(1)Прежде, в молодости, я любил живопись. (2)Сначала это были просто цветные иллюстрации в журнале «Огонек» или почтовые открытки с репродукциями. (3)«Утро в сосновом лесу» Шишкина: таинственный бор, неведанные звери-медведи. (4)Или могучее, тоже неведанное, море Айвазовского, его «Девятый вал».
(5)Потом были музеи: Третьяковка – в Москве, Русский – в Питере. (6)Ходил туда порою изо дня в день.
(7)Покупал заранее билеты и поутру, в безлюдье, устремлялся в залы далекие, чтобы никто не мешал, к Валентину Серову, к Поленову, к Саврасову, смотрел и думал.
(8)В детстве все мы грезим чем-то далеким, великим: Гималаями, Альпами, Великим Океаном – красой непостижимой. (9)Спасибо художникам. (10)Они мне открыли глаза и помогли увидеть иное. (11)Этюд в Русском музее. (12)Даже не помню чей, кажется Шишкина. (13)Клочок земли, трава и простые ромашки. (14)Но вдруг словно стены ушли, и большого города нет, а живая земля – вот она, и живая трава, цветок. (15)Разве не чудо? (16)Или портрет Нади Дервиз Валентина Серова, неоконченный, написанный даже не на холсте, а на листе кровельного железа.(17)И вовсе ведь не красавица. (18)Но какие глаза…
(19)Какое лицо дивное! (20)Вот он – живой человек, мне близкий. (21)А сколько их рядом!.. (22)Проходят мимо, мною незамеченные. (23)Спасибо художникам. (24)Они помогли мне. (25)Теперь я в музеях бываю редко, но всякий день вижу красоту земли, людей, жизни. (26)И все это здесь, возле старого дома.
(27)Обычный августовский вечер. (28)Пора заката. (29)Что-то делал в саду, потом к дому пошел. (30)Ненароком взглянул в сторону закатную и встал. (31)Вроде давно живу, ко всему привык, а вот глянул и замер, обо всем забыв.
(32)Иссиня-черная туча прикрыла заходящее солнце, нависнув мрачной скалой над вечереющим миром. (33)Рваные края ее зловеще багровеют. (34)А рядом светит алостью чистое небо.
(35)Темная, фиолетовая синь, багровые тревожные отсветы, алый пламень – и все это в полнеба.
(36)А понизу, от земли вечереющей, на фоне мрачной синевы молочным дымом поднимаются легкие облака, словно купы цветущих деревьев. (37)Видится, чудится: пожар заката, пламень его и угли, темная мгла, но белый небесный сад восстает, зацветает.
(38)А потом солнце зашло, и все на глазах потухло.
(39)Кончился день, и приходит ночь – пора одиночества. (40)Темная земля – словно малая лодка. (41)Просторное небо светит огнями звездными. (42)Манит и манит фиолетовой тьмою и серебряным светом. (43)Так хорошо, так красиво, спокойно… (44)Так величаво, торжественно звучит слитный хор садовых сверчков, словно неземная песнь. (45)Но зябко. (46)Даже в теплой ночи льдистый холод не сразу, но проникает в душу и сердце.
(46)Так и должно быть, когда стоишь на пороге мира чужого, вечного. (47)Видишь его простор, его огни. (48)Дальше ступить – не твоя воля. (49)Но настанет час. (50)От этой мысли холодеет сердце. (51)Хорошо, когда рядом земное, человечье тепло. (52)Оно отогреет, поможет забыться. (53)До утра.
(54)Когда просыпаешься в новом дне, словно в новой жизни, и все тебе в радость, будто впервой. (55)Нежно, вполголоса поет для тебя малая птаха в смородиновой гущине. (56)И сладкий утренний воздух вдыхаешь, словно впервой. (57)Еще незрелую вишню рвешь горстями и ешь, морщишься, но снова рвешь, потому что просит душа этой кислины, терпкости. (58)Или нежная пресная сладость ягод тутовника. (59)Смородина… (60)Или вишня поздняя, припеченная, черная, с горчиной. (61)Пряные абрикосы…
(62)А напослед – ковш утренней прохладной воды, из глубокой земли пришедшей. (63)И еще один, верхом, чтобы лицо остудить. (63)А в теплую пору и ведра-другого не жалко. (65)Разом, с головы до пят. (66)Чтобы не только слухом, чутьем и взглядом, но всей плотью, душою почуять утренний час на земле, возле старого дома.
(по Б.П. Екимову*)
* Борис Петрович Екимов (род.в 1938 г.) – российский прозаик и публицист.
Примерный круг проблем
1) Какова роль искусства в жизни человека?
2) Как искусство может повлиять на человека, формирование его характера? Чему может научить человека искусство?
3) Каково влияние природы на человека?