А.И.Куприн. Золотой Петух. Вопросы и задания. Стр. 55

1. Что восхитило рассказчика в петушином хоре, что он услышал в нём?

Ответ:

В петушином крике рассказчика восхитило то что звучал он необыкновенно мощно и звонко, чисто, сильно и пронзительно. Ему показалось, что поют все петухи окрестностей, страны, земного шара, и это пение сливается в один торжествующий полнозвучный аккорд. Он услышал, в нем и празднование самого долгого солнечного дня и воспевание всех прелестей лета, и, наконец, прославление восходящего солнца.

2. Передаётся ли Куприным особое звучание петушиного пения? Как это сделано в рассказе?

Ответ:

Особое звучание петушиного пения передается А. И. Куприным постепенно. Сначала это странные, непонятные звуки, происхождение которых трудно определить. Потом повествователь понимает, что это поют петухи, и вспоминает, при каких обстоятельствах он слышал крики петухов раньше. Затем он с волнением думает, что это поют все петухи на земле, и представляет себе эту величественную картину. А потом герои размышляет над тем. что случилось с петухами, что они воспевают и славят. Кульминации пение достигает тогда, когда восходит животворящее солнце.

3. Какие образные средства позволяют почувствовать настроение писателя?

Ответ:

Настроение писателя позволяют почувствовать образные средства:
- эпитеты (с чувством легкой свежести, сладкой уверенностью, звуки изумительной чистоты, напряженным слухом, торжествующих прекрасно-яростных звуков, жалкий человек, сухое сердце священных восторгов);
- сравнения (сравнивает пение то со звуками золотых и серебряных труб, то с волшебным и могучим хором, то с волной, отразившейся и вернувшейся, нарастающей и взмывающей, то с войсками Древнего Рима, приветственными кликами когорт и легионов).
- Недоумение подчеркивается риторическими вопросами, в которых автор строит предположения о причинах такого пения.

4. Найдите в тексте рассказа слова и словосочетания, передающие звуки и краски окружающего мира. Какое настроение они создают?

Слова и словосочетания, передающие звуки окружающего мира: веселая песня скворца; дерзкий, но мелодичный свист черного дрозда; странным, непонятным звукам - мощным и звонким;
трубят золотые и серебряные трубы, посылая ввысь звуки изумительной чистоты, красоты и звонкости; петушиные крики; широкие звуковые валы раскатывались с севера на юг, с запада на восток в какой-то чудесной, непостижимой фуге;
чудесную музыку;
бесчисленный петушиный хор;
волна звуков катилась;
песня сотен тысяч восторженных петушиных голосов;
человеческий оркестр; волшебным и могучим хором;
петушиного крика;
полнозвучно льется мажорный аккорд на фоне пурпурно-золотого do;
певучим валом;
восклицаниями радости, кричали металлическими голосами;
радостно воспевают;
звенят золотыми трубами;
очаровательной и могущественной музыки;
нежнейшее пианиссимо; пробормотал недовольным хриплым баском.

Слова и словосочетание, передающие краски окружающего мира: обрывки ночного тумана; в нежной ясности занимающегося утра;
теплоту солнечных лучей;
господствовал над необозримыми лесами, полями и реками;
все в мире становится из бледного, розового – розово-золотым, золотым;
золотые трубы;
золотой огонь;
Золотой Петух;
золото его мундира, блестели зеленые и голубые отливы его доспехов вороненой стали;
на фоне пурпурно-золотого do;
развевались атласные ленты: красные, черные и белые.

Какое настроение они создают? Такое описание, богатое звуками и красками, оживляет и создаёт радостное настроение. Чувствуется теплота солнечных лучей, и перед глазами открывается чудесный летний день.

(4). Куприн пишет: «...почти за пределами слуха, я улавливаю нежнейшее пианиссимо». Что значит — «нежнейшее пианиссимо»?

Ответ:

Нежнейшее пианиссимо - очень тихое звучание, едва улавливаемое, едва угадываемое слухом.
Звуки и краски окружающего мира передают слова: веселая песня скворца, дерзкий, но мелодичный свист черного дрозда, наивные ароматы трав, листьев, коры, земли, дрожала каждая частица воздуха, на весенних глухариных токах, отдаленный паровозный свисток, свистки уличных, мальчишек, победоносный крик петуха, очаровательной и могущественной музыки. Они создают настроение радости, ликования, восторга, чуда.

(3). Очень сложная задача — проиллюстрировать рассказ Куприна. Как вы думаете, почему? Если бы вы были художником-иллюстратором, что бы вы постарались передать своим рисунком?

Ответ:

Рассказ сложно проиллюстрировать, потому что центральное место в нем занимает описание впечатления повествователя от петушиного пения, его мысли и чувства. Наверное, в качестве иллюстрации можно было бы изобразить огромного, красивого, кукарекающего, поутру петуха. Или вереницу заборов, уходящих б перспективу, на каждом из которых сидит поющий петух, на фоне огромного восходящего солнца.

(6). Составьте цитатный план рассказа и перескажите его от третьего лица.

Ответ:

1) «Не могу точно сказать, когда случилось это чудо» 2) «Я тогда проснутся еще до света» 3) «Они так же как и я внимательно, с удивлением прислушивались к тем странным, непонятным, никогда доселе мною не слыханным звукам» 4) «Я не вдруг понял, что это пели петухи» 5) «Я знаю силу и пронзительность петушиного крика» 6) «Ведь это сейчас поют все петухи» 7) "Что случилось сегодня с петухами всей окрестности, может быть, всей страны, может быть, всего земного шара?» 8) «Великий Золотой Петух выплывает ка небо в своем огненном одиночестве» 9) "Постепенно смолкают земные петухи» 10) «Это вы так хорошо пели сегодня на заре?» 11) «Но разве не позволено и мне скромно, по-своему, быть влюбленным в вечное, прекрасное, животворящее, доброе солнце?»

Живое слово

Подготовье (Составьте) устный рассказ о впечатлениях от услышанного или увиденного вами в удивительном мире природы.

Однажды папа и мама решили пойти за грибами, но не в обычный лес, а в Марийские леса. Я много слышал об этих лесах: говорили, что это настоящие дебри, в них легко можно заблудиться. Машина долго петляла по просёлочным дорогам, лес становился всё гуще, всё мрачнее. Когда дорога исчезла совсем, отец остановил машину, и мы оказались в глухой чаще. Деревья там были просто огромные, на метр человеческого роста покрытые мхом, словно шубой. Неглубокий овраг уходил в глубь леса. Подойдя к нему, мы увидели, что на его склонах, на стволах деревьев, которые росли на его краях, просто на траве растёт огромное количество грибов — это были опята. Они покрывали сплошным ковром всё вокруг. Мы стали срезать грибы и вскоре заполнили все корзины и вёдра, но грибов в лесу меньше не стало. Вскоре мы уже были дома, ванна была до краёв наполнена грибами, но ещё долго у меня перед газами стояли деревья, покрытые опятами.