Экзаменационная работа включает в себя 24 задания: 16 заданий с кратким ответом и 8 заданий с развёрнутым ответом.
   На выполнение экзаменационной работы по обществознанию отводится 3 часа (180 минут).
Ответы к заданиям 2–4, 7–11, 13, 14, 16–18 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа. Ответом к заданиям 15, 19 является последовательность цифр. Ответом к заданию 20 является слово (словосочетание). Ответы запишите в поле ответа в тексте работы без запятых, пробелов и прочих символов, а затем перенесите в бланк ответов № 1.
   Задания 1, 5, 6, 12, 21–24 выполняются на бланке ответов № 2. Для выполнения заданий 21–24 необходимо: выбрать нужную информацию из текста, раскрыть (в том числе на примерах) его отдельные положения; соотнести сведения из текста со знаниями, полученными при изучении курса; применить имеющиеся знания для анализа социальных ситуаций; высказать и обосновать собственное мнение.
   Все бланки заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой или капиллярной ручки.
   При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике, а также в тексте контрольных измерительных материалов не учитываются при оценивании работы.
   Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
   После завершения работы проверьте, чтобы ответ на каждое задание в бланках ответов № 1 и № 2 был записан под правильным номером.
   Желаем успеха!

Для ответов на задания 1, 5, 6 и 12 используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания, а затем ответ к нему. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
Ответами к заданиям 2–4, 7–11, 13–20 являются цифра, последовательность цифр или слово (словосочетание). Сначала укажите ответы в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

 1  Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании структуры деятельности?
Мотив, цель, игра, творчество, труд.
Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного
из них. Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.

Ответ:

Ответ:

В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) понятия: мотив, цель;
2) смысл понятия, например: мотив – это внутреннее побуждение личности к определённому поведению для удовлетворения потребностей, ИЛИ цель – это предвосхищаемый результат, идеальный образ результата в сознании человека.
(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)

 2  Что является примером влияния общества на природу?
1) санитарная вырубка участков леса
2) составление и публикация прогнозов погоды на неделю
3) строительство домов на сваях в районах разлива рек
4) закрытие горной дороги из-за схода снежной лавины

Ответ: _

Ответ:

1

 3  Ольга работает инженером и учится в автошколе на курсах вождения автомобиля. Она пользуется услугами организации
1) общего образования
2) среднего профессионального образования
3) высшего образования
4) дополнительного образования

Ответ: _

Ответ:

4

 4  Верны ли следующие суждения о традиционных российских духовно-нравственных ценностях?

А. К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся служение Отечеству и ответственность за его судьбу.
Б. К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

Ответ: _

Ответ:

3

 5  Рассмотрите фотографию.

Какой фактор производства (кроме предпринимательских способностей) прежде всего может быть проиллюстрирован с помощью фотографии? Что включает в себя данный фактор производства? (Чем может быть ограничено предложение данного фактора производства? (Укажите любые два таких ограничителя.) Как называют доход владельца этого фактора производства?
Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.

Ответ: 

Ответ:

В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос: труд;
(Может быть дан другой ответ на первый вопрос, не искажающий сущности изображённого на фото.)
2) ответ на второй вопрос, например: деятельность людей по производству товаров и услуг путём использования своих физических и интеллектуальных возможностей, профессиональных навыков и опыта;
(Объяснение может быть сформулировано иначе.)
3) ответ на третий вопрос, например: предложение трудовых услуг ограничено численностью трудоспособного населения конкретного населённого пункта, региона, страны / территориальным размещением населения / профессиональной структурой населения и возможностями профессионального образования / религиозно- культурными традициями и др.;
(Ответ на третий вопрос засчитывается только при указаний двух или более ограничителей.)
4) ответ на четвёртый вопрос: заработная плата.
Могут быть даны другие корректные ответы на вопросы

 6  Василиса размышляет о том, какой вклад в банке ей открыть: до востребования или срочный. Что такое вклад? Что отличает срочный вклад от вклада до востребования? (Укажите любые две черты отличия.)
Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.

