§ 10. Почему важны законы

§10. Вспомним. Задание №1

Что такое закон? Что такое опричнина, какие несчастья она принесла России?

Ответ:

Закон − нормативно−правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принятый в строго определённом, особом порядке органом законодательной власти или референдумом и регулирующий наиболее важные общественные отношения.
Опричнина − это система внутриполитических мер Ивана IV Грозного в 1565 − 1572 гг. для борьбы с предполагаемой изменой в среде знати и укрепления режима личной власти царя.
Последствия опричнины: хозяйственный упадок страны и резкое ухудшение положения её населения.

§10. Обсудим вместе. Задание №1

Нередко приходится слышать, что законы должны знать специалисты, а обыкновенному человеку это не нужно; законы часто меняются, за всем не уследишь. Зачем, по твоему мнению, нужно изучать законы?

Ответ:

Законы необходимо изучать по нескольким причинам:
1. чтобы не нарушать общественный порядок и права других людей, которые прописаны в этих законах;
2. чтобы уметь защищать свои интересы − когда человек знает законы, то он может защитить себя.

Страница 95. Задание №1

Слово «смута» имеет много значений: «непорядок, расстройство в делах, разруха», а также «восстание, мятеж» и даже «раздор между народом и властью».
Смутное время, или «великая разруха Московского государства», как говорили тогда, случилось в начале XVII в. и продолжалось вплоть до избрания царём Михаила Фёдоровича Романова (1613) и перемирия с Речью Посполитой (1618). За эти годы Россия была разорена, тысячи людей погибли от голода, в междоусобной борьбе, от рук иностранных захватчиков. Законного правительства не было, управление страной несколько раз переходило из рук в руки: друг друга сменяли самозванцы, польские ставленники, бояре.
Смута поселилась прежде всего в умах и душах людей. Они подняли оружие друг на друга, всякий думал о своей выгоде, а не о благе Отечества. Ослаблением страны не замедлили воспользоваться её недруги, готовые отхватить себе лакомый кусок Русской земли. При общей анархии (безвластии, беспорядке) России грозила потеря государственной независимости.
Но именно эта угроза всколыхнула патриотические силы страны. В сознании народа победила идея гражданского согласия, сильной законной власти. Ради порядка и общего блага люди готовы были пожертвовать личными интересами, отдать все свои средства на нужды народного ополчения. И Россия была спасена.
Чем грозило государству отсутствие законной власти?
ГДЗ ответы Обществознание 7 класс учебник Боголюбова

А.Д.Кившенко.
Избрание Михаила Романова на царство. Фрагмент

Ответ:

Отсутствие законной власти грозило государству беспорядками, кризисами, незаконным вмешательством иностранных интервентов и потерей государственной независимости.

Страница 98. Задание №1

Почему можно говорить о том, что законы помогают установить справедливость в обществе?

Ответ:

Законы помогают установить справедливость в обществе, потому что они распространяются на всех без исключения людей независимо от возраста, образования, национальности, материального положения. Даже наказание провинившегося должно быть справедливым.
Законы, которые принимаются в нашей стране, призваны утверждать и защищать справедливость. Этого требует Конституция. Одновременно она является образцом справедливости.

Страница 98. Задание №2

Жил в древних Афинах философ Сократ (469 − 399 гг. до н. э.). Он был не только выдающимся мыслителем, но и мужественным гражданином. Ответственных государственных должностей он не занимал, однако не считал себя вправе уклоняться от выполнения гражданских обязанностей − посещения народного собрания, участия в суде присяжных и т. п.
Сократ не раз критиковал тех государственных деятелей, которые допускали несправедливость и беззаконие. Неудивительно, что многие побаивались и не любили его. Однажды Сократа по ложному доносу привлекли к суду. Против него было выдвинуто обвинение в том, что он не верит в богов и дурно влияет на молодёжь. Это было равносильно обвинению в государственной измене. И суд приговорил философа к смертной казни.
Друзья уговаривали Сократа бежать из тюрьмы. Однако философ наотрез отказался из уважения к судебному решению, которое было равносильно закону. «Разве общество может существовать, если судебные решения не имеют в нём никакой силы? − говорил он друзьям. − А кроме того, какой дурной пример для молодёжи!» В назначенное время Сократ принял чашу с ядом.
А вскоре афиняне раскаялись в содеянном. Они разоблачили главного клеветника и казнили его. В Афинах была воздвигнута бронзовая статуя Сократа.
Почему Сократ отказался бежать из тюрьмы? Почему афиняне поставили памятник Сократу? Они хотели воздать должное его философским заслугам или его верности закону? Как ты думаешь?
ГДЗ ответы Обществознание 7 класс учебник Боголюбова
Ответ:

Сократ отказался бежать из тюрьмы из уважения к судебному решению, которое было равносильно закону.
Афиняне поставили памятник Сократу, потому что он был преданным закону гражданином, которого несправедливо осудили.
Я считаю, что прежде всего афиняне хотели воздать должное его верности закону, а затем и философским заслугам. Сократ был выдающимся мыслителем и мужественным человеком.

