Стр. 51-53. Пустыни
1. Используя карту в учебнике, закрась на контурной карте (с. 30–31) зоны полупустынь и пустынь. Для подбора цвета можешь воспользоваться приведенным ниже «ключом».
Полупустыни и пустыни -
2. С помощью учебника впиши цифровые данные в текст. Используй эти данные при рассказе о природе пустынь.
Летом в пустыне поверхность земли нагревается до 70 градусов, а температура воздуха поднимается выше 40 градусов. Корни верблюжьей колючки проникают на глубину почти на 20 метров и оттуда добывают воду. Тушканчики могут совершать прыжки до 3-х метров, что в 20 раз превышает длину тела зверька. Сайгаки могут бегать со скоростью до 80 км. в час.
3. Наш эрудированный Попугай спешит рассказать о пустыне. Все ли верно в его рассказе? Найди и исправь ошибки в тексте (зачеркни и напиши правильно).
Чудеса пустыни
Ценными растениями пустыни являются (корсак - неправильно) колосняк и джузгун. Их корни хорошо закрепляют пески. В пустые встречается маленькая лисичка – (сайгак - неправильно) корсак. Из более крупных животных замечательны (ушастые ежи – неправильно) сайгаки. Они держатся стадами, кочуя в поисках пищи и воды.
4. Папа Сережи и Нади, как и на прошлом уроке, подготовил задание. Узнай животных пустыни по фрагментам. Подпиши названия животных. Попроси рядом сидящего ученика проверить тебя.
5. Составь схему цепи питания, характерной для пустыни. Сравни ее со схемой, предложенной соседом по парте. С помощью этих схем расскажи об экологических связях в зоне пустынь.
Жук-чернотелка - ящерица-круглоголовка - песчаный удавчик.
Колосняк - тушканчик - корсак
6. Подумайте, какие экологические проблемы полупустынь и пустынь выражены этими знаками. Сформулируйте и запишите.
- Неумеренное орошение
- Перевыпас
- Браконьерство
7. Здесь ты можешь нарисовать пустыню по заданию учебника.
Предложенные для обсуждения в классе меры охраны природы, которые помогут решению этих проблем.
1) Ограничить орошение территорий, потому что растения пустыни приспособлены к засушливой погоде.
2) Ограничить территорию выпаса животных, с целью сохранения растений и недопущения разрушения песков.
3) Повысить наказание браконьеров.
8. Здесь ты можешь нарисовать пустыню по заданию учебника (с. 93)
А здесь вы можете записать рассказ о своей воображаемой экспедиции в пустыню.
Моя экспедиция в пустыню
Мы приехали к подножью горы, за которой начинается пустыня. Наша машина дальше ехать не могла, и мы пересели на верблюдов. Многие называют этих животных кораблями пустыни, потому что они способны перевезти человека через пески.
Когда мы шли по пустыне, поднялся небольшой ветер и мы увидели, как передвигаются интересные растения – перекати-поле. Они, как футбольные мячи, летели отовсюду.
Сверху, со спины верблюда, было хорошо видно, как роются маленькие песчанки, играют детеныши корсака и даже, как вдали пасется стадо сайгаков.