§ 9. Зачем людям государство

§9. Вспомним. Задание №1

Как была организована жизнь племён и общин в догосударственный период? Кому принадлежала власть в Древнем Египте? Как назывался первый свод законов Древней Руси?

Ответ:

Во главе племён и общин в догосударственный период находился старейшина. Он управлял племенем, решал все важные вопросы и принимал решения. Женщины готовили пищу, шили одежду, воспитывали детей. Мужчины охотились, воевали и строили жилища.
Власть в Древнем Египте принадлежала фараону. Он управлял страной и принимал все решения.
Первый свод законов Древней Руси назывался Русская Правда.

§9. Обсудим вместе. Задание №1

Перед уроком истории поспорили два пятиклассника.
«Древний Египет − это страна, расположенная в долине Нила!» − утверждал один.
«Нет, правильно будет сказать, что Древний Египет − государство, расположенное в долине Нила», − настаивал другой.
Разрешить спор они попросили своего приятеля из 7 класса. Как ты думаешь, что же ответил им твой сверстник?

Ответ:

Я думаю мой сверстник ответил, что оба пятиклассника правы. Страна − это территория, а государство − это политическая форма организации общества на определённой территории, политико−территориальная суверенная организация публичной власти, обладающая аппаратом управления и принуждения, которому подчиняется всё население страны.

Страница 87. Задание №1

Сергей Иванович Мосин (1849 − 1902) − выдающийся русский конструктор−оружейник, создатель знаменитой винтовки − «трёхлинейки». Более полувека использовалась она солдатами. Такого долгого периода службы не имела до этого ни одна винтовка за рубежом.С. И. Мосин был энтузиастом оружейного дела. После окончания артиллерийской академии в 1875 г. он был назначен начальником мастерской Тульского оружейного завода. В войнах второй половины XIX столетия всё более высокие требования стали предъявляться к скорострельности оружия. В результате стали появляться так называемые магазинные винтовки. Они были снабжены приспособлениями, в которых было собрано несколько патронов в целях ускорения перезарядки оружия. Мосин сконструировал оригинальный магазин, расположенный в прикладе. Винтовка, разработанная С. И. Мосиным, неоднократно испытывалась специальной комиссией, которая сравнивала различные образцы винтовок, в том числе созданные иностранными фирмами. В 1887 г. комиссия признала винтовку Мосина заслуживающей предпочтительного внимания, указав на необходимость доработки некоторых деталей, и дала заказ на изготовление 1000 винтовок системы Мосина Тульскому оружейному заводу для проведения широких испытаний.
Работы С. И. Мосина привлекли к себе внимание иностранных оружейных фирм. Одна французская фирма пыталась приобрести права на эксплуатацию изобретённого им устройства магазина, предлагая 600 000 франков изобретателю. С. И. Мосин ответил категорическим отказом. В 1891 г. был утверждён образец винтовки, принятый российской армией на вооружение. Образец этот в основе имел винтовку Мосина. В 1900 г. на Всемирной выставке в Париже «трёхлинейка» была удостоена высшей награды.
Заслуги С. И. Мосина перед Родиной велики. Он дал русской армии надёжную и меткую винтовку, со славой прошедшую испытание во многих битвах. Памятники великому конструктору стрелкового оружия установлены во многих городах России.
В чём, на твой взгляд, проявился подлинный патриотизм Мосина?

Ответ:

Патриотизм Мосина проявился в том, что не продал французской фирме права на эксплуатацию изобретённого устройства магазина, а оставил его своей Родине. Он поставил интересы родной страны выше своих. Он дал русской армии надёжную и меткую винтовку, со славой прошедшую испытание во многих битвах.

Страница 88. Задание №1

Царь Пётр I из−за частых военных походов стал поручать текущие судебные дела нескольким избранным лицам. В 1711 г. был создан Сенат, решавший среди прочих и вопросы судопроизводства. Сенат стал высшим после царя судебным органом, который действовал по его поручениям и был перед ним ответственен. В одном из своих указов Пётр I поручает Сенату «суд иметь нелицемерный и неправедных судей наказывать отнятием чести и всего имения». Вскоре при Сенате появилась Расправная палата, рассматривавшая дела местных судов. Уже при формировании Сената при нём была учреждена должность фискала, появились эти должности и в губерниях. Фискалы должны были доносить о тяжких преступлениях и нарушениях в учреждениях. Фискалы также выступали в суде обвинителями. Позже их в этом качестве сменили прокуроры.
Можно ли считать суд в петровской России независимым органом государственной власти?

Ответ:

Суд в петровской России нельзя считать независимым органом государственной власти, потому что он действовал по поручению царя и был перед ним ответственен. Независмый суд − это суд который ни от кого не зависит и подчиняется только закону.

