§ 10. КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО ЕВРОПЫ И КУЛЬТУРА РУСИ (страницы 43, 44, 45, 46, 47, 48)

Задание 1. Используя текст параграфа, запишите важнейшие черты культуры стран Европы в IX—XI вв.

- Самым культурно развитым европейским государством являлась Византия;
- Культура основывалась на христианском учении и на идеалах античности;
- Образование – на греческом и латыни – преподавалось христианское учение и труды античных авторов (появляются первые университеты);
- Расцвет живописи, архитектуры, скульптуры, литературы.

Задание 2. Проведите в схеме соединительные линии двух цветов.

Задание 3. Соотнесите термин и его объяснение.

1) Былина
2) Летопись
3) Житие
4) Слово

А) Запись событий по годам
Б) Торжественное и поучающее обращение
В) Поэтическое сказание о прошлом, в котором прославлялись подвиги русских богатырей
Г) Биография человека, причисленного церковью к лику святых

Ответ:

1) – В)
2) – А)
3) – Г)
4) – Б)

Задание 4. Соотнесите термин и его объяснение.

1) Миниатюра
2) Фреска
3) Мозаика
4) Зернь
5) Скань
6) Эмаль

A) Картина, написанная водяными красками по сырой штукатурке
Б) Картина, составленная из цветных камешков или стекла
B) Живописная картина малых размеров
Г) Прочное стеклообразное покрытие, наносимое на металлический предмет и закрепляемое обжигом
Д) Ажурный узор из тонкой золотой или серебряной проволоки, напаянный на металлическую поверхность
Е) Узор, состоящий из множества мельчайших металлических шариков

Ответ:

1) – В)
2) – А)
3) – Б)
4) – Е)
5) – Д)
6) – Г)

Задание 5. Выполните задания, ответьте на вопросы.

   1. Назовите византийских монахов, создателей славянской азбуки.

Создателями алфавита (глаголица) являются византийские монахи Кирилл и Мефодий.

   2. Назовите монаха Киево-Печерского монастыря, создавшего, по мнению большинства учёных, «Повесть временных лет».

Монах Нестор является автором «Повести временных лет».

   3. Как называлось литературное произведение, написанное митрополитом Иларионом?

«Слово о Законе и Благодати» первого киевского митрополита Илариона.

Задание 6. Найдите в домашней библиотеке или в Интернете описания и изображения героев былин. Запишите их имена.

Илья Муромец,
Алеша Попович,
Святогор,
Микула Селянинович,
Вольга,
Владимир Красное Солнышко,
Волх Всеславич,
Добрыня Никитич,
Апраксна-королевишна,
Чурило.

Задание 7. Начните заполнение в тетради таблицы «Важнейшие памятники русской культуры X — начала XVI в.».

Памятник Время создания Автор (если известен)
Десятинная церковь в Киеве
Софийский собор в Киеве
Фрески Софии Киевской
Софийский собор в Новгороде
Остромирово Евангелие
Слово о Законе и Благодати
Успенский собор во Владимире
Слово о полку Игореве
Моление Даниила Заточника
Повесть временных лет
Житие Бориса и Глеба
Поучение Владимира Мономаха
Георгиевский собор Юрьева мон.
X в.
XI в.
XI в.
XI в.
XI в.
XI в.
XII в.
XII в.
XIII в.
XII в.
XII в.
XII в.
XII в.




Григорий (дьякон)
Иларион



Нестор
Нестор
Мономах

Задание 8. Используя иллюстрации на с. 84—91 учебника и Интернет, опишите, что, по вашему мнению, было главной темой древнерусского искусства (не более 100 слов).

Древнерусские мастера, создавая произведения искусства, воплощали в них свои мысли, надежды, настроения. Главными мотивами древнерусского искусства были христианские ценности и патриотизм. Произведения искусства христианской тематики были призваны показать приверженность Руси христианским ценностям: добродетели и любви к Богу. А так называемые «бытовые» художественные произведения преимущественно отражали тему патриотизма: величие единой Руси и призыв к объединению сил против иноземных врагов. Таким образом древнерусская культура стала отражением национального самосознания и определила мировоззренческие и эстетические идеалы русского народа на несколько веков.

Задание 9. Что такое патриотизм? Свое мнение обоснуйте.

Я понимаю патриотизм как любовь к Родине, преданность своему Отечеству, своему народу. Патриотизм – это также и желание сделать свою страну лучше. Это не тот показной патриотизм, когда люди говорят о любви к Родине, требуют такого же поведения от других, наказывают инакомыслящих. Настоящий патриотизм, как и настоящая дружба, или настоящая любовь, проверяется в деле. Настоящий патриотизм – в душе, а не на словах. На мой взгляд яркий пример патриотизма в изучаемый нами период продемонстрировал князь Святослав, когда он своим примером воодушевил русских воинов и разбил превосходящие силы Византийского императора Иоанна Цимисхия. «Да не посрамим земли русской, но ляжем костьми, мертвые сраму не имут», — вот что сказал легендарный Святослав своим воинам. Для него важно было не подвести свою страну, ради этого он был готов отдать жизнь, в первую очередь именно свою жизнь. Он доказал не на словах, а делом и собственным примером свою любовь к Родине. В истории есть много примеров патриотического поведения русских людей. И это не только героизм и самопожертвование на поле боя. Возьмем, например, князя Ярослава или князя Владимира Мономаха. Они при всех своих недостатках проявили настоящий патриотизм и любовь к Родине своим правлением, своими решениями, стремясь улучшить жизнь русских людей и защитить их от внешней угрозы.