет себя в сложившейся ситуации, зависит его дальнейшая судьба».
2-3 предложения – доказательство вашей мысли с опорой на текст. Что значит «опора на текст» – обращение к эпизоду и/или цитирование. Например:
«Для главного героя романа вопрос чести и достоинства является самым важным в жизни, и поскольку он «присягал государыне императрице», то предать присягу ему не позволяет совесть. Также герою претит любая ложь, так что даже несмотря на явную угрозу жизни он смело отвечает, что, если «велят идти против тебя – пойду», тем самым подчеркивая свои твердые моральные принципы, хотя понимает, что его жизнь и свобода находятся во власти Пугачева».

1.2 Какую роль в приведённом фрагменте играет приём контраста?

Ответ:

1 предложение -  переформулировка самого вопроса в утверждение + четкий ответ на вопрос. Например:
«Прием контраста нужен в приведенном фрагменте для того, чтобы показать, кому из главных героев сложнее сделать нравственный выбор».
2-3 предложения – доказательство вашей мысли с опорой на текст. Например:
«То, как меняется настроение Пугачёва (он сначала смеётся, потом хмурится) в зависимости от ответов Гринёва, показывает, что самозванец сомневается в правильности своего поступка, обдумывая, как быть с молодым дворянином, для которого честь и достоинство оказываются самыми важными добродетелями. Гринёв тоже балансирует между страхом («я колебался») и уверенностью («отвечал я с твёрдостию»), потому что понимает, что от его поведения зависит его дальнейшая судьба. Поскольку в данной ситуации именно Пугачёв волен решать, как поступать с Петром, то, безусловно, смелость, которую проявляет Гринёв в данном фрагменте, несмотря на опасность, показывает, насколько он решителен в принятии непростого нравственного выбора».

Выполните ОДНО из заданий: 2.1 или 2.2.
В бланк ответов № 2 запишите номер выбранного задания. Выберите другой фрагмент предложенного произведения и проанализируйте его в соответствии с заданием, формулируя прямой связный ответ (3–5 предложений).
Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ выбранного фрагмента.

2.1 Укажите другой фрагмент романа с участием Гринёва. Какие черты характера Гринёва проявились в выбранном Вами фрагменте?

Ответ:

   Во фрагменте романа, когда Гринёв отдаёт долг Зурину после проигрыша на бильярде, проявляются такие черты характера героя, как решительность и честность.
   Для Петра важно принять самостоятельное взрослое решение и нести ответственность за свои поступки, поэтому он даже ссорится с Савельичем, не поддаваясь его уговорам сказать, что «родители крепко-накрепко заказали не играть, окроме как в орехи». Молодой дворянин понимает, что игровой долг – это долг чести, а потому его нужно обязательно отдать, чтобы заслужить уважение окружающих.

2.2 Укажите другой фрагмент романа, в котором Гринёв попадает в ситуацию выбора. Какими жизненными принципами он руководствуется в сложившейся ситуации?

Ответ:

   Гринев попадает в ситуацию выбора, когда перед ним встаёт вопрос о необходимости вернуть долг Зурину после проигрыша на бильярде.
   Для Петра важно принять самостоятельное взрослое решение и нести ответственность за свои поступки, поэтому он даже ссорится с Савельичем, не поддаваясь его уговорам сказать, что «родители крепко-накрепко заказали не играть, окроме как в орехи». В своей жизни он руководствуется принципами чести и достоинства и понимает, что для того, чтобы заслужить уважение окружающих, любые долги всегда нужно отдавать.

