Все задания из нового открытого банка ФИПИ по 21-й линейке ЕГЭ по биологии.

Все задания 21 ЕГЭ по биологии из банка ФИПИ

Выберите один или несколько правильных ответов.
Проанализируйте график изменения эффективности использования воды в фотосинтезе двух экосистем в течение года.

ЕГЭ по биологии

Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных. Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.

1) Исследуемые экосистемы находятся в Северном полушарии.
2) Во второй половине периода наблюдения кустарнико-травянистое сообщество демонстрирует бóльшую эффективность использования воды.
3) Травянистые сообщества демонстрируют более высокую эффективность использования воды, чем кустарниковые.
4) Кустарниковое сообщество демонстрирует бóльшую эффективность использования воды в начале вегетационного периода по сравнению с кустарнико-травянистым сообществом.
5) В первые 90 дней оценивалась эффективность только кустарникового сообщества.

КЭС: 7.4 Сообщества организмов. Биоценоз и его структура. Связи между организмами в биоценозе. Экосистема как открытая система (А.Дж. Тенсли). Функциональные блоки организмов в экосистеме: продуценты, консументы, редуценты. Трофические уровни. Трофические цепи и сети. Абиотические блоки экосистем. Почвы и илы в экосистемах. Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. Основные показатели экосистемы. Биомасса и продукция. Экологические пирамиды чисел, биомассы и энергии. Направленные закономерные смены сообществ – сукцессии. Первичные и вторичные сукцессии и их причины. Антропогенные воздействия на сукцессии. Климаксное сообщество. Биоразнообразие и полнота круговорота веществ – основа устойчивости сообществ. Природные экосистемы. Антропогенные экосистемы. Агроэкосистема. Агроценоз. Различия между антропогенными и природными экосистемами. Урбоэкосистемы. Основные компоненты урбоэкосистем. Городская флора и фауна. Синантропизация городской фауны. Биологическое и хозяйственное значение агроэкосистем и урбоэкосистем. Закономерности формирования основных взаимодействий организмов в экосистемах. Перенос энергии и веществ между смежными экосистемами. Устойчивость организмов, популяций и экосистем в условиях естественных и антропогенных воздействий

Ответ:

24

Номер: 385846

Выберите один или несколько правильных ответов.
Проанализируйте график изменения валовой первичной продукции двух экосистем в течение года. Видовой состав кустарников в исследуемых экосистемах одинаков.

ЕГЭ по биологии

Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных. Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.

1) Первые 100 дней измерения не производились.
2) Исследуемые экосистемы находятся в Северном полушарии.
3) Травянистые сообщества намного продуктивнее кустарниковых.
4) Травянистые растения вносят весомый вклад в первичную продукцию экосистемы.
5) Вегетационный период исследуемых экосистем длится 240–250 дней.

КЭС: 1.3 Методы биологической науки. Наблюдение, измерение, эксперимент, систематизация, метаанализ . Понятие о зависимой и независимой переменной. Планирование эксперимента. Постановка и проверка гипотез. Нулевая гипотеза. Понятие выборки и её достоверность. Разброс в биологических данных. Оценка достоверности полученных результатов. Причины искажения результатов эксперимента. Понятие статистического теста

Ответ:

45

Номер: B287F8

Выберите один или несколько правильных ответов.
Проанализируйте график «Влияние мутации CD24 на изменение мышечной массы у крыс».

ЕГЭ по биологии

Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа полученных результатов.

1) У только что родившихся мутантных крысят масса мышц больше, чем у нормальных.
2) Мутация способствует более сильному развитию мышечной ткани у крыс.
3) Мышечная масса у крыс с возрастом увеличивается независимо от наличия мутации.
4) Мутантные крысы взрослеют быстрее, чем нормальные.
5) Крысы живут 12 недель независимо от наличия мутации.

Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.

КЭС: 4.6 Многоклеточные животные. Опора тела организмов. Скелет многоклеточных животных. Наружный и внутренний скелет. Защита у многоклеточных животных. Покровы и их производные. Внутриполостное и внутриклеточное пищеварение. Транспорт веществ у животных. Кровеносная система позвоночных животных. Эволюционные усложнения строения кровеносной системы позвоночных животных. Дыхание животных. Дыхание позвоночных животных. Дыхательная поверхность. Механизм вентиляции лёгких у птиц и млекопитающих. Эволюционное усложнение строения лёгких позвоночных животных. Питание позвоночных животных. Органы выделения. Связь полости тела с кровеносной и выделительной системами. Выделение у позвоночных животных. Нервная система и рефлекторная регуляция у животных. Нервная система и её отделы. Отделы головного мозга позвоночных животных. Эволюционное усложнение строения нервной системы у животных

Ответ:

23

Номер: 131FF3

Выберите один или несколько правильных ответов.
Проанализируйте таблицу «Средние физиологические показатели крови и сердечно-сосудистой системы у группы туристов, восходящих на Эверест».

Показатель

На уровне моря

3500 м над уровнем моря

5300 м над уровнем моря

Систолическое давление крови в покое (мм рт. ст.)

119,02

136,63

147,08

Диастолическое давление крови в покое (мм рт. ст.)

78,90

85,04

89,52

Частота сердечных сокращений (уд./мин.)

71,48

74,85

76,09

Гемоглобин (г/л)

144,78

147,23

157,67

Наполнение артериального гемоглобина кислородом (%)

97,60

88,61

77,70

Максимальное потребление кислорода (мл/кг/мин.)

0,375

0,394

0,403

Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа полученных результатов.

1) Максимальное потребление кислорода при подъёме до высоты 3500 м от уровня моря возрастает более, чем при подъёме с высоты 3500 до высоты 5300 м.
2) Частота сердечных сокращений для местного населения, живущего на уровне моря, – 71,48 ударов в минуту.
3) По мере спуска с горы у человека будет снижаться частота сердечных сокращений.
4) Повышение концентрации гемоглобина в крови обратно пропорционально наполнению гемоглобина кислородом.
5) В горах могут хорошо себя чувствовать только люди с высоким уровнем гемоглобина в крови.

Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.

КЭС: 1.3 Методы биологической науки. Наблюдение, измерение, эксперимент, систематизация, метаанализ . Понятие о зависимой и независимой переменной. Планирование эксперимента. Постановка и проверка гипотез. Нулевая гипотеза. Понятие выборки и её достоверность. Разброс в биологических данных. Оценка достоверности полученных результатов. Причины искажения результатов эксперимента. Понятие статистического теста

Ответ:

14

Номер: D946F0

Выберите один или несколько правильных ответов.
Проанализируйте диаграмму, на которой представлена средняя острота зрения пяти групп учащихся в начале и конце учебного года.

ЕГЭ по биологии

Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных. Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.

1) Острота зрения повышается в хорошо освещённых классах.
2) В начале учебного года острота зрения ниже, чем в конце года.
3) Чем ближе конец года, тем выше нагрузка на глаза.
4) Мышцы глаза тренируются в течение года.
5) У группы 3 самое большое изменение остроты зрения в течение учебного года.

КЭС: 4.7 Возникновение и эволюция социального поведения животных

Ответ:

25

Номер: 6C5FF1

Выберите один или несколько правильных ответов.
Проанализируйте график зависимости массы тела пациента от возраста в течение первых 24 лет.

ЕГЭ по биологии

Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных. Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.

1) Масса тела исследуемого пациента практически не менялась после 16 лет.
2) Пациент перестал расти в 16 лет.
3) Наибольшая скорость роста массы тела наблюдалась в 14–16 лет.
4) Рост человека и масса его тела – взаимосвязанные показатели.
5) Масса тела человека зависит от его образа жизни.

КЭС: 1.3 Методы биологической науки. Наблюдение, измерение, эксперимент, систематизация, метаанализ . Понятие о зависимой и независимой переменной. Планирование эксперимента. Постановка и проверка гипотез. Нулевая гипотеза. Понятие выборки и её достоверность. Разброс в биологических данных. Оценка достоверности полученных результатов. Причины искажения результатов эксперимента. Понятие статистического теста

Ответ:

13

Номер: FABB0F

Выберите один или несколько правильных ответов.
Проанализируйте таблицу «Некоторые характеристики онтогенеза млекопитающих».

Млекопитающие

Максимальная продолжительность жизни, мес.

Длительность беременности, мес.

Возраст наступления половой зрелости, мес.

Мышь

42

0,7

1,5

Домашний кролик

65

0,7

2

Морская свинка

90

2

2

Овца

240

5

10

Свинья

324

4

10

Домашняя кошка

336

2

12

Домашняя собака

350

2

14

Лось

360

9

24

Шимпанзе

534

8

120

Индийский слон

840

21

156

Человек

1380

9

144

Выберите все утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных. Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.

1) У млекопитающих наблюдается прямая зависимость между максимальной продолжительностью жизни и возрастом наступления половой зрелости.
2) Наибольшей плодовитостью обладают домашние животные.
3) Продолжительность беременности зависит от условий, в которых находится животное.
4) Наличие связи между максимальной продолжительностью жизни и длительностью беременности не установлено.
5) Лучшая приспособленность к условиям обитания способствует большей продолжительности жизни.

