Природа и человек
Воздействие человека на природу Земли

Задание №1

Дополните предложения.
1) Основные источники воды, необходимой для жизни человека и его хозяйственной деятельности, − это _
2) Древесину заготавливают для производства _
3) Решающую роль при выращивании сельскохозяйственных растений играют _
4) Санатории и гостиницы строят _

Ответ:

1) Основные источники воды, необходимой для жизни человека и его хозяйственной деятельности, − это подземные воды, воды рек и пресных озер.
2) Древесину заготавливают для производства мебели и бумаги.
3) Решающую роль при выращивании сельскохозяйственных растений играют тепло, вода и свет.
4) Санатории и гостиницы строят в районах с особыми климатическими условиями (большое количество солнечных дней, целебный морской или горный воздух).

Задание №2

Дайте определение понятий:
а) охрана природы − _
б) ноосфера − _

Ответ:

а) охрана природы − деятельность человека, направленная на сохранение гармоничной окружающей среды для будущих поколений.
б) ноосфера − область активной деятельности человека, который перестраивает природу, руководствуясь своим разумом и научными знаниями.

Задание №3

Обведите из предложенного списка природоохранные мероприятия:
а) строительство очистных сооружений;
б) организация заповедников и национальных парков;
в) вторичное использование бытовых и промышленных отходов;
г) выпас скота на горных склонах;
д) создание лесозащитных полос;
е) осушение болот;
ж) создание школьных лесничеств;
з) борьба с оврагами;
и) использование возобновляемых источников энергии.

Ответ:

Природоохранные мероприятия:
а) строительство очистных сооружений;
б) организация заповедников и национальных парков;
в) вторичное использование бытовых и промышленных отходов;
г) выпас скота на горных склонах;
д) создание лесозащитных полос;
е) осушение болот;
ж) создание школьных лесничеств;
з) борьба с оврагами;
и) использование возобновляемых источников энергии.

Ответ: а, б, в, д, ж, з, и.

Задание №4

Прочитайте текст и ответьте на вопросы.
Океан надо беречь
Океан, рассуждает человек, бесконечен и глубок. Но океан не бесконечен, а глубина его обманчива.
В 1947г., когда плот «Кон−Тики» прошёл около 8 тыс. км в Тихом океане, экипаж на всём пути не видел никаких следов человеческой деятельности. Океан был чист и прозрачен. И для нас было настоящим ударом, когда мы в 1969 г., дрейфуя на папирусной лодке «Ра», увидели, до какой степени загрязнён Атлантический океан. Мы обгоняли пластиковые сосуды, пустые бутылки, но особенно бросался в глаза мазут.
Факты загрязнения океана должны вызывать тревогу.
По Т. Хейердалу
а) Как мусор оказался в океане за тысячи километров от берега?_
б) Чем грозит человеку загрязнение Мирового океана?_
в) Предложите пути решения проблемы Мирового океана._

Ответ:

а) Тому, что мусор оказался в океане за тысячи километров от берега, поспособствовал Мировой круговорот воды. Если вспомнить его механизм, то мы знаем, что с поверхности суши воды поступают с поверхностным стоком, т.е. с водами рек. Так и получилось: мусор попадал в реки вблизи населенных пунктов и попадал в океан, преодолевая тысячи километров.
б) Загрязнение Мирового океана грозит человеку серьезными потерями: в первую очередь, потерей морских обитателей, которые являются пищей для человека, и не только. Кроме того, загрязнение Мирового океана повлечет за собой загрязнение и гидросферы в целом, а это отразится и на всех остальных оболочках планеты, т.к. они все взаимосвязаны.
в) Пути решения проблемы Мирового океана: создание плавучих станций, улавливающих уже давно плавающий и снова появляющийся мусор; предотвращение попадания мусора в океан, что требует организации контроля за соблюдением непопадания мусора в реки и другие водоемы; организация раздельного сбора отходов и их вторичное использование.