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задание 3.1 или 3.2, а также задание 4.
Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок.
Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

***
Внимая ужасам войны,
При каждой новой жертве боя
Мне жаль не друга, не жены,
Мне жаль не самого героя...
Увы! утешится жена,
И друга лучший друг забудет;
Но где-то есть душа одна –
Она до гроба помнить будет!
Средь лицемерных наших дел
И всякой пошлости и прозы
Одни я в мире подсмотрел
Святые, искренние слёзы –
То слёзы бедных матерей!
Им не забыть своих детей,
Погибших на кровавой ниве,
Как не поднять плакучей иве
Своих поникнувших ветвей...
(Н.А. Некрасов, 1855)

Выполните ОДНО из заданий: 3.1 или 3.2.
В бланк ответов № 2 запишите номер выбранного задания и сформулируйте прямой связный ответ (3–5 предложений) на вопрос.
Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста.

Анализ:

   Вопрос про войну и матерей. Про что пишет автор, в чём идея стихотворения? В том, что война отнимает детей, которых матери никто не вернёт. Говорится, что все остальные, будь то друг или жена, долго горевать по погибшему не будут, потому что замену найти всегда можно. Но любовь матери и её скорбь – вот самое страшное последствие войны, потому что никто и никогда не заменит ребёнка. Суть поняли? Отлично. Смотрим, а благодаря каким художественным средствам это всё сделано?
Про эпитеты вам уже подсказали в теме 3.2. Ищем эпитеты:
Средь лицемерных наших дел

Святые, искренние слёзы –
То слёзы бедных матерей!
Им не забыть своих детей,
Погибших на кровавой ниве,
Как не поднять плакучей иве
Своих поникнувших ветвей...
Эпитеты создают этот святой образ матери, потерявшей своего ребенка «на кровавой ниве». 
Помимо эпитетов ещё есть анафора –  повтор в начале строки:
Мне жаль не друга, не жены,
Мне жаль не самого героя...
Анафора нужна, чтобы подчеркнуть, как глубоко лирический герой пропускает через себя эту скорбь по погибшему.
Риторическое восклицание: «Увы!»
Метафора: «кровавая нива», т.е. понятно, что говорится про поле боя, но как увеличивает эта метафора само значение – это уже не просто поле, это необъятный простор (нива), окрашенный кровью, что ещё раз подчеркивает, насколько ужасна война, раз приносит столько потерь.
Ну и сравнение матери с плакучей ивой. Вспомним, как выглядит плакучая ива: всегда печальное дерево, как будто согбенное под тяжестью потерь и невзгод.
Записываем по той же схеме, что и в задании 1:
   Первое предложение – переформулировка вопроса + ответ на вопрос;
   Второе-третье предложения – доказательство вашей мысли с опорой на текст.
Обратите внимание: и в первом варианте, и во втором вполне уместно использовать одни и те же формулировки, дополняя или сокращая их в зависимости от задания.

3.1 Как в стихотворении Н.А. Некрасова связаны тема войны и образ матери?

Ответ:

   В стихотворении Н.А. Некрасова тема войны и образ матери связаны мотивом огромных потерь, которые несет не только страна, но и отдельно взятая женщина. Особенное звучание глубокой печали стихотворению придают эпитеты («святые, искренние слёзы», «поникнувшие ветви»), которые и создают образ страдающей женщины, которая, в отличие от друга и жены героя, своего ребёнка никогда не забудет. Анафора «мне жаль» показывает искреннее сочувствие лирического героя, а метафора «кровавая нива» ещё раз подчеркивает, насколько ужасна война, раз приносит столько потерь.

3.2 Какую роль в стихотворении «Внимая ужасам войны…» играют эпитеты?

Ответ:

   В стихотворении «Внимая ужасам войны…» эпитеты создают образ страдающей матери, которая, в отличие от друга и жены героя, своего ребёнка никогда не забудет и утешиться не сможет. Лирический герой глубоко сочувствует женщинам, страдание которых на фоне «лицемерных наших дел» особенно выделяется, что подчеркивает эпитет «поникнувшие ветви» при сравнении тоскующей женщины с плакучей ивой. Особенную трагичность придает эпитет внутри метафоры «кровавая нива», что ещё раз подчеркивает, насколько ужасна война, раз приносит столько потерь.

