Великие гуманисты Европы

Вопросы в начале параграфа

Задание №<<

Почему деятелей новой культуры называли гуманистами, а время, когда возникла и развивалась новая культура, — Возрождением? Как гуманисты относились к античной культуре, природе, человеку? Что нового внесла в общественную жизнь культура Возрождения?

Ответ:

Деятели культуры назывались гуманистами, т.к. они придерживались идей гуманизма, культа человека, или по−другому человеколюбия.
Время, когда возникла и развивалась новая культура, названо Возрождением, т.к. в данной культуре возрождались идеи античных философов.
Гуманисты в большинстве своем брали пример с античной культуры; видели в природе божественное начало, а в человеке − идеал.
Культура Возрождения принесла людям новое мировоззрение и изменила искусство.

Проверьте себя

Задание №1

Какой процесс называют обмирщением сознания?

Ответ:

Обмирщением сознания называют процесс, при котором человек думает не только о загробном мире, а его мысли обратились и к земной, мирской жизни, то есть происходит постепенное освобождение от религиозного взгляда на мир.

Задание №2

Кого называли гуманистом в раннее Новое время?
Решение
Гуманистами в ранее Новое время называли сторонников взгляда обмирщения сознания.

Задание №3

Расскажите, чем прославили себя и свою эпоху Эразм Роттердамский, Томас Мор, Франсуа Рабле.?

Ответ:

Эразм Роттердамский:
Будучи выдающимся знатоком латыни, Эразм Роттердамский комментировал сочинения древних писателей, показывая, как позднейшие невежественные толкования извратили их подлинный смысл; составил сборник греческих и латинских поговорок, давая возможность читателю проникнуть в мир подлинной античной культуры.
Ещё в юности, зарабатывая на жизнь частными уроками, он составил что−то вроде наставления для своих учеников, в котором учил их изящно и красиво выражать свои мысли. Позднее сборник был опубликован под названием «Разговоры запросто».
Самым знаменитым творением Эразма Роттердамского стала книга, написанная им всего за несколько дней и посвящённая другу−гуманисту Томасу Мору. Эта книга имеет выразительное название — «Похвала Глупости».
Томас Мор:
Этот мудрый политик и будущий первый министр короля учился в Оксфордском университете, знал несколько языков, увлекался историей, философией, литературой.В начале XVI в. Мор написал и опубликовал книгу под названием «Золотая книга, столь же полезная, как и приятная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия» (сокращённо «Утопия»). Необычное произведение поразило воображение читателей.
В двух частях данной книги Томас Мор описывает утопичное (идеальное, и невозможное в жизни) по его мнению государство. Книга произвела неизгладимое впечатление на читателей. Многие идеи Мора пытались воплотить и в жизни, но увы методы описанные в книге оказались не сильно рассчитаны на современные реалии.
Франсуа Рабле:
Современник Т. Мора, один из самых образованных людей своего времени.
Рабле хорошо знал историю, языки, объездил всю Францию, трижды побывал в Риме. Он умел наблюдать и запоминать, был блестящим рассказчиком и сочинителем.
Около 20 лет он работал над романом «Гаргантюа и Пантагрюэль». Герои повествования — мудрые короли−великаны, которые встречаются в народных легендах и сказках. С юмором описывает автор их жизнь, весёлые пиры, во время которых под шутки и смех поглощается немыслимое количество разнообразной еды. Но герои Рабле живут в очень неспокойном мире, правители которого «годны только на то, чтобы делать зло своим подданным и ради своего гнусного удовольствия возмущать мир войнами». И добродушные гиганты громят рати врагов с помощью… хорошего пинка или совсем уж необычно — «накрыв языком целую армию».
Роман возрождал старинные традиции народных представлений, во время которых шуты веселили народ и высмеивали тупость, уродство, ханжество власть имущих. Жизнерадостная и умная книга Рабле, учёного, философа и гуманиста, пришлась по душе его современникам.

Подумайте

Задание №1

Как вы понимаете слова: «Я ставлю тебя в центре мира…»?

Ответ:

Знаменитый флорентийский философ Джованни Пико делла Мирандола в книге «Речь о достоинстве человека» писал, что Бог, сотворив человека, сказал ему: «Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобно обозревать всё, что есть в мире».
На мой взгляд выражение «Я ставлю тебя в центре мира…» означает, что человек должен быть во главе всего. Он имеет права от Бога контролировать все происходящее вокруг и являться важным для всего мира.

Задание №2

Как вы думаете, какие идеалы античной культуры были близки великим гуманистам Европы? Объясните свою точку зрения.

