Вариант проверочной работы содержит 14 заданий, в том числе 5 заданий к приведенному тексту для чтения. Задания 1–2, 6–9, 11, 14 предполагают запись развернутого ответа, задания 3–5, 10, 12, 13 − краткого ответа в виде слова (сочетания слов).
Все задания относятся к базовому уровню сложности.
Время выполнения варианта проверочной работы по русскому языку
На выполнение проверочной работы по русскому языку дается 90 минут.
Кодификатор со списком тем к ВПР по русскому языку 7 класс, ФИОКО
1 Богатство и выразительность русского языка
2 Лингвистика как наука о языке
2.1 Основные разделы лингвистики
3 Фонетика и графика как разделы лингвистики
3.1 Звук как единица языка
3.2 Смыслоразличительная роль звука
3.3 Система гласных звуков
3.4 Система согласных звуков
3.5 Слог как единица фонетики
3.6 Ударение. Свойства русского ударения
3.7 Элементы фонетической транскрипции
3.8 Изменение звуков в речевом потоке
3.9 Соотношение звуков и букв
3.10 Способы обозначения [й']
3.11 Способы обозначения мягкости согласных
3.12 Прописные и строчные буквы
4 Орфография как раздел лингвистики
4.1 Правописание разделительных ъ и ь
4.2 Правописание ы – и после ц
5 Морфемика как раздел лингвистики
5.1 Морфема как минимальная значимая единица языка
5.2 Виды морфем
5.3 Чередование звуков в морфемах Словообразование как раздел лингвистики
6.1 Производящая основа
6.2 Формообразующие и словообразующие морфемы
6.3 Основные способы образования слов в русском языке
6.4 Правописание неизменяемых на письме приставок и приставок на з (с); корней с безударной проверяемой, непроверяемой (в рамках изученного), чередующейся гласной
6.5 Чередование гласных с нулём звука
6.7 Уместное использование слов с суффиксами оценки в собственной речи
6.8 Словообразовательные нормы русского языка 6.9 Употребление сложносокращенных слов
6.10 Правописание ы – и после приставок
6.11 Правописание сложных слов
7 Лексикология как раздел лингвистики
7.1 Основные способы толкования лексического значения слова
7.2 Слова однозначные и многозначные
7.3 Прямое и переносное значения слов
7.4 Переносное значение слова как основа создания метафоры, олицетворения, эпитета
7.5 Омонимы
7.6 Синонимы
7.7 Антонимы
7.8 Разные виды лексических словарей и их роль в овладении словарным богатством родного языка
7.9 Тематические группы слов
7.10 Обозначение родовых и видовых понятий Фразеология как раздел лингвистики
8.1 Фразеологизмы, их признаки и значение
8.2 Употребление слов и фразеологизмов в речи
9 Морфология как раздел лингвистики
9.1 Грамматическое значение слова
9.2 Части речи как лексико-грамматические разряды слов
9.3 Система частей речи в русском языке
Имя существительное как часть речи
9.4 Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства имени существительного
9.5 Лексико-грамматические разряды имен существительных 9.6 Типы склонения имен существительных 9.7 Разносклоняемые имена существительные
9.8 Несклоняемые имена существительные
9.9 Синтаксическая роль имени существительного 9.10 Нормы произношения имен существительных, нормы постановки ударения (в рамках изученного)
9.11 Нормы словоизменения имен существительных
9.12 Правописание собственных имен существительных
9.13 Правописание ь в именах существительных 3-го склонения
9.14 Правописание безударных окончаний имен существительных
9.15 Правописание о – е (ё) после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имен существительных
9.16 Правописание суффиксов -чик-/-щик-; -ек-/-ик-(-чик-) имен существительных
9.17 Правописание корней с чередованием о/а: -гор-/-гар-, -зор-/-зар-; -раст-/-ращ-/-рос-
9.18 Слитное и раздельное написание не с именами существительными
Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства имени прилагательного
9.19 Качественные, относительные и притяжательные имена прилагательные
9.20 Степени сравнения качественных имен прилагательных
9.21 Полная и краткая формы имён прилагательных
9.22 Роль имени прилагательного в речи
9.23 Нормы произношения имен прилагательных, нормы ударения (в рамках изученного)
9.24 Нормы словоизменения имен прилагательных
9.25 Правописание безударных окончаний имен прилагательных
9.26 Синтаксическая роль имени прилагательного
9.27 Роль имени прилагательного в речи
9.28 Правописание о – е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имен прилагательных
9.29 Правописание н и нн в именах прилагательных
9.30 Правописание суффиксов -к- и -ск- имен прилагательных
9.31 Правописание кратких форм имен прилагательных с основой на шипящий
9.32 Правописание сложных имен прилагательных
9.33 Слитное и раздельное написание не с именами прилагательными
Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства глагола
9.34 Глаголы совершенного и несовершенного вида, возвратные и невозвратные, переходные и непереходные
9.35 Двувидовые глаголы
9.36 Грамматические свойства инфинитива (неопределенной формы) глагола 9.37 Основа инфинитива 9.38 Основа настоящего (будущего простого времени) глагола
9.39 Спряжение глагола. Разноспрягаемые глаголы
9.40 Изменение глагола по наклонениям. Значение глаголов в изъявительном, условном и повелительном наклонении 9.41 Изменение глаголов по лицам
