Завершающим этапом ЕГЭ по русскому языку является сочинение по тексту, который вам выдадут. В тексте нужно определить проблему и позицию автора. Проблема текста — это вопрос, на который автор даёт ответ в тексте. Это философский или нравственный вопрос, который относится к тексту. Позиция автора - это ответ автора на этот вопрос, главная мысль текста.

В каждой теме куча проблем. Сформулировать можно либо саму проблему, либо проблемный вопрос. Не путайте их! Проблему ставят или поднимают (Пример: Автор поднимает проблему (чего? верности друзьям). Проблемный вопрос записывается сам по себе (Пример: Кого можно назвать настоящим другом?, за ним следует фраза "На этот вопрос отвечает/ Над этим вопросом размышляет автор текста". Легче работать с проблемным вопросом, чем с проблемой.

Слова-помощники для формулировки проблемы (в Р.п.):

проблема отношения к ...
проблема взаимоотношений ...
проблема воздействия ...
проблема взаимодействия...
проблема влияния ...
проблема роли ...
проблема восприятия... и др.

Если формулируете в виде вопроса, то вам помогут следующие конструкции:

Как нужно относиться...?/ Как следует относиться...?
Почему важно + глагол...?/ Почему нужно +глагол...?
Что такое + существительное...?
Для чего нужно...+ глагол?
Для чего нужен (на, ны) ...+ существительное?
В чем причина...?
Какова роль... в жизни человека?
Что важнее: ... или ... ?
Что необходимо ...?
В чем различие между ... и ...?
Что такое истинная (ое, ый)...?
Что значит ...?
К чему приводит ...?
Как влияет ...? и др.

А теперь проблемы и вопросы, которые вы можете увидеть в текстах. Разбили по темам. Тема - это не проблема, тема шире. Для начала в любом прочитанном вами тексте попытайтесь найти хотя бы 3 проблемы из списка. На следующем этапе сможете уже сами сформулировать проблемы, восстановив список по памяти и даже сможете дополнить его своими формулировками.

СЕМЬЯ, ОТНОШЕНИЯ ПОКОЛЕНИЙ

  1. Проблема самоотверженной и всепрощающей родительской любви / На что способны родители ради спасения своего ребёнка?
  2.    взаимоотношения отцов и детей, непонимания между представителями разных поколений / Почему родители не понимают своих детей? К чему приводит непонимание, возникающее между родителями и детьми?
  3.    взаимоотношений в семье
  4.    понимания родителями счастья ребёнка / В чём родители видят "лучшую долю" для ребёнка?
  5.    роли родительской любви / Какова роль родительской любви в жизни человека?
  6.   отношения детей к родителям, неблагодарности детей к родителям
  7.   благодарности близким людям, чувства долга перед ними / Что заставляет человека чувствовать благодарность по отношению к близким людям, ощущать себя в долгу перед ними?
  8.   выражения благодарности / Всегда ли мы своевременно благодарим людей? Почему так важно своевременно выражать благодарность?
  9.   проявления неуважения, неблагодарности / Почему человек проявляет неуважение, неблагодарность по отношению к другим? Допустимо ли проявлять неуважение к людям?
  10.   значимости поддержки близких людей / Почему возможность поддержать близких людей так значима для человека?
  11.   невнимательного отношения детей к своим родителям / Допустимо ли невнимательное отношение детей к своим родителям? В чём оно проявляется?
  12.   проявления родительской любви / Насколько сильна родительская любовь к детям?
  13.   проявления родительской любви / В чём проявляется родительская любовь?
  14.   прекращения отношений между людьми / Почему люди прекращают общаться друг с другом?
  15.   недопонимания в отношениях людей / Возможно ли преодолеть недопонимание, возникающее в отношениях людей?
  16.   взаимосвязи поколений, отношений между взрослыми и детьми / На чём основываются отношения между представителями разных поколений?
  17.   отношения к родителям / Как дети относятся к своим родителям? Как воспринимают их?
  18.   ощущения вины перед родителями / Что рождает в человеке чувство вины перед родителями?
  19.   нахождения путей взаимопонимания между людьми разных поколений / Можно ли найти пути взаимопонимания между людьми разных поколений?
  20.   воспитания; роли семьи в формировании личности
  21.   взаимоотношения отцов и детей (конфликта поколений)
  22.   материнства (роли матери в воспитании)
  23.   материнства как подвига
  24.   конфликта общественных и личных интересов / В чем заключается конфликт общественных и личных интересов?
  25.   одиночества людей в старости / Как переживают люди старость? Что испытывают старые люди?
  26.   роли семьи в формировании личности человека
  27.   влияния семьи на человека

ВЗРОСЛЕНИЕ. ДЕТСТВО. ЮНОСТЬ

  1. Проблема  роли детских воспоминаний / Какова роль детских воспоминаний в жизни человека?
  2.   взросления, приобретения жизненного опыта / На кого должен ориентироваться человек, когда он взрослеет, приобретает жизненный опыт?
  3.   ценности детства / В чем заключается ценность детства?
  4.   роли детства (молодости, юности) в жизни человека
  5.   восприятия окружающего мира ребенком / Как дети воспринимают окружающий мир?
  6.   восприятия детства как счастливой поры / Является ли детство самой счастливой порой в жизни человека?
  7.   ценности детских воспоминаний в жизни человека / В чём проявляется ценность воспоминаний о детстве? Какую роль в жизни человека играют воспоминания детства?
  8.   проявления детьми трусости / Почему дети проявляют трусость?
  9.   честолюбия маленького человека / В чём проявляется честолюбие маленького человека?
  10.   скоротечности времени
  11.   взросления, формирования характера
  12.   преемственности поколений
  13.   восприятия времени и жизни / Что создает ощущение времени и жизни?
  14.   выбора профессии, своего жизненного пути / Почему важно, чтобы человек самостоятельно, ответственно подходил к выбору своей профессии, своего жизненного пути?

ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ (школа, университет, самообразование, учитель, наставник)

  1. Проблема роли школы в становлении личности
  2.   влияния учителя на формирование личности ученика, его интересов и увлечений / Как учитель может влиять на формирование личности ученика, его интересов и увлечений?
  3.   роли учителя в жизни человека / Какова роль учителя в жизни человека?
  4.   отношений учителя и ученика / Какими могут быть отношения учителя и ученика?
  5.   роли, значимости воспитания / Почему хорошее воспитание необходимо человеку? Как стать воспитанным человеком? Какими необходимыми качествами должны обладать воспитанные люди?
  6.   роли взрослых в становлении личности
  7.   роли примера в духовном становлении человека (матери, отца, учителя, друга, исторической личности, литературного героя)
  8.   роли образования в полноценном развитии личности.
  9.   отношения общества к образованию
  10.   самовоспитания
  11.   самообразования
  12.   ума и образованности
  13.   образованности и интеллигентности

РОДИНА (ДОМ)

  1. Проблема отношения к дому
  2.    роли Родины в жизни человека
  3.    роли дома в жизни человека
  4.    утраты связи с отчим домом

ФИЛОСОФИЯ (внутренний конфликт) и абстрактные понятия

  1. Что такое свобода?
  2. Что такое истина?
  3. Что такое добро?
  4. Что такое истинное и ложное счастье?
  5. Проблема самопознания (Какова роль самопознания в становлении человека?
  6.   стремления к идеалу
  7.   цели и мечты в жизни человека
  8.   роли добра в жизни общества и человека
  9.   роли свободы в жизни человека
  10.   ценности человеческой жизни
  11.   ложного понимания счастья
  12.   поиска счастья
  13.   выбора жизненного пути, цели
  14.   смысла человеческой жизни

СЧАСТЬЕ, ВЕРА

  1. Проблема счастья поколения ныне живущих людей / Что определяет счастье поколения?
  2.    обретения радостного мировосприятия / Почему нужно учиться культуре радости?
  3.    утраты человеком способности радоваться жизни из-за мелких бытовых неурядиц.
  4.    причин несчастья / Каковы причины несчастий людей?
  5.    обретения счастья / Как обрести счастье?
  6.    ложного понимания счастья
  7.    стремления человека к добру и счастью (веры в счастье, свои силы; любви к жизни)
  8.    веры в красоту грядущей жизни / Чем была подкреплена вера Чехова в красоту грядущей жизни?
  9.    роли веры (молитвы) в человеческой жизни.
  10.    веры в человека

НРАВСТВЕННЫЕ И МОРАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА человека, свойства личности

  1. Проблема роли нравственных ориентиров в жизни человека
  2.    нравственного выбора
  3.    верности человеку
  4.    верности слову
  5.    духовной независимости как свойства человеческой личности
  6.    эгоизма
  7.    деградации человека
  8.    роли милосердия и сострадания в жизни человека
  9.    гуманизма
  10.    альтруизма
  11.    бескорыстия
  12.    благородства
  13.    великодушия
  14.    отзывчивости
  15.    понимания
  16.    ответственности
  17.    борьбы за правду, истину, справедливость
  18.    роли чести в жизни человека
  19.    предательства и трусости
  20.    совести
  21.    страха
  22.    борьбы добра и зла в человеке (темного и светлого)
  23.    конфликта долга и чувства
  24.    равнодушия / К чему может привести человеческое равнодушие?
  25.    бессердечия, душевной черствости
  26.    испытания совестью
  27.    понятия чести
  28.    утраты духовных ценностей
  29.    подлости
  30.    бесчестия
  31.    вседозволенности
  32.    хамства
  33.    духовной убогости
  34.    интеллигентности
  35.    истинной и ложной интеллигентности
  36.    Созидание или разрушение?

