§ 14. Конституция Российской Федерации

§14. Вспомним. Задание №1

Почему важно соблюдать законы? Как связаны государство и законы? Что означало слово «республика» в Древнем Риме?

Ответ:

Важно соблюдать законы для того, чтобы в стране был порядок, чтобы не нарушались ничьи права.
Государство принимает законы, чтобы поддерживать общественный порядок, и оно же следит за исполнением этих законов.
В Древнем Риме «республика» − форма правления. В переводе с латинского res publica — «общее дело».

§14. Обсудим вместе. Задание №1

12 декабря в России отмечается День Конституции в память о принятии всенародным голосованием в 1993 г. Конституции РФ. Как ты думаешь, почему день принятия Конституции относится к важнейшим государственным памятным дням? Как отмечается этот день в твоей школе?

Ответ:

День принятия Конституции относится к важнейшим государственным памятным дням, потому что Конституция − основной закон государства. Конституция определяет форму правления и права людей, а также структуру государственной власти.
В этот день в моей школе в каждом классе проходят классные часы, посвященные истории и содержанию Основного закона и просмотр видеоролика "День Конституции".

Страница 133. Задание №1

А приходилось ли тебе наблюдать торжественную церемонию вступления в почётную должность только что избранного Президента страны? Именно над текстом Конституции он даёт клятву (присягу) на верность всему российскому народу и Отечеству. Чем объяснить такое уважительное отношение к Конституции?

Ответ:

Торжественную церемонию вступления в почётную должность только что избранного Президента страны я смотрела по телевизору.
Уважительное отношение к Конституции можно объяснить тем, что Конституция − основной закон государства, который касается всех граждан. Проявляя отношение к Конституции, избранный Президент страны высказывает уважение всему народу.

Страница 134. Задание №1

Вспомни, кому принадлежала власть и звание гражданина в древних Афинах при Перикле.

Ответ:

Приблизительно с 594 по 321 г. до н. э. в Афинском полисе существовала демократическая форма правления. Её называют первой в мире демократической системой. Любой гражданин имел право (и даже обязанность) участвовать в работе Народного собрания. В Собрании участвовали граждане, только мужчины начиная с двадцатилетнего возраста. Как отмечают, в эпоху расцвета афинской демократии около трети граждан одновременно занимали ту или иную государственную должность.
Граждане − коренные афиняне, оба родителя которых были гражданами, имели право участвовать в управлении государством.

Страница 135. Задание №1

К середине XII в. Русь раскололась на множество княжеств и земель, среди которых особое место занимал Господин Великий Новгород − так называли его современники. Высшим органом власти было вече, которое собиралось на городской площади. Формально в новгородском вече могли участвовать все свободные взрослые мужчины, но на деле на вечевой площади, где помещалось не более 300 − 500 человек, присутствовали в основном представители наиболее знатных родов − «300 золотых поясов». Вече объявляло войну и заключало мир, утверждало договоры и законы, избирало высших должностных лиц, приглашало и изгоняло князя.
Высшим должностным лицом был посадник, который выбирался из местных бояр. Он являлся, по современным понятиям, главой правительства Новгорода. Помощник посадника − тысяцкий (воевода) тоже избирался на вече и руководил тысячным ополчением. Если посадник был боярином, то тысяцкий представлял в городском управлении купцов и ремесленников, «меньших людей». Избирался на вече и глава новгородской церкви − архиепископ, но его должность, в отличие от остальных, была пожизненной. Новгород, как независимое государство, просуществовал до 1478 г.
Как ты думаешь, был ли Великий Новгород демократической республикой?

Ответ:

Великий Новгород не был демократической республикой, потому что власть принадлежала не всем гражданам, а определённому кругу людей − боярам.

Страница 136. Задание №1

Поговори с родителями и узнай, как они участвуют в выборах.

Ответ:

Мои родители принимают участие в выборах. Они приходят на избирательный участок, где им выдают бюллетени. Затем они проходят в кабинку для голосования и отдают свой голос за выбранного кандидата (ставят отметку в бюллетени напротив его фамилии). Потом этот бюллетень они опускают в урну для бюллетеней.

Страница 136. Задание №2

Какие ещё общественные организации ты знаешь?