9.42 Безличные глаголы. Использование личных глаголов в безличном значении
9.43 Роль глагола в словосочетании и предложении 9.44 Роль глагола в речи 9.45 Нормы ударения в глагольных формах (в рамках изученного)
9.46 Нормы словоизменения глаголов 9.47 Правописание корней с чередованием е/и
9.48 Использование ь как показателя грамматической формы в инфинитиве, в форме 2-го лица единственного числа, в формах повелительного наклонения глагола
9.49 Правописание суффиксов -ова-/-ева-, -ыва-/-ива- глаголов
9.50 Правописание личных окончаний глагола 9.51 Правописание окончаний глагола в формах прошедшего времени
9.52 Правописание гласной перед суффиксом -л- в формах прошедшего времени глагола
9.53 Правописание приставок пре- и при
9.54 Слитное и раздельное написание не с глаголами
9.55 Нормы речевого этикета: употребление имен существительных, прилагательных, глаголов в речевых формулах приветствия, прощания, просьбы, благодарности
10 Синтаксис как раздел грамматики
10.1 Единицы синтаксиса
10.2 Словосочетание как синтаксическая единица. Средства связи слов в словосочетании
10.3 Виды словосочетаний по характеру главного слова
10.4 Предложение как единица синтаксиса
10.5 Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске
10.6 Интонация
10.7 Главные члены предложения (грамматическая основа)
10.8 Второстепенные члены предложения 10.9 Предложения распространенные и нераспространенные.
10.10 Однородные члены предложения
10.11 Предложения с обобщающим словом при однородных членах
10.12 Обращение
10.13 Предложения простые и сложные
10.14 Предложения с прямой речью
10.15 Диалог
11 Пунктуация как раздел лингвистики
11.1 Тире между подлежащим и сказуемым
12 Язык и речь
12.1 Речевая ситуация
12.2 Виды речи
12.3 Формы речи: монолог (монолог-сообщение; монолог-описание; монолог-рассуждение; монолог-повествование), диалог (на бытовые и лингвистические темы), полилог
12.4 Понятие о тексте. Основные признаки текста
12.5 Тема и главная мысль текста
12.6 Абзац как средство членения текста на композиционно-смысловые части
12.7 Способы связи предложений в тексте
12.8 Средства связи предложений и частей текста (формы слова, однокоренные слова, синонимы, антонимы, личные местоимения, повтор слова и др.)
12.9 Информационная переработка текста 12.10 Простой и сложный план текста
12.11 Подробное и сжатое изложение содержания текста
12.12 Изложение содержание текста с изменением лица рассказчика
12.13 Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение
12.14 Понятие о функциональных разновидностях языка
Типы заданий ВПР, сценарии выполнения заданий
Задания проверочной работы направлены на выявление уровня владения обучающимися правописными нормами современного русского литературного языка (орфографическими и пунктуационными), учебно-языковыми опознавательными, классификационными и аналитическими умениями, предметными коммуникативными умениями, а также регулятивными, познавательными и коммуникативными универсальными учебными действиями.
Задание 1 проверяет традиционное правописное умение обучающихся правильно списывать осложненный пропусками орфограмм и пунктограмм текст, соблюдая при письме изученные орфографические и пунктуационные нормы. Успешное выполнение задания предусматривает сформированный у обучающихся навык чтения (адекватное зрительное восприятие информации, содержащейся в предъявляемом деформированном тексте) как одного из видов речевой деятельности. Наряду с предметными умениями проверяется сформированность регулятивных универсальных учебных действий (адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы как в конце действия, так и в процессе его реализации).
Задание 2 предполагает знание признаков основных языковых единиц и нацелено на выявление уровня владения обучающимися базовыми учебно-языковыми аналитическими умениями:
− морфемный разбор направлен на проверку предметного учебно-языкового аналитического умения обучающихся делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;
− словообразовательный разбор − на проверку предметного учебно-языкового аналитического умения обучающихся анализировать словообразовательную структуру слова, выделяя исходную (производящую) основу и словообразующую(-ие) морфему(-ы); различать изученные способы словообразования слов различных частей речи;
− морфологический разбор – на выявление уровня предметного учебно-языкового аналитического умения анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи, умения определять морфологические признаки и синтаксическую роль данного слова;
− синтаксический разбор − на выявление уровня предметного учебно-языкового аналитического умения анализировать различные виды предложений с точки зрения их структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности.
Помимо предметных умений задание предполагает проверку регулятивных (адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы как в конце действия, так и в процессе его реализации), познавательных (осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений; осуществлять сравнение, классификацию; преобразовывать информацию, используя графические обозначения в схеме структуры слова при морфемном разборе, при словообразовательном разборе) универсальных учебных действий.
