Стр. 57-58. Проверим себя и оценим свои достижения

1. Что объединяет произведения данного раздела? Можно ли его озаглавить по-другому?

Все произведения из этого раздела о детях. Подойдет заголовок «Мир детства».

2. Знаешь ли ты о детстве твоих родителей или других близких? Расспроси взрослых, вопросы запиши в «Рабочую тетрадь».

Можно задать вопросы:
1) Где вы жили?
2) Как праздновали Новый год?
3) Какие у вас были любимые книги?
4) Как вы проводили лето и каникулы?
5) Какие развлечения у вас были зимой?

3.  Какие эпизоды своего детства вспоминает Б. Житков? Как ты думаешь, какие чувства вызывают у писателя эти воспоминания: грусть о прошедшем детстве, радость или только желание поделиться с читателем событиями из своего детства?

Жидков вспоминает, как гостил у бабушки и сломал пароходик. Воспоминания написаны так, что вызывают легкую грусть, но в то же время улыбку, потому что воспоминания о своем детстве всегда приятны.

4.  Какие рассказы Б. Житкова ты знаешь? Что их объединяет? Согласен ли ты с тем, что автор рассказал своим читателям истории, которые произвели на него особое впечатление? Почему ты так считаешь?

Я знаю рассказы Житкова «Про обезьянку», «Пудя», «Как я ловил человечков». В них автор рассказал об интересных и поучительных случаях из детства.

5. Представь, что могло произойти, если бы мальчик из рассказа Житкова нашёл человечков. Какая история получилась бы: реальная, фантастическая, юмористическая? Запиши отзыв на произведение в читательский дневник.

Если бы мальчик нашел человечков, получилась бы фантастическая, сказочная история.
       
© «Притворившись больным, мальчик лег в постель   и дожидался, когда же уйдет бабушка. На кораблике слышался шепот,  стук. Матросы заглядывали в окна и что то хотели сказать мальчику. Вскоре стук прекратился и матросы выкатили большой шарик. Это была витаминка! Они поверили, что наш герой заболел и решили помочь ему.  Больной встал с кровати и взял вкусняшку. Какая вкусная!  Очень хотел пообщаться с новыми друзьями. И проснулся! На корабле была тишина, а рядом лежала заветная витаминка…»

Отзыв 

      «Как я ловил человечков» -  это очень поучительная история о том, как детское любопытство привело к плачевным последствиям. Маленького мальчика Борю отправили на все лето к бабушке. У неё был пароходик, который выглядел как настоящий. Боре показалось, что на нём живут настоящие матросы - человечки. И когда бабушка ушла и он остался один, он взял запретный кораблик и начал его трясти, подковыривать палубу и даже срезал веревочки, натянутые от мачт, которые ему мешали, но человечков так и не нашёл. Кораблик был испорчен.  Боря пытался починить пароходик, но выходило криво. Он понял, что натворил непоправимого и бросился к бабушке, чтобы рассказать ей все. Рассказ учит быть честным, справедливым, взвешивать свои поступки и думать, к чему они могут привести. Учит признавать свою вину и не огорчать близких людей.

6. Какое впечатление произвело на тебя произведение Паустовского? Поделись своими мыслями с друзьями. Согласны ли они с тобой?

Мне очень понравился рассказ Паустовского. Очень эмоционально было описано, как Дагни слушала симфонический концерт и поняла, что музыка и есть подарок ей от Грига. 

7.  Если бы тебя попросили объединить все произведения М. Зощенко, которые ты читал, в одну книгу, какое название ты бы ей дал?

Книгу можно было бы назвать «Минька и Леля» или «Детство Миньки».

8.  Расскажи, какие картины ты представляешь, читая стихотворения этого раздела. Какими чувствами они проникнуты? Подтверди свои ответы текстом.

Эти стихотворения показывают картины детства, детских воспоминаний и фантазии. Они проникнуты чувством ностальгии, радости от впечатлений и грусти по давно ушедшему. 

«Куда ушли, в какую даль вы?
Что между нами пролегло?»
Цветаева Бежит тропинка с бугорка

«Скажет бабушка несмело:
«Что ж, сидеть-то до зари?»
Ну, а нам какое дело, —
Говори да говори».
Есенин Бабушкины сказки

9. В каких стихотворениях используется приём сравнения?

В стихотворениях Цветаевой «Наши царства» автор сравнивает мир детей с миром взрослых, в стихотворении Брюсова «Опять сон» также используется прием сравнения.

10. Обсуди с другом, какими другими произведениями можно дополнить раздел.

Сурков "Вот моя деревня", Бальмонт "Детство", Гумилев "Детство", Асадов "Свидание с детством".

11. Подумай, репродукции каких картин можно включить. Какие произведения они могут иллюстрировать?

В.Тимофеев «Девочка с ягодами», К.Маковский «Портрет детей Стасовых», А.Бортников «Весна пришла», К.Лемох «В лето. С поздравлением», Н.Богданов-Бельский «Виртуоз», В.Серов «Мика Морозов», Н.Богданов-Бельский «У больного учителя», Ю.Кугач «В субботу», Ф.Сычков «Катание с горы», А.Корзухин «Крестьянские дети в лесу», В.Маковский «Пастушки», П.Соколов «Портрет Анны и Екатерины Васильчиковых в маскарадных костюмах», И.Прянишников «В засаде», Ю.Кротов «Мои куклы».

«Портрет Анны и Екатерины Васильчиковых в маскарадных костюмах» может иллюстрировать стихотворение Цветаевой "Наши царства", картина «Катание с горы» - стихотворение Суркова "Вот моя деревня".

12. Составьте с другом словарь настроений к стихотворению Цветаевой «Бежит тропинка с бугорка…».

Настроение сонное, ленивое, доброе, сонно-тяжелое.

13. Как меняется интонация в третьей строфе стихотворения «Бежит тропинка с бугорка…»? Почему это происходит? Как ты прочитаешь четвёртую строфу? Меняется ли интонация в произведении «Наши царства»? Когда и почему?

В третьей строфе стихотворения «Бежит тропинка с бугорка...» интонация меняется, сначала строки читались быстро "Бежит тропинка с бугорка", а затем медленно "лениво движется Ока".
В стихотворении «Наше царство» интонация меняется при переходе из царства детей в царство взрослых, к последнему четверостишию.

14. С произведениями каких поэтов ты познакомился в данном разделе? Имена каких авторов ты узнал впервые? Какое стихотворение тебе особенно запомнилось? Почему?

   Марина Цветаева и Сергей Есенин. Особенно запомнилось стихотворение Есенина, потому что оно написано простым языком, написано о том, как дети любят слушать бабушкины сказки. Все дети любят сказки, поэтому стихотворение особо запомнилось.

15. Сравни стихотворения, которые ты прочитал в этом разделе. Одинаковые ли чувства они вызывают?

Разные. От чувства грусти (Бежит тропинка с бугорка")  до радости и беззаботного восторга ("Детская").

16. Вспомни, что такое описание и повествование. Подумай, какие из прочитанных произведений этого раздела являются описаниями природы, чувств поэта, а в каком произведении главным становится повествование о событиях из жизни героев.

Описание - стихи Цветаевой, Пауствский Корзина с еловыми шишками, Есенин Бабушкины сказки.
Повествование - Житков Как я ловил человечков, Зощенко Ёлка.

Текст-описание используется тогда, когда необходимо описать какой-то предмет или явление.
Повествование — рассказ  о  событиях, которые произошли с героями произведения. События изображаются в определённой последовательности: автор рассказывает о том, с чего они начинались, как развивались и чем закончились.