Страница 89. Задание №1

Поинтересуйся у родителей, других взрослых членов семьи, пользуются ли они какими−либо льготами, предоставляемыми государством (бесплатным проездом, освобождением от части коммунальных платежей и т. п.).

Ответ:

Да, мои родители пользуются льготами. Мама работает учителем, ей возмещают часть коммунальных платежей. У меня есть сестра, которая ходит в детский сад. Моей семье возмещается компенсация за детский сад.

Страница 90. Задание №1

Что изображено на картине? Вспомни, что такое Русская Правда. Она была составлена при князе Ярославе Мудром. Какую государственную задачу выполняла Русская Правда?
ГДЗ ответы Обществознание 7 класс учебник Боголюбова

И. Я. Билибин (1876—1942).
Суд во времена Русской Правды. Начало XX в.

Ответ:

Художник И. Я. Билибин на картине "Суд во времена Русской Правды" изобразил процесс суда в Древней Руси. Суд происходит при князе, который следит за действием. Подсудимый должен пройти испытание огнём. Испытание огнём состояло в том, что испытуемый должен был держать руки на огне, проходить через горящий костёр, держать руками раскалённое железо. Выдержавший эти испытания признавался оправданным, не выдержавший − виновным.
Русская Правда − сборник правовых норм Киевской Руси, датированный различными годами, начиная с 1016 года, древнейший русский правовой кодекс. Является одним из основных письменных источников русского права. Происхождение наиболее ранней части Русской Правды связано с деятельностью князя Ярослава Мудрого. Написана на древнерусском языке. Русская Правда стала основой русского законодательства и сохраняла своё значение до XV−XVI веков.
Русская Правда содержит нормы уголовного, обязательственного, наследственного, семейного и процессуального права. Является главным источником для изучения правовых, социальных и экономических отношений Киевской Руси.

Страница 91. Задание №1

В истории есть немало примеров, когда правитель считал, что его слово − закон. Население таких государств называют словом «подданные». Подданные должны выполнять волю главы государства, который действует по собственному произволу. Он может принимать правильные и мудрые решения, а может быть деспотом или тираном, в любом случае его действия не определяются никакими нормами, существуют вне закона.
Приведи примеры из истории таких государств, в которых представители власти считали, что законом для всех является безграничная воля правителя.

Ответ:

В Древне Египте все подчинялись воле фараона. Фараон был всесильным владыкой Египта. В Древнем Китае царя называли Сыном Неба, а подчинённую ему страну − Поднебесной. Все короли в Европе в Раннее Средневековье принимали решения о начале и окончании войны, о заключении мирного договора и т.д.

Страница 91. Задание №2

Существует легенда о том, что в 1655 г. король Франции Людовик XIV явился в парламент, который осмелился критиковать его указы. Председатель парламента выступал с речью. Прозвучали слова: «В высших интересах государства». В эту минуту король перебил выступающего и провозгласил: «Государство − это я».
Объясни смысл королевского изречения. Докажи, что французы в XVII в. были подданными.

Ответ:

Слова короля Людовика XIV «Государство − это я» означают, что его воля − это закон и все должны выполнять его требования.
Французы в XVII веке были поддаными, потому что они находились под властью короля и должны были подчиняться ему.

§9. Проверим себя. Задание №1

Что общего в терминах «страна» и «государство» и в чём различия между ними?

Ответ:

Общее: оба термина − и страна, и государство − определяются как территория.
Различия: страна − это в первую очередь территория, а государство − это особая форма организации общества, включающая систему органов власти, которые регулируют порядок в обществе и управляют делами народа.

§9. Проверим себя. Задание №2

Где и когда возникли первые государства?

Ответ:

В начале 3 тысячелетия до н. э. человечество совершило рывок: на территориях с тропическим и субтропическим климатом (там, где среднегодовая температура колеблется около +20 °C), в долинах великих рек Нил, Тигр и Евфрат, Инд и Ганг, Янцзы и Хуанхэ, появились первые государства. К началу 2 тысячелетия до н. э. государства появились на юге Балканского полуострова.

§9. Проверим себя. Задание №3

Какие задачи решает государство?

Ответ:

Как в прошлом, так и сегодня одной из важнейших задач государства является охрана своих границ, противодействие любым попыткам незаконного вторжения на свою территорию, поддержание обороноспособности страны.
Ещё одной важной задачей государства является поддержание общественного порядка, основанного на соблюдении общих для всех правил и норм поведения.
Сегодня государственная власть решает и другие важные задачи. Многие государства обеспечивают развитие образования, здравоохранения, науки и другие жизненно важные для общества сферы. На средства государственного бюджета прокладываются шоссейные и железнодорожные пути, развивается общественный транспорт.
В нашем государстве предметом особой заботы является помощь пожилым людям, инвалидам, многодетным семьям и другим категориям населения. Им выплачиваются пенсии, пособия, предоставляются различные льготы. Не оставляет государство в беде и тех, кто пострадал в стихийных бедствиях.

