Работа состоит из 9 заданий. Ответами к заданиям 1, 2, 4, 6 и 7 являются цифра, последовательность цифр или слово (словосочетание).
Задания 3, 8 и 9 требуют развернутого ответа.
Задание 5 предполагает заполнение контурной карты.
На выполнение работы отводится 45 минут.
Кодификатор со списком тем к ВПР по истории 7 класс, ФИОКО
Код Проверяемые элементы содержания
1 История России
1.1 Василий III. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы при Василии III. Война с Великим княжеством Литовским. Органы государственной власти в первой трети XVI в. Местничество. Местное управление: наместники и волостели, система кормлений. Государство и Церковь. Теория «Москва – Третий Рим»
1.2 Регентство Елены Глинской. Сопротивление удельных князей великокняжеской власти. Денежная реформа. Период боярского правления. Губная реформа. Московское восстание 1547 г.
1.3 Принятие Иваном IV царского титула. Реформы «Избранной рады» и их значение
1.4 Внешняя политика России в XVI в. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Войны с Крымским ханством. Набег ДевлетГирея 1571 г. и сожжение Москвы. Битва при Молодях. Ливонская война. Причины и результаты поражения России в Ливонской войне. Поход Ермака Тимофеевича на Сибирское ханство
1.5 Социальная структура российского общества. Указ о «заповедных летах». Многонациональный состав населения Русского государства
1.6 Политика опричнины. Опричный террор. Разгром Новгорода и Пскова. Результаты и последствия опричнины. Противоречивость личности Ивана Грозного и проводимых им преобразований
1.7 Царь Федор Иванович. Правление Бориса Годунова. Учреждение патриаршества. Восстановление позиций России в Прибалтике. Противостояние с Крымским ханством. Строительство российских крепостей и засечных черт. Продолжение закрепощения крестьянства: указ об «урочных летах». Пресечение царской династии Рюриковичей
1.8 Культурное пространство России в XVI в.
1.9 Династический кризис. Земский собор 1598 г. и избрание на царство Бориса Годунова. Политика Бориса Годунова. Голод 1601–1603 гг. и обострение социально-экономического кризиса. Приход к власти Лжедмитрия I и его политика. Восстание 1606 г. и убийство самозванца
1.10 Царствование Василия Шуйского. Переход власти к Семибоярщине. Договор об избрании на престол польского принца Владислава и вступление польско-литовского гарнизона в Москву. Подъем национально-освободительного движения. Патриарх Гермоген. Московское восстание 1611 г. Первое и второе ополчения. «Совет всей земли». Освобождение Москвы в 1612 г.
1.11 Земский собор 1613 г. и его роль в укреплении государственности. Избрание на царство Михаила Федоровича Романова. Столбовский мир со Швецией. Заключение Деулинского перемирия с Речью Посполитой. Итоги и последствия Смутного времени
1.12 Царствование Михаила Федоровича. Восстановление экономического потенциала страны. Продолжение закрепощения крестьян. Земские соборы. Роль патриарха Филарета в управлении государством
1.13 Царь Алексей Михайлович. Укрепление самодержавия. Ослабление роли Боярской думы в управлении государством. Развитие приказного строя. Приказ Тайных дел. Затухание деятельности Земских соборов. Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права. Патриарх Никон. Церковная реформа. Раскол в Церкви. Протопоп Аввакум. Старообрядчество
1.14 Царь Федор Алексеевич. Отмена местничества. Налоговая (податная) реформа
1.15 Экономическое развитие России в XVII в. Первые мануфактуры. Ярмарки. Укрепление внутренних торговых связей и развитие хозяйственной специализации регионов Российского государства. Торговый и Новоторговый уставы
1.16 Народы и регионы страны. Социальная структура российского общества. Народные движения. Соляной и Медный бунты в Москве. Восстание под предводительством Степана Разина
1.17 Россия в системе международных отношений. Внешняя политика России в XVII в. Смоленская война. Восстание Богдана Хмельницкого. Переяславская рада. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Война между Россией и Речью Посполитой 1654–1667 гг. Андрусовское перемирие. Русскошведская война 1656–1658 гг. Конфликты с Османской империей. «Азовское осадное сидение». Бахчисарайский мирный договор
1.18 Российские землепроходцы. Плавание Семена Дежнева. Выход к Тихому океану. Походы Ерофея Хабарова и Василия Пояркова, исследование бассейна реки Амур. Освоение Поволжья и Сибири. Ясачное налогообложение
1.19 Культурное пространство России в XVII в.
2 История Нового времени
2.1 Великие географические открытия. Первые колониальные империи
2.2 Экономическое, политическое и социальное развитие Европы в конце XV – XVII в.
2.3 Культура и наука в конце XV – XVII в.
2.4 Реформация и Контрреформация2.5 Международные отношения в конце XV–XVII в.
2.6 Страны Азии в конце XV–XVII в.
3 Память народа России о Великой Отечественной войне
Типы заданий, сценарии выполнения заданий ВПР
Задание 1 нацелено на проверку знания деятелей истории России и истории зарубежных стран (обучающийся должен соотнести события и их участников).
Задание 2 нацелено на проверку знания исторической терминологии (необходимо написать термин по данному определению понятия).
Задание 3 проверяет умение работать с письменными историческими источниками. В задании требуется провести атрибуцию исторического источника и проявить знание контекстной информации.
Задание 4 нацелено на проверку умения проводить атрибуцию исторической карты.
Задание 5 проверяет знание исторической географии и умение работать с контурной картой. Необходимо нанести на контурную карту два объекта.
Задания 6 и 7 нацелены на проверку знания фактов истории культуры России. В заданиях используется иллюстративный материал (изобразительная наглядность). В задании 6 требуется выбрать два памятника культуры, относящиеся к определенному времени. В задании 7 требуется указать памятник культуры по указанному в задании критерию.
Задание 8 предполагает использование одной из двух представленных в демонстрационном варианте моделей. Модель 1 предполагает проверку владения простейшими приёмами аргументации. Необходимо выбрать из списка исторический факт, который можно использовать для аргументации данной в задании точки зрения и объяснить, как с помощью выбранного факта можно аргументировать эту точку зрения. Модель 2 посвящена анализу исторической ситуации. Необходимо указать десятилетие, когда произошло названное в задании событие (процесс), указать российского монарха в этот период и привести один любой факт, характеризующий ход этого события, процесса.
Задание 9 посвящено памяти народа России о Великой Отечественной войне.
Система оценивания выполнения отдельных заданий ВПР и проверочной работы в целом
Каждое из заданий 1, 2, 4, 6 и 7 считается выполненным верно, если правильно указаны цифра, последовательность цифр или слово (словосочетание). Полный правильный ответ на каждое из заданий 2, 4, 7 оценивается 1 баллом; неполный, неверный ответ или его отсутствие – 0 баллов.
За верный ответ на задание 1 и 6 выставляется 2 балла. Если в ответе допущена одна ошибка (в том числе написана лишняя цифра или не написана одна необходимая цифра), выставляется 1 балл; если допущено две или более ошибки – 0 баллов.
Задания с развернутым ответом и задание на работу с контурной картой оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа в соответствии с критериями оценивания.
Максимальный первичный балл – 17.
Рекомендации по переводу первичных баллов ВПР в отметки по пятибалльной шкале
«2» 0–4 балла
«3» 5–9 баллов
«4» 10–13 баллов
«5» 14–17 баллов