КЭС: 4.6 Многоклеточные животные. Опора тела организмов. Скелет многоклеточных животных. Наружный и внутренний скелет. Защита у многоклеточных животных. Покровы и их производные. Внутриполостное и внутриклеточное пищеварение. Транспорт веществ у животных. Кровеносная система позвоночных животных. Эволюционные усложнения строения кровеносной системы позвоночных животных. Дыхание животных. Дыхание позвоночных животных. Дыхательная поверхность. Механизм вентиляции лёгких у птиц и млекопитающих. Эволюционное усложнение строения лёгких позвоночных животных. Питание позвоночных животных. Органы выделения. Связь полости тела с кровеносной и выделительной системами. Выделение у позвоночных животных. Нервная система и рефлекторная регуляция у животных. Нервная система и её отделы. Отделы головного мозга позвоночных животных. Эволюционное усложнение строения нервной системы у животных

Ответ:

14

Номер: 5B1B0F

Выберите один или несколько правильных ответов.
Проанализируйте диаграмму, на которой представлена доля полёвок в зимнем рационе ушастой совы в 2010–2015 гг., определённая по найденным останкам скелетов полёвок в погадках (непереваренных остатках еды, отрыгнутых совой).

ЕГЭ по биологии

Выберите все утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных. Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.

1) Чаще всего полёвки становились пищей ушастой совы зимой 2011–2012 гг.
2) Популяция полёвок была минимальной зимой 2010–2011 и 2014–2015 гг.
3) Рацион ушастой совы зависит от температурного режима зимой.
4) Зимой 2010–2011 и 2014–2015 гг. основу рациона ушастой совы составляли не полёвки.
5) В рационе ушастых сов число полёвок зависит от их численности в ареале (конкретной местности).

КЭС: 4.6 Многоклеточные животные. Опора тела организмов. Скелет многоклеточных животных. Наружный и внутренний скелет. Защита у многоклеточных животных. Покровы и их производные. Внутриполостное и внутриклеточное пищеварение. Транспорт веществ у животных. Кровеносная система позвоночных животных. Эволюционные усложнения строения кровеносной системы позвоночных животных. Дыхание животных. Дыхание позвоночных животных. Дыхательная поверхность. Механизм вентиляции лёгких у птиц и млекопитающих. Эволюционное усложнение строения лёгких позвоночных животных. Питание позвоночных животных. Органы выделения. Связь полости тела с кровеносной и выделительной системами. Выделение у позвоночных животных. Нервная система и рефлекторная регуляция у животных. Нервная система и её отделы. Отделы головного мозга позвоночных животных. Эволюционное усложнение строения нервной системы у животных

Ответ:

14

Номер: EAFB0E

Выберите один или несколько правильных ответов.
Проанализируйте график средней скорости движения мальков рыбок в зависимости от освещённости. Чередующиеся периоды освещённости и темноты указаны на оси абсцисс.

ЕГЭ по биологии

Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных. Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.

1) Мальки рыбок неподвижны на свету.
2) Питающиеся мальками рыбок хищники в основном активны днём.
3) Мальки рыбок проявляют наивысшую активность в темноте.
4) С течением времени разница в скорости движения мальков между дневными и ночными периодами сокращается.
5) Чем ярче свет, тем менее подвижны мальки рыбок.

КЭС: 1.3 Методы биологической науки. Наблюдение, измерение, эксперимент, систематизация, метаанализ . Понятие о зависимой и независимой переменной. Планирование эксперимента. Постановка и проверка гипотез. Нулевая гипотеза. Понятие выборки и её достоверность. Разброс в биологических данных. Оценка достоверности полученных результатов. Причины искажения результатов эксперимента. Понятие статистического теста

Ответ:

34

Номер: D99D71

Выберите один или несколько правильных ответов.
Проанализируйте диаграммы «Рост», «Масса тела» и «Объём грудной клетки (ОГК)» для разнополых подростков одного возраста и одной группы испытуемых.

ЕГЭ по биологии

Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа полученных результатов. Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.

1) Девочки в среднем имеют меньший рост, чем мальчики.
2) Мальчики растут быстрее девочек.
3) В среднем мальчики опережают девочек по росту и объёму грудной клетки.
4) Объём грудной клетки у девочек в среднем больше, чем у мальчиков, и не коррелирует с ростом.
5) У подростков вес увеличивается пропорционально росту.

КЭС: 1.3 Методы биологической науки. Наблюдение, измерение, эксперимент, систематизация, метаанализ . Понятие о зависимой и независимой переменной. Планирование эксперимента. Постановка и проверка гипотез. Нулевая гипотеза. Понятие выборки и её достоверность. Разброс в биологических данных. Оценка достоверности полученных результатов. Причины искажения результатов эксперимента. Понятие статистического теста

Ответ:

14

Номер: 962872

Выберите один или несколько правильных ответов.
Проанализируйте таблицу «Средние физиологические показатели крови и сердечно-сосудистой системы у группы туристов, восходящих на Эверест».

Показатель

На уровне моря

3500 м над уровнем моря

5300 м над уровнем моря

Систолическое давление крови в покое (мм рт. ст.)

119,02

136,63

147,08

Диастолическое давление крови в покое (мм рт. ст.)

78,90

85,04

89,52

Частота сердечных сокращений (уд./мин.)

71,48

74,85

76,09

Гемоглобин (г/л)

144,78

147,23

157,67

Наполнение артериального гемоглобина кислородом (%)

97,60

88,61

77,70

Максимальное потребление кислорода (мл/кг/мин.)

0,375

0,394

0,403

Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа полученных результатов.

1) Давление крови повышается с восхождением.
2) Химический состав плазмы крови изменяется с подъёмом на Эверест.
3) Насыщение артериальной крови кислородом уменьшается с подъёмом на Эверест.
4) Насыщение гемоглобина кислородом пропорционально парциальному давлению кислорода на разных высотах.
5) Частота дыхательных движений возрастает по мере восхождения.

Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.

КЭС: 1.3 Методы биологической науки. Наблюдение, измерение, эксперимент, систематизация, метаанализ . Понятие о зависимой и независимой переменной. Планирование эксперимента. Постановка и проверка гипотез. Нулевая гипотеза. Понятие выборки и её достоверность. Разброс в биологических данных. Оценка достоверности полученных результатов. Причины искажения результатов эксперимента. Понятие статистического теста

Ответ:

13

Номер: 680B78

Выберите один или несколько правильных ответов.
Проанализируйте график зависимости использования организмом человека энергии гликогена от продолжительности тренировки.

ЕГЭ по биологии

Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных. Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.

1) В организме весь гликоген полностью расщепляется за 40 минут тренировки.
2) В первые минуты тренировки доля использования гликогена как источника энергии максимальна.
3) В первые 10 минут тренировка неэффективна.
4) Через 40 минут тренировки использование организмом гликогена прекращается.
5) В первые минуты тренировки концентрация глюкозы в крови резко возрастает.

КЭС: 5.2 Защита организма от болезней. Иммунная система человека. Клеточный и гуморальный иммунитет. Врождённый, приобретённый специфический иммунитет. Теория клонально-селективного иммунитета (П.Эрлих, Ф.М.Бернет, С.Тонегава). Воспалительные ответы организмов. Роль врождённого иммунитета в развитии системных заболеваний

Ответ:

24

Номер: F807B2

Выберите один или несколько правильных ответов.
Проанализируйте график изменения скорости роста объёма муравейника в мае – сентябре.

ЕГЭ по биологии

Выберите все утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных. Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.

1) Биотические условия для роста муравейника в конце лета более благоприятные, чем в начале лета.
2) Максимальная скорость роста объёма муравейника наблюдается в начале сентября.
3) В середине и конце лета объём муравейника растёт.
4) Скорость роста объёма муравейника связана с активностью размножения муравьёв.
5) Чем выше температура воздуха, тем выше скорость роста объёма муравейника.

КЭС: 4.1 Современная система органического мира. Принципы классификации организмов. Основные систематические группы организмов

Ответ:

23

Номер: FA62B9

Выберите один или несколько правильных ответов.
Проанализируйте таблицу «Вероятность укусов комарами, инфицированными малярийным плазмодием, жителей острова Борнео в зависимости от демографических показателей».

 

Показатели

Среднее количество укусов
за сутки на человека

Демографическая группа

 

Мужчины

0,00157

Женщины

0,00219

Дети (до 15 лет)

0,00131

Род занятий

 

Фермеры

0,00180

Рабочие на плантации

0,00216

Студенты

0,00153

Иное

0,00225

Безработные

0,00142

Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных. Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.

1) Женщины на острове Борнео больше времени проводят на улице.
2) Женщин комары кусают чаще, чем мужчин.
3) Работа на плантации связана с самым высоким риском быть укушенным комаром.
4) Дети устойчивее к малярии, чем взрослые.
5) Безработные меньше подвержены укусам комаров.