В бланк ответов № 2 запишите номер задания 4.
Сопоставьте произведения в заданном направлении анализа и сформулируйте прямой связный ответ (5–8 предложений) на вопрос.
Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ двух текстов.

Какие мотивы и образы сближают стихотворение Н.А. Некрасова «Внимая ужасам войны…» с приведённым ниже стихотворением А.Д. Дементьева «Письма… Фотографии в альбоме»?

* * *
Письма… Фотографии в альбоме.
Смотрят парни матерям в глаза.
Матери их мёртвыми не помнят –
Оттого и верят в чудеса.
Все они их видят молодыми,
Сильными,
Как двадцать лет назад…
А в округе на родное имя
Столько откликается ребят…
Разных –
Незнакомых и знакомых,
Никогда не знавшихся с войной,
Ждут их тёзок матери домой
И глядят на карточки в альбомах.
Парни там –
Смешливы и красивы,
Где им было знать, что скоро в бой.
В двадцать лет они спасли
Россию!
Ну, а что свершили мы с тобой?
(А.Д. Дементьев, 1974)

Анализ:

Если спрашивают про мотивы и образы, то исходя из темы 3.1. уже становится понятно, что совпадать будет мотив войны и образ матери. Общий мотив: ужас войны, когда за страну погибали красивые, смешливые, совсем ещё молодые люди. Общий образ: матери, которые не могут забыть своих сыновей и как будто даже до сих пор надеются, что они к ним вернутся.

Ответ:

Стихотворение Н.А. Некрасова «Внимая ужасам войны…» со стихотворением А.Д. Дементьева «Письма… Фотографии в альбоме» сближают мотив войны и образ любящей матери, не способной забыть погибшего ребёнка. Некрасов благодаря эпитетам и метафорам («святые, искренние слёзы», «кровавая нива») описывает глубокую печаль и трагедию, что приходит в дом к женщине, которая потеряла своего ребенка на войне. Она не сможет «утешиться», как жена, не сможет найти другого, как лучший друг. Так и Дементьев пишет о невозможности смириться с гибелью сыновей, которые «смотрят матерям в глаза» с фотографий в альбоме. Оба поэта отмечают, что жизнь продолжается («среди лицемерных наших дней»; «А в округе на родное имя / Столько откликается ребят…»), и только матери, как «плакучие ивы», всё «глядят на карточки в альбомах».

Часть 2

Выберите только ОДНУ из пяти предложенных тем сочинений (5.1–5.5) и укажите её номер в бланке ответов № 2.
Напишите сочинение, раскрывая тему сочинения глубоко и многосторонне.
Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста(-ов) произведения(-ий).
Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических ошибок.
Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения(-ий).
Продумайте композицию сочинения, не нарушайте логики изложения.
Соблюдайте нормы литературной письменной речи, пишите сочинение грамотно и разборчиво, оно оценивается по критериям грамотности.
Рекомендуемый объём сочинения 200–250 слов, минимально необходимый объём – 150 слов (при меньшем объёме за сочинение выставляется 0 баллов).

5.1 Против чего протестует Чацкий? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)

5.2 В чём схожи и в чём различны, с Вашей точки зрения, характеры Печорина и Вернера? (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

5.3 Как в прозе Л.Н. Толстого проявился «дар чрезвычайной наблюдательности», подмеченный филологом Н.К. Гудзием? (На примере одного произведения)

5.4 Как в отечественной лирике второй половины ХХ – начала XXI в. раскрывается тема любви?

5.5 Какие сюжеты произведений отечественной и зарубежной литературы являются для Вас актуальными и почему? (На основе анализа одного-двух произведений)

Подсказки по сочинениям:

5.1. Против чего протестует Чацкий? (По комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»).

