Ответ к упражнению 16, с. 23 — 24

16. Прочитай слова и подумай, какие из них называют предметы? Признаки? Действия?. Какие помогают связать слова друг с другом в предложении?

Ушастый, топать, ёжик, над, дышит, скамейка, под, сосновая, сопел, в, село, тёплое.

Слова, обозначающие предметы: ёжик, скамейка, село.
Слова, обозначающие признаки: ушастый, сосновая, теплый;
Слова, обозначающие действия: топать, дышит, сопел.
Слова, служащие для связи слов в предложениях: над, под, в.

Распредели эти слова на группы и запиши их в четыре столбика.

ёжик         ушастый    топать   над
скамейка сосновая   дышит   под
село         тёплый      сопел       в

Можно ли сказать, что у каждой группы слов есть что-то общее?

Эти группы слов называют частями речи.

Первые три группы слов — самостоятельные части речи, а последняя (предлоги над, под, в) – служебные части речи.

Прочитай слова.

Отобрал, котёнок, мышонок, вкусный, бутерброд, сыр.

Перечисли слова, называющие предметы. Какое слово называет действие? А признак?

Слова, называющие предметы: котёнок, мышонок, бутерброд, сыр.
Слово, называющее признак: вкусный.
Слово, называющее действие: отобрал.

Составь из этих слов предложение и запиши его. Форму слов нужно менять. Какие предлоги тебе понадобились? Почему предлоги называют служебной частью речи?

Котёнок отобрал у мышонка вкусный бутерброд с сыром.

Чтобы получилось предложение, нам понадобилось добавить два слова-помощника у и с. Эти слова ничего сами не называют, а только помогают составить предложение. Следовательно, это служебные части речи.