СОСТРАДАНИЕ. МИЛОСЕРДИЕ. ДОБРО И ЗЛО

  1. Проблема доверительного отношения к человеку / Как нужно относиться к людям? Нужно ли доверять людям?
  2.   проявления честности / В чём проявляется честность? Нуждается ли честность в поощрении?
  3.   благодарности / Когда возникает чувство благодарности? В чём оно проявляется? Кто нуждается в выражении благодарности?
  4.   силы доброты / В чём заключается сила доброты по отношению к окружающим людям?
  5.   доброты как свойства человека
  6.   роли доброты в достижении цели / Какую роль играет доброта в достижении цели?
  7.   проявления сострадания / В какие моменты человек испытывает страдание?
  8.   милосердия по отношению к преступникам / Заслуживают ли преступники сострадания?
  9.   сохранения милосердия / Почему необходимо сохранить милосердие? Как можно сохранить милосердие?
  10.   утраты милосердия / В чем состоит опасность утраты милосердия? Почему милосердие намеренно уничтожилось в сложные периоды истории нашей страны? Почему в наши дни происходит утрата милосердия?
  11.   определения истоков милосердия / Каковы истоки милосердия?
  12.   воспитания милосердия / Как воспитывается милосердие? Нужно ли воспитывать милосердие?
  13.   проявления заботы о людях / Почему так важно проявлять заботу о людях, поддерживать их?
  14.   лжи во спасение / Чем может быть продиктована ложь окружающим людям?
  15.   проявления заботы о людях. Почему так важно проявлять заботу о людях, поддерживать их?
  16.   проявления сострадания / В какие моменты человек испытывает сострадание?
  17.   действенного сострадания
  18.   сосуществования добра и зла в человеческой душе
  19.   противостояния добра и зла в мире
  20.   бессердечия, душевной чёрствости, эгоизма
  21.    бесчеловечности, жестокости
  22.   детской/юношеской жестокости
  23.   ответственности (за близких; окружающих; за свои действия)

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ПОСТУПКИ

  1. Проблема нравственного выбора человека / Чем руководствуется человек, совершая нравственный выбор?
  2.    проявления самоотверженности / В чём проявляется самоотверженность?
  3.    преданности людям / В чём проявляется преданность людям?
  4.    поведения в непредвиденной ситуации / Как должен вести себя человек в экстремальной ситуации?
  5.    выбора средств для достижения цели / Можно ли оправдать убийство живого существа с благородной целью?
  6.    раскаяния / Можно ли считать раскаяние искуплением вины?
  7.    выбора между законом и человеческим отношением / Как поступить в ситуации выбора между юридическим законом и нравственным чувством?
  8.    столкновения идеала с реальной жизнью / Что испытывает человек, когда его идеальные представления сталкиваются с реальной жизнью?
  9.    выбора жизненного пути / Насколько свободен молодой человек при выборе своего жизненного пути?
  10.    двуличия людей / В чём проявляется двуличие людей?
  11.    источников жизненных сил / Что помогает человеку выжить в самых трудных обстоятельствах?
  12.    осознания человеком своей реализации в жизни, соотношения его желаний и возможностей / Понимает ли человек, удалось ему реализовать себя в жизни или нет? Как соотносятся его желания и реализованные возможности?
  13.    отношения человека к жизненным потрясениям, трудностям / Какое влияние жизненные потрясения, трудности оказывают на человека?
  14.    отношения к обывателям, к пошлости / Как относиться к обывателям, к пошлости?
  15.    умения постоять за себя, не уронить собственное достоинство, столкнувшись с пошлостью и хамством / Как нужно вести себя по отношению к пошлости и хамству?
  16.    отношения к проявлению невежества и лени / Как люди относятся к проявлению невежества и лени?
  17.    определения главной задачи культурного человека / В чём заключается главная задача культурного человека?
  18.    деятельного отношения к окружающей нас действительности / В чём заключается активная жизненная позиция?
  19.    запоздалого сожаления о несовершённом поступке / Стоит ли откладывать задуманное на потом?
  20.    восприятия жизни / Как люди воспринимают жизнь? Как следует её воспринимать?
  21.    выбора жизненных целей / Какими должны быть жизненные цели человека?
  22.    выбора жизненного пути / Насколько свободен молодой человек при выборе своего жизненного пути?
  23.    преодоления трудностей на пути к достижению цели / Что придает сил в преодолении трудностей.)
  24.    вклада в общее дело / Нужно ли уметь признавать вклад других людей в общее дело?
  25.    честолюбия "маленького человека" / В чём проявляется честолюбие маленького человека?
  26.    предательства, ставшего причиной разрушения дружеских отношений
  27.    нравственного выбора человека в экстремальной жизненной ситуации
  28.    отличия истинного героизма от лжегероизма, связанного с бессмысленным риском собственной жизнью.
  29.    чести как одного из важных факторов, влияющих на нравственный выбор человека
  30.    совести и ответственности человека за свои поступки / К чему может привести халатное, равнодушное отношение человека к своему делу?
  31.    человеческого упорства в достижении поставленных целей
  32.    человеческого благородства / В чём заключается истинное величие человека?
  33.    утраты моральных ценностей / К чему приводит утрата моральных ценностей?
  34.    защиты чести и собственного достоинства
  35.    истинных и ложных жизненных ценностей
  36.    пошлости / Как может проявляться пошлость в нашей жизни?
  37.    ложных ценностей / Являются ли внешние атрибуты показателем истинной значимости человека?
  38.    верности своим убеждениям

ЛЮБОВЬ И НЕНАВИСТЬ

  1. Проблема силы любви / Какова сила любви?
  2.    любви в жизни человека / Какое значение имеет любовь в жизни человека?
  3.    любви к ближнему / В чем проявляется любовь к ближнему?
  4.    рабской любви
  5.    разрушительной любви
  6.    любви по расчету
  7.    любви к жизни
  8.    больной любви
  9.    проявления силы женской любви / В чём проявляется сила женской любви?
  10. На что человек способен ради любви?
  11. Как любовь влияет на человека?
  12. Разрушительная сила ненависти / Как ненависть влияет на человека?

