Завершающим этапом ЕГЭ по русскому языку является сочинение по тексту, который вам выдадут. В тексте нужно определить проблему и позицию автора. Проблема текста — это вопрос, на который автор даёт ответ в тексте. Это философский или нравственный вопрос, который относится к тексту. Позиция автора - это ответ автора на этот вопрос, главная мысль текста.
В каждой теме куча проблем. Сформулировать можно либо саму проблему, либо проблемный вопрос. Не путайте их! Проблему ставят или поднимают (Пример: Автор поднимает проблему (чего? верности друзьям). Проблемный вопрос записывается сам по себе (Пример: Кого можно назвать настоящим другом?, за ним следует фраза "На этот вопрос отвечает/ Над этим вопросом размышляет автор текста". Легче работать с проблемным вопросом, чем с проблемой.
Слова-помощники для формулировки проблемы (в Р.п.):
проблема отношения к ...
проблема взаимоотношений ...
проблема воздействия ...
проблема взаимодействия...
проблема влияния ...
проблема роли ...
проблема восприятия... и др.
Если формулируете в виде вопроса, то вам помогут следующие конструкции:
Как нужно относиться...?/ Как следует относиться...?
Почему важно + глагол...?/ Почему нужно +глагол...?
Что такое + существительное...?
Для чего нужно...+ глагол?
Для чего нужен (на, ны) ...+ существительное?
В чем причина...?
Какова роль... в жизни человека?
Что важнее: ... или ... ?
Что необходимо ...?
В чем различие между ... и ...?
Что такое истинная (ое, ый)...?
Что значит ...?
К чему приводит ...?
Как влияет ...? и др.
А теперь проблемы и вопросы, которые вы можете увидеть в текстах. Разбили по темам. Тема - это не проблема, тема шире. Для начала в любом прочитанном вами тексте попытайтесь найти хотя бы 3 проблемы из списка. На следующем этапе сможете уже сами сформулировать проблемы, восстановив список по памяти и даже сможете дополнить его своими формулировками.
СЕМЬЯ, ОТНОШЕНИЯ ПОКОЛЕНИЙ
- Проблема самоотверженной и всепрощающей родительской любви / На что способны родители ради спасения своего ребёнка?
- взаимоотношения отцов и детей, непонимания между представителями разных поколений / Почему родители не понимают своих детей? К чему приводит непонимание, возникающее между родителями и детьми?
- взаимоотношений в семье
- понимания родителями счастья ребёнка / В чём родители видят "лучшую долю" для ребёнка?
- роли родительской любви / Какова роль родительской любви в жизни человека?
- отношения детей к родителям, неблагодарности детей к родителям
- благодарности близким людям, чувства долга перед ними / Что заставляет человека чувствовать благодарность по отношению к близким людям, ощущать себя в долгу перед ними?
- выражения благодарности / Всегда ли мы своевременно благодарим людей? Почему так важно своевременно выражать благодарность?
- проявления неуважения, неблагодарности / Почему человек проявляет неуважение, неблагодарность по отношению к другим? Допустимо ли проявлять неуважение к людям?
- значимости поддержки близких людей / Почему возможность поддержать близких людей так значима для человека?
- невнимательного отношения детей к своим родителям / Допустимо ли невнимательное отношение детей к своим родителям? В чём оно проявляется?
- проявления родительской любви / Насколько сильна родительская любовь к детям?
- проявления родительской любви / В чём проявляется родительская любовь?
- прекращения отношений между людьми / Почему люди прекращают общаться друг с другом?
- недопонимания в отношениях людей / Возможно ли преодолеть недопонимание, возникающее в отношениях людей?
- взаимосвязи поколений, отношений между взрослыми и детьми / На чём основываются отношения между представителями разных поколений?
- отношения к родителям / Как дети относятся к своим родителям? Как воспринимают их?
- ощущения вины перед родителями / Что рождает в человеке чувство вины перед родителями?
- нахождения путей взаимопонимания между людьми разных поколений / Можно ли найти пути взаимопонимания между людьми разных поколений?
- воспитания; роли семьи в формировании личности
- взаимоотношения отцов и детей (конфликта поколений)
- материнства (роли матери в воспитании)
- материнства как подвига
- конфликта общественных и личных интересов / В чем заключается конфликт общественных и личных интересов?
- одиночества людей в старости / Как переживают люди старость? Что испытывают старые люди?
- роли семьи в формировании личности человека
- влияния семьи на человека
ВЗРОСЛЕНИЕ. ДЕТСТВО. ЮНОСТЬ
- Проблема роли детских воспоминаний / Какова роль детских воспоминаний в жизни человека?
- взросления, приобретения жизненного опыта / На кого должен ориентироваться человек, когда он взрослеет, приобретает жизненный опыт?
