Ответы на задания к § 8. Образование славянских государств
Задание 1. Заполните контурную карту «Три ветви славян».
1. Подпишите названия трёх ветвей славян, закрасьте различными цветами территории их расселения. (западные славяне — темно-зеленый цвет, южные славяне — светло-зеленый цвет, восточные славяне — розовый цвет)
2. Напишите на карте названия городов (на карте обозначены места лишь для двух городов Киева и Константинополя).
3. Обозначьте стрелками вторжения славян на Балканский полуостров (пути вторжения славян показаны красными стрелками).
Задание 2. Заполните контурную карту «Болгарское царство в VII— IX веках».
1. Обведите границу Болгарского царства в VII веке. (граница Болгарского царства в VII веке обозначена красной линией)
2. Обозначьте границу и раскрасьте территорию Болгарского царства в конце IX века. (территория Болгарского царства в конце IX века закрашена зеленым цветом)
3. Подпишите на карте названия городов, рек и морей (города — Константинополь, Преслав, Плиска, Средец; реки — Дунай; моря — Черное и Адриатическое).
Задание 3. В одном из старинных документов говорится:
Но так как славянское племя… не разумело писаний, изложенных на языке греческом, то святые мужи находили в этом величайшее бедствие.
О каких святых мужах идёт речь? Что такое «писания… на языке греческом»? Почему невозможность понимать их считалась большим несчастьем? В чём значение деятельности этих людей?
Под святыми мужами подразумеваются миссионеры и просветители, несущие слово божье непросвещенным народам. В нашем случае, речь идет скорее всего о Кирилле и Мефодии. «Писания… на языке греческом» — это священные христианские книги: Библия, псалмы и т.д. В то время считалось, что если человек не может ни прочитать, ни услышать, а следовательно, и не понять тексты священных книг, то он не имеет возможности приобщиться к божественной благости. В этом виделось большое несчастье. И главной задачей миссионеров было поведать людям о боге, рассказать о жертве Иисуса, об основных заповедях, о христианских понятиях о добре и зле. Таким образом, считалось, что миссионеры-просветители приводят к богу новых верующих, дают им христианскую веру и шанс на прощение грехов и спасение в загробной жизни. Также миссионеры-просветители давали возможность народам приобщиться к благам, которые дает христианский мир, и повысить уровень образованности, культуры и искусства.
Задание 4. Заполните контурную карту «Образование славянских государств в IX — XI веках».
1. Обозначьте границы Болгарского царства в VII веке, Великоморавской державы в IX веке. (границы Болгарского царства в VII веке обозначены красной линией, границы Великоморавской державы в IX веке обозначены синей линией)
2. Обозначьте границы Чехии, Польши и Древнерусского государства к концу XI века и подпишите на карте их столицы. (территория Чехии закрашена зеленым цветом — столица Прага, территория Польши закрашена синим цветом — столица Гнезно, территория Древней Руси закрашена фиолетовым цветом — столица Киев)
Задание 5. Заполните таблицу «Образование славянских государств».
Государства славян | Время создания (или существования) | Правители | Выбор вероисповедания (христианство) |
Южных |
|
|
|
Западных |
|
|
|
Восточных |
|
|
|
Примечание: В Европе существовали и другие славянские государственные объединения. Например, Государство Само (623-658), Карантания (славянское государство в восточных Альпах, VII-IX век), Далматинская Хорватия (княжество, VII век), Приморская Хорватия (до 925 года)