ДРУЖБА

  1. Проблема потребности в друге / Зачем человеку нужен друг?
  2.    роли дружбы в жизни человека
  3.    истинной и ложной дружбы / Что такое истинная дружба?
  4. Как найти друга?

ОДИНОЧЕСТВО

  1. Проблема одиночества (равнодушия, безразличного отношения к судьбам окружающих или же непонимания, неприятия со стороны окружающих)
  2. Проблема «маленького человека»
  3.   ограниченности человека

Внутренняя и внешняя КРАСОТА. Оценка человека. Отношение к людям

  1. Проблема соотношения внешней и внутренней красоты / Как соотносятся представления о внешней и внутренней красоте человека?
  2.    проявления внутренней красоты человека / В чём проявляется внутренняя красота человека?
  3.    истинной и ложной порядочности, проблема хамства / Допустимо ли хамство при общении?
  4.    отношения людей с чувствительной душой к жизни / Каково отношение людей с чувствительной душой к жизни?
  5.    неприятия человека обществом / Что может быть причиной неприятия человека обществом? Может ли человек изменить отношение к себе со стороны других людей?
  6.    создания репутации, формирования мнения о человеке / Как создаётся репутация человека? Как формируется мнение о человеке?
  7.    оценки человека по первому впечатлению / Можно ли судить о человеке по первому впечатлению?
  8.    несоответствия наших представлений о человеке действительности / Всегда ли наши представления о человеке соответствуют реальности?
  9.    соотношения внешнего облика человека и его внутреннего мира / Всегда ли внешность человека отражает его внутренний мир
  10.    интуитивного узнавания духовно близкого человека / Как мы узнаём близких нам по духу людей?
  11.    непонимания во взаимоотношениях людей / Какие могут быть причины ощущения человека, что его не понимают? Как можно преодолеть это ощущение?
  12.    положения человека в обществе / Что влияет на положение человека в обществе? В чём могут состоять причины того, что человек ощущает себя «чужим» в интеллигентном обществе?
  13.    недопонимания в отношениях людей / Возможно ли преодолеть недопонимание, возникающее в отношениях людей?.
  14.    ложных ценностей / Являются ли внешние атрибуты показателем истинной значимости человека?
  15.    формального отношения к человеку / В чём опасность формализма?
  16.    взаимопонимания людей / Всегда ли человек может понять чувства и переживания другого человека?
  17.    преодоления эгоизма в отношениях с другими людьми
  18.    проявления грубости людей по отношению друг к другу / Как действуют на людей проявления грубости? Можно ли противостоять её проявлению?
  19.    отношения к пожилым людям / Что нужно сделать, чтобы пожилой человек почувствовал себя необходимым своим близким и был счастлив?
  20.    помощи отчаявшемуся человеку обрести веру в себя
  21.    роли красоты в жизни человека

МОРАЛЬНОЕ И МАТЕРИАЛЬНОЕ

  1. Проблема ложных ценностей
  2.    соотношения морального и материального в жизни человека
  3.    роли материальных благ в жизни человека
  4.    разрушающего влияния денег
  5.     вещизма накопительства

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

  1. Проблема самовоспитания
  2.    душевной молодости
  3.    пьянства
  4.    наркотической зависимости

ОБРАЗОВАНИЕ, НАУКА

  1. Проблема роли науки в жизни людей / Какую роль играет наука в жизни людей?
  2.    отношения к учёбе, к науке / Как нужно относиться к учёбе, к науке?
  3.    важности процесса познания в жизни человека
  4.    роли науки в развитии общества
  5.    роли образования в жизни человека