- ценности детства / В чем заключается ценность детства?
- роли детства (молодости, юности) в жизни человека
- восприятия окружающего мира ребенком / Как дети воспринимают окружающий мир?
- восприятия детства как счастливой поры / Является ли детство самой счастливой порой в жизни человека?
- ценности детских воспоминаний в жизни человека / В чём проявляется ценность воспоминаний о детстве? Какую роль в жизни человека играют воспоминания детства?
- проявления детьми трусости / Почему дети проявляют трусость?
- честолюбия маленького человека / В чём проявляется честолюбие маленького человека?
- скоротечности времени
- взросления, формирования характера
- преемственности поколений
- восприятия времени и жизни / Что создает ощущение времени и жизни?
- выбора профессии, своего жизненного пути / Почему важно, чтобы человек самостоятельно, ответственно подходил к выбору своей профессии, своего жизненного пути?
ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ (школа, университет, самообразование, учитель, наставник)
- Проблема роли школы в становлении личности
- влияния учителя на формирование личности ученика, его интересов и увлечений / Как учитель может влиять на формирование личности ученика, его интересов и увлечений?
- роли учителя в жизни человека / Какова роль учителя в жизни человека?
- отношений учителя и ученика / Какими могут быть отношения учителя и ученика?
- роли, значимости воспитания / Почему хорошее воспитание необходимо человеку? Как стать воспитанным человеком? Какими необходимыми качествами должны обладать воспитанные люди?
- роли взрослых в становлении личности
- роли примера в духовном становлении человека (матери, отца, учителя, друга, исторической личности, литературного героя)
- роли образования в полноценном развитии личности.
- отношения общества к образованию
- самовоспитания
- самообразования
- ума и образованности
- образованности и интеллигентности
РОДИНА (ДОМ)
- Проблема отношения к дому
- роли Родины в жизни человека
- роли дома в жизни человека
- утраты связи с отчим домом
ФИЛОСОФИЯ (внутренний конфликт) и абстрактные понятия
- Что такое свобода?
- Что такое истина?
- Что такое добро?
- Что такое истинное и ложное счастье?
- Проблема самопознания (Какова роль самопознания в становлении человека?
- стремления к идеалу
- цели и мечты в жизни человека
- роли добра в жизни общества и человека
- роли свободы в жизни человека
- ценности человеческой жизни
- ложного понимания счастья
- поиска счастья
- выбора жизненного пути, цели
- смысла человеческой жизни
СЧАСТЬЕ, ВЕРА
- Проблема счастья поколения ныне живущих людей / Что определяет счастье поколения?
- обретения радостного мировосприятия / Почему нужно учиться культуре радости?
- утраты человеком способности радоваться жизни из-за мелких бытовых неурядиц.
- причин несчастья / Каковы причины несчастий людей?
- обретения счастья / Как обрести счастье?
- ложного понимания счастья
- стремления человека к добру и счастью (веры в счастье, свои силы; любви к жизни)
- веры в красоту грядущей жизни / Чем была подкреплена вера Чехова в красоту грядущей жизни?
- роли веры (молитвы) в человеческой жизни.
- веры в человека
НРАВСТВЕННЫЕ И МОРАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА человека, свойства личности
- Проблема роли нравственных ориентиров в жизни человека
- нравственного выбора
- верности человеку
- верности слову
- духовной независимости как свойства человеческой личности
- эгоизма
- деградации человека
- роли милосердия и сострадания в жизни человека
- гуманизма
- альтруизма
- бескорыстия
- благородства
- великодушия
- отзывчивости
- понимания
- ответственности
- борьбы за правду, истину, справедливость
- роли чести в жизни человека
- предательства и трусости
- совести
- страха
- борьбы добра и зла в человеке (темного и светлого)
- конфликта долга и чувства
- равнодушия / К чему может привести человеческое равнодушие?
- бессердечия, душевной черствости
- испытания совестью
- понятия чести
- утраты духовных ценностей
- подлости
- бесчестия
- вседозволенности
- хамства
- духовной убогости
- интеллигентности
- истинной и ложной интеллигентности
- Созидание или разрушение?
СОСТРАДАНИЕ. МИЛОСЕРДИЕ. ДОБРО И ЗЛО
- Проблема доверительного отношения к человеку / Как нужно относиться к людям? Нужно ли доверять людям?
- проявления честности / В чём проявляется честность? Нуждается ли честность в поощрении?
- благодарности / Когда возникает чувство благодарности? В чём оно проявляется? Кто нуждается в выражении благодарности?
- силы доброты / В чём заключается сила доброты по отношению к окружающим людям?
- доброты как свойства человека
- роли доброты в достижении цели / Какую роль играет доброта в достижении цели?
- проявления сострадания / В какие моменты человек испытывает страдание?
