Страница 139

Упражнение 268. Рассмотрите рисунки.

Составьте по каждому рисунку диалог, который происходит между покупателем и продавцом. Употребите имена существительные множественного числа в родительном падеже.   ©

— Помогите нам подобрать пару костюмов Р.п..
— Штанины брюк Р.п. слишком длинные. Рукава пиджаков Р.п. висят. 
— Тогда принесите костюмы других размеров Р.п.!

— Будьте добры, взвесьте мне пару яблок Р.п. и апельсинов Р.п. 
— Могу я вам предложить еще пару огурцов Р.п.?
— Огурцов Р.п. не нужно, лучше возьму еще килограмм орехов Р.п. .

Дательный, творительный, предложный падежи

Упражнение 269. Прочитайте. Расшифруйте эту краткую запись.

Д. п. кому? чему? -ам, -ям
Т. п. кем? чем? -ами, -ями
П. п. (о) ком? (о) чём? -ах, -ях

• Проверьте, действительно ли в данных падежах имена существительные в форме множественного числа имеют такие окончания. Для этого просклоняйте имена существительные реки, луга, моря, степи.

Д. п.         Т. п.          П. п.
рекам   реками  о реках
лугам    лугами  о лугах
морям   морями о морях
степям степями о степях

Упражнение 270. Прочитайте выразительно. ... (Н. Рубцов)

• Определите главную мысль предложения.

Все любят первый снег.

• Спишите. Выделите окончания имён существительных в предложном падеже. Почему они разные? А какие могут быть окончания у имён существительных в этом же падеже, но в единственном числе?

Ах, кто не любит первый снег 
В замёрзших руслах тихих рек, 
В полях, в селеньях и в бору
Слегка гудящем на ветру

Окончания разные, потому что существительные стоят в единственном и множественном числе.
(В) полях — сущ. (в чём? где?), н. ф. — поле, неодуш., нариц., ср. р., 2 скл., в П. п., во мн. ч., обстоятельство.