Ответ:

Общественные организации Нижегородской области:
1. Нижегородское межрайонное лесничество.
2. Первая общероссийская ассоциация врачей частной практики.
3. Нижегородский областной комитет солдатских матерей.
4. ИНВАТУР, организация культурной, социально−трудовой реабилитации инвалидов опорников и колясочников.
5. Ассоциация общественных объединений ветеранов боевых действий г. Нижнего Новгорода.
6. СФЕРА, волонтёрская организация.
7. Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры.

Страница 137. Задание №1

Вспомни, какие свойства выражают биологическую сущность человека, а какие − социальную.

Ответ:

Биологическая сущность выражается в свойствах человека испытывать потребность в пище, отдыхе, тепле, сне и т.д.
Социальную сущность − это способность человека управлять своими инстинктами, подавлять и регулировать свои желания, заниматься осмысленной и целенаправленной деятельностью, соблюдать правила, принятые в обществе. Она определяет наше поведение и те виды активности, которые мы позволяем себе в повседневной жизни.

Страница 137. Задание №2

Подумай, чему ты учился с момента своего рождения. Объясни, почему право на образование − твоё естественное и неотчуждаемое право. Как ты считаешь, заинтересовано ли общество и государство в твоей учёбе, если «основное общее образование обязательно» (ст. 43)?

Ответ:

С момента рождения я много чему училась: сидеть, ползать, ходить, говорить, есть, одеваться, читать, писать, считать и т.д.
Право на образование − моё естественное и неотчуждаемое право, потому что это необходимое условие для дальнейшей жизни. Для того, чтобы устроиться на работу и иметь средства для жизни, необходимо получить образование. Сначала учёба в школе, а затем в других учебных заведениях. Поэтому право на образование естественное и неотчуждаемое право.
Я считаю, что общество и государство заинтересовано в моей учёбе. Государству нужны хорошие специалисты, получившие образование.

Страница 137. Задание №3

Вспомни, в чём отличие подданного от гражданина.

Ответ:

Подданный − это человек, который подчиняется правителю (королю, царю).
Гражданин − это человек, который подчиняется закону.

Страница 138. Задание №1

Рассмотри фотографии. Подумай, осуществление каких прав человека они иллюстрируют.
ГДЗ ответы Обществознание 7 класс учебник Боголюбова
Ответ:

На фото 1 − право на образование.
На фото 2 − право на частную собственность (владение автомобилем) или право на труд (если на фото запечатлён мойщик машин за работой).
На фото 3 − право исповедовать любую религию (участие в религиозных праздниках).
ГДЗ ответы Обществознание 7 класс учебник Боголюбова
страница 139. Задание №1

Задача государства состоит в том, чтобы способствовать успешному осуществлению каждым из нас своих прав, защищать нашу частную жизнь от любого незаконного вмешательства.
Вспомни, как государство решает эту задачу.

Ответ:

Государство решает эту задачу с помощью законов, которые издаются для защиты прав людей. Эти законы охраняет и защищает государство.

Страница 139. Задание №2

В третьей главе рассматривается федеративное устройство России.
Принцип федерализма означает равноправие и самостоятельность субъектов РФ при сохранении единства и целостности государства.
Как же обеспечивается государственная целостность России? Во−первых, в стране действуют единые федеральные органы власти, в которых интересы субъектов представляет Совет Федерации, поэтому его часто называют палатой регионов.
Подумай, что ещё ты можешь к этому добавить? Какова роль Конституции, единых Вооружённых сил, государственного языка? Как осуществляется хозяйственная деятельность на территории страны? Существует ли единая денежная единица?

Ответ:

Я считаю, что ещё можно добавить общие законы, Вооружённые силы страны, единую денежную единицу, единый язык.
Конституция − это основной закон государства. Ни один закон, принятый субъектом РФ не должен противоречить Конституции.
Вооружённые силы едины для страны. В них мобилизуются солдаты из всех субъектов РФ. Ни в одном субъекте РФ нет своей отдельной армии.
Государственный язык объединяет страну, так как все официальные документы пишутся на государственном языке.
В нашей стране существует единая денежная единица − рубль.