Задание 3 нацелено на проверку: учебно-языкового умения распознавать производные предлоги в заданных предложениях, отличать их от омонимичных частей речи; орфографического умения правильно писать производные предлоги, устно обосновывая условия выбора написаний; познавательных (осуществлять сравнение; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей) и коммуникативных (формулировать и аргументировать собственную позицию) универсальных учебных действий.
Задание 4 нацелено на проверку: учебно-языкового умения распознавать производные союзы в заданных предложениях, отличать их от омонимичных частей речи; орфографического умения правильно писать производные союзы, устно обосновывая условия выбора написаний; познавательных (осуществлять сравнение, строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей) и коммуникативных (формулировать и аргументировать собственную позицию) универсальных учебных действий.
Задание 5 направлено на выявление уровня владения орфоэпическими нормами русского литературного языка, вместе с тем оно способствует проверке коммуникативного универсального учебного действия (владеть устной речью). Задание 6 проверяет умение распознавать случаи нарушения грамматических норм русского литературного языка в заданных предложениях и исправлять эти нарушения, регулятивные (осуществлять актуальный контроль на уровне произвольного внимания) универсальные учебные действия.
Задания 7 и 8 проверяют ряд предметных умений: учебно-языковое опознавательное умение (опознавать предложения с причастным оборотом, деепричастным оборотом, обращением; находить границы причастного и деепричастного оборотов, обращения в предложении); умение применять знание синтаксиса в практике правописания; пунктуационные умения, а именно соблюдать изученные пунктуационные нормы в процессе письма и обосновывать выбор предложения и знаков препинания в нем, в том числе с помощью графической схемы, а также универсальные учебные действия: регулятивные (осуществлять актуальный контроль на уровне произвольного внимания), познавательные (преобразовывать предложение в графическую схему), коммуникативные (формулировать и аргументировать собственную позицию).
В задании 9 на основании адекватного понимания обучающимися письменно предъявляемой текстовой информации, ориентирования в содержании текста, владения изучающим видом чтения (познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия) проверяются предметные коммуникативные умения анализировать прочитанный текст с точки зрения его основной мысли, распознавать и формулировать основную мысль текста в письменной форме (правописные умения), соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления.
Задание 10 предполагает ориентирование в содержании прочитанного текста, понимание его целостного смысла, нахождение в тексте требуемой информации, выбор оснований и критериев для сравнения (познавательные универсальные учебные действия), проверку предметного коммуникативного умения опознавать функционально-смысловые типы речи, представленные в тексте.
Задание 11 также предполагает ориентирование в содержании прочитанного текста, понимание его целостного смысла, нахождение в тексте требуемой информации (ключевых слов и словосочетаний) в подтверждение своего ответа на вопрос (познавательные универсальные учебные действия и предметные коммуникативные умения), на основе которых выявляется способность обучающихся строить речевое высказывание (предметное коммуникативное умение) в письменной форме (правописные умения) с учетом норм построения предложения и словоупотребления.
Задание 12 выявляет уровень предметного учебно-языкового опознавательного умения обучающихся распознавать лексическое значение слова с опорой на указанный в задании контекст; предполагается ориентирование в содержании контекста, нахождение в контексте требуемой информации (познавательные универсальные учебные действия).
В задании 13 проверяются учебно-языковые умения распознавать стилистически окрашенное слово в заданном контексте, подбирать к найденному слову близкие по значению слова (синонимы), предполагается ориентирование в содержании контекста, нахождение в контексте требуемой информации (познавательные универсальные учебные действия).
Задание 14 предполагает объяснение значения пословицы (учебно-языковое умение) и проверят умение строить речевое высказывание (предметное коммуникативное умение) в письменной форме (правописные умения) с учетом норм построения предложения и словоупотребления; задание нацелено и на адекватное понимание обучающимися письменно предъявляемой информации (коммуникативные универсальные учебные действия), и на выявление уровня владения обучающимися национально-культурными нормами речевого поведения (коммуникативные универсальные учебные действия), а также на осознание обучающимися эстетической функции русского языка (личностные результаты).
Проверяемые в заданиях 5, 6, 9, 11−14 умения востребованы в жизненных ситуациях межличностного устного и письменного общения.
Система оценивания выполнения отдельных заданий ВПР и проверочной работы в целом
Выполнение задания 1 оценивается по трем критериям в совокупности от 0 до 9 баллов. Ответ на задание 2 оценивается по четырем критериям в совокупности от 0 до 12 баллов. Ответ на каждое из заданий 3−7, 9, 13, 14 оценивается от 0 до 2 баллов. Ответ на задание 8 оценивается от 0 до 3 баллов. Ответ на каждое из заданий 10, 12 оценивается от 0 до 1 балла. Ответ на задание 11 оценивается от 0 до 5 баллов. Правильно выполненная работа оценивается 47 первичными баллами.
Рекомендации по переводу первичных баллов ВПР в отметки по пятибалльной шкале
«2» 0–21 балл
«3» 22–31 балл
«4» 32–41 балл
«5» 42–47 баллов