Образ Чацкого  — меньше всего портрет того или иного реального человека: это собирательный образ, новый социальный тип эпохи. Главная его идея  — гражданское служение, служение «делу, а не лицам». Такие герои призваны вносить в общественную жизнь смысл, вести к новым целям, поэтому столкновение Чацкого и фамусовского общества неизбежно. Чацкий и это общество несовместимы, у них разные идеалы, ценности, цели, методы борьбы. Если сначала Чацкий для Фамусова только «опасный человек», который «вольность хочет проповедать», то затем «век минувший» выносит приговор: «Безумен по всему!». Чацкий-сумасшедший обществу не страшен. Он обречен на одиночество в мире Фамусовых. Ведь признать его взгляды правильными  — значит, отказаться от своих убеждений, образа жизни, а это невозможно, поэтому Чацкие всегда будут одиноки в подобном обществе. Чацкий выступает как обличитель «века минувшего».

5.2. В чём схожи и в чём различны, с Вашей точки зрения, натуры Печорина и Вернера? (По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

В романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» образ Печорина раскрывается в том числе и через сравнение его с доктором Вернером. Вернер среди всех прочих является самым близким для Печорина человеком. Именно с ним у Печорина сложились максимально приятельские отношения. Они одного круга и социального происхождения, хорошо образованны, самолюбивы, умны, любят порассуждать. Остро переживают собственную невостребованность.

Но принципиальных различий между ними гораздо больше. Печорин ещё молод, а лучшие годы Вернера позади. Они дети разных эпох. Печорин готов смотреть в лицо смерти, может играть судьбами других людей, часто бывая безжалостным. Вернер – врач, для которого здоровье пациента, кем бы тот ни был, − основная его забота. Вернер более ответственен по отношению к другим. Именно эти различия не позволили им стать друзьями, но не помещали быть приятелями.

5.3. В чём Вы видите правоту филолога Н. К. Гудзия, утверждавшего, что в прозе Л. Н. Толстого проявился «дар чрезвычайной наблюдательности»? (На примере одного из произведений по Вашему выбору)

Для анализа можно взять рассказ «После бала». Л. Н. Толстой показывает переживания героя и раскрывает психологические мотивы его поступков. Герою-рассказчику пришлось пережить в своей жизни одно страшное утро, полностью изменившее всю его дальнейшую жизнь, его будущее. На балу герой восхищается своей возлюбленной, всем тем миром, который его окружает. Поэтому вместе с любовью к Вареньке герой любит и ее отца, восхищается им. Когда же он сталкивается в этом мире с жестокостью и несправедливостью, рушится все его ощущение гармоничности, целостности мира, и он предпочитает не любить никак, чем любить частично. Я не волен изменить мир, победить зло, но я и только я волен согласиться или не согласиться участвовать в этом зле  — вот логика рассуждений героя. И Иван Васильевич сознательно отказывается от своей любви.

5.4. Как в лирике одного из отечественных поэтов второй половины ХХ  — начала XXI в. раскрывается тема любви? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору)

Тема любви  — одна из вечных тем в искусстве и в литературе. До современных читателей доходят любовные стихотворения древнегреческих и древнеримских авторов, созданные тысячелетия назад. Эта тема, изменяясь и усложняясь с каждой новой исторической эпохой, прошла через века, и будет существовать вечно в прозе и поэзии, музыке и живописи, до сих пор, покуда человек умеет и может любить. Тема может быть раскрыта на примере стихотворений В. Высоцкого, А. Вознесенского, Р. Рождественского.

Любовь окрыляла В. Высоцкого, и он посвящал ей свои стихи. Гимном любви является стихотворение «Я поля влюблённым постелю»

Я поля влюбленным постелю
Пyсть поют во сне и наявy!..
Я дышy, и, значит, - я люблю!
Я люблю, и, значит, - я живy!

В качестве другого произведения можно взять стихотворение «Баллада о любви».

