Подведем итоги после главы 4, стр. 120-121

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ

1. Где на Земле появились первые предки человека?

В Африке.

2. Почему одного из предков человека назвали человеком умелым?

Потому что человек научился изготавливать простейшие орудия труда.

3. Чем отличается человек разумный от остальных своих предков?

Человек разумный отличался большим объемом мозга (по сравнению с неандертальцем), двуногим передвижением, развитием кистей рук, уменьшенными челюстями, меньшим волосяным покровом, более сложным поведением и уровнем общения с соплеменниками.

4. Каким образом человек изменял облик нашей планеты?

В ходе своей деятельности человек изменял облик планеты: строительство селений и городов, авто- и ж/д дорог, вырубка лесов, осушение водоемов, приручение животных.

5. Каким образом человек стремится восстановить разрушенные им богатства?

С помощью заповедников, ограничения добычи и использования редких видов животного мира и ископаемых, применения мер наказания за браконьерство.

6. Какое значение для развития человечества имел такой признак человека, как объем мозга?

В увеличением объема мозга увеличивались способности человека. Появилась речь, способности к решению различных задач, изготовлению более эффективного орудия труда.

7. Поясните, зачем нужны заповедники?

Заповедник - это территория, на которой запрещена любая человеческая деятельность и на которой сохраняются естественные условия обитания растений и животных.
Благодаря заповедникам можно сохранить и приумножить популяцию многих живых организмов.

8. Как школьники нашей страны участвуют в охране редких видов?

Помогали спасти лотос (собирали семена и распространяли их по разным озерам), женьшень и золотой корень, а также другие виды.

Выполните задания

А. Задания на сравнение и объяснение

1. Сравните человека умелого и кроманьонца

Кроманьонец, в отличие от человека умелого, обладал более высоким ростом, большей массой мозга, умел обращаться с огнем, сооружал сложные орудия труда, проводил обряды и ритуалы, изготавливал украшения, у него появилась речь.

2. Объясните, каким образом некоторые растения и грибы из природных сообществ могут служить лекарством для людей

Многие растения и грибы содержат вещества, которые помогают в поддержании иммунитета, а также способствуют истреблению болезнетворных бактерий и вирусов.

3. Объясните, почему люди в любом возрасте обязаны охранять природную среду.

Потому что природа - это среда обитания всех живых существ, в том числе и человека.
В природе все взаимосвязано, и когда погибает один элемент, то он несет за собой гибель других объектов живой природы. И каждый человек должен думать о жизни будущих поколений.

Б. Выберите правильный ответ из предложенных утверждений.

1. Самый близкий предок современного человека – это:
в) кроманьонец

2. Новый этап развития человека начался тогда, когда первобытные люди научились изготовлять орудия из:
в) из камня

3. Из каких растений по велению Петра 1 была выращена Ливауловская роща под Петербургом?
б) лиственницы.

В. Составьте слово, которое содержит предложенные буквы в указанном порядке.

1. Составьте слово из заданных гласных букв, согласные используйте любые:

а. Буквы а, о, е, и
заповедник

б. Буквы е, о, е
человек

в. Буквы о, а, а
охрана

2. Составьте слово из заданных согласных букв, гласные используйте любые:

а. Буквы в, с, т, р, л, п, т, к
австралопитек

б. Буквы л, с, п, с, д, к
лесопосадки

в. Буквы в, р, б, к
вырубка.