На ЕГЭ по русскому языку нужно не столько красиво выражать свои мысли, сколько выражать их правильно и по определенной схеме - шаблону. Почитайте сочинения на максимальный балл, они ВСЕ похожи друг на друга, они шаблонны. Скорее, это не сочинение-рассуждение, а просто анализ текста с привлечением дополнительных источников информации. Вступления в образцовых сочинениях чаще нет, но можете написать. Все остальные пункты обязательны, последовательность не меняйте.

Шаблон сочинения-рассуждения к ЕГЭ 2024

1. Вступление (подведение к проблеме, можно не писать).

2. Формулировка проблемы исходного текста.
      формулируем проблему в виде повествовательного предложения:
- В предложенном для анализа тексте ……. (ФИО автора) рассматривает проблему (чего?)
- Автор этого текста, …….. (ФИО автора), обращает внимание читателей на проблему (чего?)
- Текст ……. (ФИО автора) заставил меня задуматься над проблемой (чего?)
- Предложенный для анализа текст ……. (ФИО автора) посвящен проблеме (чего?)
- В тексте ……. (ФИО автора) рассматривается проблема (чего?)
ИЛИ
       формулируем проблему в виде вопросительного предложения (предпочтительнее):
- Как (зачем, почему, какую роль, какова роль, можно ли, нужно ли, что значит, кого и т.д.)? Над этим вопросом предлагает нам задуматься …….(ФИО автора).
- Как (зачем, почему, какую роль, какова роль, можно ли, нужно ли, что значит, кого и т.д.)? Этой проблеме посвящен текст ……(ФИО автора).
- Как (зачем, почему, какую роль, какова роль, можно ли, нужно ли, что значит, кого и т.д.)? Эту проблему рассматривает в своем тексте …….(ФИО автора).
- Как (зачем, почему, какую роль, какова роль, можно ли, нужно ли, что значит, кого и т.д.)? Такова проблема, над которой предлагает нам поразмышлять……..(ФИО автора).

3. Комментарий проблемы – это рассуждения по поводу выделенной проблемы. Это пояснение того, какой жизненный материал выбирает автор, чтобы привлечь внимание читателей к проблеме и дать понять свою позицию по этому вопросу. Обязательны 2 примера-иллюстрации, важные для понимания проблемы, + пояснение к каждому примеру + смысловая связь между ними+ пояснение этой смысловой связи

а) переход к первому примеру- иллюстрации:
- Размышляя над данной проблемой, писатель вспоминает случай из собственной жизни и рассказывает о том, как…
- Размышляя над этим вопросом, писатель рассказывает историю о том, как…
- Чтобы привлечь внимание читателей к поставленному вопросу, писатель обращается к героическим событиям прошлого и рассказывает о том, как…
- Вовлекая читателя в размышления над этой проблемой, писатель приводит данные научных исследований…
- Анализируя факты из биографии известного ученого (поэта, путешественника), автор высказывает предположение о том, что…
- Автор текста приводит примеры того, как люди по-разному…
- Автор текста подтверждает свои мысли, цитируя известного…
- Автор осуждает героя за…
- Автор восхищается людьми, которые…
- Автора беспокоит тот факт, что…

б) пояснение примера:
- Так писатель показывает…
- Описывая состояние героя, …
- Описывая действия героя…
- Этот пример показывает, что…
- Эти слова помогают понять…
- Это свидетельствует о том, что…

в) второй пример-иллюстрация

г) пояснение примера

д) анализ смысловой связи и переход к позиции автора

4. Позиция автора – это итог его размышлений по проблеме:
- Таким образом, автор утверждает, что…
-Автор считает, что…
- Автор стремится донести до читателя мысль о том, что…
- Хотя позиция автора не выражена явно, логика текста убеждает читателя в том, что…

5. Выражение собственного отношения к позиции автора по проблеме исходного текста (привести доказательства из жизненного опыта, художественной литературы, научной, кинофильма, спектакля и т.п.)
- Я согласен с позицией автора исходного текста и тоже считаю, что…
- Невозможно не согласиться с тем выводом, к которому приводит нас автор.
- Почему точка зрения ……..(ФИО автора) кажется мне верной?
- Я согласен с автором в том, что…
- Автор прав, утверждая, что…
- Я разделяю точку зрения автора…

Вот такой шаблон можно даже заучить

__Проблемный вопрос__?  Ответ на этот вопрос можно найти в предложенном для анализа тексте __ФИО__.

Чтобы привлечь внимание читателя, автор ___рассуждает о / обращается к воспоминаниям / обращается к истории из жизни героя___. __ФИО__ пишет: "__цитата__". Этот пример свидетельствует о том, что ____________________.

Не только на __это (обязательно конкретизировать)__ обращает внимание автор, но и на "__второй пример__ ". Эти слова убеждают в том, что ________________.

Сопоставленные / противопоставленные примеры, находящиеся в причинно-следственной связи, доказывают, что ___объединяем 2 пояснения к примерам применительно к проблеме__. Взаимосвязанные примеры помогают понять позицию автора.

__ФИО__ считает, что _____не менее 2-х предложений___. / Хотя мнение автора не выражено напрямую, оно прослеживается в словах и поступках героя, который __не менее 2-х предложений__.

Я разделяю мнение / согласен с позицией автора. Действительно, __свое мнение__. __Подтверждаем мнение рассуждением или конкретным примером из литературы или жизненного / историко-культурного опыта__.

В заключение хочется подчеркнуть, что ___не менее 2-х предложений___. / Таким образом, можно сделать вывод, что__не менее 2-х предложений__.