Ответы на задания к § 14. Торговля в Средние века
Задание 1. Продолжите заполнение таблицы в задании 3 к § 13.
Вопросы для сравнения | Цех | Гильдия | Община |
Цели создания | Монополизация рынка сбыта товара, регуляция единства технологии, контроль качества, защита от конкуренции. | Защита торговых путей и торговых операций. | Защита крестьян от произвола феодала. Самоорганизация деятельности крестьянского поселения. |
Кто входил в объединения | Закрытое объединение ремесленников одной профессии. В цех входили мастера ремесленники. | Открытое объединение торговцев. В гильдию входили купцы. | Зависимые крестьяне. |
Чем они занимались | Регламентировали деятельность членов цеха, организовывали общественную жизнь, выполняли охранную функцию, отстаивали интересы цеха, осуществляли централизованные закупки материалов. | Охраняли торговые пути, защищали коммерческие интересы, выступали гарантами сделок, ограничивали конкуренцию между собственными членами, боролись с недобросовестной конкуренцией. | Защищали от произвола феодалов, организовывали отработку повинностей, помогали вдовам и сиротам, помогали с выполнением повинностей и выплатой оброков, организовывала праздники и защиту поселения. |
Какую роль играли | Поддерживали объемы производства и качество на определенном уровне. Со временем стали тормозом прогресса и роста производства. | Развивали торговлю, монополизировали рынок, сделали города богатыми и влиятельными. | Были фактором, хотя бы немного сдерживающим чрезмерное увеличение требований феодала к зависимым крестьянам. |
Задание 2. Внимательно прочитайте перечень слов и выражений. Найдите два ключевых понятия: они отражают изменение характера хозяйства в Средние века. Впишите их в рамку каждой из колонок. Оставшиеся слова раскрывают смысл или первого, или второго из них. Распределите слова в две группы. Впишите их в соответствующую колонку.
Отсутствие наличных денег, менялы, барщина, натуральное хозяйство, заработная плата, мастерские в феодальной вотчине, наличные деньги, гильдии, товарное хозяйство, феодальная вотчина, цехи, оброк.
Ответ:
Натуральное хозяйство: отсутствие наличных денег, барщина, мастерские в феодальной вотчине, феодальная вотчина, оброк.
Товарное хозяйство: менялы, заработная плата, наличные деньги, гильдии, цехи.
Задание 3. Найдите ключ к средневековой загадке: «Железный нос, конопельный хвост».
Подсказка. В одной из сказок братьев Гримм, использовавших в своём творчестве средневековые народные предания, рассказывается о храбреце, который расправился с семерыми одним махом. Герой сказки занимался таким ремеслом, что никак не мог обойтись без тех нехитрых предметов, о которых говорится в загадке.
Ответ:
Речь идет о сказке о «храбром портняжке». В своем ремесле портного герой сказки использовал иголку с ниткой.
Задание 4. Заполните контурную карту «Развитие ремесла и торговли в Европе в XIV веке».
Напишите, в каких двух районах Европы в XI—XV веках активно велась внешняя торговля.
а) Юг Европы с торговыми городами-республиками Генуя и Венеция;
б) Север Европы с городами торгового союза Ганзы.
Проложите маршруты торговых караванов для каждого из этих районов. (красными линиями обозначены сухопутные торговые пути, синими линиями обозначены морские торговые пути)
Обведите цветным кружком города и торговые дворы Ганзы. (города и торговые посты Ганзы обозначены красным кружком)
Задание 5. Представьте себе, что вы купец из Брюгге. Вам нужно отправиться с товарами в Венецию. Подумайте, какой путь предпочтительнее — по суше или по морю. Какое решение вы примете?
Подсказка 1
Путь из Любека в Гданьск (XIV век)
По морю По суше
Транспорт Корабль Повозка
Время в пути 4 дня 14 дней
Груз 120 т 2 т
Экипаж 25 моряков 1 кучер + охрана
Примечание:
Займемся математикой. Расстояние из Любека в Гданьск по морю и по суше примерно одинаковое. Ориентировочно оно составляет около 650 км. Значит в день повозка купца проходит примерно 46 км. Торговый корабль пройдет около 160 км.
Расстояние от Брюгге до Венеции по суше примерно 1125 км по торговому маршруту через Франкфурт, Нюрнберг, Аугсбург. Это расстояние телега с товарами может преодолеть примерно за 24 дня. Для того, чтобы отправить товар из Брюгге до Венеции морским путем, кораблю придется преодолеть около 6570 км. На это может уйти примерно 41 день. Получается, по суше груз доберется до пункта назначения почти в 2 раза быстрее.
Давайте посмотрим, какие могут быть расходы купца на оплату труда наемного персонала. Будем считать, что у купца есть свой корабль и свои повозки и не нужно тратиться на их аренду, а их содержание и ремонт во время пути, допустим, будет одинаковым. Также мы будем считать, что труд моряка, кучера и охранника оплачивается одинаково. Чтобы говорить о сопоставимых объемах товара, приведем его к общему значению – 120 тонн. Это объем, который по условию может увезти один корабль с 25 моряками. Тогда, чтобы перевезти такой же объем товара, в караване должно быть 60 повозок. Значит в караване будет 60 кучеров и охрана, полагаем человек 15 – всего, допустим, 75 человек. Это в три раза больше, чем моряков. Но и плыть моряки будут в два раза дольше. Значит вычисляем расходы на одного работника в день.
Допустим, они равны X монет. Значит команда корабля в день потребует 25*Х монет. А за 41 день 41*25*Х монет. Это будет 1025*Х монет за весь путь на корабле. Аналогичным способом посчитаем расходы на караван. Вспомним наши параметры пути для каравана — 24 дня и 75 человек. 24*75*Х=1800*Х монет. Поэтому ответ на данный вопрос следует дать следующий:
С точки зрения расходов морской путь предпочтительнее. Он, правда дольше сухопутного, но менее затратен и менее опасен. В средние века по сухопутным торговым путям существовало множество феодальных таможен. Огромное количество таможен дробило путь на отдельные участки и отнимало от 15 до 35% от стоимости товара в виде таможенных платежей. Кроме того, по феодальному праву все, что оказывалось на земле в случае поломки телеги или падения лошади, оставалось у господина данной земли – «что с воза упало, то пропало».
Дополнительное примечание:
На самом деле самым выгодным маршрутом с севера Европы на юг был не сухопутный и даже не морской путь, а комбинированный сухопутный и речной. Товары на речных судах перевозились по Рейну, затем перегружались на повозки и доставлялись к месту назначения. Этот путь намного короче морского и быстрее сухопутного. Безусловно, больших транзитных расходов все равно было не избежать, но оно того стоило.