Ответ:

Гуманистам Европы были близки такие идеалы:
1) Божественное начало в природе.
2) Высшая ценность человека и его жизни.
3) У каждого человека есть право на свободу.
Античная культура служила для гуманистов образцом, а также источником знаний. Основной идеей ренессансных гуманистов было улучшение человеческой природы через изучение античной литературы.

Задание №3

Как вы считаете, какую цель мог преследовать Пётр I, давший распоряжение о переводе и печатании книги Э. Роттердамского?

Ответ:

Пётр I положительно относился к Европе и хотел многое перенять из неё в Россию. Собственно, перевод этой книги для России был сделан для распространения некоторых европейских ценностей в России.

Задание №4

Начните работу над проектом «Эпоха Возрождения». Подготовьте рассказ о судьбе одного из европейских гуманистов (Э. Роттердамский, Т. Мор, Ф. Рабле, М. Монтень).

Ответ:

Эпоха Возраждения.
Судьба Мишеля де Монтеня.
Мишель де Монтень просветитель, писатель и гуманист эпохи французского Возрождения, главным трудом которого признана книга «Опыты». Имея возможность сделать административную карьеру, отдал свое предпочтение творчеству.
ДЕТСКИЕ ГОДЫ
Мишель де Монтень родился в городке под названием Сен−Мишель−де−Монтень 28 февраля 1533 года. Родной город мальчика располагался недалеко от известной во Франции провинции Бордо. Мальчик родился в достаточно обеспеченной семье, где отец был купцом не так давно получившим дворянский титул. Гасконец имел свое собственное мнение по поводу воспитания наследника, которое он в полной мере проявил в общении с сыном. На момент рождения Мишеля отец занял пост мэра находящегося не далеко города Бордо. Подчиненные и близкие чиновника быстро осознали, что спорить с ним это попросту трата времени. Либерально−гуманистический взгляд отца обеспечил сыну качественное домашнее образование, которое, по его мнению, соответствовало статусу семьи.
Для обучения мальчика в дом был приглашен наставник, разговоры с которым возможны были только на латыни. К шести годам Мишеля зачислили в престижную школу. Родитель хорошо продумал будущую биографию ребенка. В двадцать один год отец приобрел для своего наследника должность судьи. После окончания университета в Тулузе, где Мишель де Монтень прослушал курс по философии и праву, он открыл собственную практику.