ИСКУССТВО, ТВОРЧЕСТВО, МУЗЫКА, ЖИВОПИСЬ

  1. Проблема определения понятия «шедевр» / Что такое шедевр? Какими признаками и свойствами обладают истинные шедевры?
  2.    роли искусства в жизни человека 
  3.    назначения искусства / музыки / поэзии
  4.    роли живописи в жизни человека.
  5.    роли музыки в жизни человека.
  6.    истинного и ложного творчества / искусства
  7.    понимания искусства
  8.    понимания творчества художника / Как проникнуть в тайны полотен художника?
  9.    приобщения к творчеству художника / Как приобщиться к творчеству художника?
  10.    влияния искусства на человека
  11.    влияния музыки на человека / Как музыка влияет на человека?
  12.    влияния человека на искусство
  13.    отношения человека к искусству
  14.    влияния шедевров на жизнь человека / Какое влияние оказывают шедевры на жизнь человека?
  15.    влияния красоты искусства на человека / Как влияет красота на человека?
  16.    неравнодушного отношения человека к произведениям искусства / В чём проявляется неравнодушное отношение человека к произведениям искусства?
  17.    любви к музыке / Как проявляется любовь к музыке?
  18.    силы воздействия художественного творчества на человека / В чём проявляется сила воздействия художественных полотен на людей?
  19.    проявления благодарности художнику / За что мы благодарны художнику?
  20.    ощущения лирической силы места, связанного с именем поэта / Почему всё в Михайловском проникнуто необыкновенной лирической силой?
  21.    сохранения традиций и памятных мест / Почему сохраняются традиции празднования в Михайловском дня рождения А. С. Пушкина? Что даёт сохранение заповедника людям?
  22.    влияния музыки на людей / Какое воздействие музыка оказывает на людей?
  23.    восприятия музыки людьми / Как люди воспринимают музыку?
  24.    постижения тайны творчества / Как постичь тайну творчества художника. В чем состоит тайна И. И. Левитана?
  25.    природы гениальности художника / В чём заключается гениальность художника?
  26.    воздействия живописи на людей / В чём состоит сила воздействия живописных полотен на зрителей?
  27.    неоднозначного восприятия искусства разными людьми / Почему одни люди погружаются в мир, созданный художником, а другие остаются глухи к прекрасному?
  28.    назначения подлинного искусства / Какое искусство необходимо обществу?
  29.    талантливости, природной одарённости.
  30.    таланта художника
  31.    взаимоотношений власти и личности, власти и художника
  32.    понимания природы гениальности и самого гения / Какова природа гениальности? Чем отличаются гении от обычных людей?
  33.    отношения к таланту / Как люди воспринимают человека с талантом? Как человек должен относиться к своему таланту?
  34.    отношения исследователя к своему труду / Как исследователь должен относиться к своему труду?
  35.    силы таланта / В чём заключается сила таланта?
  36.    трудности жизни талантливых людей / Легко ли быть талантливым человеком?
  37.    соотношения искусства и реальной действительности
  38.    силы воздействия художественного творчества на человека / В чём проявляется сила воздействия художественных полотен на людей?
  39.    понимания творчества художника / Как проникнуть в тайны полотен художника?
  40.    приобщения к творчеству художника / Как приобщиться к творчеству художника?
  41.    проявления благодарности художнику / За что мы благодарны художнику?

РОЛЬ КНИГИ, ЛИТЕРАТУРА

  1. Проблема роли чтения в детстве – в период становлении личности человека / Какую роль играет чтение в детстве?
  2.    нравственной ценности художественной литературы
  3.    роли чтения в жизни человека
  4.    влияния книг на человека.
  5.    назначения литературы
  6.    разного восприятия произведений
  7.    любви к чтению
  8.    роли книги в жизни человека
  9.    качества литературы
  10.    отношения человека к книгам
  11.    цели литературы
  12.    влияния книги на человека / на судьбу человека / Каким образом книги влияют на судьбу человека?
  13.    роли книг в жизни человека / Какую роль играют книги в нашей жизни?
  14.    роли поэзии в жизни человека, силы её воздействия / Какую роль поэзия играет в жизни человека, какое воздействие оказывает на него?
  15.    роли личности писателя в нашей культуре / Какова роль личности Л. Н. Толстого в нашей культуре? Что отличало личность Л. Н. Толстого?
  16.    воспитания любви к поэзии / Как воспитать любовь к поэзии?
  17.    значения книги в жизни человека / Почему нужно любить книги?
  18.    восприятия красоты художественного слова / Как научиться воспринимать красоту художественного слова?
  19.    благодарности тем, кто воспитывает в человеке любовь к поэзии / Нужно ли благодарить тех, кто воспитывает в человеке любовь к поэзии?
  20.    взаимоотношений поэтов и читателей / Как взаимодействуют поэт и читатели?
  21.    определения качеств настоящего поэта / Какими качествами должен обладать настоящий поэт?
  22.    роли литературы, искусства в сохранении исторической памяти / Какую роль играют литература, искусство в сохранении исторической памяти?
  23.    влияния знания поэзии, живописи, архитектуры, скульптуры и музыки на творчество прозаика / Как знание смежных с писательским творчеством областей искусства влияет на произведения прозаика?
  24.    отношения писателя к смежным с писательским мастерством областям искусства / Как должен относиться прозаик к смежным с писательским творчеством областям искусства?
  25.    появления произведений, в которых действительность отражена тускло и фальшиво / В чём причины неспособности писателя ярко и правдиво отразить действительность?
  26.    значимости чтения «толстых романов» / Уступают ли «толстые романы» краткой ультрасовременной телеграфной прозе и техническим чудесам XX века?
  27.    коллективного творчества в литературе / Допустимо ли коллективное творчество в литературе?
  28.    особенностей художественного стиля / Обладает ли художественный стиль писателя своими особенностями?
  29.    ощущения лирической силы места, связанного с именем поэта / Почему всё в Михайловском проникнуто необыкновенной лирической силой?
  30.    роли книги в интеллектуальном, духовном, нравственном развитии человека / Какую роль играет книга в интеллектуальном, духовном, нравственном развитии человека?
  31.    снижения уровня читательской активности в современном обществе / Почему современная молодёжь стала меньше читать?
  32.    понимания важности и необходимости изучения литературы в школе / Нужно ли изучать литературу современным школьникам?
  33.    значения Пушкина для России и для каждого русского человека
  34.    осознания А. С. Пушкина как первого народного поэта / Кого можно считать народным поэтом?
  35.    особенностей стиля Л. Н. Толстого / В чём гений Л. Н. Толстого?
  36.    актуальности произведений Л. Н. Толстого / Современны ли произведения Л. Н. Толстого?