5.5. Какие сюжеты из произведений отечественной и зарубежной литературы являются для Вас актуальными и почему? (На основе анализа одного-двух произведений)

В качестве актуальных тем может быть тема развенчания бюрократизма. Тема может быть раскрыта на примере произведений Н. В. Гоголя («Ревизор», «Мёртвые души»), В. Маяковского («Прозаседавшиеся»), М. Булгакова («Собачье сердце»).

С иронией, доходящей до сарказма, показывает Гоголь уровень культуры и образованности губернских чиновников. Они были «...более или менее люди просвещенные: кто читал Карамзина, кто «Московские ведомости», кто даже и совсем ничего не читал». Они беседуют о лошадях, собаках, рассуждают о бильярдной игре и «об выделке горячего вина». В обществе чиновников процветает «подлость, совершенно бескорыстная, чистая подлость».

С ненавистью описывает Маяковский разросшуюся до абсурда чинов-ничью машину в советском государстве: чиновник разделяется на части, чтобы попасть на все заседания сразу.

Бюрократы приводят страну к разрухе, по мнению профессора Преображенского, потому что в обществе каждый занимается не своим делом.

Тема актуальна в наше время, писатели-классики предупреждали об опасности, которая грозит обществу от чиновничьего произвола и засилья.

Проверьте, чтобы каждый ответ был записан рядом с номером соответствующего задания.

Система оценивания ОГЭ по литературе

Оценка выполнения заданий 1.1 или 1.2, 3.1 или 3.2

Требуется написание развёрнутого ответа в объёме 3–5 предложений. Указание на объём условно, оценка ответа зависит от его содержательности (при наличии глубоких знаний экзаменуемый может ответить в большем объёме, при умении точно формулировать свои мысли экзаменуемый может достаточно полно ответить в меньшем объёме).

Если по критерию 1 «Соответствие ответа заданию» ставится 0 баллов, то задание считается невыполненным, и ответ дальше не проверяется. (по другим критериям оценивания ответа на данное задание выставляется 0 баллов).

Если по критерию 1 ставится 1 балл, то по критерию 2 «Привлечение текста произведения для аргументации» за ответ не может быть поставлено более 1 балла.

Если по критерию 2 за ответ ставится 0 баллов, то по критерию 1 не может быть поставлено более 1 балла, а по критерию 3 «Логичность и соблюдение речевых норм» выставляется 0 баллов.

Критерии
1. Соответствие ответа заданию
2 балла - Ответ на вопрос дан и свидетельствует о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения
1 балл -  Ответ содержательно соотнесён с поставленной задачей, но не позволяет судить о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения
0 баллов - Ответ содержательно не соотнесён с поставленной задачей

2. Привлечение текста произведения для аргументации
2 балла - Для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют
1 балл -  Для аргументации суждений текст привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании, авторская позиция не искажена
И/ИЛИ допущены одна-две фактические ошибки
0 баллов -  Суждения не аргументированы текстом произведения
И/ИЛИ авторская позиция искажена
И/ИЛИ допущено три или более фактические ошибки

3. Логичность и соблюдение речевых норм
2 балла - Отсутствуют логические, речевые ошибки
1 балл -  Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая, и/или речевая) – суммарно не более двух ошибок
0 баллов - Допущено две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов)
Максимальный балл – 6

Оценка выполнения задания 2.1 или 2.2

Требуется написание развёрнутого ответа в объёме 3–5 предложений.  Указание на объём условно, оценка ответа зависит от его содержательности (при наличии глубоких знаний экзаменуемый может ответить в большем объёме, при умении точно формулировать свои мысли экзаменуемый может достаточно полно ответить в меньшем объёме). Если по критерию 1 «Соответствие ответа заданию» ставится 0 баллов, то задание считается невыполненным, и ответ дальше не проверяется (по другим критериям оценивания ответа на данное задание выставляется 0 баллов).

Если по критерию 1 ставится 1 балл, то по критерию 2 «Привлечение текста выбранного фрагмента для аргументации» за ответ не может быть поставлено более 1 балла.