Ответ:

Ответ:

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос, например: денежные средства, которые граждане размещают в банке для получения дохода;
2) ответ на второй вопрос, например:
– срочные вклады менее ликвидны, чем вклады до востребования;
– срочные вклады приносят более высокий доход, чем вклады до востребования.
(Ответ на второй вопрос засчитывается только при правильном указании двух черт отличия.)
Ответы на вопросы могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках

 7  Обязательные невозвратные платежи, совершаемые плательщиками в определённом законом порядке, обозначают понятием
1) прибыль
2) расходы
3) рента
4) налоги

Ответ: _ 

Ответ:

4

 8  Государство в условиях рыночной экономики выполняет различные функции. Что из приведённого ниже иллюстрирует производство общественных благ?
1) открытие новых муниципальных школ
2) принятие новых законов
3) проведение антиинфляционной политики
4) осуществление налогообложения предприятий

Ответ: _

Ответ:

1

 9  Верны ли следующие суждения о деньгах?
А. Деньги позволяют количественно измерить ценность любого товара, услуги.
Б. Деньги обладают определённой покупательной способностью.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

Ответ: _

Ответ:

3

 10  Структура общества представлена совокупностью социальных общностей и групп. Какая социальная группа из списка выделена по территориальному признаку?
1) крестьяне
2) ростовчане
3) русские
4) пассажиры

Ответ: _ 

Ответ:

1

 11  Верны ли следующие суждения о семье?
А. Семья оказывает экономическую поддержку несовершеннолетним и нетрудоспособным членам семьи.
Б. Семья осуществляет моральное регулирование поведения своих членов.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

Ответ: _

Ответ:

3

 12  В ходе социологического опроса совершеннолетних граждан им задавали вопрос: «Какова ваша главная трудовая мотивация?» Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены в виде диаграммы.

Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве; б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняются указанные Вами: а) сходство; б) различие.
Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.

Ответ:

Ответ:

В правильном ответе должны быть сформулированы выводы и высказаны предположения:
а) о сходстве, например: одинаковые доли опрошенных из обеих групп называют в качестве главной трудовой мотивации понимание важности своей работы для общества (возможное объяснение, например: независимо от возраста есть работники, которые высоко ценят интересы общества, для них работа важна как вклад в общее дело);
б) о различии, например: 30-летние респонденты чаще, чем 50-летние респонденты, отвечали, что их трудовой мотивацией является желание сделать карьеру (это можно объяснить тем, что обычно к 50-летнему возрасту люди уже достигают этой цели и для них более актуальными становятся другие мотивы, например, заниматься интересным делом).
Могут быть сформулированы другие выводы о сходстве и различии, высказаны иные уместные предположения

 13  Один из признаков государства любого типа –
1) взимание налогов с граждан и предприятий
2) равенство всех граждан перед законом
3) республиканская форма правления
4) разделение и независимость властей

Ответ: _

Ответ:

1

 14  Верны ли следующие суждения о гражданском обществе?
А. Становление гражданского общества неразрывно связано с утверждением правового государства.
Б. Гражданское общество представляет собой совокупность инициативных объединений граждан.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

Ответ: _

Ответ:

3

 15  Установите соответствие между примерами и элементами статуса гражданина Российской Федерации: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

А) обеспечение родителями получения их детьми основного общего образования
Б) охрана здоровья и медицинская помощь
В) сохранение исторического и культурного наследия
Г) пользование имуществом
Д) свобода передвижения

ЭЛЕМЕНТЫ СТАТУСА
ГРАЖДАНИНА
РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1) обязанности
2) права

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

            А Б В Г Д
Ответ:  

Ответ:

12122

 16  Согласно Конституции Российской Федерации Президент России
1) утверждает изменения границ между субъектами Российской Федерации
2) подписывает и обнародует федеральные законы
3) осуществляет меры по поддержке добровольческой (волонтерской) деятельности
4) разрешает споры о компетенции между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации

Ответ: _

Ответ:

2

 17  Марина сдала в химчистку брючный костюм. Но работники не предупредили её о том, что цвет костюма после химчистки может измениться. Нормы какой отрасли права были нарушены в этой ситуации?
1) административного права
2) трудового права
3) уголовного права
4) гражданского права

Ответ: _

Ответ:

4

 18  Верны ли следующие суждения о правонарушении?
А. Правонарушениями могут быть как действия, так и бездействие.
Б. Любое правонарушение влечёт за собой наступление уголовной ответственности.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

Ответ: _

Ответ:

1

 19  Учитель на уроке рассказывал о малых группах. Сравните семью и трудовой коллектив.
Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт различия.
1) общность интересов
2) ведение совместного домашнего хозяйства
3) кровнородственная связь
4) прямые личные контакты

Ответ: Черты сходства Черты различия

Ответ:

1423 <или> 4123 <или> 1432 <или> 4132

 20  Заполните пропуск в таблице.

 Государственный символ                  Характеристика

Флаг                            Полотнище правильной геометрической (чаще
                                 всего прямоугольной) формы, имеющее
                                 какую-либо специальную расцветку

          ...                      Торжественная песня, принятая как символ
                                   государственного или социального единства

Ответ: __________________________.