- милосердия по отношению к преступникам / Заслуживают ли преступники сострадания?
- сохранения милосердия / Почему необходимо сохранить милосердие? Как можно сохранить милосердие?
- утраты милосердия / В чем состоит опасность утраты милосердия? Почему милосердие намеренно уничтожилось в сложные периоды истории нашей страны? Почему в наши дни происходит утрата милосердия?
- определения истоков милосердия / Каковы истоки милосердия?
- воспитания милосердия / Как воспитывается милосердие? Нужно ли воспитывать милосердие?
- проявления заботы о людях / Почему так важно проявлять заботу о людях, поддерживать их?
- лжи во спасение / Чем может быть продиктована ложь окружающим людям?
- проявления заботы о людях. Почему так важно проявлять заботу о людях, поддерживать их?
- проявления сострадания / В какие моменты человек испытывает сострадание?
- действенного сострадания
- сосуществования добра и зла в человеческой душе
- противостояния добра и зла в мире
- бессердечия, душевной чёрствости, эгоизма
- бесчеловечности, жестокости
- детской/юношеской жестокости
- ответственности (за близких; окружающих; за свои действия)
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ПОСТУПКИ
- Проблема нравственного выбора человека / Чем руководствуется человек, совершая нравственный выбор?
- проявления самоотверженности / В чём проявляется самоотверженность?
- преданности людям / В чём проявляется преданность людям?
- поведения в непредвиденной ситуации / Как должен вести себя человек в экстремальной ситуации?
- выбора средств для достижения цели / Можно ли оправдать убийство живого существа с благородной целью?
- раскаяния / Можно ли считать раскаяние искуплением вины?
- выбора между законом и человеческим отношением / Как поступить в ситуации выбора между юридическим законом и нравственным чувством?
- столкновения идеала с реальной жизнью / Что испытывает человек, когда его идеальные представления сталкиваются с реальной жизнью?
- выбора жизненного пути / Насколько свободен молодой человек при выборе своего жизненного пути?
- двуличия людей / В чём проявляется двуличие людей?
- источников жизненных сил / Что помогает человеку выжить в самых трудных обстоятельствах?
- осознания человеком своей реализации в жизни, соотношения его желаний и возможностей / Понимает ли человек, удалось ему реализовать себя в жизни или нет? Как соотносятся его желания и реализованные возможности?
- отношения человека к жизненным потрясениям, трудностям / Какое влияние жизненные потрясения, трудности оказывают на человека?
- отношения к обывателям, к пошлости / Как относиться к обывателям, к пошлости?
- умения постоять за себя, не уронить собственное достоинство, столкнувшись с пошлостью и хамством / Как нужно вести себя по отношению к пошлости и хамству?
- отношения к проявлению невежества и лени / Как люди относятся к проявлению невежества и лени?
- определения главной задачи культурного человека / В чём заключается главная задача культурного человека?
- деятельного отношения к окружающей нас действительности / В чём заключается активная жизненная позиция?
- запоздалого сожаления о несовершённом поступке / Стоит ли откладывать задуманное на потом?
- восприятия жизни / Как люди воспринимают жизнь? Как следует её воспринимать?
- выбора жизненных целей / Какими должны быть жизненные цели человека?
- выбора жизненного пути / Насколько свободен молодой человек при выборе своего жизненного пути?
- преодоления трудностей на пути к достижению цели / Что придает сил в преодолении трудностей.)
- вклада в общее дело / Нужно ли уметь признавать вклад других людей в общее дело?
- честолюбия "маленького человека" / В чём проявляется честолюбие маленького человека?
- предательства, ставшего причиной разрушения дружеских отношений
- нравственного выбора человека в экстремальной жизненной ситуации
- отличия истинного героизма от лжегероизма, связанного с бессмысленным риском собственной жизнью.
- чести как одного из важных факторов, влияющих на нравственный выбор человека
- совести и ответственности человека за свои поступки / К чему может привести халатное, равнодушное отношение человека к своему делу?
- человеческого упорства в достижении поставленных целей
- человеческого благородства / В чём заключается истинное величие человека?
- утраты моральных ценностей / К чему приводит утрата моральных ценностей?
- защиты чести и собственного достоинства
- истинных и ложных жизненных ценностей
- пошлости / Как может проявляться пошлость в нашей жизни?
- ложных ценностей / Являются ли внешние атрибуты показателем истинной значимости человека?
- верности своим убеждениям
ЛЮБОВЬ И НЕНАВИСТЬ
- Проблема силы любви / Какова сила любви?
- любви в жизни человека / Какое значение имеет любовь в жизни человека?
- любви к ближнему / В чем проявляется любовь к ближнему?
- рабской любви
- разрушительной любви
- любви по расчету
- любви к жизни
- больной любви
- проявления силы женской любви / В чём проявляется сила женской любви?