КЭС: 5.2 Защита организма от болезней. Иммунная система человека. Клеточный и гуморальный иммунитет. Врождённый, приобретённый специфический иммунитет. Теория клонально-селективного иммунитета (П.Эрлих, Ф.М.Бернет, С.Тонегава). Воспалительные ответы организмов. Роль врождённого иммунитета в развитии системных заболеваний

Ответ:

25

Номер: 0C98B9

Выберите один или несколько правильных ответов.
Проанализируйте таблицу «Заражение тихоокеанской древесной лягушки (Pseudacris regilla) болезнетворным грибком». В эксперименте одной группе лягушек давалась стандартная доза зооспор грибка, а другой –
нормированная по массе доза зооспор (зависящая от массы лягушки).

Возраст после метаморфоза

Доля заразившихся стандартной дозой

Доля заразившихся нормированной по массе дозой

Разница между нормированной по массе и стандартной дозами (зооспор/мл)

1 неделя

0,91

0,82

––7,652

2 недели

1,0

1,0

––7,422

3 недели

0,92

1,0

––7,359

1 месяц

0,67

0,75

––6,658

3 месяца

0,83

0,83

––5,041

5 месяцев

0,83

0,92

––2,864

7 месяцев

0,92

1,0

––2,637

9 месяцев

1,0

1,0

––2,867

Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных. Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.

1) Для тихоокеанской древесной лягушки нормированная по массе доза зооспор в течение эксперимента всегда ниже, чем стандартная.
2) Чем старше особи, тем больше они подвержены заражению.
3) Наибольшая устойчивость к заражению отмечена у лягушек в возрасте 1 месяца.
4) Доля лягушек, инфицированных стандартной дозой зооспор, равномерно снижается на протяжении первого месяца после метаморфоза.
5) Развитие с метаморфозом понижает устойчивость животных к грибковым заболеваниям.

КЭС: 4.6 Многоклеточные животные. Опора тела организмов. Скелет многоклеточных животных. Наружный и внутренний скелет. Защита у многоклеточных животных. Покровы и их производные. Внутриполостное и внутриклеточное пищеварение. Транспорт веществ у животных. Кровеносная система позвоночных животных. Эволюционные усложнения строения кровеносной системы позвоночных животных. Дыхание животных. Дыхание позвоночных животных. Дыхательная поверхность. Механизм вентиляции лёгких у птиц и млекопитающих. Эволюционное усложнение строения лёгких позвоночных животных. Питание позвоночных животных. Органы выделения. Связь полости тела с кровеносной и выделительной системами. Выделение у позвоночных животных. Нервная система и рефлекторная регуляция у животных. Нервная система и её отделы. Отделы головного мозга позвоночных животных. Эволюционное усложнение строения нервной системы у животных

Ответ:

13

Номер: 6E40B1

Выберите один или несколько правильных ответов.
Проанализируйте график изменения активности испарения воды в двух растительных сообществах за год.

ЕГЭ по биологии

Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных. Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.

1) Активность испарения воды растениями имеет сезонный характер.
2) Испарение воды в травянистых сообществах происходит активнее, чем у кустарниковых.
3) Кустарниковое сообщество в целом испаряет меньше воды, чем кустарнико-травянистое.
4) Исследуемые сообщества находятся в Северном полушарии.
5) В первые 60 дней измерения не проводились.

КЭС: 7.3 Экологические характеристики популяции. Популяция как биологическая система. Роль неоднородности среды, физических барьеров и особенностей биологии видов в формировании пространственной структуры популяций. Основные показатели популяции: численность, плотность, возрастная и половая структура, рождаемость, прирост, темп роста, смертность, миграция. Экологическая структура популяции. Оценка численности популяции. Динамика популяции и её регуляция. Биотический потенциал популяции. Моделирование динамики популяции. Кривые роста численности популяции. Кривые выживания. Регуляция численности популяций: роль факторов, зависящих и не зависящих от плотности. Экологические стратегии видов (r- и K-стратегии). Понятие об экологической нише вида. Местообитание. Многомерная модель экологической ниши Дж.И. Хатчинсона. Размеры экологической ниши. Потенциальная и реализованная ниши. Вид как система популяций. Ареалы видов. Виды и их жизненные стратегии. Закономерности поведения и миграций животных. Биологические инвазии чужеродных видов

Ответ:

13

Номер: 8E0710

Выберите один или несколько правильных ответов.
Проанализируйте таблицу «Энергозатраты на выращивание сельскохозяйственных культур и давление этого производства на экосистему в одной из провинций Китая».

Культуры

Энергия, Дж

Давление на экосистему, усл. ед.

Зерновые

3,02×1015

1,5034

Масличные

3,25×1014

1,6409

Овощные

2,19×1014

0,0432

Фрукты

4,79×1013

0,1857

Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа полученных результатов. Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.

1) Суммарное давление на экосистему сельскохозяйственного производства данной провинции слишком велико.
2) При производстве овощей давление на экосистему наименьшее.
3) Активное использование сельскохозяйственных угодий может привести к эрозии почвы.
4) Наибольшее количество энергии требуется на производство зерновых.
5) Производство масличных культур требует меньше площадей, чем производство зерновых.

КЭС: 7.4 Сообщества организмов. Биоценоз и его структура. Связи между организмами в биоценозе. Экосистема как открытая система (А.Дж. Тенсли). Функциональные блоки организмов в экосистеме: продуценты, консументы, редуценты. Трофические уровни. Трофические цепи и сети. Абиотические блоки экосистем. Почвы и илы в экосистемах. Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. Основные показатели экосистемы. Биомасса и продукция. Экологические пирамиды чисел, биомассы и энергии. Направленные закономерные смены сообществ – сукцессии. Первичные и вторичные сукцессии и их причины. Антропогенные воздействия на сукцессии. Климаксное сообщество. Биоразнообразие и полнота круговорота веществ – основа устойчивости сообществ. Природные экосистемы. Антропогенные экосистемы. Агроэкосистема. Агроценоз. Различия между антропогенными и природными экосистемами. Урбоэкосистемы. Основные компоненты урбоэкосистем. Городская флора и фауна. Синантропизация городской фауны. Биологическое и хозяйственное значение агроэкосистем и урбоэкосистем. Закономерности формирования основных взаимодействий организмов в экосистемах. Перенос энергии и веществ между смежными экосистемами. Устойчивость организмов, популяций и экосистем в условиях естественных и антропогенных воздействий

Ответ:

24

Номер: 8F991B

Выберите один или несколько правильных ответов.
Проанализируйте таблицу «Влияние мутации CD24 на липидный и углеводный обмен у мышей».

Вещества

Диета с высоким содержанием сахарозы

Диета с высоким содержанием жиров

Норма

без мутаций

Мутация

Норма

без мутаций

Мутация

Глюкоза (ммоль/л)

6,8

8,8

7,5

9,2

Инсулин (пг/мл)

859,0

728,0

965,0

941,0

Лептин* (пг/мл)

278,1

257,0

324,4

882,2

Свободные жирные кислоты (мкмоль/л)

118,0

148,0

118,0

147,0

* Гормон, вызывающий чувство насыщения, секретируется жировыми клетками.

Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных.

1)  Диета с высоким содержанием жиров провоцирует развитие диабета у мышей.
2)  Уровни глюкозы и инсулина в крови мышей стабильно выше при диете с высоким содержанием жиров.
3)  Содержание жирных кислот в крови у мутантных мышей выше, чем у мышей с нормальным генотипом.
4)  Мыши на жировой диете испытывают чувство голода меньше, чем мыши на углеводной диете.
5)  Мыши на жировой диете питаются более калорийно, чем мыши на углеводной диете.

Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.

КЭС: 4.6 Многоклеточные животные. Опора тела организмов. Скелет многоклеточных животных. Наружный и внутренний скелет. Защита у многоклеточных животных. Покровы и их производные. Внутриполостное и внутриклеточное пищеварение. Транспорт веществ у животных. Кровеносная система позвоночных животных. Эволюционные усложнения строения кровеносной системы позвоночных животных. Дыхание животных. Дыхание позвоночных животных. Дыхательная поверхность. Механизм вентиляции лёгких у птиц и млекопитающих. Эволюционное усложнение строения лёгких позвоночных животных. Питание позвоночных животных. Органы выделения. Связь полости тела с кровеносной и выделительной системами. Выделение у позвоночных животных. Нервная система и рефлекторная регуляция у животных. Нервная система и её отделы. Отделы головного мозга позвоночных животных. Эволюционное усложнение строения нервной системы у животных

Ответ:

23

Номер: F98520

Выберите один или несколько правильных ответов.
Проанализируйте таблицу «Вероятность укусов комарами, инфицированными малярийным плазмодием, жителей острова Борнео
в зависимости от демографических показателей».