Страница 141. Задание №1

Михаил Михайлович Сперанский (1772 − 1839) − выдающийся государственный деятель России XIX в. Он родился в семье бедного сельского священника, но сумел (исключительно благодаря собственным дарованиям!) достигнуть высших постов в государстве и стать графом Российской империи. Современники отмечали его страстную любовь к чтению и размышлениям, большой интерес к людям и их поведению, умение ладить со всеми, добродушие и скромность. А главное − удивительную работоспособность и энциклопедические знания.
В 1826 г. Сперанский по поручению императора Николая I возглавил работу по систематизации всех существующих в России законов. Небольшой коллектив чиновников, руководимый Сперанским, в семилетний срок осуществил грандиозную работу. Одновременно создавался Свод законов Российской империи. Свод облегчил жизнь миллионов людей, уменьшив хаос в управлении и произвол чиновников. За составление Свода законов Сперанский был удостоен высшей награды − ордена Святого Андрея Первозванного.
Как ты думаешь, в чём состояло значение государственной деятельности Сперанского?

Ответ:

Значение государственной деятельности Сперанского состояло в том, что был наведён порядок в правосудии. Благодаря работе Сперанского и его коллектива были собраны воедино все существующие законы в стране, а также был создан Свод законов Российской империи. Свод облегчил жизнь миллионов людей, уменьшив хаос в управлении и произвол чиновников.

§14. Проверим себя. Задание №1

Почему Конституцию РФ называют Основным законом страны?

Ответ:

Конституцию РФ называют Основным законом страны, потому что в ней содержатся самые главные, основные правила общественного и государственного устройства РФ. На основе Конституции базируются все остальные законы и другие важнейшие правила жизни в нашей стране. Конституция обладает высшей юридической силой, прямым действием и применяется на всей терhитории страны.

§14. Проверим себя. Задание №2

Какие принципы лежат в основе государственного устройства РФ? В чём их значение?

Ответ:

Конституция закрепляет главный принцип демократического государства − принцип народовластия (народного суверенитета). Это значит, что верховная власть принадлежит всему народу, всем гражданам РФ (независимо от пола, материального достатка и пр.). Все вопросы жизни страны народ решает сам, самостоятельно и независимо, в своих собственных интересах. Все граждане РФ избирают на определённый срок Президента РФ и своих представителей в Государственную Думу, которым доверяют решение главных государственных вопросов. Кроме того, граждане могут принимать участие в делах государства не через представителей, а прямым голосованием на референдумах (всенародных опросах) и на выборах.
Принцип неотчуждаемости прав человека означает, что права естественны, неотъемлемы (неотделимы) от самого человека, он обладает ими от рождения и до конца жизни.
Принцип федерализма означает равноправие и самостоятельность субъектов РФ при сохранении единства и целостности государства.

§14. Проверим себя. Задание №3

В чём смысл признания государством прав человека? Чем права человека отличаются от прав гражданина?

Ответ:

Задача государства состоит в том, чтобы способствовать успешному осуществлению каждым из нас своих прав, защищать нашу частную жизнь от любого незаконного вмешательства.
Человек, как гражданин РФ, обладает всеми правами. Но Конституция разграничивает права гражданина и права человека.
Права человека − это условия, возможности жизнедеятельности человека, без которых он не может существовать (право на жизнь, личную неприкосновенность, на жилище, на образование и т.д.).
В свою очередь человек должен (обрати внимание!) не нарушать прав других людей, выполнять свои конституционные обязанности.
Правам гражданина связаны с конкретной страной, к ним относятся политические права, непосредственно связанные с участием в государственных делах. Например, избирательное право, право доступа к государственной службе. Только граждане РФ могут избирать и быть избранными в органы государственной власти. Это обусловлено суверенностью российского народа.

§14. Проверим себя. Задание №4

Объясни понятие «федеративное устройство России». Почему Совет Федерации называют палатой регионов?

Ответ:

Федеративное устройство России означает, что страна состоит из равноправных и самостоятельных субъектов.
Совет Федерации называют палатой регионов, потому что он представляет интересы субъектов РФ. В него входят по два представителя от каждого субъекта РФ.

§14. Проверим себя. Задание №5

Какие органы государственной власти относятся к высшим органам РФ? Каковы их обязанности?

Ответ:

Главой государства, является Президент. Президент отвечает за направления внутренней и внешней политики во благо всего народа, гарантирует осуществление всех статей Конституции и является Главнокомандующим Вооружёнными силами РФ.
Законодательную власть представляет Федеральное Собрание, состоящее из двух палат: верхней − Совета Федерации и нижней − Государственной Думы. Они создают законы, учитывающие современные реалии нашей страны.
Исполнительную власть представляет Правительство во главе с Председателем. В состав Правительства входят министры, возглавляющие министерства, каждое из которых отвечает за управление конкретной отраслью страны.
Судебную власть представляет Конституционный и Верховный суды. Они вершат правосудие, отстаивают права и свободы каждого гражданина РФ. Кроме того, суд разрешает конфликтные ситуации, возникающие между людьми и их объединениями.