- На что человек способен ради любви?
- Как любовь влияет на человека?
- Разрушительная сила ненависти / Как ненависть влияет на человека?
ДРУЖБА
- Проблема потребности в друге / Зачем человеку нужен друг?
- роли дружбы в жизни человека
- истинной и ложной дружбы / Что такое истинная дружба?
- Как найти друга?
ОДИНОЧЕСТВО
- Проблема одиночества (равнодушия, безразличного отношения к судьбам окружающих или же непонимания, неприятия со стороны окружающих)
- Проблема «маленького человека»
- ограниченности человека
Внутренняя и внешняя КРАСОТА. Оценка человека. Отношение к людям
- Проблема соотношения внешней и внутренней красоты / Как соотносятся представления о внешней и внутренней красоте человека?
- проявления внутренней красоты человека / В чём проявляется внутренняя красота человека?
- истинной и ложной порядочности, проблема хамства / Допустимо ли хамство при общении?
- отношения людей с чувствительной душой к жизни / Каково отношение людей с чувствительной душой к жизни?
- неприятия человека обществом / Что может быть причиной неприятия человека обществом? Может ли человек изменить отношение к себе со стороны других людей?
- создания репутации, формирования мнения о человеке / Как создаётся репутация человека? Как формируется мнение о человеке?
- оценки человека по первому впечатлению / Можно ли судить о человеке по первому впечатлению?
- несоответствия наших представлений о человеке действительности / Всегда ли наши представления о человеке соответствуют реальности?
- соотношения внешнего облика человека и его внутреннего мира / Всегда ли внешность человека отражает его внутренний мир
- интуитивного узнавания духовно близкого человека / Как мы узнаём близких нам по духу людей?
- непонимания во взаимоотношениях людей / Какие могут быть причины ощущения человека, что его не понимают? Как можно преодолеть это ощущение?
- положения человека в обществе / Что влияет на положение человека в обществе? В чём могут состоять причины того, что человек ощущает себя «чужим» в интеллигентном обществе?
- недопонимания в отношениях людей / Возможно ли преодолеть недопонимание, возникающее в отношениях людей?.
- ложных ценностей / Являются ли внешние атрибуты показателем истинной значимости человека?
- формального отношения к человеку / В чём опасность формализма?
- взаимопонимания людей / Всегда ли человек может понять чувства и переживания другого человека?
- преодоления эгоизма в отношениях с другими людьми
- проявления грубости людей по отношению друг к другу / Как действуют на людей проявления грубости? Можно ли противостоять её проявлению?
- отношения к пожилым людям / Что нужно сделать, чтобы пожилой человек почувствовал себя необходимым своим близким и был счастлив?
- помощи отчаявшемуся человеку обрести веру в себя
- роли красоты в жизни человека
МОРАЛЬНОЕ И МАТЕРИАЛЬНОЕ
- Проблема ложных ценностей
- соотношения морального и материального в жизни человека
- роли материальных благ в жизни человека
- разрушающего влияния денег
- вещизма накопительства
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
- Проблема самовоспитания
- душевной молодости
- пьянства
- наркотической зависимости
ОБРАЗОВАНИЕ, НАУКА
- Проблема роли науки в жизни людей / Какую роль играет наука в жизни людей?
- отношения к учёбе, к науке / Как нужно относиться к учёбе, к науке?
- важности процесса познания в жизни человека
- роли науки в развитии общества
- роли образования в жизни человека
ИСКУССТВО, ТВОРЧЕСТВО, МУЗЫКА, ЖИВОПИСЬ
- Проблема определения понятия «шедевр» / Что такое шедевр? Какими признаками и свойствами обладают истинные шедевры?
- роли искусства в жизни человека
- назначения искусства / музыки / поэзии
- роли живописи в жизни человека.
- роли музыки в жизни человека.
- истинного и ложного творчества / искусства
- понимания искусства
- понимания творчества художника / Как проникнуть в тайны полотен художника?
- приобщения к творчеству художника / Как приобщиться к творчеству художника?
- влияния искусства на человека
- влияния музыки на человека / Как музыка влияет на человека?
- влияния человека на искусство
- отношения человека к искусству
- влияния шедевров на жизнь человека / Какое влияние оказывают шедевры на жизнь человека?
- влияния красоты искусства на человека / Как влияет красота на человека?
- неравнодушного отношения человека к произведениям искусства / В чём проявляется неравнодушное отношение человека к произведениям искусства?
- любви к музыке / Как проявляется любовь к музыке?
- силы воздействия художественного творчества на человека / В чём проявляется сила воздействия художественных полотен на людей?
- проявления благодарности художнику / За что мы благодарны художнику?
- ощущения лирической силы места, связанного с именем поэта / Почему всё в Михайловском проникнуто необыкновенной лирической силой?
