Экскурсия в природу
Задание №1
Перед экскурсией вспомните правила поведения в природе. Запишите наиболее важные, на ваш взгляд.
Ответ:
Наиболее важные правила поведения в природе:
1) Нельзя ломать ветви деревьев и кустарников.
2) Не надо повреждать кору деревьев.
3) Нельзя жечь траву, особенно весной.
4) Не стоит рвать дикорастущие цветы.
5) Нельзя разорять муравейники и гнезда птиц.
6) Нельзя обрывать паутину и убивать пауков.
Задание №2
Составьте геоботаническую характеристику растительного сообщества − описание растений определённой местности − по предложенному плану.
Описание: № _
Дата _ 20 _ г.
Географическое положение: _
Общий характер рельефа: _
Макрорельеф: _
Поверхностная горная порода: _
Условия увлажнения и глубина залегания грунтовых вод: _
Влияние человека и животных: _
Ярус растительности (распределение крон деревьев, кустарников, травяные растений по высоте).
Ярусы растительности
№ участка | Название яруса | Высота, м | Господствующие виды растений |
Ответ:
Геоботаническая характеристика растительного сообщества
Описание: № 1
Дата июнь 2023 г.
Географическое положение: Курортный район г. Санкт−Петербурга
Общий характер рельефа: Холмистный моренный рельеф, холмисто−котловинный камовый рельеф.
Макрорельеф: Террисированная равнина, полого−холмистые дюны, озерно−ледниковая равнина.
Поверхностная горная порода: пески, супеси, суглинки.
Условия увлажнения и глубина залегания грунтовых вод: Территория района расположена в зоне избыточного увлажнения. Грунтовые воды залегают в 20−25 м от поверхности.
Влияние человека и животных: Район считается главным рекреационным центром города, в пределах которого располагается большое количество мест отдыха, баз отдыха, отелей, санаториев и пр. Кроме того, здесь также насчитывается большое количество заказнико, например, Сестрорецкое болото или Комаровский берег.
Ярусы растительности
№ участка | Название яруса | Высота, м | Господствующие виды растений |
1 | Древесный яру | более 1,5 м | Сосна, ель, береза, осина, ольха, ива |
Кустарничковый ярус | до 60 см | Кислица, брусника, черника | |
Мохово−лишайниковый ярус | до 30 см | Сфагнум, белый мох, кукушкин лен, зеленый мох |
Задание №3
Ответьте на вопросы.
а) Существует ли связь между рельефом и растительностью?
б) Какие растения каким формам рельефа соответствуют?
Ответ:
а) Да, связь между рельефом и растительностью существует. Например, светолюбивые растения будут расти на возвышенных участках, которые хорошо освещаются солнцем, а вот влаголюбивые растения, наоборот, в понижениях рельефа.
б) Чем выше абсолютная высота формы рельефа, тем беднее флора этого участка. Например, на самых высоких участках гор можно встретить только мхи и лишайники, а вот на равнине можно встретить разнообразную растительность (и деревья, и кустарники, и различные травы).
Задание №4
Проведите фенологические наблюдения. При наблюдениях за растениями обычно отмечают даты начала сокодвижения, набухания почек, раскрытия почек, развёртывания первых листьев, начала цветения, конца цветения, начала плодоношения, начала листопада, конца листопада.
Зафиксируйте в ваших полевых дневниках, какие из названных явлений наблюдаются во время экскурсии._
Ответ:
Во время экскурсии (июнь 2023 г.) наблюдаются следующие явления: начало цветения и начало плодоношения.
Задание №5
Проведите гидрологические наблюдения. Определите и опишите:
1) тип ближайшего к школе водоёма _
2) название водоёма _
3) размеры водоёма _
4) прибрежно−водную растительность _
5) температуру, цвет, запах, прозрачность воды _
6) животный мир водоёма и окрестностей _
7) воздействие человека на водоём _
Ответ:
Гидрологическое наблюдение Фонтанного пруда в Парке Победы г. Санкт−Петербурга
1) тип ближайшего к школе водоёма − искусственный пруд;
2) название водоёма − Фонтанный пруд;
3) размеры водоёма − около 25 000 м2;
4) прибрежно−водная растительность − осока, ряска, кувшинка и др.;
5) температуру, цвет, запах, прозрачность воды − температура воды составляет около 15℃, цвет прозрачный, запах слегка застойной воды, вода мутная;
6) животный мир водоёма и окрестностей − утки, чайки, воробьи, голуби, различные насекомые;
7) воздействие человека на водоём − загрязнение твердыми бытовыми отходами.