Ответ:

гимн

Прочитайте текст и выполните задания 21–24. Для записи ответов на задания используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания, а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

    Не здание даже нужно человеку, а здание в определённом месте. Поэтому и хранить их, памятник и ландшафт, нужно вместе, а не раздельно. Хранить строение в ландшафте, чтобы то и другое хранить в душе. Человек существо нравственно оседлое, даже если он был кочевником: ведь и кочевал он по определённым местам. Для кочевника тоже существовала «оседлость» в просторах его привольных кочевий. Только безнравственный человек – не оседлый и способен убивать оседлость в других.
    Есть большое различие между экологией природы и экологией культуры. Это различие не только велико – оно принципиально существенно. До известных пределов утраты в природе восстановимы. Можно очистить загрязнённые реки и моря; можно восстановить леса, поголовье животных и пр. Конечно, если не перейдена известная грань, если не уничтожена та или иная порода животных целиком, если не погиб тот или иной сорт растений. Удалось же восстановить зубров и на Кавказе, и в Беловежской пуще… Природа при этом сама помогает человеку, ибо она «живая». Она обладает способностью к самоочищению, к восстановлению нарушенного человеком равновесия. Она залечивает раны, нанесённые ей извне: пожарами, или вырубками, или ядовитой пылью, газами, сточными водами…
    Совсем иначе с памятниками культуры. Их утраты невосстановимы, ибо памятники культуры всегда индивидуальны, всегда связаны с определённой эпохой в прошлом, с определёнными мастерами. Каждый памятник разрушается навечно, искажается навечно, ранится навечно. И он совершенно беззащитен, он не восстановит самого себя… На Земле становится тесно для памятников культуры не потому, что земли мало, а потому, что строителей притягивают к себе старые места, обжитые, а потому и кажущиеся особенно красивыми и заманчивыми для градостроителей.
    Каждый человек обязан знать, среди какой красоты и каких нравственных ценностей он живёт. Он не должен быть самоуверен и нагл в отвержении культуры прошлого без разбора и «суда». Каждый обязан принимать посильное участие в сохранении культуры. Ответственны за всё мы с вами, а не кто-то другой, и в наших силах не быть равнодушными к нашему прошлому. Оно наше, в нашем общем владении.
(По Д.С. Лихачеву)

 21  Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

 Ответ:

Ответ:

В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них.
Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:
1) связь строений с ландшафтами;
2) принципиальные различия между экологией природы и экологией культуры;
3) культурные памятники;
4) нравственная ответственность за сохранение культуры.
Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков

 22  Как природа может помочь человеку в восстановлении утрат? При каком условии это возможно? Какое различие между экологией природы и экологией культуры установил автор? (Ответы на три вопроса даются только с опорой на текст.)

 Ответ:

Ответ:

В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос: природа сама помогает человеку, ибо она «живая». Она обладает способностью к самоочищению, к восстановлению нарушенного человеком равновесия. Она залечивает раны, нанесённые ей извне;
2) ответ на второй вопрос: если не уничтожена та или иная порода животных целиком, если не погиб тот или иной сорт растений;
3) ответ на третий вопрос: до известных пределов утраты в природе восстановимы, а утраты памятников культуры невосстановимы, ибо памятники культуры всегда индивидуальны, всегда связаны с определённой эпохой в прошлом, с определёнными мастерами.
Элементы ответа могут быть представлены как в форме цитаты, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста

 23  Приведите три примера, иллюстрирующих сохранение и восстановление памятников культуры.

 Ответ:

Ответ:

Могут быть приведены такие примеры:
1) при реконструкции дороги в историческом центре города А. удалось предотвратить снос ряда исторических зданий;
2) компания А. восстановила интерьеры бывшей дворянской городской усадьбы и открыла там досуговый центр;
3) муниципалитет города И. изыскал средства для поддержания памятника советской эпохи.
Могут быть приведены другие примеры

 24  Какое значение для общества имеет сохранение памятников культуры? Используя текст и обществоведческие знания, приведите два суждения.

 Ответ:

Ответ:

Могут быть приведены следующие суждения:
1) памятники культуры – это свидетельства истории человечества, их потеря – утрата человечеством своей истории;
2) памятники культуры служат объектом познания, источником вдохновения, их утрата обеднит духовную жизнь новых поколений.
Могут быть приведены другие суждения

Не забудьте перенести все ответы в бланки ответов № 1 и № 2 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.
Проверьте, чтобы каждый ответ был записан рядом с номером соответствующего задания.