- сохранения традиций и памятных мест / Почему сохраняются традиции празднования в Михайловском дня рождения А. С. Пушкина? Что даёт сохранение заповедника людям?
- влияния музыки на людей / Какое воздействие музыка оказывает на людей?
- восприятия музыки людьми / Как люди воспринимают музыку?
- постижения тайны творчества / Как постичь тайну творчества художника. В чем состоит тайна И. И. Левитана?
- природы гениальности художника / В чём заключается гениальность художника?
- воздействия живописи на людей / В чём состоит сила воздействия живописных полотен на зрителей?
- неоднозначного восприятия искусства разными людьми / Почему одни люди погружаются в мир, созданный художником, а другие остаются глухи к прекрасному?
- назначения подлинного искусства / Какое искусство необходимо обществу?
- талантливости, природной одарённости.
- таланта художника
- взаимоотношений власти и личности, власти и художника
- понимания природы гениальности и самого гения / Какова природа гениальности? Чем отличаются гении от обычных людей?
- отношения к таланту / Как люди воспринимают человека с талантом? Как человек должен относиться к своему таланту?
- отношения исследователя к своему труду / Как исследователь должен относиться к своему труду?
- силы таланта / В чём заключается сила таланта?
- трудности жизни талантливых людей / Легко ли быть талантливым человеком?
- соотношения искусства и реальной действительности
- силы воздействия художественного творчества на человека / В чём проявляется сила воздействия художественных полотен на людей?
- понимания творчества художника / Как проникнуть в тайны полотен художника?
- приобщения к творчеству художника / Как приобщиться к творчеству художника?
- проявления благодарности художнику / За что мы благодарны художнику?
РОЛЬ КНИГИ, ЛИТЕРАТУРА
- Проблема роли чтения в детстве – в период становлении личности человека / Какую роль играет чтение в детстве?
- нравственной ценности художественной литературы
- роли чтения в жизни человека
- влияния книг на человека.
- назначения литературы
- разного восприятия произведений
- любви к чтению
- роли книги в жизни человека
- качества литературы
- отношения человека к книгам
- цели литературы
- влияния книги на человека / на судьбу человека / Каким образом книги влияют на судьбу человека?
- роли книг в жизни человека / Какую роль играют книги в нашей жизни?
- роли поэзии в жизни человека, силы её воздействия / Какую роль поэзия играет в жизни человека, какое воздействие оказывает на него?
- роли личности писателя в нашей культуре / Какова роль личности Л. Н. Толстого в нашей культуре? Что отличало личность Л. Н. Толстого?
- воспитания любви к поэзии / Как воспитать любовь к поэзии?
- значения книги в жизни человека / Почему нужно любить книги?
- восприятия красоты художественного слова / Как научиться воспринимать красоту художественного слова?
- благодарности тем, кто воспитывает в человеке любовь к поэзии / Нужно ли благодарить тех, кто воспитывает в человеке любовь к поэзии?
- взаимоотношений поэтов и читателей / Как взаимодействуют поэт и читатели?
- определения качеств настоящего поэта / Какими качествами должен обладать настоящий поэт?
- роли литературы, искусства в сохранении исторической памяти / Какую роль играют литература, искусство в сохранении исторической памяти?
- влияния знания поэзии, живописи, архитектуры, скульптуры и музыки на творчество прозаика / Как знание смежных с писательским творчеством областей искусства влияет на произведения прозаика?
- отношения писателя к смежным с писательским мастерством областям искусства / Как должен относиться прозаик к смежным с писательским творчеством областям искусства?
- появления произведений, в которых действительность отражена тускло и фальшиво / В чём причины неспособности писателя ярко и правдиво отразить действительность?
- значимости чтения «толстых романов» / Уступают ли «толстые романы» краткой ультрасовременной телеграфной прозе и техническим чудесам XX века?
- коллективного творчества в литературе / Допустимо ли коллективное творчество в литературе?
- особенностей художественного стиля / Обладает ли художественный стиль писателя своими особенностями?
- ощущения лирической силы места, связанного с именем поэта / Почему всё в Михайловском проникнуто необыкновенной лирической силой?
- роли книги в интеллектуальном, духовном, нравственном развитии человека / Какую роль играет книга в интеллектуальном, духовном, нравственном развитии человека?
- снижения уровня читательской активности в современном обществе / Почему современная молодёжь стала меньше читать?
- понимания важности и необходимости изучения литературы в школе / Нужно ли изучать литературу современным школьникам?
- значения Пушкина для России и для каждого русского человека
- осознания А. С. Пушкина как первого народного поэта / Кого можно считать народным поэтом?
- особенностей стиля Л. Н. Толстого / В чём гений Л. Н. Толстого?