 

Показатели

Среднее количество укусов за ночь на человека

Демографическая группа

 

Мужчины

0,00157

Женщины

0,00219

Дети (до 15 лет)

0,00131

Род занятий

 

Фермеры

0,00180

Рабочие на плантации

0,00216

Студенты

0,00143

Иное

0,00225

Безработные

0,00142

Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных. Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.

1) Чем человек моложе, тем меньше у него шансов быть укушенным комаром.
2) Дети выходят из дома реже, чем взрослые.
3) Детей комары кусают реже, чем взрослых.
4) Длительное пребывание на открытом воздухе влечёт наибольший риск заражения малярией.
5) Студенты и безработные оказываются укушенными комарами реже, чем представители других родов занятий.

КЭС: 5.2 Защита организма от болезней. Иммунная система человека. Клеточный и гуморальный иммунитет. Врождённый, приобретённый специфический иммунитет. Теория клонально-селективного иммунитета (П.Эрлих, Ф.М.Бернет, С.Тонегава). Воспалительные ответы организмов. Роль врождённого иммунитета в развитии системных заболеваний

Ответ:

35

Номер: C03D2D

Выберите один или несколько правильных ответов.
Проанализируйте график «Частота возникновения сопутствующих заболеваний у женщин на поздних сроках беременности в зависимости
от наличия токсикоза».

ЕГЭ по биологии

Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных. Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.

1) У 43% женщин при наличии токсикоза на поздних сроках беременности возникают какие-либо осложнения.
2) Вероятность развития отёка лёгких и острой лёгочной недостаточности у беременных с наличием токсикоза одинакова.
3) Из-за осложнений при токсикозе могут начаться преждевременные роды.
4) При токсикозе вероятность развития сопутствующих заболеваний выше.
5) Развитие токсикоза на поздних сроках беременности приводит к смерти от отёка лёгких в 27% случаев.

КЭС: 5.2 Защита организма от болезней. Иммунная система человека. Клеточный и гуморальный иммунитет. Врождённый, приобретённый специфический иммунитет. Теория клонально-селективного иммунитета (П.Эрлих, Ф.М.Бернет, С.Тонегава). Воспалительные ответы организмов. Роль врождённого иммунитета в развитии системных заболеваний

Ответ:

14

Номер: 378A2C

Выберите один или несколько правильных ответов.
Проанализируйте график «Фазы желудочной секреции у человека».

ЕГЭ по биологии

Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных. Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.

1) Четыре часа – максимальное время переваривания пищи в желудке.
2) Наиболее продолжительная секреция желудочного сока происходит под действием гормонов.
3) Интенсивность секреции желудочного сока максимальна при нервной регуляции.
4) Секреция желудочного сока начинается при растяжении стенок желудка.
5) Интенсивность желудочной секреции прямо пропорциональна времени нахождения пищи в желудке.

КЭС: 1.3 Методы биологической науки. Наблюдение, измерение, эксперимент, систематизация, метаанализ . Понятие о зависимой и независимой переменной. Планирование эксперимента. Постановка и проверка гипотез. Нулевая гипотеза. Понятие выборки и её достоверность. Разброс в биологических данных. Оценка достоверности полученных результатов. Причины искажения результатов эксперимента. Понятие статистического теста

Ответ:

23

Номер: F91ED8

Выберите один или несколько правильных ответов.
Проанализируйте таблицу «Показатели познавательных способностей и психологических характеристик у туристов при восхождении на Эверест и возвращении».

№№

Показатель

На уровне моря

Восхождение:

высота

3500 м

Восхождение: высота

5300 м

Спуск: высота

1300 м

1

Время построения маршрута (с)

25

27

22

20

2

Время, затраченное на вычёркивание символов по определённым правилам (с)

72

87

77

77

3

Тест
на подстановку чисел (количество верных подстановок)

59

60

62

63

4

Тест
на слухоречевое заучивание (количество запомненных слов)

54

60

57

58

5

Нервозность (усл. ед.)

31

32

34

26

6

Депрессия (усл. ед.)

7

8

11

9

Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа полученных результатов.

1) Содержание кислорода в воздухе минимально на высоте 3500 м.
2) Нервозность достигает своего пика при приближении к вершине.
3) Выполнение теста на подстановку чисел не связано с высотой над уровнем моря.
4) Выполнение теста на вычёркивание символов в наибольшей степени зависит от концентрации кислорода в атмосфере.
5) Наступление депрессии зависит от скорости восхождения.

Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.

КЭС: 4.7 Возникновение и эволюция социального поведения животных

Ответ:

23

Номер: 136BDD

Выберите один или несколько правильных ответов.
Проанализируйте диаграмму «Активность жителей, отдыхающих в парке, до и после установки тренажёров в фитнес-зоне», если численность посетителей парка после установки тренажёров не изменилась.

ЕГЭ по биологии

Выберите все утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных. Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.

1) В парке доля занимающихся фитнесом людей увеличилась после установки тренажёров.
2) Установка тренажёров в парках положительно сказывается на здоровье проживающих поблизости людей.
3) Прогулки для здоровья полезнее, чем пассивный отдых на скамейках.
4) Молодые люди предпочитают активный отдых, а пожилые – отдых на скамейках.
5) Предпочитающих прогуливаться в фитнес-зоне людей стало меньше, а на удалении от неё – больше.

КЭС: 1.3 Методы биологической науки. Наблюдение, измерение, эксперимент, систематизация, метаанализ . Понятие о зависимой и независимой переменной. Планирование эксперимента. Постановка и проверка гипотез. Нулевая гипотеза. Понятие выборки и её достоверность. Разброс в биологических данных. Оценка достоверности полученных результатов. Причины искажения результатов эксперимента. Понятие статистического теста

Ответ:

15

Номер: AE465A

Выберите один или несколько правильных ответов.
Проанализируйте таблицу «Зависимость активности фотосинтеза от освещённости». Растение помещали под источником света различной интенсивности и измеряли количество углекислого газа, поглощённое растением за 1 минуту. Каждый опыт при одинаковой освещённости повторяли 3 раза (опыты 1–3).

Серии

опытов

Интенсивность света,

люмен

Объёмы поглощённого углекислого газа

за 1 мин., мл

Опыт 1

Опыт 2

Опыт 3

В среднем

I

100

15

17

16

16

II

200

36

33

39

36

III

300

52

49

49

50

IV

400

67

69

68

68

V

500

88

85

85

86

VI

600

101

101

101

101

Выберите все утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных. Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.

1) Об активности фотосинтеза можно судить по объёму выделившегося кислорода.
2) При освещении растений свыше 600 люмен объём поглощённого углекислого газа возрастает.
3) На активность фотосинтеза влияет концентрация углекислого газа.
4) Наибольший разброс данных наблюдается в опытах серии II.
5) С возрастанием освещённости активность фотосинтеза увеличивается.

КЭС: 2.4 Ассимиляция и диссимиляция – две стороны метаболизма. Типы обмена веществ: автотрофный и гетеротрофный. Участие кислорода в обменных процессах. Энергетическое обеспечение клетки: превращение АТФ в обменных процессах. Ферментативный характер реакций клеточного метаболизма. Ферменты, их строение, свойства и механизм действия. Коферменты. Отличия ферментов от неорганических катализаторов. Белки-активаторы и белки-ингибиторы. Зависимость скорости ферментативных реакций от различных факторов. Первичный синтез органических веществ в клетке. Фотосинтез. Роль хлоропластов в процессе фотосинтеза. Световая и темновая фазы. Продуктивность фотосинтеза. Влияние различных факторов на скорость фотосинтеза. Значение фотосинтеза. Хемосинтез. Разнообразие организмов-хемосинтетиков: нитрифицирующие бактерии, железобактерии, серобактерии, водородные бактерии. Значение хемосинтеза. Анаэробные организмы. Виды брожения. Продукты брожения и их использование человеком. Анаэробные микроорганизмы как объекты биотехнологии и возбудители болезней. Аэробные организмы. Этапы энергетического обмена. Подготовительный этап. Гликолиз – бескислородное расщепление глюкозы. Биологическое окисление, или клеточное дыхание. Роль митохондрий в процессах биологического окисления. Циклические реакции. Окислительное фосфорилирование. Преимущества аэробного пути обмена веществ перед анаэробным. Эффективность энергетического обмена.

Ответ:

45

Номер: F151A4

Выберите один или несколько правильных ответов.
Проанализируйте диаграмму «Содержание Т-лимфоцитов киллеров в тимусе здоровых и больных раком мышей при употреблении вещества Х». В эксперименте использовали мышей с раковой опухолью, в качестве контроля использовали здоровых мышей. В каждой группе одну часть мышей поили чистой водой, а другую –
водой с добавлением вещества Х. Через 14 дней брали на анализ тимус (вилочковую железу).

ЕГЭ по биологии

Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа полученных результатов.

1) Наличие опухоли приводит к незначительному снижению содержания Т-лимфоцитов киллеров в тимусе.
2) Тимус увеличивается из-за употребления вещества Х.
3) Вещество Х ослабляет организм.
4) Вода стимулирует иммунный ответ организма.
5) Вещество Х способствует увеличению содержания Т-лимфоцитов киллеров в тимусе.

Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.

КЭС: 1.3 Методы биологической науки. Наблюдение, измерение, эксперимент, систематизация, метаанализ . Понятие о зависимой и независимой переменной. Планирование эксперимента. Постановка и проверка гипотез. Нулевая гипотеза. Понятие выборки и её достоверность. Разброс в биологических данных. Оценка достоверности полученных результатов. Причины искажения результатов эксперимента. Понятие статистического теста

Ответ:

15

Номер: F01ECE

Выберите один или несколько правильных ответов.
Проанализируйте диаграмму «Изменение площади урбанизированных земель в одном из городов Китая».

ЕГЭ по биологии

Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа полученных результатов.

1) Административная площадь города постоянно увеличивается.
2) Площадь урбанизированных земель постоянно увеличивается.
3) Население урбанизированных территорий постоянно увеличивается.
4) Нагрузка урбанизированных территорий на окружающую среду постоянно растёт.
5) С 2004 по 2009 г. скорость роста урбанизированной площади увеличилась.

Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.

КЭС: 7.6 Экологические кризисы и их причины. Воздействие человека на биосферу. Загрязнение воздушной среды. Охрана воздуха. Загрязнение водной среды. Охрана водных ресурсов. Разрушение почвы. Охрана почвенных ресурсов. Изменение климата. Антропогенное воздействие на растительный и животный мир. Охрана растительного и животного мира. Основные принципы охраны природы. Красные книги. Особо охраняемые природные территории (ООПТ). Ботанические сады и зоологические парки. Основные принципы устойчивого развития человечества и природы. Рациональное природопользование и сохранение биологического разнообразия Земли

Ответ:

25

Номер: D258CF

Выберите один или несколько правильных ответов.
Проанализируйте график изменения продуктивности травянистого и кустарникового ярусов экосистемы в течение года.

ЕГЭ по биологии

Выберите все утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных. Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.

1) После 140-го дня кустарниковый ярус имеет более высокую продуктивность, чем травянистый.
2) Кустарниковые растения цветут в середине года, а травянистые – в начале.
3) Кустарники растут медленнее, чем травы, но имеют бóльшую продуктивность, достигнув оптимального роста.
4) Травянистые растения всегда менее продуктивны, чем кустарники.
5) Продуктивность травянистого яруса имеет тенденцию к снижению на всём протяжении периода измерений.

КЭС: 7.3 Экологические характеристики популяции. Популяция как биологическая система. Роль неоднородности среды, физических барьеров и особенностей биологии видов в формировании пространственной структуры популяций. Основные показатели популяции: численность, плотность, возрастная и половая структура, рождаемость, прирост, темп роста, смертность, миграция. Экологическая структура популяции. Оценка численности популяции. Динамика популяции и её регуляция. Биотический потенциал популяции. Моделирование динамики популяции. Кривые роста численности популяции. Кривые выживания. Регуляция численности популяций: роль факторов, зависящих и не зависящих от плотности. Экологические стратегии видов (r- и K-стратегии). Понятие об экологической нише вида. Местообитание. Многомерная модель экологической ниши Дж.И. Хатчинсона. Размеры экологической ниши. Потенциальная и реализованная ниши. Вид как система популяций. Ареалы видов. Виды и их жизненные стратегии. Закономерности поведения и миграций животных. Биологические инвазии чужеродных видов

Ответ:

15

Номер: 5501C4

Выберите один или несколько правильных ответов.
Проанализируйте диаграмму, на которой представлено содержание воды в стебельках и семядольных листьях проростков гречихи. Половину семян поливали водой без кадмия, а другую половину – с добавлением кадмия.

ЕГЭ по биологии

Выберите все утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных. Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.

1) Кадмий не влияет на содержание воды в органах растения.
2) Содержание воды в стебельках больше, чем в семядольных листьях.
3) Кадмий влияет на содержание воды в семядольных листьях больше, чем в стебельках.
4) Кадмий повышает способность растения накапливать воду.
5) Содержание воды в растениях зависит от частоты полива.

КЭС: 4.4 Ткани растений. Типы растительных тканей: образовательная, покровная, проводящая, основная, механическая. Особенности строения, функций и расположения тканей в органах растений. Органы растений. Вегетативные и генеративные органы растений. Транспортные системы растений. Дыхание растений. Питание растений. Поглощение воды, углекислого газа и минеральных веществ растениями. Выделение у растений. Раздражимость и регуляция у растений. Ростовые вещества и их значение. Движение многоклеточных растений: тропизмы и настии. Защита у многоклеточных растений. Кутикула. Средства пассивной и химической защиты. Фитонциды. Опора тела организмов. Каркас растений

Ответ:

23

Номер: 5940C1

Выберите один или несколько правильных ответов.
Проанализируйте таблицу «Успешность размножения ушастой совы в повторных кладках» (повторная кладка – вторая кладка яиц за сезон).

Даты наблюдения повторных кладок

Количество

яиц

Число птенцов, вылетевших из гнезда

19.04.2003

3

2

01.05.2003

3

0

26.04.2003

5

0

12.05.2007

6

0

21.06.2010

2

2

20.04.2010

3

0

Выберите все утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных. Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.

1) Период гнездования ушастой совы – начало весны.
2) Откладывание большого количества яиц снижает содержание в них питательных веществ.
3) Чаще в повторных кладках совы откладывают три яйца.
4) В большинстве случаев у сов низкая успешность размножения в повторных кладках.
5) Выживание птенцов в повторных кладках зависит от времени года.

КЭС: 4.6 Многоклеточные животные. Опора тела организмов. Скелет многоклеточных животных. Наружный и внутренний скелет. Защита у многоклеточных животных. Покровы и их производные. Внутриполостное и внутриклеточное пищеварение. Транспорт веществ у животных. Кровеносная система позвоночных животных. Эволюционные усложнения строения кровеносной системы позвоночных животных. Дыхание животных. Дыхание позвоночных животных. Дыхательная поверхность. Механизм вентиляции лёгких у птиц и млекопитающих. Эволюционное усложнение строения лёгких позвоночных животных. Питание позвоночных животных. Органы выделения. Связь полости тела с кровеносной и выделительной системами. Выделение у позвоночных животных. Нервная система и рефлекторная регуляция у животных. Нервная система и её отделы. Отделы головного мозга позвоночных животных. Эволюционное усложнение строения нервной системы у животных

Ответ:

34

Номер: 46A596

Выберите один или несколько правильных ответов.
Проанализируйте график зависимости численности имаго древоточца, питающегося частями растения банана, от стадии роста этого растения. Учёные размещали клейкие ловушки среди растений и фиксировали численность насекомых, пойманных в определённые месяцы.

ЕГЭ по биологии

Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных. Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.

1) Наихудшие условия для развития личинок древоточца наблюдаются с февраля по июль.
2) Банан – многолетнее травянистое растение.
3) Древоточцы предпочитают питаться цветками и завязывающимися плодами банана.
4) Исследуемая плантация бананов находится в Южном полушарии.
5) Древоточцы наиболее активно поедают части растений бананов осенью.

КЭС: 4.1 Современная система органического мира. Принципы классификации организмов. Основные систематические группы организмов

Ответ:

35

Номер: 07D791

Выберите один или несколько правильных ответов.
Проанализируйте диаграммы, на которых представлена мышечная сила
(в КГС) правой кисти мальчиков в возрасте 13–14 лет в разные годы.

ЕГЭ по биологии

 

Выберите все утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных. Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.

1) Сила кисти рук прямо пропорциональна возрасту мальчиков.
2) В каждом следующем поколении кисть у подростков становилась слабее.
3) В прошлые периоды рост мальчиков был выше, чем в настоящее время.
4) Разница в силе правой кисти между 13- и 14-летними мальчиками из поколения в поколение сокращалась.
5) Сила кисти рук подростков уменьшалась, так как они меньше занимались спортом.

КЭС: 1.3 Методы биологической науки. Наблюдение, измерение, эксперимент, систематизация, метаанализ . Понятие о зависимой и независимой переменной. Планирование эксперимента. Постановка и проверка гипотез. Нулевая гипотеза. Понятие выборки и её достоверность. Разброс в биологических данных. Оценка достоверности полученных результатов. Причины искажения результатов эксперимента. Понятие статистического теста

Ответ:

24

Номер: BAFC92

Выберите один или несколько правильных ответов.
Для исследования возможности приёма лекарства Y в таблетках было проведено следующее исследование. Пациентам, больным гипертонией, предлагалась терапия, в результате которой у них исчезали симптомы. После этого в течение нескольких лет одна группа пациентов получала лекарство Y в таблетках, а другая группа получала плацебо (таблетки не содержащие лекарства Y). Проанализируйте график, на котором отображено число пациентов, у которых не развились вновь симптомы, в зависимости
от времени.

ЕГЭ по биологии

Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных. Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.