ПРОФЕССИЯ, РАБОТА, ТАЛАНТ, ПРИЗВАНИЕ

  1. Проблема профессиональной исчерпанности / Как должен поступить человек, если профессиональная деятельность становится для него обузой?
  2.    отношения человека к своему призванию / Как должен относиться человек к своему призванию?
  3.    любви к своей профессии / В чём проявляется любовь к профессии? Является ли любовь к профессии залогом успешной деятельности?
  4.    отношения к труду / Как отношение к труду отражается на работе писателя?.
  5.    «трудового опыта» / Как можно оценить значение «трудового опыта»?
  6.    измены своему предназначению
  7.    ответственности человека за свою работу (художника, ученого, исторического деятеля) перед обществом
  8.    карьеризма
  9.    одаренности
  10.    роли труда в жизни человека
  11.    выбора профессии
  12.    Какова роль самореализации в жизни человека?

НЕСОВЕРШЕНСТВО ОБЩЕСТВА, ГОСУДАРСТВО И ЧЕЛОВЕК, ПОЛИТИКА

  1. Проблема бюрократизма
  2.    чинопочитания
  3.    взяточничества, казнокрадства
  4.    социальной несправедливости
  5.    критики власти
  6.    ущемления прав человека в современном обществе
  7.    вседозволенности
  8.    отношения толпы и людей, которые из неё выделяются
  9.    политики в жизни общества
  10.    ущемления прав человека
  11.    личности и власти
  12.    социального неравенства

ЧЕЛОВЕК И СОЦИУМ, социальная среда, проблемы общества

  1. Проблема воздействия (влияния) социальной среды на духовное развитие человека
  2.    отношения к окружающим
  3.    бескорыстного отношения к человеку
  4.    бездушного отношения человека к человеку
  5.    ответственности человека перед обществом за свои поступки
  6.    конфликта личности и общества
  7.    конфликта яркой личности и общества
  8.    пьянства
  9.    наркомании
  10.    толерантности

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС

  1. Проблема влияния телевидения (интернета, прогресса) на людей
  2.    влияния технологий на людей / природу
  3.    роли рекламы в современном обществе
  4.    шума в современном мире
  5.    влияния научно-технического прогресса на развитие общества
  6.    недопустимости вмешательства в естественный ход вещей (опасности непродуманных экспериментов)
  7.    социальной ответственности учёных за их изобретения
  8.    роли научной фантастики в научно-техническом прогрессе
  9.    научного прогресса и гражданской ответственности
  10.    роли науки
  11.    неизбежности научного и технического прогресса
  12.    научных подвигов и радости познания
  13.    ответственности ученых за свои открытия

ПРИРОДА

  1. Проблема роли природы в жизни людей / Каково значение природы в жизни человека? Какую роль играет природа в жизни человека?
  2.    взаимоотношений человека и природы
  3.    отношения к красоте родной природы / Кому открывается красота родной природы?
  4.    влияния природы на духовный мир человека / на душу человека / Влияет ли природа на духовный мир человека?
  5.    умения замечать красоту в простом и обыденном / Что даёт человеку умение замечать красоту в простом и обыденном?
  6.    приобщения к красоте родной страны / Как происходит приобщение к красоте родной страны?
  7.    влияния красоты природы на человека / Как красота природы влияет на человека?
  8.    отношения человека к природе / бережного отношения к природе
  9.    заботы человека о природе / В чем проявляется забота человека о природе?
  10.    охраны природы
  11.    внимательного отношения к окружающей действительности / Как научиться видеть всё то прекрасное, что нас окружает?
  12.    воздействия природы на человека / Какое воздействие оказывает природа на человека?
  13.    отношения человека к животным,  недостатка милосердия по отношению к животным / Как человек должен относиться к животным?
  14.    значения города в развитии у человека «чувства природы» / Как влияет город на развитие чувства любви к природе?
  15.    безжалостного, потребительского отношения человека к миру природы / Почему человек безжалостно, потребительски относится к природе?
  16.    восприимчивости или невосприимчивости человека к красоте природы.
  17.    влияния красоты природы на настроение и образ мыслей человека / Как красота природы влияет на настроение и образ мыслей человека?
  18.    негативного воздействия научно-технического процесса на взаимоотношения человека и природы / В чём проявляется негативное влияние цивилизации на жизнь человека, его взаимоотношения с природой?
  19.    бездомных животных / Обязан ли человек помогать бездомным животным?
  20.    постижения прекрасного в природе, восприятия красоты природы
  21.    восхваления осени русскими писателями и художниками
  22.    воспитания любви к природе
  23.    неразрывной связи человека и природы
  24.    тесной эмоциональной связи животных с их хозяевами
  25.    противостояния человека и природы
  26.    судьбы русских деревень / Какова судьба русских деревень?
  27.    ответственности человека за природу
  28.    природы как источника жизни
  29.    потребительского отношения к природе
  30.    равнодушного отношения к природе
  31.    равновесия в природе
  32.    места человека в природе
  33.    постижения прекрасного в природе
  34.    бережного отношения к природе
  35.    экологической катастрофы
  36.    воздействия человека на природу
  37.    отношения к братьям нашим меньшим

