Полярные области Земли
Задание №1
Используя материал учебника, заполните таблицу.
Исследователь−путешественник | Географические открытия и достижения |
Фредерик Кук | |
Роберт Пири | |
Нильс Норденшельд | |
О. Ю. Шмидт | |
Ф. Ф. Беллинсгаузен | |
Ф. Ф. Беллинсгаузен | |
М. П. Лазарев | |
Руаль Амундсен | |
Роберт Скотт |
Ответ:
Географические открытия и достижения исследователей−путешественников
Исследователь−путешественник | Географические открытия и достижения |
Фредерик Кук | Первый достиг Северного полюса в апреле 1908 г. |
Роберт Пири | Достиг Северного полюса в 1909 г., признан официально первым человеком, дошедшим до Северного полюса. |
Нильс Норденшельд | Под его предводительством экспедиция прошла Северный морской путь впервые за два сезона в 1878−1879 гг. |
О. Ю. Шмидт | Под его руководством экспедиция прошла из Северной Европы в Тихий океан за одну навигацию, т.е. в течение одного тёплого сезона в 1932 г. |
Ф. Ф. Беллинсгаузен | Впервые увидел берега Антарктиды в январе 1820 г. вместе с М. П. Лазаревым. |
М. П. Лазарев | Впервые увидел берега Антарктиды в январе 1820 г. вместе с Ф. Ф. Беллинсгаузеном. |
Руаль Амундсен | Первый достиг самой южной точки Земли в 1911 г. |
Роберт Скотт | В 1912 достиг самой южной точки Земли. |
Задание №2
Назовите не менее трёх особенностей климата Арктики и Антарктики. Объясните, как они влияют на другие компоненты природы этих районов Земли.
Ответ:
Особенности климата Арктики и Антарктики:
1. Низкие температуры: температура в Арктике и Антарктике значительно ниже, чем в других регионах Земли, независимо от времени года. Это создает условия для образования постоянного ледяного покрова на море и льдов на суше, а также для формирования перманентных мерзлотных грунтов. Это оказывает влияние на растительный покров, который может быть представлен только низкорослыми растениями и лишайниками.
2. Высокая влажность: воздух содержит мало водяного пара, но при этом воздух часто насыщен влагой из−за образования льда и снега. Это приводит к образованию огромных ледников и ледовых шельфов, которые могут изменять ландшафт.
3. Длительный полярный день и ночь: в Арктике и Антарктике зимой бывает темно до нескольких месяцев, а летом бывает почти круглосуточное солнце. Это оказывает влияние на фотосинтез и жизнедеятельность растительного и животного мира, а также на водный баланс.
4. Сильные ветры: под действием ветров формируются большие сверхмерзлые течения и снежные бури.
Задание №3
Почему Арктика более освоена человеком, чем Антарктика?
Ответ:
Арктика более освоена человеком, чем Антарктика потому, что она находится ближе к материкам и проходит через территории нескольких стран, что делает ее более доступной и привлекательной для исследований и эксплуатации.
Задание №4
Почему климат Арктики менее суровый, чем климат Антарктики?
Ответ:
Главной причиной, почему Арктика теплее, чем Антарктика, является наличие свободного сообщения Северного Ледовитого океана с Атлантическим из−за которого теплые воды, в том числе и Гольфстрим, проникают под арктические льды и отдают колоссальное количество тепла в Арктику, что значительно смягчает ее климат. В то время, как Антарктида омывается холодным течением Западных ветров. Помимо этого, вместе с пресной водой впадающих в Северный Ледовитый океан крупнейших рек Евразии и Северной Америки, Арктика круглый год получает дополнительное количество тепла, которого лишена Антарктика. Еще одной причиной является разность высот между Антарктикой и Арктикой. Материковые породы Антарктиды покрывает слой льда, средняя мощность которого составляет 1,7 км, а максимальная − 4,3 км. Средняя абсолютная высота материка более 2000 метров. Тогда как в Центральной Арктике высота поверхности ледяных полей акватории Северного Ледовитого океана составляет считаные метры, и, практически, соответствует уровню моря.
Задание №5
Каковы причины формирования покровных ледников?
Ответ:
Покровные ледники формируются в результате накопления снега и ледяного осадка на поверхности в течение нескольких лет. При условии, что температуры холодные, и лед не успевает полностью таять, то снег, который падает на верхнюю границу ледника, остается на нем и проходит процесс, в результате которого образует глубокий слой снежной массы, который со временем превращается в лед под воздействием сжатия и вытеснения воздуха.
Задание №6
Почему Антарктиду называют самым высоким материком?
Ответ:
Антарктиду называют самым высоким материком потому, что помимо рельефа материка: горные хребты, высокие плоскогорья и низменности, еще присутствует слой льда на поверхности, который иногда достигает максимума в 4,3 км.
Задание №7
Чем отличаются антарктические и арктические пустыни от тропических и что между ними общего?
1) Отличия: _
2) Сходства: _
Ответ:
Сходства и различия арктических и антарктических пустынь от тропических.
1) Отличия:
• Расположение: арктические и антарктические пустыни находятся ближе к полярным кругам, чем тропические пустыни.
• Температуры: арктические и антарктические пустыни характеризуются очень низкими температурами, в то время как тропические пустыни имеют высокие температуры.
• Влажность: тропические пустыни обычно более сухие, чем арктические и антарктические.
• Растительность: тропические пустыни могут иметь разнообразную растительность, в то время как арктические и антарктические пустыни не имеют растительности, из−за суровых условий окружающей среды и обширных ледяных покровов.
2) Сходства:
• Дефицит воды: пустыни во всех частях света имеют дефицит воды, поэтому, в тропических пустынях растительности очень мало, и она адаптировалась к таким жестким условиям жизни, а в арктических − ее совсем нет.
• Животные: в пустынях проживают только те виды животных, которые смогли адаптироваться к условиям.
• Колебания температур: и в арктических, и в тропических пустынях дневной и годовой диапазон температур может варьироваться в широких пределах.
Задание №8
Нарисуйте схему образования стоковых ветров.
Ответ:
Задание №9
Составьте логические цепочки, отражающие причинно−следственные связи. Цифрами отметьте последовательность.
_ Большая разность атмосферного давления между центром и береговыми территориями
_ Сильные стоковые ветры
_ Низкие температуры воздуха, особенно в центре материка
Ответ:
2 Большая разность атмосферного давления между центром и береговыми территориями
3 Сильные стоковые ветры
1 Низкие температуры воздуха, особенно в центре материка
Задание №10
Составьте логические цепочки, отражающие причинно−следственные связи. Цифрами отметьте последовательность.
_ Скудность или полное отсутствие почвенно−растительного покрова
_ Низкие температуры воздуха
_ Жизнь организмов связана с морем
_ Отсутствие кормовой базы для животных на суше
Ответ:
2 Скудность или полное отсутствие почвенно−растительного покрова
1 Низкие температуры воздуха
4 Жизнь организмов связана с морем
3 Отсутствие кормовой базы для животных на суше