Система оценивания ОГЭ по обществознанию в 9 классе

Правильное выполнение каждого из заданий 2–4, 7–11, 13, 14, 16–20 оценивается 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, и полностью совпадает с эталоном ответа.
Правильное выполнение задания 15 оценивается 2 баллами. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, и полностью совпадает с эталоном ответа: каждый символ в ответе стоит на своем месте, лишние символы в ответе отсутствуют. Выставляется 1 балл, если на любой одной позиции ответа записан не тот символ, который представлен в эталоне ответа. Во всех других случаях выставляется 0 баллов. Если количество символов в ответе больше требуемого, выставляется 0 баллов вне зависимости от того, были ли указаны все необходимые символы.

Критерии оценивания выполнения заданий ОГЭ с развёрнутым ответом

 1 

Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Правильно выписаны два верных понятия, раскрыт смысл любого одного из них - 2 балла

Наряду с верными понятиями выписано одно или несколько лишних понятий, раскрыт смысл верного понятия.
ИЛИ
Правильно выписаны только два верных понятия.
ИЛИ
Правильно выписано только одно верное понятие, раскрыт его смысл - 1 балл

Наряду с верными понятиями выписано одно или несколько лишних понятий, раскрыт только смысл лишнего понятия.
ИЛИ
Наряду с верными понятиями выписано одно или несколько лишних понятий, смысл верного понятия не раскрыт или раскрыт неверно.
ИЛИ
Выписано только одно верное понятие.
ИЛИ
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.
ИЛИ
Ответ неправильный - 0 баллов

Максимальный балл - 2

5 

Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Даны правильные ответы на четыре вопроса - 3 балла

Даны правильные ответы на первый вопрос и два любых других вопроса - 2 балла

Даны правильные ответы на первый вопрос и любой другой вопрос.
ИЛИ
Дан правильный ответ только на первый вопрос - 1  балл

Дан неправильный ответ на первый вопрос / ответ на первый вопрос отсутствует независимо от наличия ответов на другие вопросы.
ИЛИ
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.
ИЛИ
Ответ неправильный - 0 баллов

Максимальный балл - 3

 6  

Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Даны правильные ответы на два вопроса - 2 балла

Дан правильный ответ только на один любой вопрос -  1 балл

Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.
ИЛИ
Ответ неправильный - 0 баллов

Максимальный балл - 2

 12 

Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Сформулировано по одному выводу о сходстве и различии, по каждому из них высказано уместное предположение - 4 балла

Сформулированы один-два вывода, только по одному любому из них высказано уместное предположение - 3 балла

Сформулированы только два вывода - 2 балла

Сформулирован только один вывод - 1 балл

Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.
ИЛИ
Ответ неправильный - 0 баллов

Максимальный балл 4

21 Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них.

Выделены основные смысловые фрагменты текста, их названия (пункты плана) отражают основную идею каждого фрагмента текста. Количество выделенных фрагментов может быть различным - 2 балла

Верно выделено более половины смысловых фрагментов текста, их названия (пункты плана) отражают основные идеи соответствующих частей текста.
ИЛИ
Выделены основные смысловые фрагменты текста, но не все названия (пункты плана) отражают основную идею каждого фрагмента текста - 1 балл

Не выделены основные фрагменты текста.
ИЛИ
Названия выделенных фрагментов (пункты плана) не соответствуют основной идее соответствующих частей текста, являясь цитатами из соответствующих фрагментов.
ИЛИ
Ответ неправильный - 0 баллов

Максимальный балл 2

 22 Как автор описывает роль человека в производстве в XXI в.? Какие качества, по его мнению, будут необходимы человеку? (Укажите любые два качества.)
Почему, по мнению автора, молодому человеку необходимо учиться с самого раннего возраста? (Используя текст, укажите две причины.)

Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Правильно даны ответы на три вопроса - 2 балла

Правильно даны ответы только на два любых вопроса - 1 балл

Правильно дан ответ только на один любой вопрос.
ИЛИ
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.
ИЛИ
Ответ неправильный - 0 баллов

Максимальный балл - 2

 23  Какие формы отдыха и развлечений автор рекомендует молодёжи?
Приведите два примера таких форм; в каждом случае укажите, какие качества развивает данная форма.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Правильно приведены три пример - 3 балла

Правильно приведены только два примера - 2 балла

Правильно приведён только один пример - 1 балл

Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.
ИЛИ
Ответ неправильный - 0 баллов

Максимальный балл - 3

24 

Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) 

Правильно приведены два суждения - 2 балла

Правильно приведено только одно суждение - 1 балл

Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.
ИЛИ
Ответ неправильный - 0 баллов

Максимальный балл - 2

 Максимально за всю работу можно получить 37 баллов