Русская православная церковь в XV — XVI в. Материалы для самостоятельной работы и проектной деятельности (страницы 117, 118, 119)

Задание 1. Выпишите из текста параграфа в тетрадь незнакомые слова, с помощью словаря и Интернета узнайте их значение и запишите в тетрадь.

Символ веры — система основополагающих догматов вероучения. Весь Символ Веры состоит из двенадцати членов, и в каждом из них содержится особая истина. 1-й член говорит о Боге Отце, 2-й по 7-й члены говорят о Боге Сыне, 8-й — о Боге Духе Святом, 9-й — о Церкви, 10-й — о крещении, 11-й и 12-й — о воскресении мертвых и о вечной жизни.

Патриарх — титул епископа-предстоятеля православной Церкви. Также титул старшего епископа в некоторых иных Церквях. Исторически, до Великого раскола, присваивался шести епископам-главам Вселенской Церкви (Римскому, Константинопольскому, Александрийскому, Антиохийскому, Иерусалимскому и Болгарскому).

Викарий — «заместитель», «наместник».

Догмат — основное положение религии, принимаемое за непреложную истину, не подлежащую сомнению.

Автокефалия — в православии самостоятельная поместная церковь.

Ересь — сознательное отклонение от общепринятого религиозного учения, предлагающее иной подход к религиозному учению.

Задание 2. Можно ли по иллюстрациям на с. 96—99 учеб­ника сделать вывод о том, с какой целью создавался мо­настырь, и судить об образе жизни монахов?

По данным иллюстрациям однозначно можно судить о том, что монастыри создавались как укрепленные пункты. Действительно, монастыри считались святой обителью, где защиту могли найти все, кто в ней нуждался. Также на иллюстрациях видно, что монахи выполняют всю работу для обеспечения быта монастыря. Монастыри по своей сути были самодостаточными, т.е. практически все, что было необходимо для жизни монахов производилось на территории монастыря.

Задание 3. Допишите фразу. Главным событием в истории Русской православной церк­ви в XV в. явилось

закрепление самостоятельности (автокефалии) Русской православной церкви, её независимости от вселенского патриарха.

Задание 4. Заполните пропуски в схеме «Изменения в по­ложении Русской православной церкви».

Задание 5. Используя дополнительные материалы, со­ставьте сравнительную таблицу. Сделайте выводы.

  Православная Церковь Католическая Церковь
Сходства Основой всей жизни является Иисус Христос; верующие стремятся жить по заповедям Христовым; исповедуют веру в Святую Троицу, Бога, единого в трех лицах – Отца, Сына и Духа Святого; признают авторитет Священного Писания; имеют ряд общих святых; имеют общее представление о семье, праве на жизнь.
Различия Для единства церкви достаточно разделять одну веру и таинства. Главенство Папы римского не признается. Патриархов несколько. Для единства церкви нужно разделять одну веру и таинства, а также признавать единого главу церкви – Папу римского.
В символе веры отмечается, что Святой Дух исходит только от Отца. В символе веры отмечается, что Святой Дух исходит от Отца и Сына.
Есть мытарства. Есть чистилище.
Крестятся справа налево. Крестятся слева направо.
Крещение проводится путем погружения в воду. Крещение проводится путем окропления.
Причастие всех верующих и хлебом, и вином. Причастие и хлебом, и вином только для духовенства. Для всех остальных только хлебом.
Использование в причастии квасного хлеба. Использование в причастии пресного хлеба.
Священник может иметь семью. Священник не может иметь семью.
Согласно православному взгляду, поскольку Бог бесстрастен, прост и неизменен, то Бога невозможно оскорбить, грехами мы наносим вред только себе (делающий грех является рабом греха). Одной из сторон греха в католицизме считается оскорбление Бога.

Вывод:

И православие, и католичество, по сути, одна и та же религия, с общими принципиальными подходами к оценке человеческой жизни, семьи, правилам достойного поведения. Оба этих направления проповедуют одни и те же заповеди и веру в одного и того же Бога. Различия в традициях, теологических тонкостях, современному человеку кажутся смешными и незначительными. Но не следует забывать, что в средние века вероисповедание имело такое же большое значение, как и этнические признаки. Католичество, к примеру, не было привилегией какой-либо одной страны или нации. В сознании русского человека католицизм ассоциировался с другим миром, другими обычаями и нравами. Если Русь стояла на главенствующих позициях в православном мире, то при ее переходе в католический мир ее роль была бы однозначно подчиненной странам Западного мира. Именно поэтому Русь средних веков стояла принципиально на позициях православия, а не потому, что православные крестятся не так как католики.