Если по критерию 2 за ответ ставится 0 баллов, то по критерию 1 не может быть поставлено более 1 балла, а по критерию 3 «Логичность и соблюдение речевых норм» выставляется 0 баллов.

1. Соответствие ответа заданию
2 балла - Фрагмент выбран в соответствии с заданием, ответ дан и свидетельствует о понимании выбранного фрагмента
1 балл - Фрагмент выбран в соответствии с заданием, но ответ не позволяет судить о понимании текста выбранного фрагмента
0 баллов - Фрагмент не выбран, или его выбор не соответствует заданию

2. Привлечение текста выбранного фрагмента для аргументации
2 балла - Для аргументации суждений выбранный фрагмент привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания образов, микротем, деталей и т.п.; авторская позиция не искажена; фактические ошибки отсутствуют
1 балл - Для аргументации суждений выбранный фрагмент привлекается на уровне пересказа текста или общих рассуждений о его содержании, авторская позиция не искажена
И/ИЛИ допущены одна-две фактические ошибки
0 баллов - Суждения не аргументированы текстом
И/ИЛИ авторская позиция искажена
И/ИЛИ допущено три или более фактические ошибки

3. Логичность и соблюдение речевых норм
2 балла - Отсутствуют логические, речевые ошибки
1 балл - Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая и/или речевая) – суммарно не более двух ошибок
0 баллов - Допущено две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов)
Максимальный балл – 6

Оценка выполнения сопоставительного задания 4

Требуется написание развёрнутого ответа в объёме 5–8 предложений. Указание на объём условно, оценка ответа зависит от его содержательности (при наличии глубоких знаний экзаменуемый может ответить в большем объёме, при умении точно формулировать свои мысли экзаменуемый может достаточно полно ответить в меньшем объёме).

Если по критерию 1 «Сопоставление произведений» ставится 0 баллов, то задание считается невыполненным, и ответ дальше не проверяется (по другим критериям оценивания ответа на данное задание выставляется 0 баллов).

Если по критерию 2 «Привлечение текста произведения при сопоставлении для аргументации» ставится 0 баллов, то по критерию 3 «Логичность и соблюдение речевых норм» выставляется 0 баллов.

1. Сопоставление произведений
2 балла - Произведения убедительно сопоставлены в заданном направлении анализа
1 балл - Произведения поверхностно, формально3 сопоставлены в заданном направлении анализа
0 баллов - Не проведено сопоставление произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа

2. Привлечение текста произведения при сопоставлении для аргументации
4 балла - При сопоставлении для аргументации тексты двух произведений привлекаются на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., авторская позиция обоих произведений не искажена, фактические ошибки отсутствуют
3 балла - При сопоставлении для аргументации текст одного произведения привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., а текст другого – на уровне его пересказа или общих рассуждений о содержании, авторская позиция обоих произведений не искажена
И/ИЛИ допущена одна фактическая ошибка
2 балла - При сопоставлении для аргументации тексты двух произведений привлекаются на уровне пересказа или общих рассуждений об их содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.), авторская позиция обоих произведений не искажена,
ИЛИ текст одного произведения привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., а текст другого произведения не привлекается, авторская позиция не искажена
И/ИЛИ допущены две фактические ошибки
1 балл - При сопоставлении для аргументации текст одного произведения привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.), а текст другого произведения не привлекается, авторская позиция не искажена
ИЛИ авторская позиция одного из двух произведений искажена (при любых уровнях привлечения текста, описанных для 4, 3 и 2 баллов)
И/ИЛИ допущены три фактические ошибки
0 баллов - При сопоставлении для аргументации суждений не привлекается текст ни одного из сопоставляемых произведений
И/ИЛИ искажена авторская позиция двух произведений
И/ИЛИ допущено четыре или более фактические ошибки