- актуальности произведений Л. Н. Толстого / Современны ли произведения Л. Н. Толстого?
ПРОФЕССИЯ, РАБОТА, ТАЛАНТ, ПРИЗВАНИЕ
- Проблема профессиональной исчерпанности / Как должен поступить человек, если профессиональная деятельность становится для него обузой?
- отношения человека к своему призванию / Как должен относиться человек к своему призванию?
- любви к своей профессии / В чём проявляется любовь к профессии? Является ли любовь к профессии залогом успешной деятельности?
- отношения к труду / Как отношение к труду отражается на работе писателя?.
- «трудового опыта» / Как можно оценить значение «трудового опыта»?
- измены своему предназначению
- ответственности человека за свою работу (художника, ученого, исторического деятеля) перед обществом
- карьеризма
- одаренности
- роли труда в жизни человека
- выбора профессии
- Какова роль самореализации в жизни человека?
НЕСОВЕРШЕНСТВО ОБЩЕСТВА, ГОСУДАРСТВО И ЧЕЛОВЕК, ПОЛИТИКА
- Проблема бюрократизма
- чинопочитания
- взяточничества, казнокрадства
- социальной несправедливости
- критики власти
- ущемления прав человека в современном обществе
- вседозволенности
- отношения толпы и людей, которые из неё выделяются
- политики в жизни общества
- ущемления прав человека
- личности и власти
- социального неравенства
ЧЕЛОВЕК И СОЦИУМ, социальная среда, проблемы общества
- Проблема воздействия (влияния) социальной среды на духовное развитие человека
- отношения к окружающим
- бескорыстного отношения к человеку
- бездушного отношения человека к человеку
- ответственности человека перед обществом за свои поступки
- конфликта личности и общества
- конфликта яркой личности и общества
- пьянства
- наркомании
- толерантности
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС
- Проблема влияния телевидения (интернета, прогресса) на людей
- влияния технологий на людей / природу
- роли рекламы в современном обществе
- шума в современном мире
- влияния научно-технического прогресса на развитие общества
- недопустимости вмешательства в естественный ход вещей (опасности непродуманных экспериментов)
- социальной ответственности учёных за их изобретения
- роли научной фантастики в научно-техническом прогрессе
- научного прогресса и гражданской ответственности
- роли науки
- неизбежности научного и технического прогресса
- научных подвигов и радости познания
- ответственности ученых за свои открытия
ПРИРОДА
- Проблема роли природы в жизни людей / Каково значение природы в жизни человека? Какую роль играет природа в жизни человека?
- взаимоотношений человека и природы
- отношения к красоте родной природы / Кому открывается красота родной природы?
- влияния природы на духовный мир человека / на душу человека / Влияет ли природа на духовный мир человека?
- умения замечать красоту в простом и обыденном / Что даёт человеку умение замечать красоту в простом и обыденном?
- приобщения к красоте родной страны / Как происходит приобщение к красоте родной страны?
- влияния красоты природы на человека / Как красота природы влияет на человека?
- отношения человека к природе / бережного отношения к природе
- заботы человека о природе / В чем проявляется забота человека о природе?
- охраны природы
- внимательного отношения к окружающей действительности / Как научиться видеть всё то прекрасное, что нас окружает?
- воздействия природы на человека / Какое воздействие оказывает природа на человека?
- отношения человека к животным, недостатка милосердия по отношению к животным / Как человек должен относиться к животным?
- значения города в развитии у человека «чувства природы» / Как влияет город на развитие чувства любви к природе?
- безжалостного, потребительского отношения человека к миру природы / Почему человек безжалостно, потребительски относится к природе?
- восприимчивости или невосприимчивости человека к красоте природы.
- влияния красоты природы на настроение и образ мыслей человека / Как красота природы влияет на настроение и образ мыслей человека?
- негативного воздействия научно-технического процесса на взаимоотношения человека и природы / В чём проявляется негативное влияние цивилизации на жизнь человека, его взаимоотношения с природой?
- бездомных животных / Обязан ли человек помогать бездомным животным?
- постижения прекрасного в природе, восприятия красоты природы
- восхваления осени русскими писателями и художниками
- воспитания любви к природе
- неразрывной связи человека и природы
- тесной эмоциональной связи животных с их хозяевами
- противостояния человека и природы
- судьбы русских деревень / Какова судьба русских деревень?
- ответственности человека за природу
- природы как источника жизни
- потребительского отношения к природе
- равнодушного отношения к природе
- равновесия в природе
- места человека в природе
- постижения прекрасного в природе
- бережного отношения к природе
- экологической катастрофы
- воздействия человека на природу
- отношения к братьям нашим меньшим
ВОЙНА
- Проблема разрушительной силы войны / В чём проявляется разрушительная сила войны?
