Страница 30

Упражнение 38. Прочитайте. Спишите, расставляя, где нужно, запятые.

1. Бледно-серое небо светлело, холодело, синело. (И. Тургенев) 2. Свежий ветер пахнет мятой, васильками, лебедой. (Е. Трутнева) 3. В лесу растут красно-головые подосиновики, скользкие грузди, душистые рыжики. (И. Соколов-Микитов) 4. Вот прилетели тетерева, расселись по берёзам, клюют горькие почки. (М. Пришвин)

Объясните постановку запятых в предложениях. Подчеркните в каждом предложении грамматическую основу.

Запятые разделяют однородные члены предложения.

Запятая между однородными членами, соединёнными союзами

Однородные члены предложения могут быть связаны между собой перечислительной интонацией и союзами и, а, но.

Упражнение 39. Прочитайте. Рассмотрите условные обозначения однородных членов.

• В чём сходство и различие каждой пары предложений?

Во вторых предложениях есть союз и между однородными членами.

• Когда между однородными членами предложения ставится запятая, а когда не ставится?

Если однородные члены предложения связаны интонацией перечисления (без союза), то между ними ставится запятая. Если два однородных члена соединены союзом и, то запятая между ними не ставится.

• Запишите предложения с однородными подлежащими и однородными сказуемыми. 

Зацвели одуванчики, шиповник. Зацвели одуванчики и шиповник.
Звёзды меркнут, гаснут. Звёзды  меркнут и гаснут.

Разберите предложение по членам:

            какие?                               куда?
         ↓-------------------|          |------------------------------------------
Серебряные паутинки опускались на деревья и на кусты. (Повеств., невоскл., прост., распростр., с однор. обстоятельствами)
[ __ == (-.-) и (-.-)].