Страница 99. Задание №1

Как ты оцениваешь поступок Сократа, принявшего яд по приговору суда? Почему Сократ не мог поступить иначе?
ГДЗ ответы Обществознание 7 класс учебник Боголюбова

Ж.−Л. Давид (1748 − 1825). Смерть Сократа.
1787 г. Метрополитен−музей, Нью−Йорк

Ответ:

Мне жалко Сократа. С одной стороны, он не заслужил такой участи. С другой стороны, Сократ сделал то, что должен был сделать по приговору суда.
Сократ не мог поступить иначе, потому что он уважал закон и следовал ему. Он считал, что общество не может существовать, если судебные решения не имеют в нём никакой силы.

§10. Проверим себя. Задание №1

Почему человеческому обществу нужен порядок? Как его установить?

Ответ:

Человеческому обществу нужен порядок, чтобы людям жилось удобно и спокойно, чтобы их права не нарушались.
Порядок − это абсолютная надёжность, как утверждал древне−греческий мыслитель Пифагор (VI в. до н. э.).
В. И. Даль считал, что порядок − это правильное устройство.
Средства, с помощью которых люди устанавливали порядок, − обычаи и традиции − начали складываться уже в первобытном обществе. Как вести домашнее хозяйство, действовать на охоте, делить добычу, обмениваться продуктами, судить и наказывать − вся жизнь общины была подчинена строгим правилам. А иначе человек не мог выжить.
С возникновением государства появились юридические законы − правила, которые, устанавливает (и охраняет!) государство. Эти правила обязаны соблюдать все.

§10. Проверим себя. Задание №2

В чём состоит смысл понятия «справедливость»? Почему люди к ней стремятся?

Ответ:

Справедливость заключается в том, чтобы каждый получал то, на что имеет право. Cправедливость помогает устанавливать добрые отношения между людьми. Справедливость очень нужна людям. Когда наказывают невиновного − обидно. Несправедливо, если сильный обижает слабого, бьёт, унижает, обворовывает. Несправедливо, когда у одних есть права, а у других только обязанности. Наверное, каждый человек убеждён, что добрые и честные дела должны быть признаны, вознаграждены, а злые − осуждены, наказаны. Считается, что у каждого должны быть и права, и обязанности, что справедливость должна распространяться на всех без исключения людей независимо от возраста, образования, национальности, материального положения. Даже наказание провинившегося должно быть справедливым.

§10. Проверим себя. Задание №3

Каков наиболее надёжный способ установить справедливость в обществе?

Ответ:

Наиболее надёжный способ установить справедливость в обществе − это создание законов. Законы, которые принимаются в нашей стране, призваны утверждать и защищать справедливость. Этого требует Конституция. Одновременно она является образцом справедливости.

§10. Проверим себя. Задание №4

Как философы и юристы объясняют смысл понятия «свобода»?

Ответ:

Философы считают, что «свобода» означает «отсутствие стеснения, возможность действовать по своему желанию, по своей воле».
Юристы определяют свободу просто и точно: она состоит в возможности делать всё, что не нарушает закон, не причиняет вреда другому.

§10. Проверим себя. Задание №5

Как ты думаешь, почему свобода не может быть безграничной?

Ответ:

Свобода не может быть безграничной. Ибо в этом случае она становится беспределом, произволом и причиняет вред правам и свободам других людей. И если люди не станут соблюдать определённые правила поведения, они будут постоянно сталкиваться друг с другом, как сталкиваются в небе самолёты, нарушающие правила полёта. А ведь это страшная катастрофа.

§10. В классе и дома. Задание №1

После урока ребята говорили о судьбе Сократа. Сергей заявил, что Сократ всё−таки должен был послушаться совета своих друзей и бежать из тюрьмы. Ведь он был осуждён несправедливо. И это вскоре выяснилось. Какой ответ ты дал бы Сергею? Учти при этом мнение самого Сократа.

