Текст С. Л. Львова про выбор профессии, проблема «Как родители должны относиться к увлечениям своих детей?»

Текст С. Л. Львова с ЕГЭ 2025

(1)В нашем доме живёт мальчик. (2)Мы познакомились с ним, когда я выносил во двор оставшиеся после ремонта провода и изоляторы. (3)У него загорелись глаза. (4)Он забрал у меня всё. (5)А потом как-то мне понадобился напильник, и я пошел к нему. (6)С тех пор всегда обращаюсь к нему, когда мне нужна техпомощь. (7)В одной из двух комнат маленькой квартиры оборудован его рабочий уголок. (8)С потолка спускаются авиационные модели. (9)И вентилятор у него на столе самодельный. (10)А под столом бегает фантастический вездеход собственной конструкции.

(11)Родители относятся с уважением к техническим поискам сына. (12)На него не кричат, когда он приносит домой шурупы, гайки, обрезки жести. (13)Ему не говорят: «(14)3ачем мусору натаскал!». (15)Родители понимают: для него это не мусор. (16)Без этого он не сумеет мастерить машины. (17)Как знать, может быть, и создавать своё будущее!

(18)Не всякая семья может пойти навстречу желаниям и интересам ребёнка. (19)Родители великого английского ученого Фарадея отдали его в ученики к переплётчику потому, что не имели возможности дать ему образование по способностям, да и просто не могли понять, к чему стремится их сын. (20)Но когда высокообразованные и обеспеченные люди, какими были родители замечательных русских биологов Ковалевских, сделали всё, чтобы помешать детям заниматься естественными науками, они поступили так не потому, что не имели возможности дать им естественнонаучное образование, а потому, что считали: детям не пристало самим определять выбор своего пути.

(21)Фарадею не в чем было упрекнуть своих родителей. (22)А вот Ковалевским, вероятно, было в чём своих родителей упрекнуть!

(23)Мы тревожимся, когда наши дети сдают экзамены. (24)Но ведь и нам не следует забывать о трудном экзамене, который мы держим перед своими детьми, помогая или не помогая им правильно определить свой путь, объясняя или забывая объяснить, как в выборе этого пути сливаются ответственность человека перед собой и перед обществом.

(25)Выбор пути начинается, когда ребёнок строит свою первую модель, он рисует свой первый рисунок, впивается в одну книгу и отбрасывает другую, когда он первый раз присматривается к тому, что делаете вы и как вы это делаете.

(2б)В записной книжке Чехова есть такие строки: «(27)Бездарный учёный, тупица, прослужил 24 года, не сделав ничего хорошего, дав миру десятки таких же бездарных узких учёных, как он сам. (28)Тайно по ночам он переплетает книги — это его истинное призвание…». (29)Горечь этих строк вызвана не одной лишь судьбой человека, ошибившегося в выборе пути. (30)Не горше ли была для Чехова мысль о тех, перед кем этот мнимый учёный представал как деятель науки? (31)Безоговорочно и беспощадно решил Чехов эту тему в образе Серебрякова из пьесы «Дядя Ваня». (32)Чехов сказал о нём: «(33)…Старый сухарь, учёная вобла… ровно двадцать пять лет читает и пишет об искусстве, ровно ничего не понимая в искусстве».

(34)Нередко человек, выбирая профессию «без любви», выбирает её и «по расчёту».
(35)По расчёту в самом прямом смысле этого слова.

(36)Люди, равнодушные к своему делу, часто оказываются отнюдь не равнодушными к «приданому», которое это дело может принести.

(37)Когда человек не любит свою профессию, за такой «брак без любви» расплачиваются не только он сам, но и его близкие. (38)Человек, берущийся не за свое дело, редко приносит людям пользу, и очень часто — вред.

(По С.Л. Львову)

Сочинение по тексту Львова

   Должны ли родители влиять на увлечения своих детей? С. Л. Львов считает, что влияние родителей на увлечения своих детей неоднозначно: они могут как помочь ребенку раскрыть свои таланты, так и навязать им дело, которое причинит вред.
   Родители своим влиянием могут способствовать развитию ребенка в деле, которым он горит. Так, в семье мальчика, увлекающегося техникой, все поддерживают его страсть. «Родители понимают, для него это не мусор. Без этого он не сумеет мастерить машины» - пишет Львов, показывая, как в семье уважают увлечение мальчика. Его не ругают, ему не навязывают другие интересы, что помогает юному изобретателю развивать свои навыки и таланты: в его комнате множество устройств, техники и моделей, созданных им вручную.
   С другой стороны, можно причинить ребенку вред своим вмешательством. В семье Ковалевских родители делали все, чтобы их дети не занимались естественными науками, и не давали им самим определять свой путь. «Человек, берущийся не за свое дело, редко приносит людям пользу, и очень часто – вред» - так высказывается автор о людях, занимающихся не тем, чем хотят. Родители, навязывающие детям интересы, обрекают их на жизнь, не приносящую радости.
   Примеры-иллюстрации противопоставлены друг другу: в одной семье влияние родителей улучшает навыки ребенка и дает ему уверенность в том, чем он занимается, а в другой – мешает развитию и реализации талантов.
   Я согласна с мнением автора и считаю, что влияние родителей на увлечения детей может как улучшить их способности, так и принести им несчастье. Приведу пример из своего жизненного опыта. В моей семье всегда поддерживали все мои хобби и помогали развивать навыки в сферах, которые меня интересовали, поэтому сейчас я уже точно знаю, чем хочу заниматься в жизни, и преуспеваю в деле, которым увлекаюсь. Но в семье моей подруги было иначе. Родители запрещали ей заниматься танцами, говоря, что это бесполезное занятие, и держали ее дома, заставляя целыми днями изучать экономику и математику. Моей подруге это было совершенно неинтересно, и она до сих пор не может найти дела, которое принесло бы ей радость. Таким образом, из-за разного вида вмешательства со стороны родителей в наши увлечения, мы с ней кардинально отличаемся в уверенности в своем будущем.
   Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что вмешательство родителей в увлечения своих детей должно быть деликатным и поддерживающим. Важно помогать ребенку раскрыть его таланты, а не навязывать собственные идеи и подавлять его желание заниматься приносящем ему радость делом.