ВОЙНА

  1. Проблема разрушительной силы войны / В чём проявляется разрушительная сила войны?
  2.    готовности к самопожертвованию в годы войны / Что движет людьми, готовыми пожертвовать собственной жизнью?
  3.    проявления патриотизма / В чём проявляется патриотизм в годы войны?
  4.    поведения людей в годы войны / Какие поступки люди совершали в годы войны?
  5.    поведения людей в годы войны / На что способен человек в минуты опасности?
  6.    роли воспоминаний в годы войны / Какова роль воспоминаний в годы войны?
  7.    понимания сущности гражданской войны / Что такое гражданская война?
  8.    понимания сущности войны / Что такое война?
  9.    нравственного выбора человека на войне / Что побуждает человека сделать выбор в условиях войны? Чем должен руководствоваться человек, перед которым стоит трудный нравственный выбор?
  10.    врачебного долга в условиях войны / В чём заключается врачебный долг в условиях войны?
  11.    переживания детьми военных событий, их посильного участия в войне / Как дети переживали военные события? В чём заключалось их участие в борьбе с врагом?
  12.    двойственного отношения взрослых к участию детей в военных событиях / Как относились взрослые к участию детей в военных событиях?
  13.    проявления человечности на войне, проявления сострадания, милосердия по отношению к пленному врагу / Кто способен проявить сострадание, милосердие по отношению к пленному врагу?
  14.    проявления героизма / В чём состоял подвиг советских солдат в годы войны?
  15.    роли поэзии в годы войны / Какую роль в годы войны играла поэзия?
  16.    проявления самоотверженности / В чем проявляется человеческая самоотверженность?
  17.    сохранения силы духа, воли к победе на войне / Что помогало воинам сохранять на фронте силу духа и уверенность в победе?
  18.    бесчеловечности войны / В чём проявляется бесчеловечность войны?
  19.    бесчеловечности и бессмысленности войны / Почему война является страшнейшим преступлением против человечности?
  20.    нравственной оценки факта войны / Способно ли человеческое сознание принять сам факт войны?
  21.    влияния войны на человека / Как влияют военные события и связанные с ними человеческие трагедии на душевное состояние людей?
  22.    влияния войны на людей / Как война влияет на людей?
  23.    влияния войны на мировосприятие и характер человека / Как война меняет мировосприятие и характер человека?
  24.    подвига людей в годы войны / В чем заключается подвиг людей в годы войны?
  25.    проявления жизненной стойкости, душевной силы людей в годы Великой Отечественной войны / В чём проявлялась жизненная стойкость, душевная сила людей в годы Великой Отечественной войны? Что помогло советским людям выстоять в годы войны?
  26.    противостояния врагу в годы войны / Чем руководствовались люди в годы Великой Отечественной войны?
  27.    трагедии первых дней войны / В чем состояла трагедия первых дней войны?
  28.    осознания войны как преступления против человека / Почему война - это самое страшное преступление против человека?
  29.    преодоления страха в годы войны / Что более всего страшило людей в годы войны? В чём люди черпали силы для преодоления страха?
  30.    мести вражеским захватчикам за преступление по отношению к мирным жителям / Вправе ли солдаты, защищающие свою Родину, убивать пленных солдат, осуществляя месть за погубленных близких?
  31.    отношения к пленным (Как относились к пленным немцам русские солдаты?
  32.    тягот войны / Что испытывают люди в годы войны?
  33.    проявления благородства в годы войны / В чём проявлялось благородство в годы войны?
  34.    проявления истинного героизма на войне / В чём проявляется истинный героизм на войне?
  35.    ежедневного подвига воинов в годы Великой Отечественной войны / В чём состоял ежедневный подвиг воинов в годы Великой Отечественной войны?
  36.    важности локальных боёв в годы Великой Отечественной войны / В чём заключалась важность локальных побед в годы Великой Отечественной войны? Почему воины стремились отбить у врага каждую пядь родной земли?
  37.    отношения человека к войне / Почему человеческое сознание не может принять сам факт войны?
  38.    душевного состояния человека в условиях войны / Как влияют военные события и связанные с ними человеческие трагедии на душевное состояние людей, на их способность сострадать?
  39.    поведения человека на войне / Как война меняет поведение человека?
  40.    героизма и стойкости перед лицом суровых военных испытаний / Что делает обыкновенных людей мужественными и стойкими в годы войны? Почему люди готовы были жертвовать собой в годы войны?
  41.    проявления гуманизма в тяжёлых военных условиях.
  42.    взросления на войне
  43.    бесчеловечного характер войны
  44.    памяти о войне
  45.    женщин на войне
  46.    детей на войне
  47.    влияния войны на жизнь человека / Как война влияет на жизнь человека?
  48.    дружбы на войне / Возможна ли дружба на войне?
  49.    разрушительных последствий войны
  50.    героизма на войне
  51.    проявления человечности на войне
  52. Как война раскрывает качества человека?
  53. Почему важно помнить героев войны?
  54. Что помогает выжить на войне/преодолеть тяготы войны?

