Платонов. Цветок на земле. Ответы на вопросы и задания на стр. 133 (страница 99 в учебнике до 2019 года)

1. В рассказах Платонова "Никита" и "Цветок на земле" передано восприятие мира ребенком. Есть ли что-то общее у маленьких героев? Расскажите.

Ответ:

Оба мальчика очень похожи друг на друга. Оба ещё совсем маленькие. У обоих героев похожая судьба, отцы на фронте, а матери работают в поле до поздна. Это дети войны. Они остаются одни, без родителей, и им скучно. Они хотят познать мир и жизнь, но им никто не может рассказать об этом. Никита пытается сам познать мир, он что-то придумывает сам, разговаривает с вымышленными героями. А мальчик Афоня просит деда рассказать о жизни, но тот слишком стар и немощен, однако все же находит силы для внука и ведёт его в поле, чтобы рассказать о растениях. Оба мальчика любознательны и только учатся познавать мир. Привлекают любознательность и пытливость мальчиков, желание дойти «до самой сути» явлений, докопаться до ответа на интересующие их вопросы.

2. Что сумел понять Афоня из объяснений дедушки?

Ответ:

Афоня плохо слушал но понял только что из смерти делается жизнь. Он решил поэтому подарить деду гребешок.

3. В чём смысл названия "Цветок на земле"? В каких словах этот смысл раскрывается наиболее полно?

Ответ:

Маленький Афоня мается от скуки, оставшись дома вдвоем с дедушкой. Он просит деда рассказать ему про все. Дед Тит отводит его на пастбище, показывает голубой цветок, растущий прямо из песка, и объясняет, что самое главное на свете – из смерти делать жизнь, как этот цветок из праха творит жизнь. Афоня радуется, что понял дедушку, в нем пробуждается желание самому сделать что-нибудь хорошее он …., а полученный в награду гребешок дарит дедушке.

И сюжет, и композиция рассказа способствуют раскрытию основной идеи произведения. Рассказ построен традиционно. События охватывают небольшой промежуток времени (несколько часов) и изложены в хронологической последовательности.

Отличительной чертой рассказа является и язык, которым он написан. П использует простые по конструкции предложения, поэтому создается впечатление, что все происходящие описывается самим ребенком. Они реалистичны и правдивы. Эту правдивость им предают слова, заимствованные из живой народной речи: нынче, смежать, обожди.

В качестве художественного приема в этом рассказе, как впрочем, и во многих других П использует перенесение свойств одного предмета на другой. В данном случае легко провести параллель между образом цветка и образом человека: цветок, превзойдя все невзгоды растет на мертвом песке, тянется к теплу и свету, так и человек должен трудиться всю свою жизнь, чтобы чего-то достичь в этой жизни. Таким образом основная идея заключена в образе цветка.

4. Какие художественные средства языка использует писатель в рассказе?

Ответ:

Сравнительный оборот, фразеологизмы, эпитеты, метафора.

5. В чём проявляется отношение автора к происходящему и героям? Дайте развёрнутый ответ.

Ответ:

Автор будто бы поэтапно изображает, как протекают часы жизни ребёнка, отец которого находится на войне, а мать «с утра до вечера работает в колхозе на молочной ферме». Создаётся ощущение, что повествование ведётся от лица самого мальчика, так правдиво и простодушно описана жизненная ситуация.

У автора образ Афони вызывает большие симпатии. Привлекает любознательность и пытливость мальчика, его желание дойти «до самой сути» явлений, докопаться до ответа на интересующие его вопросы. Афоня очень добр - это проявляется в его отношении к деду - он уважает его мудрость, заботится о нем, мечтает о том, что, когда вырастет, вернет жизнь дедушке, сделает его бессмертным. Неслучайно писатель наделяет своего маленького героя таким именем. Имя Афоня - "бессмертный"

В своём произведении «Цветок на земле» А. Платонов раскрывае такие проблемы, как забота к близким и милосердие, противопоставление жизни и смерти, а также роль труда в становлении личности. На примере доброго, простодушного и любознательного Афони писатель показывает, каким должен быть настоящий человек.

6. Выпишите из текста рассказа "Цветок на земле" просторечные слова и выражения, необычные по строю и звучанию сочетания слов и предложений. Охарактеризуйте каждый случай их употребления. Сформулируйте вывод о своеобразии художественного языка рассказа.

Ответ:

Нынче я не буду глаза смежать, — обещал дедушка Тит.
Нынче на свет буду смотреть, (о цветах) они тебе ничего не сказывали.. -дед Тит
папы нету, «ты опомнился» (проснулся), знаю про всё, надо у них (у цветов) допытаться; -Афоня
Нынче утром, смотрел через окно. Эти руки земли много испахали - автор

Метафоры:
Глаза жмурятся, глаза смежать, они (глаза) выцвели.
На дворе солнце горит.
Слёзы плачут.
Часы – ходики сами уморились и хотели уснуть.
Дед не спит и глядит глазами (смотрит).

Смежать глаза – сомкнуть, закрыть;
жмурятся (глаза) – сжимаются, закрываются;
нынче – сегодня;
уморился – устал;
отбивать косу – точить, делать острой;
опомнился – очнуться, отойти ото сна;
межа – граница, черта, разделяющая две половины поля;
пытать белый свет – расспрашивать свободный, открытый мир, землю, людей.
осерчал – рассердился.

Смежать - слово дедушки, обозначает его принадлежность к старой крестьянской среде.
уморились - глагол, изображающий олицетворение часов, их принадлежность к старой атрибутике.
смолоду - наречие прошедшего времени.
уморился- синоним слову "устал".
меже - историзм.
осерчал - синоним "рассердился".

Вывод: А. Платонов употребляет архаизмы и историзмы в рассказе об историческом прошлом нашей страны для воссоздания колорита эпохи, а также как средства речевой характеристики персонажа (старого крестьянина, его внука).

7. В чем, как вы думаете, проявляется незримое присутствие войны в рассказах Платонова "Никита" и "Цветок на земле"?

Ответ:

В рассказе "Никита" присутствие войны проявляется через несколько признаков. Первый - маленький мальчик остаётся дома один постоянно, потому что женщины в то время были единственными работниками, за исключением ещё только стариков и взрослых детей. Второй - на улице никого, потому что всё работоспособное население в поле. Третий - отца Никиты нет дома: он на войне; в конце рассказа отец возвращается к своей семье и начинает поправлять пришедшее в запустение своё домашнее хозяйство.

У Афони отца не было, так как он ушел на фронт и не вернулся. Платонов пишет: "Каждый день мать ожидала, что отец вернется, а его не было и нет". Но Афоня и мать продолжают ждать, а дед уговаривает мальчика собрать лекарственные травы для раненных бойцов. "Отец-то твой ведь на войне; вдруг поранят его, или он от болезни ослабнет, вот его и полечат лекарством. "

8. Рассмотрите репродукцию картины А.А.Пластова "Сенокос". Что сближает эту картину с рассказом Платонова "Цветок на земле"?

Ответ:

Картина "Сенокос" была написана художником летом 1945 года, как только окончилась война. Страна возвращалась к мирной жизни. Война незримо присутствует на полотне: косят только старики, женщины, подростки, потому что много мужчин погибло на фронте, а некоторые ещё не вернулись с фронта. Однако картина полна оптимистического звучания и воспринимается как гимн всепобеждающей силе жизни, гимн свободному труду. Многое сближает произведение живописи с рассказом А. П. Платонова «Цветок на земле»: отец Афони на войне, мать ушла работать. Афоня по совету деда Тита собирает жёлтые цветы, чтобы отец на войне «не болел от ран».