Ответ:

Сократ сделай свой выбор и он посчитал его для себя единственно верным. Никто не вправе навязывать своё мнение и свою точку зрения другому человеку. Я считаю, что мы должны принять и уважать выбор Сократа.

§10. В классе и дома. Задание №2

Ребята как−то заспорили. Лена сказала, что закон нельзя нарушать потому, что это нарушает справедливость. Борис ответил ей: «Нет, нарушение закона недопустимо, так как вредит порядку в обществе». Как ты считаешь, кто прав?

Ответ:

Я считаю, что правы и Лена, и Борис. Если нарушается закон, то нарушается и справедливость, что в свою очередь, приведёт к нарушению порядка в обществе.

§10. В классе и дома. Задание №3

Английский учёный и философ Фрэнсис Бэкон (1561 − 1626) писал: «Хотя справедливость и не может уничтожить пороков, но она не даёт им наносить вред». А как ты думаешь, каким способом общество может защитить справедливость от человеческих пороков?

Ответ:

Я считаю, что общество может защитить справедливость от человеческих пороков с помощью закона, а также образованностью, воспитанием, совестью и моралью.
В мире существует большое количество человеческих пороков, победить которые люди самостоятельно не могут. Для того, чтобы не нарушать справедливость и сохранять её, в обществе устанавливаются законы, правила поведения, нормы морали. Органы государственной власти следят за поведением людей, и в случае, если оно нарушает справедливость, права или свободы другого, то к нарушителю применяют санкции.

§10. В классе и дома. Задание №4

В классе разгорелся спор. Виктор говорит: «Справедливость требует ограничения свободы». Наташа возражает: «Нет, ограничение свободы − это несправедливо». Кто, на твой взгляд, прав в этом споре? Объясни почему.

Ответ:

На мой взгляд в споре прав Виктор. Человек не может делать всё, что ему вздумается. Свобода − это порядок. Быть свободным − не значит вольничать. Это значит поступать по правилам, по законам. Беспредельная свобода причиняет вред правам и свободам других людей.
Ограничение свободы допустимо лишь в установленных законом случаях. Свобода одного человека ограничена свободой другого, и это справедливо.

§10. В классе и дома. Задание №5

Бывают ли расхождения между тем, что записано в законе, и тем, что происходит в реальной жизни? Встречался ли ты с сознательными нарушениями закона? Приведи примеры. Каковы могут быть последствия нарушений?

Ответ:

Расхождения между тем, что записано в законе, и тем, что происходит в реальной жизни, конечно, бывают. Некоторые люди совершают проступки и преступления, нарушая написанные и закреплённые в специальных документах законы.
В своей жизни я встречалась с сознательным нарушением закона. Однажды я ехала в общественном транспорте в школу и заметила, как один молодой человек не оплатил свой проезд. Он доехал до своей остановке и спокойно вышел, не чувствуя вины за свой поступок. Кроме этого, я часто вижу, как люди стремятся быстрее перейти дорогу и либо делают это в неположенном месте, либо перебегают её на красный свет светофора.
Последствия таких нарушений могут грозить различными санкциями. За неоплаченный проезд в общественном транспорте молодой человек мог получить штраф. И тогда ему пришлось бы оплатить гораздо большую сумму, чем стоимость билета. За несоблюдение правил дорожного движения люди могут тоже получить штраф. Но самое страшное, что переходя или перебегая дорогу в неположенном месте, они не только нарушают закон, но ставят под угрозу свою жизнь и здоровье, а также судьбу и жизнь других людей.

§10. В классе и дома. Задание №6*

Используя ресурсы Интернета, подбери высказывания великих людей о справедливости, свободе и общественном порядке. Составь свою электронную мини−энциклопедию мудрых мыслей.

Ответ:

Цицерон, Марк Туллий:
"Справедливость без мудрости значит много, мудрость без справедливости не значит ничего".
Толстой Лев Николаевич:
"Справедливость есть крайняя мера добродетели, к которой обязан стремиться всякий. Выше её − ступени к совершенству, ниже − порок".
Достоевский Федор Михайлович:
"Ничего и никогда не было для человека и для человеческого общества невыносимее свободы!"
Гюго Виктор Мари:
"Свобода одного кончается там, где начинается свобода другого".
Гёте Иоганн Вольфганг:
"Порядок учит время сберегать".
Макаренко Антон Семёнович:
"В каждом коллективе дисциплина должна быть поставлена выше интересов отдельных членов коллектива".