РОДИНА. ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ

  1. Проблема сохранения исторической памяти / Почему важно сохранять историческую память?
  2.    памяти о доме / В чём проявлялась память о доме в годы Великой Отечественной войны?
  3.    обретения любви к Родине / Как любовь к Родине проникает в сердце человека?
  4.    отношения к родному Дому / Как люди должны относиться к родному Дому?
  5.    памяти о своем прошлом / Нужно ли помнить свое прошлое?
  6.    роли семьи, родного дома в жизни человека / Какую роль играет семья, родной дом в жизни человека?
  7.    определения роли Родины в жизни человека / Какую роль играет в жизни человека Родина? Что такое Родина?
  8.    ответственности людей за судьбу своей Родины / Почему люди должны нести ответственность за судьбу своей Родины? Как изменяется отношение к Родине в годы бедствий?
  9.    проявления любви к Родине / В чём проявляется истинная любовь к Родине?
  10.    осознания России своей второй Родиной / Почему миллионы людей считают Россию своей второй Родиной?
  11.    пути развития России / По какому пути Россия должна пойти в своем развитии?
  12.    влияния России на мировую культуру / Какое влияние Россия оказала на развитие мировой культуры?
  13.    национальной гордости / Что составляет нашу национальную гордость?
  14.    краеведения / Кого можно считать настоящим краеведом?
  15.    отношения человека к своей родине / Как человек относится к своей Родине?
  16.    тоски по Родине
  17.    патриотизма, любви к Родине
  18.    искажения понятия «патриотизм»
  19.    неразрывной связи с родиной, родной землёй
  20.    утраты связи с отчим домом, забвении родителей их детьми.
  21.    национальной гордости / Что составляет нашу национальную гордость?
  22.    определения особенностей национального характера / В чём состоят особенности национального характера русского народа?
  23.    бессмертия великих человеческих свершений / Как долго живёт память о великих человеческих свершениях?
  24.    влияния России на мировую культуру / Какое влияние Россия оказала на развитие мировой культуры?
  25.    отношения к выдающимся личностям, к кумирам / Как люди относятся к выдающимся личностям, к своим кумирам?
  26.    влияния Востока и Запада ни Россию / В чём проявляется влияние Востока и Запада на Россию?
  27.    определения значения первого полёта человека в космос / Каково значение первого полёта человека в космос?
  28.    смены эпох в жизни человечества / Что становится вехой между старой и новой эпохами в истории человечества?
  29.    духовной связи поколений

ПАТРИОТИЗМ

  1. Проблема верности Отечеству, долгу
  2.    любви к родине, патриотизма, верности отчизне
  3.    конфликта долга и чувства
  4.    искажения понятия патриотизма
  5.    мужества, героизма, нравственного долга
  6.    национальной идеи
  7.    русского национального характера

ЯЗЫК. КУЛЬТУРА РЕЧИ

  1. Проблема экологии языка / Какие изменения происходят в настоящее время в русском языке? Почему необходимо предпринимать экстренные меры по сохранению и поддержанию чистоты и правильности русской речи?
  2.    отношения людей к судьбе родного языка / Как люди относятся к судьбе родного языка?
  3.    повышения культуры речи / Какие существуют способы повышения культуры речи?
  4.    ответственности за судьбу родного языка / На ком лежит ответственность за судьбу родного языка?
  5.    вреда пустословия, демагогии / В чём заключается время пустословия, демагогии?
  6.    развития и сохранения русского языка,
  7.    бережного отношения к русскому языку
  8.    засорения русского языка
  9.    ценности родного языка
  10.    соотнесённости имени человека и его внутренней сущности
  11.    обретения истины в споре / Что может помешать оппонентам обрести в споре истину?
  12.    отношений между руководителем и подчинёнными / Каким должны быть отношения между руководителем и его подчинёнными?
  13.    обмана при общении / Допустим ли обман при общении? Как обман может повлиять на отношения между людьми?
  14.    роли языка в жизни человека
  15.    состояния современного языка
  16.    слова и дела
  17.    богатства и бедности нашей речи
  18.    языка литературного и разговорного
  19.    связи речи и духовного содержания человека
  20.    развития и сохранения русского языка
  21.    языковой толерантности
  22.    заимствований в русском языке

КУЛЬТУРА

  1. Проблема роли культуры в жизни человека
  2.    вандализма
  3.    сохранения культуры
  4.    экологии культуры

РЕКЛАМА, СМИ, массовая культура, потребительство

  1. Проблема воздействия массовой культуры на духовный мир человека
  2.    влияния СМИ на общественное мнение
  3.    потребительства
  4.    роли СМИ в жизни человека

ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ, БУДУЩЕЕ

  1. Проблема борьбы старого и нового как проявление прогресса / конфликта старых идей и новых
  2.    конфликта поколений (взаимоотношение поколений)
  3.    утраты связи поколений
  4.    веры в будущее
  5.    связи времен поколений, прошлого, настоящего и будущего
  6.    отношения к прошлому

ДРУГИЕ ПРОБЛЕМЫ

  1. Проблема путешествий / Что такое «свободное» путешествие»?
  2.    определения высшей ценности человеческого общества / Что можно считать высшей ценностью человеческого общества?
  3.    роли воображения в жизни человека / Какую роль в жизни человека играет воображение?
  4.    роли личности в истории
  5.    жизненных испытаний человека
  6.    нравственного падения
  7.    душевной молодости
  8.    самооценки
  9.    оптимизма
  10.    судьбы
  11.    реализации человеческих возможностей
  12.    самоопределения человека в молодости

Вот тут еще много проблемных вопросов, возьмите на заметку: закрытый банк тем ИС >>