1) Плацебо оказалось более действенным, чем лекарство Y.
2) Эффект плацебо нельзя считать доказанным.
3) Приём лекарства Y в таблетках снижает скорость повторного развития симптомов эффективнее, чем плацебо.
4) Гипертонию вылечить не удалось ни в одной из групп пациентов.
5) Как лекарство Y, так и плацебо эффективно снижают артериальное давление.

КЭС: 1.3 Методы биологической науки. Наблюдение, измерение, эксперимент, систематизация, метаанализ . Понятие о зависимой и независимой переменной. Планирование эксперимента. Постановка и проверка гипотез. Нулевая гипотеза. Понятие выборки и её достоверность. Разброс в биологических данных. Оценка достоверности полученных результатов. Причины искажения результатов эксперимента. Понятие статистического теста

Ответ:

34

Номер: D61397

Выберите один или несколько правильных ответов.
Проанализируйте таблицу «Влияние мутации CD24 на липидный и углеводный обмен у мышей».

Вещества

5 недель

9 недель

15 недель

Норма

Мут.

Норма

Мут.

Норма

Мут.

Глюкоза (ммоль/л)

6,7

9,6

7,9

9,2

5,9

9,9

Инсулин (пг/мл)

778

724

483

337

1553

756

Лептин* (пг/мл)

н.о.**

н.о.

93,6

н.о.

581,6

83,3

Свободные жирные кислоты (мкмоль/л)

117

145

119

147

122

145

* Гормон, вызывающий чувство насыщения, секретируется жировыми клетками

** Не определяется (значения не превышают погрешности измерений).

Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа полученных результатов.

1) Уровень глюкозы и жирных кислот в крови у мутантных мышей стабильно выше, чем у нормальных.
2) У мутантных мышей в клетках жиры синтезируются хуже, чем углеводы.
3) У нормальных мышей сахарный диабет развивается чаще, чем у мутантных.
4) В норме уровень инсулина обратно пропорционален уровню глюкозы в крови.
5) У мутантных мышей повышенное чувство насыщения из-за низкого уровня лептина.

Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.

КЭС: 4.6 Многоклеточные животные. Опора тела организмов. Скелет многоклеточных животных. Наружный и внутренний скелет. Защита у многоклеточных животных. Покровы и их производные. Внутриполостное и внутриклеточное пищеварение. Транспорт веществ у животных. Кровеносная система позвоночных животных. Эволюционные усложнения строения кровеносной системы позвоночных животных. Дыхание животных. Дыхание позвоночных животных. Дыхательная поверхность. Механизм вентиляции лёгких у птиц и млекопитающих. Эволюционное усложнение строения лёгких позвоночных животных. Питание позвоночных животных. Органы выделения. Связь полости тела с кровеносной и выделительной системами. Выделение у позвоночных животных. Нервная система и рефлекторная регуляция у животных. Нервная система и её отделы. Отделы головного мозга позвоночных животных. Эволюционное усложнение строения нервной системы у животных

Ответ:

14

Номер: 9ED8E3

Выберите один или несколько правильных ответов.
Проанализируйте таблицу «Заражение тихоокеанской древесной лягушки (Pseudacris regilla) болезнетворным грибком». В эксперименте лягушкам давалась стандартная доза зооспор грибка и нормированная по массе доза зооспор (зависящая от массы лягушки).

Возраст после метаморфоза

Доля инфицированных стандартной дозой

Доля инфицированных нормированной по массе дозой

Разница между нормированной по массе и стандартной дозами (зооспор/мл)

1 неделя

0,91

0,82

––7,652

2 недели

1,0

1,0

––7,422

3 недели

0,92

1,0

––7,359

1 месяц

0,67

0,75

––6,658

3 месяца

0,83

0,83

––5,041

5 месяцев

0,83

0,92

––2,864

7 месяцев

0,92

1,0

––2,637

9 месяцев

1,0

1,0

––2,867

Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных. Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.

1) Нормированная по массе доза содержит более патогенный штамм грибков, чем стандартная.
2) В двухнедельном возрасте доля инфицированных при заражении нормированной дозой такая же, как и при заражении стандартной дозой.
3) Стандартная доза выше нормированной по массе и гарантированно заражает всех лягушек.
4) Нормированная по массе доза содержит больше зооспор на миллилитр, чем стандартная доза.
5) С возрастом разница между нормированной и стандартизованной по массе дозами в целом снижается.

КЭС: 4.6 Многоклеточные животные. Опора тела организмов. Скелет многоклеточных животных. Наружный и внутренний скелет. Защита у многоклеточных животных. Покровы и их производные. Внутриполостное и внутриклеточное пищеварение. Транспорт веществ у животных. Кровеносная система позвоночных животных. Эволюционные усложнения строения кровеносной системы позвоночных животных. Дыхание животных. Дыхание позвоночных животных. Дыхательная поверхность. Механизм вентиляции лёгких у птиц и млекопитающих. Эволюционное усложнение строения лёгких позвоночных животных. Питание позвоночных животных. Органы выделения. Связь полости тела с кровеносной и выделительной системами. Выделение у позвоночных животных. Нервная система и рефлекторная регуляция у животных. Нервная система и её отделы. Отделы головного мозга позвоночных животных. Эволюционное усложнение строения нервной системы у животных

Ответ:

25

Номер: 7C316C

Выберите один или несколько правильных ответов.
Проанализируйте таблицу «Показатели познавательных способностей и психологического состояния у туристов при восхождении на Эверест и спуске с горы».

 

Показатели

На уровне моря

Восхождение

Спуск до

1300 м

на высоту 3500 м

на высоту 5300 м

Познавательные способности

Построение маршрута (с)

25

27

22

20

Вычёркивание символов по определённым правилам (с)

72

87

77

77

Тест на подстановку чисел (количество верных подстановок)

59

60

62

64

Тест на слухоречевое заучивание (количество запомненных слов)

54

60

57

58

Психологическое состояние

Нервозность (усл. ед.)

31

32

34

26

Депрессия (усл. ед.)

7

8

11

9

Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа полученных результатов.

1) При подъёме до высоты 3500 м запоминание слов улучшается, но затем ухудшается.
2) Чем выше нервозность, тем лучше выполнение теста на подстановку чисел на протяжении всего путешествия.
3) При недостатке кислорода нервозность возрастает и человек впадает в депрессию.
4) Спуск с Эвереста с высоты 5300 до 1300 м не оказывает существенного влияния на проявление познавательных способностей.
5) Утомление ухудшает запоминание слов.

Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.

КЭС: 4.7 Возникновение и эволюция социального поведения животных

Ответ:

14

Номер: D04E68

Выберите один или несколько правильных ответов.
Проанализируйте таблицу «Средние физиологические показатели крови и сердечно-сосудистой системы у группы туристов, восходящих на Эверест».

Показатель

На уровне моря

3500 м над уровнем моря

5300 м над уровнем моря

Систолическое давление крови в покое (мм рт. ст.)

119,02

136,63

147,08

Диастолическое давление крови в покое (мм рт. ст.)

78,90

85,04

89,52

Частота сердечных сокращений (уд./мин.)

71,48

74,85

76,09

Гемоглобин (г/л)

144,78

147,23

157,67

Наполнение артериального гемоглобина кислородом (%)

97,60

88,61

77,70

Максимальное потребление кислорода (мл/кг/мин.)

0,375

0,394

0,403

Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа полученных результатов.

1) Систолическое давление при подъёме на Эверест возрастает из-за снижения температуры воздуха.
2) Между показателями давления крови на уровне моря и высоте 3500 м разница больше, чем между этими показателями на высотах 3500 и 5300 м.
3) Альпинистам приходится использовать кислородное оборудование из-за низкого наполнения гемоглобина кислородом.
4) Объём выталкиваемой крови за одно сокращение сердца не зависит от высоты.
5) Физиологические показатели организма зависят от высоты над уровнем моря.

Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.

КЭС: 1.3 Методы биологической науки. Наблюдение, измерение, эксперимент, систематизация, метаанализ . Понятие о зависимой и независимой переменной. Планирование эксперимента. Постановка и проверка гипотез. Нулевая гипотеза. Понятие выборки и её достоверность. Разброс в биологических данных. Оценка достоверности полученных результатов. Причины искажения результатов эксперимента. Понятие статистического теста

Ответ:

25

Номер: FC203E

Выберите один или несколько правильных ответов.
Проанализируйте таблицу «Средние физиологические показатели крови и сердечно-сосудистой системы у группы туристов, восходящих на Эверест».

Показатель

На уровне моря

3500 м над уровнем моря

5300 м над уровнем моря

Систолическое давление крови в покое (мм рт. ст.)

119,02

136,63

147,08

Диастолическое давление крови в покое (мм рт. ст.)

78,90

85,04

89,52

Частота сердечных сокращений (уд./мин.)

71,48

74,85

76,09

Гемоглобин (г/л)

144,78

147,23

157,67

Наполнение артериального гемоглобина кислородом (%)

97,60

88,61

77,70

Максимальное потребление кислорода (мл/кг/мин)

0,375

0,394

0,403

Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа полученных результатов.

