Подведем итоги после главы 3  стр. 104

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ

1. Где обитают живые организмы на нашей планете?

Среды обитания живых организмов:
1) водная;
2) почвенная;
3) наземно-воздушна;
4) организменная.

2. Охарактеризуйте условия жизни организмов в почвенной среде жизни.

В почвенной среде нет солнечного света, присутствует вода, там низкое содержание кислорода, не характерны сильные перепады температур.
Сама среда обитания твердая.

3. Приведите примеры растений и животных, обитающих в водной среде.

В водной среде обитают: окунь, акула, дельфин, медузы, тунец и др.

4. Назовите виды экологических факторов, которые влияют на жизнь организмов в природе.

Факторы живой природы: микроорганизмы, грибы, растения, животные, человек.
Факторы неживой природы: свет, температура, влажность.

5. Поясните, как животные приспособлены к суровым условиям зимы.

К зиме животные накапливают толстый слой жира, у них отрастает подшерсток.
Некоторые животные ложатся в спячку, чтобы пережить зиму. Во время спячки все жизненные процессы замедляются, организм расходует накопленный жир в качестве питания.

6. Что называют природным сообществом?

Природное сообщество - это совокупность растений, животных и всех микроорганизмов, которые приспособлены к жизни на определенной территории, в определенных климатических условиях, и которые взаимодействуют друг с другом в процессе жизнедеятельности.

7. Назовите, от чего зависит разнообразие природных сообществ в разных природных зонах и на разных материках.

Разнообразие природных сообществ на разных материках зависит от климатических условий.

8. Охарактеризуйте организмы, называемые планктонными.

Планктон - это мелкие организмы, которые свободно дрейфуют в воде и не способны сопротивляться течению.

9. Что собой представляет тайга?

Тайга - это природная зона с умеренным климатом, в которой преобладают хвойные деревья и представлены большое количество разных видов животных.

10. Приведите два-три примера крупных животных, обитающих в водной среде.

Кит, акула, морской лев.

ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ

А. Задания на сравнение и объяснение.

1. Сравните условия обитания рыб – удильщика и акулы.

Удильщик обитает в очень глубоких местах. Его тело очень сильное и плотное, потому что должно выдерживать сильное давление глубоководья. Для приманивания добычи имеет "удочку с фонариком".
Акулы обитают на средних глубинах в открытой воде. Поэтому они имеют торпедовидную форму и сильные плавники.

2. Объясните, какие способы приспособления имеются у акулы и удильщика, связанные с условиями, в которых они обитают?

Удильщик обитает в очень глубоких местах. Его тело очень сильное и плотное, потому что должно выдерживать сильное давление глубоководья. Для приманивания добычи имеет "удочку с фонариком", что позволяет питаться в условиях полного отсутствия света.

Акулы обитают на средних глубинах в открытой воде. Поэтому они имеют торпедовидную форму и сильные плавники. Также они обладают мощной челюстью.

Б. Выберите правильный ответ.

1. В природном сообществе растения обычно выполняют функцию:
б) производителя

2. Самое бедное разнообразие живых организмов свойственно:
в) Антарктиде

В. Составьте слово, которое содержит предложенные буквы в указанном порядке.

1. Составьте слово из заданных согласных букв, гласные буквы используйте любые.

а) Буквы л, с
лес

б) Буквы с, т, п
степь

в) Буквы т, н, д, р
тундра

2. Составьте слово из заданных гласны букв, согласные буквы используйте любые

а) Буквы и, о, о, и, я
биология

б) Буквы о, а, и
организм

в) Буквы а, о
фактор

Г. Вставьте пропущенное слово.

1. Воздействие людей на природу – это антропогенный фактор
2. Воздействие климата на организмы – это фактор неживой природы.
3. Зеленый цвет гусеницы бабочки – это покровительственная окраска.