- готовности к самопожертвованию в годы войны / Что движет людьми, готовыми пожертвовать собственной жизнью?
- проявления патриотизма / В чём проявляется патриотизм в годы войны?
- поведения людей в годы войны / Какие поступки люди совершали в годы войны?
- поведения людей в годы войны / На что способен человек в минуты опасности?
- роли воспоминаний в годы войны / Какова роль воспоминаний в годы войны?
- понимания сущности гражданской войны / Что такое гражданская война?
- понимания сущности войны / Что такое война?
- нравственного выбора человека на войне / Что побуждает человека сделать выбор в условиях войны? Чем должен руководствоваться человек, перед которым стоит трудный нравственный выбор?
- врачебного долга в условиях войны / В чём заключается врачебный долг в условиях войны?
- переживания детьми военных событий, их посильного участия в войне / Как дети переживали военные события? В чём заключалось их участие в борьбе с врагом?
- двойственного отношения взрослых к участию детей в военных событиях / Как относились взрослые к участию детей в военных событиях?
- проявления человечности на войне, проявления сострадания, милосердия по отношению к пленному врагу / Кто способен проявить сострадание, милосердие по отношению к пленному врагу?
- проявления героизма / В чём состоял подвиг советских солдат в годы войны?
- роли поэзии в годы войны / Какую роль в годы войны играла поэзия?
- проявления самоотверженности / В чем проявляется человеческая самоотверженность?
- сохранения силы духа, воли к победе на войне / Что помогало воинам сохранять на фронте силу духа и уверенность в победе?
- бесчеловечности войны / В чём проявляется бесчеловечность войны?
- бесчеловечности и бессмысленности войны / Почему война является страшнейшим преступлением против человечности?
- нравственной оценки факта войны / Способно ли человеческое сознание принять сам факт войны?
- влияния войны на человека / Как влияют военные события и связанные с ними человеческие трагедии на душевное состояние людей?
- влияния войны на людей / Как война влияет на людей?
- влияния войны на мировосприятие и характер человека / Как война меняет мировосприятие и характер человека?
- подвига людей в годы войны / В чем заключается подвиг людей в годы войны?
- проявления жизненной стойкости, душевной силы людей в годы Великой Отечественной войны / В чём проявлялась жизненная стойкость, душевная сила людей в годы Великой Отечественной войны? Что помогло советским людям выстоять в годы войны?
- противостояния врагу в годы войны / Чем руководствовались люди в годы Великой Отечественной войны?
- трагедии первых дней войны / В чем состояла трагедия первых дней войны?
- осознания войны как преступления против человека / Почему война - это самое страшное преступление против человека?
- преодоления страха в годы войны / Что более всего страшило людей в годы войны? В чём люди черпали силы для преодоления страха?
- мести вражеским захватчикам за преступление по отношению к мирным жителям / Вправе ли солдаты, защищающие свою Родину, убивать пленных солдат, осуществляя месть за погубленных близких?
- отношения к пленным (Как относились к пленным немцам русские солдаты?
- тягот войны / Что испытывают люди в годы войны?
- проявления благородства в годы войны / В чём проявлялось благородство в годы войны?
- проявления истинного героизма на войне / В чём проявляется истинный героизм на войне?
- ежедневного подвига воинов в годы Великой Отечественной войны / В чём состоял ежедневный подвиг воинов в годы Великой Отечественной войны?
- важности локальных боёв в годы Великой Отечественной войны / В чём заключалась важность локальных побед в годы Великой Отечественной войны? Почему воины стремились отбить у врага каждую пядь родной земли?
- отношения человека к войне / Почему человеческое сознание не может принять сам факт войны?
- душевного состояния человека в условиях войны / Как влияют военные события и связанные с ними человеческие трагедии на душевное состояние людей, на их способность сострадать?
- поведения человека на войне / Как война меняет поведение человека?
- героизма и стойкости перед лицом суровых военных испытаний / Что делает обыкновенных людей мужественными и стойкими в годы войны? Почему люди готовы были жертвовать собой в годы войны?
- проявления гуманизма в тяжёлых военных условиях.
- взросления на войне
- бесчеловечного характер войны
- памяти о войне
- женщин на войне
- детей на войне
- влияния войны на жизнь человека / Как война влияет на жизнь человека?
- дружбы на войне / Возможна ли дружба на войне?
- разрушительных последствий войны
- героизма на войне
- проявления человечности на войне
- Как война раскрывает качества человека?
- Почему важно помнить героев войны?
- Что помогает выжить на войне/преодолеть тяготы войны?
РОДИНА. ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ
- Проблема сохранения исторической памяти / Почему важно сохранять историческую память?
- памяти о доме / В чём проявлялась память о доме в годы Великой Отечественной войны?
- обретения любви к Родине / Как любовь к Родине проникает в сердце человека?