1) Деление клеток костного мозга происходит чаще при подъёме в гору.
2) Альпинистам приходится использовать кислородное оборудование из-за низкого наполнения гемоглобина кислородом.
3) Систолическое давление крови возрастает с подъёмом в гору значительнее, чем диастолическое.
4) При подъёме в гору максимальное потребление кислорода возрастает, наполнение артериального гемоглобина кислородом снижается.
5) Снижение температуры с подъёмом в гору вызывает повышение максимального потребления кислорода.

Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.

КЭС: 1.3 Методы биологической науки. Наблюдение, измерение, эксперимент, систематизация, метаанализ . Понятие о зависимой и независимой переменной. Планирование эксперимента. Постановка и проверка гипотез. Нулевая гипотеза. Понятие выборки и её достоверность. Разброс в биологических данных. Оценка достоверности полученных результатов. Причины искажения результатов эксперимента. Понятие статистического теста

Ответ:

34

Номер: 7B373E

Выберите один или несколько правильных ответов.
Проанализируйте диаграмму «Изменение площади раны при терапии наночастицами металлов».

ЕГЭ по биологии

Выберите все утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных. Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.

1) Использование изотонического раствора привело к ускорению заживления раны.
2) Наиболее значимое сокращение площади раны под действием наночастиц железа наблюдалось на девятый день.
3) Применение наночастиц меди имело наиболее выраженный терапевтический эффект.
4) Максимальный ранозаживляющий эффект наночастиц цинка проявился после пятого дня терапии.
5) Более слабый эффект наночастиц меди обусловлен их быстрым окислением в ране.

КЭС: 1.3 Методы биологической науки. Наблюдение, измерение, эксперимент, систематизация, метаанализ . Понятие о зависимой и независимой переменной. Планирование эксперимента. Постановка и проверка гипотез. Нулевая гипотеза. Понятие выборки и её достоверность. Разброс в биологических данных. Оценка достоверности полученных результатов. Причины искажения результатов эксперимента. Понятие статистического теста

Ответ:

34

Номер: 27E435

Выберите один или несколько правильных ответов.
Проанализируйте диаграмму, на которой представлено содержание кадмия в различных органах проростков двух сортов гречихи. Семена гречихи проращивали в кадках, поливая их водой с добавлением солей кадмия.

ЕГЭ по биологии

Выберите все утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных. Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.

1) Кадмий накапливается в зародышевых стебельках гораздо больше, чем в семядольных листьях.
2) Содержание кадмия в количестве 130 мкг/г сухой массы является предельной дозой для растений гречихи.
3) Кадмий способствует росту зародышевых стебельков в большей степени, чем семядольных листьев.
4) Проростки гречихи сорта 2 более устойчивы к отрицательному воздействию кадмия.
5) Проростки гречихи сорта 2 накапливают кадмий в органах меньше, чем проростки сорта 1.

КЭС: 4.4 Ткани растений. Типы растительных тканей: образовательная, покровная, проводящая, основная, механическая. Особенности строения, функций и расположения тканей в органах растений. Органы растений. Вегетативные и генеративные органы растений. Транспортные системы растений. Дыхание растений. Питание растений. Поглощение воды, углекислого газа и минеральных веществ растениями. Выделение у растений. Раздражимость и регуляция у растений. Ростовые вещества и их значение. Движение многоклеточных растений: тропизмы и настии. Защита у многоклеточных растений. Кутикула. Средства пассивной и химической защиты. Фитонциды. Опора тела организмов. Каркас растений

Ответ:

15

Номер: 26853A

Выберите один или несколько правильных ответов.
Для изучения эффективности лекарства Z в таблетках было проведено следующее исследование. Пациентам, больным гипертонией, предлагалась терапия, в результате которой у пациентов исчезали симптомы. После этого в течение нескольких лет одна группа пациентов получала лекарство Z в таблетках, а другая группа получала плацебо (таблетки такого же состава, но не содержащие лекарства Z). Проанализируйте график, на котором отображено число пациентов, у которых не развились вновь симптомы, в зависимости от времени.

ЕГЭ по биологии

Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных. Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.

1) Гипертонию вылечить не удалось ни в одной из групп пациентов.
2) Не наблюдается достоверного эффекта от применения лекарства Z в таблетках.
3) Плацебо менее эффективно, чем лекарство Z в таблетках.
4) Плацебо работает лучше, чем лекарство Z.
5) Симптомы гипертонии успешно контролируются как лекарством Z, так и плацебо.

КЭС: 1.3 Методы биологической науки. Наблюдение, измерение, эксперимент, систематизация, метаанализ . Понятие о зависимой и независимой переменной. Планирование эксперимента. Постановка и проверка гипотез. Нулевая гипотеза. Понятие выборки и её достоверность. Разброс в биологических данных. Оценка достоверности полученных результатов. Причины искажения результатов эксперимента. Понятие статистического теста

Ответ:

13

Номер: A2963E

Выберите один или несколько правильных ответов.
В исследовании изучалась эффективность ингибиторов фермента EGFR-киназы, ассоциированного с многими формами рака. Новый ингибитор сравнивали с препаратом, используемым в медицине (контроль). Проанализируйте график, на котором отображена эффективность ингибирования.

ЕГЭ по биологии

Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных. Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.

1) Ингибирование EGFR-киназы способно остановить рост опухоли на ранних стадиях рака.
2) Активность EGFR-киназы тем выше, чем больше развилась раковая опухоль.
3) Новый ингибитор менее эффективен, чем препарат, используемый в медицине.
4) Максимального ингибирования с помощью нового препарата в исследовании достигнуть не удалось.
5) Новый препарат является ингибитором лишь в небольших концентрациях.

КЭС: 1.3 Методы биологической науки. Наблюдение, измерение, эксперимент, систематизация, метаанализ . Понятие о зависимой и независимой переменной. Планирование эксперимента. Постановка и проверка гипотез. Нулевая гипотеза. Понятие выборки и её достоверность. Разброс в биологических данных. Оценка достоверности полученных результатов. Причины искажения результатов эксперимента. Понятие статистического теста

Ответ:

34

Номер: 38E936

Выберите один или несколько правильных ответов.
Проанализируйте таблицу «Интенсивность поражения зубов кариесом, определяющаяся индексом КПУ (К – количество кариозных зубов;
П – количество пломбированных зубов; У – количество удалённых зубов)».

Величина индекса КПУ

Уровень интенсивности

12 лет

35 лет

0–1,1

0,2–1,5

Очень низкий

1,2–2,6

1,6–6,2

Низкий

2,7–4,5

6,3–12,7

Средний

4,6–5,6

12,8–16,2

Высокий

5,7 и более

16,3 и выше

Очень высокий

Выберите все утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных. Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.

1) С возрастом устойчивость эмали к воздействию кариесогенных бактерий увеличивается.
2) Диапазон значений величины индекса КПУ при низком уровне интенсивности у детей меньше, чем у взрослых.
3) Чем выше величина индекса КПУ, тем выше уровень интенсивности поражения зубов кариесом.
4) Количество удалённых зубов у детей больше, чем у взрослых.
5) До 12 лет индекс КПУ не используется.

КЭС: 1.3 Методы биологической науки. Наблюдение, измерение, эксперимент, систематизация, метаанализ . Понятие о зависимой и независимой переменной. Планирование эксперимента. Постановка и проверка гипотез. Нулевая гипотеза. Понятие выборки и её достоверность. Разброс в биологических данных. Оценка достоверности полученных результатов. Причины искажения результатов эксперимента. Понятие статистического теста

Ответ:

23

Номер: 5DD58B

Выберите один или несколько правильных ответов.
Проанализируйте диаграммы «Функционирование экосистем при различном типе использования почвенных ресурсов».

ЕГЭ по биологии

Выберите все утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных. Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.

1) Низкая урожайность не позволит окупить низкую интенсивность использования почвы.
2) При высокой интенсивности использования почвы урожайность будет выше.
3) Экологи считают неприемлемой высокую интенсивность использования почвы.
4) При низкой интенсивности использования почвы происходит более полное разложение детрита.
5) Опыление растений – неотъемлемая часть устойчивости экосистемы.

КЭС: 5.2 Защита организма от болезней. Иммунная система человека. Клеточный и гуморальный иммунитет. Врождённый, приобретённый специфический иммунитет. Теория клонально-селективного иммунитета (П.Эрлих, Ф.М.Бернет, С.Тонегава). Воспалительные ответы организмов. Роль врождённого иммунитета в развитии системных заболеваний

Ответ:

24

Номер: 30EC89

Выберите один или несколько правильных ответов.
Проанализируйте таблицу «Реакция мальков на загрязнение воды трифенилфосфатом (ТФФ)».

Концентра-ция ТФФ

(мкг/л)

Число выживших мальков (%)

Количество вылупив-шихся икринок (%)

Частота нарушений развития (%)

Частота сердечных сокращений

(ударов/мин.)