§9. Проверим себя. Задание №4

Чем граждане государства отличаются от подданных государства?

Ответ:

Граждане − это равноправные жители государства, в котором действует закон одинаково для всех членов общества. Равноправные граждане, в отличие от подданных, имеют право участвовать в делах государства. Они избирают органы государственной власти, влияют на принятие законов.
Подданные − это жители государства, в котором силу и власть имеет только слово правителя. Подданные должны выполнять волю главы государства, который действует по собственному произволу.

§9. В классе и дома. Задание №1

Рассмотри фотографии. Каждая из них может служить иллюстрацией выполнения государством определённой задачи. Назови эти задачи.
ГДЗ ответы Обществознание 7 класс учебник Боголюбова


Ответ:
ГДЗ ответы Обществознание 7 класс учебник БоголюбоваНа первом рисунке − развитие общественного транспорта.
На втором рисунке − соблюдение правопорядка, поддержание законности.
На третьем рисунке − помощь пожилым людям (выплата пенсии).

§9. В классе и дома. Задание №2

Какие государства ты изучаешь на уроках истории? Кто принимает законы в этих государствах?

Ответ:

Древнерусское государство − законы принимает царь.
Англия − парламент и король.
Франция − Генеральные штаты и король.
Китай − император.

§9. В классе и дома. Задание №3

Какие из ситуаций служат примером деятельности государства?
а) Владелец сети продуктовых магазинов решил купить новое холодильное оборудование.
б) Родительский комитет класса помог организовать экскурсию ребят в новый океанариум.
в) Суд постановил восстановить гражданина М. в праве на наследство.
г) Жители микрорайона вышли на субботник по уборке территории.
д) С января бабушка будет получать повышенную пенсию.

Ответ:

Ситуации суд постановил восстановить гражданина М. в праве на наследство и с января бабушка будет получать повышенную пенсию служат примером деятельности государства.
в) Суд постановил восстановить гражданина М. в праве на наследство − соблюдение правопорядка.
д) С января бабушка будет получать повышенную пенсию − помощь пожилым людям.
Правильный ответ − в) и д).

§9. В классе и дома. Задание №4

Прочитай два определения, взятые из толковых словарей.
а) Городской житель, горожанин, член народа, состоящий под общим управлением.
б) Подчинённый, подвластный правителю, государю.
Укажи, какое из них относится к понятию «гражданин», а какое − к понятию «подданный».

Ответ:

«Гражданин» − а) Городской житель, горожанин, член народа, состоящий под общим управлением − относится к понятию. Гражданин − это свободный человек, он подчиняется законам, по которым живёт общество.
«Подданный» − б) Подчинённый, подвластный правителю, государю. Подданный полностью подчинён воле правителя.

§9. В классе и дома. Задание №5

Перечитай отрывок из известной поэмы М. Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова»:
Государь ты наш, Иван Васильевич!
Не кори ты раба недостойного:
Сердца жаркого не залить вином,
Думу чёрную − не запотчевать!
А прогневал тебя − воля царская;
Прикажи казнить, рубить голову…
Найди положение в параграфе, иллюстрацией которого может служить этот отрывок. Поясни свой выбор.

Ответ:

В отрывке из известной поэмы М.Ю. Лермонтова прослеживается мысль о подданном, которого судит царь, выполняя тем самым важнейшую задачу государства − поддержание общественного порядка. Царь судит подданного по собственной воле, а не по закону.
«В истории есть немало примеров, когда правитель считал, что его слово − закон. Население таких государств называют словом «подданные». Подданные должны выполнять волю главы государства, который действует по собственному произволу. Он может принимать правильные и мудрые решения, а может быть деспотом или тираном, в любом случае его действия не определяются никакими нормами, существуют вне закона».

§9. В классе и дома. Задание №6

В стране Н. строительство школ осуществляется за счёт средств государственного бюджета, школьники не вносят плату за образование, учебники им государство предоставляет бесплатно. В чьих интересах в этом вопросе действует государство?
а) Всего общества.
б) Наиболее обеспеченной части общества.
в) Наименее обеспеченной части общества.
Поясни свой ответ.

Ответ:

Я считаю, что государство действует в интересах всего общества. Благодаря таким действиям государство улучшает качество образования. В результате этого в стране Н. увеличится число образованных людей, которые затем будут работать на благо общества. Также в дальнейшем в стране Н. повысится уровень жизни.