§14. Проверим себя. Задание №6

Чем должны заниматься органы местного самоуправления?

Ответ:

Органы местного самоуправления решают многие вопросы местного характера, например, благоустройство территории, вывоз мусора и бытовых отходов и др.

§14. В классе и дома. Задание №1

Объясни, почему Конституция РФ − закон прямого действия.

Ответ:

Придание Конституции статуса закона прямого действия означает, что она может непосредственным образом, то есть без привлечения других законов, правовых актов, применяться судебным органами в процессе рассмотрения ими дел, если положения Конституции распространяются на данные дела.
Благодаря принципу прямого действия Конституции России в ряде случаев для истцов, возбуждающих судебное дело, ответчиков по делу и судей достаточно использовать только Конституцию.

§14. В классе и дома. Задание №2

Какие положения Преамбулы Конституции ты считаешь наиболее важными?

Ответ:

Я считаю, что все положения Преамбулы Конституции важны:
Мы, многонациональный народ Российской Федерации,
соединенные общей судьбой на своей земле,
утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие,
сохраняя исторически сложившееся государственное единство,
исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов,
чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость,
возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы,
стремясь обеспечить благополучие и процветание России,
исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями,
сознавая себя частью мирового сообщества,
принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Все эти положения говорят о том, что несёт Конституция РФ; что мы хотим, чтобы был мир и порядок; что мы будем помнить нашу историю; охранять Родину; защищать права и свободы каждого человека и добиваться процветания России.

§14. В классе и дома. Задание №3

Прочитай статью 8 Конституции РФ. Найди в словарях или Интернете трактовку незнакомых тебе терминов. Объясни смысл этой статьи.

Ответ:

В этой статье мне все слова понятны, незнакомых терминов нет.
Я считаю, что смысл этой статьи заключается в том, что в стране действует свобода торговли и экономических отношений. Человек может заниматься продажей любых товаров, если у него будут соответствующие документы (по необходимости).Также в стране признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

§14. В классе и дома. Задание №4

Подростки в подъезде чужого дома разбросали по полу пакеты, громко и грубо разговаривали. Какие права человека они нарушили?

Ответ:

Подростки нарушили несколько прав.
Во−первых, это право на частную собственность, потому что подростки вошли в чужой подъезд. Во−вторых, это право на отдых. Человек в своём доме хочет отдохнуть, чтобы ему никто не мешал, а ребята громко и грубо разговаривали, тем самым нарушив покой людей.

§14. В классе и дома. Задание №5

Представь, что поступило предложение выпустить брошюру под названием «Высшие органы государственной власти в фотодокументах». Какие фотографии ты отобрал бы для этой брошюры? Объясни почему.

Ответ:

Зал заседания Совета Федерации
ГДЗ ответы Обществознание 7 класс учебник Боголюбова

Зал заседания Государственной думы РФ
ГДЗ ответы Обществознание 7 класс учебник Боголюбова

Зал заседания Правительства РФ
ГДЗ ответы Обществознание 7 класс учебник Боголюбова

Зал заседания Конституционного суда РФ
ГДЗ ответы Обществознание 7 класс учебник Боголюбова

Зал заседания Верховного суда РФ
ГДЗ ответы Обществознание 7 класс учебник Боголюбова

Глава государства − Президент РФ
ГДЗ ответы Обществознание 7 класс учебник Боголюбова

Выбранные мною фотографии показывают, как работают высшие органы государственной власти. Но мы должны помнить, что они делают огромную работу, которая не может быть показана одним или несколькими снимками.

Страница 143. Задание №1

Рассмотри картину. Как ты думаешь, какие чувства испытывает М. М. Сперанский при вручении ему высшей награды Российской империи?
ГДЗ ответы Обществознание 7 класс учебник Боголюбова

А. Д. Кившенко (1851 − 1895). Император Николай I награждает Сперанского за составление свода законов. 1880 г. ЦВММ

Ответ:

Я думаю, что М. М. Сперанский испытывает чувство патриотизма, счастья, гордости и благодарности за такую высокую награду.