Масса тела

(мг)

0,0

93,8

94,1

0,5

171,3

5,0

0,8

93,8

94,9

0,6

167,3

5,0

4,0

94,9

94,9

0,9

168,7

5,1

20,0

92,5

91,1

1,5

167,2

5,1

100,0

92,9

93,6

2,0

157,3

4,7

Выберите все утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных. Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.

1) ТФФ в определённых концентрациях может оказывать положительное влияние на мальков.
2) В эксперименте была выявлена зависимость между концентрацией ТФФ и частотой нарушения развития у мальков.
3) ТФФ ядовит как для мальков, так и для взрослых рыб.
4) При концентрации ТФФ 20 мкг/л были допущены ошибки при проведении эксперимента.
5) Частота сердечных сокращений у мальков при отсутствии ТФФ выше, чем при добавлении ТФФ в различной концентрации.

КЭС: 1.3 Методы биологической науки. Наблюдение, измерение, эксперимент, систематизация, метаанализ . Понятие о зависимой и независимой переменной. Планирование эксперимента. Постановка и проверка гипотез. Нулевая гипотеза. Понятие выборки и её достоверность. Разброс в биологических данных. Оценка достоверности полученных результатов. Причины искажения результатов эксперимента. Понятие статистического теста

Ответ:

25

Номер: 89728B

Выберите один или несколько правильных ответов.
Проанализируйте диаграмму, на которой представлена плотность нервных клеток в головном мозге разных видов млекопитающих.

ЕГЭ по биологии

Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных.

1) Плотность расположения нервных клеток у ежа меньше, чем у приматов.
2) У человека самый большой объём головного мозга.
3) Объём головного мозга пропорционален плотности расположения нервных клеток.
4) Плотность нервных клеток зависит от питания организма.
5) Плотность нервных клеток в мозге является особенностью каждого из приведённых видов.

Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.

КЭС: 5.1 Органы и системы органов человека. Гуморальная регуляция и эндокринная система человека. Железы эндокринной системы и их гормоны. Действие гормонов. Взаимосвязь нервной и эндокринной систем. Гипоталамо-гипофизарная система. Рефлекс и рефлекторная дуга. Безусловные и условные рефлексы

Ответ:

15

Номер: 160126

Выберите один или несколько правильных ответов.
Проанализируйте таблицу «Распределение хлоропластов в клетках хвои ели в зависимости от температуры».

Температура, °С

Среднее количество клеток в поле зрения

Доля клеток в поле зрения
с неравномерным распределением
хлоропластов, %

––5

36,2

37,6

+5

36,2

30,1

+22

36,2

24,8

Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных.

1) Хлоропласты в клетках хвои ели распределены равномерно при любой температуре.
2) При отрицательных температурах клетки хвои ели сохраняют жизнеспособность.
3) С повышением температуры равномерность распределения хлоропластов в клетке возрастает.
4) С понижением температуры хлоропласты во всех клетках хвои ели распределяются неравномерно.
5) В тёплые дни количество клеток с неравномерным распределением хлоропластов не превышает 25%.

Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.

КЭС: 4.4 Ткани растений. Типы растительных тканей: образовательная, покровная, проводящая, основная, механическая. Особенности строения, функций и расположения тканей в органах растений. Органы растений. Вегетативные и генеративные органы растений. Транспортные системы растений. Дыхание растений. Питание растений. Поглощение воды, углекислого газа и минеральных веществ растениями. Выделение у растений. Раздражимость и регуляция у растений. Ростовые вещества и их значение. Движение многоклеточных растений: тропизмы и настии. Защита у многоклеточных растений. Кутикула. Средства пассивной и химической защиты. Фитонциды. Опора тела организмов. Каркас растений

Ответ:

35

Номер: 0002D6

Выберите один или несколько правильных ответов.
Проанализируйте график зависимости длины тела личинки насекомого от времени.

ЕГЭ по биологии

Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных.

1) Рост личинки сопровождается линькой.
2) Насекомые живут 46 дней.
3) Длина тела личинки на большинстве стадий развития увеличивается в интервале 0,4– 0,6 см.
4) У личинки в процессе роста происходят внутренние изменения в строении.
5) Рост личинки происходит скачкообразно.

Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.

КЭС: 4.1 Современная система органического мира. Принципы классификации организмов. Основные систематические группы организмов

Ответ:

35

Номер: E769A0

Выберите один или несколько правильных ответов.
Проанализируйте таблицу «Время, необходимое для узнавания тест-изображения». Испытуемым демонстрировались цифры разных цветов
и чёрно-белые изображения разной сложности. Фиксировалось время, необходимое испытуемому, чтобы распознать и назвать объект.

Изображения

Среднее время узнавания (мс)

Простые

25,0

Средней сложности

37,5

Сложные

70,0

Цифры

Чёрные

27,5

Красные

37,5

Синие

62,5

Зелёные

45,0

Жёлтые

67,5

Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных.

1) Чем проще объект, тем меньше света необходимо для его узнавания.
2) Чёрные объекты распознаются быстрее цветных.
3) Время узнавания цифр не зависит от их цвета.
4) В сумерках распознавание цветного объекта ослабевает.
5) Цветные цифры распознаются быстрее, чем сложное изображение.

Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.

КЭС: 4.7 Возникновение и эволюция социального поведения животных

Ответ:

25

Номер: 2E78C9

Выберите один или несколько правильных ответов.
Проанализируйте таблицу «Частота обнаружения тихоходок в образцах мхов и лишайников» (тихоходки – тип микроскопических беспозвоночных, близких к членистоногим).

Место сбора образцов

Мхи

Лишайники

Всего образцов

Из них
с тихоходками

Всего образцов

Из них
с тихоходками

Улица города
с небольшой загруженностью транспортом

12

12

12

8

Улица города
с активным движением транспорта

7

6

7

5

Полигон захоронения химических отходов

7

3

7

2

Посёлок в пойме реки

7

7

7

6

Посёлок городского типа

6

6

6

4

Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных.

1) Тихоходки встречаются в городской местности чаще, чем в посёлках.
2) Количество лишайников зависит от степени загрязнения окружающей среды.
3) Тихоходки реже встречаются в местах загрязнения химическими отходами.
4) Возле водоёмов тихоходки встречаются чаще, чем на городских улицах.
5) Тихоходки встречаются во мхах чаще, чем в лишайниках.

Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.

КЭС: 4.1 Современная система органического мира. Принципы классификации организмов. Основные систематические группы организмов

Ответ:

35

Номер: AAD499

Выберите один или несколько правильных ответов.
Проанализируйте график зависимости количества тихоходок в пробах мхов из зон с разной степенью загрязнения среды. (Тихоходки – тип микроскопических беспозвоночных, близких членистоногим.) Степень загрязнения окружающей среды определялась в условных единицах: 0 – отсутствие загрязнения; 5 – максимальное загрязнение.

ЕГЭ по биологии

Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных.

1) Тихоходки способны выжить только в чистой среде обитания.
2) Высокая численность тихоходок возможна при средней степени загрязнения среды обитания.
3) Численность тихоходок зависит от состояния мхов.
4) Мхи плохо приспособлены к выживанию в загрязнённой среде обитания.
5) При максимальном загрязнении среды обитания в пробах мха тихоходки отсутствуют.

Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.

КЭС: 7.6 Экологические кризисы и их причины. Воздействие человека на биосферу. Загрязнение воздушной среды. Охрана воздуха. Загрязнение водной среды. Охрана водных ресурсов. Разрушение почвы. Охрана почвенных ресурсов. Изменение климата. Антропогенное воздействие на растительный и животный мир. Охрана растительного и животного мира. Основные принципы охраны природы. Красные книги. Особо охраняемые природные территории (ООПТ). Ботанические сады и зоологические парки. Основные принципы устойчивого развития человечества и природы. Рациональное природопользование и сохранение биологического разнообразия Земли

Ответ:

25

Номер: 22C333

Выберите один или несколько правильных ответов.
Проанализируйте график зависимости температуры тела больного малярией от продолжительности болезни.

ЕГЭ по биологии

Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных.

1) Человек – промежуточный хозяин малярийного плазмодия.
2) По мере развития болезни наблюдается тенденция к нарастанию лихорадки.
3) Малярия широко распространена в экваториальной и субэкваториальной зонах.
4) Состояния лихорадки наступают при выходе плазмодиев из эритроцитов.
5) Для данной формы малярии характерен 48-часовой цикл наступления приступов.

Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.

КЭС: 1.3 Методы биологической науки. Наблюдение, измерение, эксперимент, систематизация, метаанализ . Понятие о зависимой и независимой переменной. Планирование эксперимента. Постановка и проверка гипотез. Нулевая гипотеза. Понятие выборки и её достоверность. Разброс в биологических данных. Оценка достоверности полученных результатов. Причины искажения результатов эксперимента. Понятие статистического теста

Ответ:

25

Номер: 385E32