3. Логичность и соблюдение речевых норм
2 балла - Отсутствуют логические, речевые ошибки
1 балл - Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая
и/или речевая) – суммарно не более двух ошибок
0 баллов - Допущено две или более ошибки одного вида (независимо
от наличия/отсутствия ошибок других видов)
Максимальный балл – 8

Оценка выполнения заданий 5.1–5.5

Требуется написание развёрнутого аргументированного ответа в жанре сочинения.
Критерий 1 «Соответствие сочинения теме и её раскрытие» является главным. Если при проверке работы эксперт по критерию 1 ставит 0 баллов, задание части 2 считается невыполненным и сочинение дальше не проверяется (по другим критериям оценивания данного задания выставляется 0 баллов).

Рекомендуемый объём сочинения – 200–250 слов, минимально необходимый объём – 150 слов. Если в сочинении менее 150 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то задание считается невыполненным и сочинение оценивается 0 баллов.

Предельное количество ошибок для каждого балльного уровня не меняется в зависимости от количества слов в сочинении.

Если в формулировке темы сочинения по поэтическим произведениям есть указание раскрыть её на примере не менее двух произведений (стихотворений, лирических поэм, басен, баллад), то при оценке такого сочинения по критерию 2 учитывается количество привлечённых лирических произведений: при привлечении только одного произведения оценка не может быть выше 1 балла.

1. Соответствие сочинения теме и её раскрытие
3 балла - Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне
2 балла - Сочинение написано на заданную тему, рассмотрен только один из аспектов темы, но он рассмотрен глубоко;
ИЛИ сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта неглубоко, но многосторонне
1 балл - Сочинение написано на заданную тему, но тема понята упрощённо и раскрыта поверхностно
0 баллов - Тема не раскрыта

2. Привлечение текста произведения для аргументации
3 балла - Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют
2 балла - Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., авторская позиция не искажена, допущены одна-две фактические ошибки
1 балл - Для аргументации текст привлекается на уровне общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для раскрытия темы сочинения фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.)
ИЛИ аргументация подменяется пересказом текста, авторская позиция не искажена
И/ИЛИ допущены три фактические ошибки
0 баллов - Суждения не аргументируются текстом произведения(-ий)
ИЛИ при аргументации (с любым уровнем привлечения текста произведения(-ий) допущено четыре или более фактические ошибки
И/ИЛИ авторская позиция искажена

3. Опора на теоретико-литературные понятия
2 балла - Теоретико-литературные понятия включены в сочинение и использованы для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют
1 балл - Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, но не использованы для анализа текста произведения(-ий)
И/ИЛИ допущена одна ошибка в использовании понятий
0 баллов - Теоретико-литературные понятия не включены в сочинение
ИЛИ допущено более одной ошибки в использовании понятий

4. Композиционная цельность и логичность
3 балла - Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов
2 балла - Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны между собой,
НО
внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы
1 балл - В сочинении прослеживается композиционный замысел,
НО
есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями
И/ИЛИ мысль повторяется и не развивается
0 баллов - В сочинении не прослеживается композиционный замысел, допущены грубые нарушения последовательности частей высказывания, существенно затрудняющие понимание смысла сочинения

5. Соблюдение речевых норм
2 балла - Речевых ошибок нет, или допущено не более двух речевых ошибок
1 балл - Допущены три-четыре речевые ошибки
0 баллов - Допущено пять или более речевых ошибок

6. Соблюдение орфографических норм
1 балл - Орфографических ошибок нет, или допущены одна-две ошибки
0 баллов - Допущено три или более ошибки

7. Соблюдение пунктуационных норм
1 балл - Пунктуационных ошибок нет, или допущены одна-две ошибки
0 баллов - Допущено три или более ошибки

8. Соблюдение грамматических норм
1 балл - Грамматических ошибок нет, или допущены одна-две ошибки
0 баллов - Допущено три или более ошибки
Максимальный балл за сочинение – 16

Максимальный балл за всю работу – 42