- отношения к родному Дому / Как люди должны относиться к родному Дому?
- памяти о своем прошлом / Нужно ли помнить свое прошлое?
- роли семьи, родного дома в жизни человека / Какую роль играет семья, родной дом в жизни человека?
- определения роли Родины в жизни человека / Какую роль играет в жизни человека Родина? Что такое Родина?
- ответственности людей за судьбу своей Родины / Почему люди должны нести ответственность за судьбу своей Родины? Как изменяется отношение к Родине в годы бедствий?
- проявления любви к Родине / В чём проявляется истинная любовь к Родине?
- осознания России своей второй Родиной / Почему миллионы людей считают Россию своей второй Родиной?
- пути развития России / По какому пути Россия должна пойти в своем развитии?
- влияния России на мировую культуру / Какое влияние Россия оказала на развитие мировой культуры?
- национальной гордости / Что составляет нашу национальную гордость?
- краеведения / Кого можно считать настоящим краеведом?
- отношения человека к своей родине / Как человек относится к своей Родине?
- тоски по Родине
- патриотизма, любви к Родине
- искажения понятия «патриотизм»
- неразрывной связи с родиной, родной землёй
- утраты связи с отчим домом, забвении родителей их детьми.
- национальной гордости / Что составляет нашу национальную гордость?
- определения особенностей национального характера / В чём состоят особенности национального характера русского народа?
- бессмертия великих человеческих свершений / Как долго живёт память о великих человеческих свершениях?
- влияния России на мировую культуру / Какое влияние Россия оказала на развитие мировой культуры?
- отношения к выдающимся личностям, к кумирам / Как люди относятся к выдающимся личностям, к своим кумирам?
- влияния Востока и Запада ни Россию / В чём проявляется влияние Востока и Запада на Россию?
- определения значения первого полёта человека в космос / Каково значение первого полёта человека в космос?
- смены эпох в жизни человечества / Что становится вехой между старой и новой эпохами в истории человечества?
- духовной связи поколений
ПАТРИОТИЗМ
- Проблема верности Отечеству, долгу
- любви к родине, патриотизма, верности отчизне
- конфликта долга и чувства
- искажения понятия патриотизма
- мужества, героизма, нравственного долга
- национальной идеи
- русского национального характера
ЯЗЫК. КУЛЬТУРА РЕЧИ
- Проблема экологии языка / Какие изменения происходят в настоящее время в русском языке? Почему необходимо предпринимать экстренные меры по сохранению и поддержанию чистоты и правильности русской речи?
- отношения людей к судьбе родного языка / Как люди относятся к судьбе родного языка?
- повышения культуры речи / Какие существуют способы повышения культуры речи?
- ответственности за судьбу родного языка / На ком лежит ответственность за судьбу родного языка?
- вреда пустословия, демагогии / В чём заключается время пустословия, демагогии?
- развития и сохранения русского языка,
- бережного отношения к русскому языку
- засорения русского языка
- ценности родного языка
- соотнесённости имени человека и его внутренней сущности
- обретения истины в споре / Что может помешать оппонентам обрести в споре истину?
- отношений между руководителем и подчинёнными / Каким должны быть отношения между руководителем и его подчинёнными?
- обмана при общении / Допустим ли обман при общении? Как обман может повлиять на отношения между людьми?
- роли языка в жизни человека
- состояния современного языка
- слова и дела
- богатства и бедности нашей речи
- языка литературного и разговорного
- связи речи и духовного содержания человека
- развития и сохранения русского языка
- языковой толерантности
- заимствований в русском языке
КУЛЬТУРА
- Проблема роли культуры в жизни человека
- вандализма
- сохранения культуры
- экологии культуры
РЕКЛАМА, СМИ, массовая культура, потребительство
- Проблема воздействия массовой культуры на духовный мир человека
- влияния СМИ на общественное мнение
- потребительства
- роли СМИ в жизни человека
ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ, БУДУЩЕЕ
- Проблема борьбы старого и нового как проявление прогресса / конфликта старых идей и новых
- конфликта поколений (взаимоотношение поколений)
- утраты связи поколений
- веры в будущее
- связи времен поколений, прошлого, настоящего и будущего
- отношения к прошлому
ДРУГИЕ ПРОБЛЕМЫ
- Проблема путешествий / Что такое «свободное» путешествие»?
- определения высшей ценности человеческого общества / Что можно считать высшей ценностью человеческого общества?
- роли воображения в жизни человека / Какую роль в жизни человека играет воображение?
- роли личности в истории
- жизненных испытаний человека
- нравственного падения
- душевной молодости
- самооценки
- оптимизма
- судьбы
- реализации человеческих возможностей
- самоопределения человека в молодости
Вот тут еще много проблемных вопросов, возьмите на заметку: закрытый банк тем ИС >>