Страница 125

Упражнение 235. Вспомните по таблице «Е и И в окончаниях имён существительных», в каких падежах и в каком склонении имена существительные имеют окончания -и, -е.

• Приведите примеры имён существительных в данных падежах.

Падежи    1-е скл.           2-е скл.      3-е скл.
Р. п         нет ноги                            площади
Д. п.       дать ноге                            площади
П. п.     думаю о ноге о самолёте  о площади

Упражнение 236. Прочитайте. Составьте предложения, ставя выделенные слова в нужную падежную форму.

1. Лето, проводит, начало, осень, птичка, хвойном, маленькая, в, королёк, лес, и.
2. Она, на, высокой, ель, живёт, вершина.
3. Строит, кончик, на, королёк, гнёздышко, еловой, ветка.
4. Свою, поёт, птичка, скромную, круглый, и, тихую, год, песня.
5. Зимой, встретить, парк, в, на, городском, огород, в, королёк, можно.

• Запишите предложения. Составляют ли они текст? Почему? Придумайте к нему заголовок.
• Укажите падеж выделенных имён существительных, подчеркните окончания.

                        Маленькая птичка королёк
          Маленькая птичка королёк проводит лето и начало осени (Р. п.) в хвойном лесу (П. п.). Она живёт на вершине (П. п.) высокой ели (Р. п.). Королёк строит гнёздышко на кончике (П. п.) еловой ветки (Р. п.). Птичка поёт свою тихую и скромную песню (В. п.) круглый год. Зимой королька (В. п.) можно встретить в городском парке (П. п.) и на огороде (П. п.).

Эти предложения составляют текст, потому что они связаны по смыслу; к тексту можно придумать заглавие.

• Выпишите из второго предложения словосочетания.

Живёт на вершине, на вершине ели, высокой ели.