ГДЗ ответы по истории для учебника за 7 класс, Юдовская

Философ Мишель де Монтень
Юноша в серьезно заинтересовался политической карьерой и все его планы на тот момент были тесно связаны именно с этим родом деятельности. Спустя время Монтень получил должность советника в парламенте, благодаря чему оказался при дворе Карла XI. В этой должности он участвовал в осаде Руана и удостоился ордена имени Святого Михаила.
Стоит отметить, что последний был давней юношеской мечтой, которую гуманист все же смог превратить в реальность. Хотя сами обстоятельства были немного странными. По законам того времени орден Святого Михаила могли получить только представители высшей знати. Со временем регламент упростили, благодаря чему награда «спустилась» к мыслителю.
РАБОТА ВСЕЙ ЖИЗНИ
Монтень придерживался лояльности по отношению ко многим аспектам окружающей его жизни. К примеру он на протяжении всей жизни пытался найти компромисс между враждующими сторонами в религиозных противостояниях. Он хорошо общался с гугенотами, при этом в большей степени разделял взгляды католиков.
Среди многих государственных деятелей мнение Мишеля по тем или иным вопросам было авторитетным. Он всегда находил общий язык с другими мыслителями, политиками и конечно же писателями. Хорошее воспитание и квалифицированное образование на протяжении многих лет помогали поддерживать порядочность репутации. Любовь к литературе и начитанность со временем позволили начать собственную писательскую карьеру. Погрузившись в актуальные тенденции и собственные размышления.
Работа над знаменитой книгой «Опыты» началась в 1572 году. На тот момент официальным названием труда было «Эссе». Само по себе слово в переводе означает «эксперимент», «набросок» или «опыт». Мишель стал первым кто использовал данное название именно в таком контексте. Уже после него слово стало широко использоваться другими писателями и мыслителями. А спустя время в обиходе появилось производное – «эссеист».
Спустя восемь долгих лет в период с 1580 по 1581 была издана первая часть трудов. Даже для посвященной публики работа стала настоящим открытием. Буквально каждое предложение превратилось в цитату или афоризм. Критики и поклонник спорили, соглашались, критиковали и обсуждали. После появления печатного издания Мишель уехал в путешествие по Европе. В его отсутствие прошли выборы на пост мэра Бордо, в которых он победил заочно. По возвращении Монтень к своему удивлению понял, что снять с себя полномочия нельзя, и даже король Генрих III не поддержал данную затею.
ГДЗ ответы по истории для учебника за 7 класс, ЮдовскаяВ период гражданской войны философ всячески пытался примирить враждующих католиков и гугенотов. А вот книга, которую прочли и те, и другие пришлась по вкусу обеим враждующим сторонам, в то время как трактовки у них были совершенно разные. Выслушивая все высказывания по этому вопросу Монтень вновь вернулся к труду внося изменения и корректируя рассуждения. Результатом стали еще две напечатанные книги. Первая из них стала сборником размышлений на самую разную тематику, а вторая представляла собой путевые заметки в период путешествия в Италию.
Основной труд Мишеля де Монтень «Опыты»
Когда автор приехал в Париж, где и должны были напечатать труд его арестовали. Уже сидя в камере Бастилии Монтень узнал, что его арест связан с тесным общением с гугенотами. Жизнь философу спасла сама Екатерина Медичи. Благодаря королеве Мишель де Монтень стал одним из приближенных короля Генриха Новаррского и членом французского парламента.
Вклад, который Монтень внес в развитие науки сложно переоценить. Его произведения стали своего рода психологическим портретом на окружающий мир, заставляющим человека задуматься. Новый литературный жанр, в котором рядом стоят искренняя уверенность и скептицизм, буквально «создан» из собственных размышлений и переживаний автора.
В его работе человеческая жизнь со всеми ее бытовыми ситуациями. Он делал акцент на педагогике и образовании, которые формируют полноценную личность. Мишель де Монтень утверждал, что не стоит гнаться за мечтами и идеалами, пропуская саму жизнь и упуская возможность быть действительно счастливыми. Философ раскрыл собственный взгляд взаимоотношения между мужчиной и женщиной в личной жизни, а также на изменения в социальной сфере.
ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ
Мишель женился в 1565 году. Его избранница была достаточно богата, что значительно упростило личную жизнь молодых. Спустя три года после торжества отец жениха умер, оставив сыну в наследство процветающее имение, где молодая семья с радостью поселилась. Спустя еще три года, в 1571 году в биографии Мишеля вновь произошли изменения. Он продает подаренную отцом должность судьи. Получая вместе с этим свободу и возможность заниматься всем, чем только заблагорассудится. При этом приданное жены и богатое наследство позволяли совершенно не задумываться о финансовой стороне жизни.
Семья в которой царил мир и гармония, жила в полном взаимопонимании. У Мишеля де Монтень было много детей. Однако мало кто из них дожил до зрелого возраста. Как это ни прискорбно, но все они погибали в раннем детстве или же в юношеский период. Полноценную жизнь прожила только одна из дочерей философа.
О своих взглядах на жизнь и отношение к семье и окружающим Монтень в последствии рассказал в одном из трудов. Там он рассуждал на тему какие именно должны быть гармоничные отношения с супругой и пришел к выводу, что мужа и жену должна связывать хотя бы дружба, если нет любви. Занимаясь детьми важно следить не только за их воспитанием, но и за здоровьем. Некоторые из мыслей писателя в последствии казались исследователям чересчур консервативными, но на практике они вполне действенны. Возможно именно по этой причине все окружающие говорили о благополучии семьи, жизнь которой они наблюдали со стороны.
СМЕРТЬ
Гуманист, философ и писатель умер осенью 1592 года в библиотеке родного замка.

Вопрос (стр.75). Задание №?

Как вы думаете, почему рассказ, посвящённый Монтеню, озаглавлен «Противны мне и владычество и покорность»? Аргументируйте свою позицию. Обсудите в классе и с родителями, какие суждения Монтеня актуальны и в наши дни.

Ответ:

Мишель де Монтень считал своим идеалом развитую личность. Поэтому и рассказ ему посвящённый озаглавлен подобающе. Мишель призывает людей к самосовершенствованию, без слепой покорности либо же властвованию над другими.
Актуальные суждения Мишеля де Монтеня в наши дни:
1. От недостатка уважения к себе происходит столько же пороков, сколько и от излишнего к себе уважения. Речь идёт о здоровой самооценке, что очень актуально в наши дни.
2. Люди ничему не верят так твёрдо, как тому, о чем они меньше всего знают. Речь идёт о людях, что раздают советы по поводу многих вещей и рассуждают о многих проблемах, ничего о них не зная и не вникая в подробности.
3. Разумный человек ставит себе предел даже в добрых делах. Речь идёт о том, что человек, грамотно рассчитывающий свои ментальные ресурсы не будет помогать тому, кому на данный момент времени не в силах помочь.

Вопрос (стр.77). Задание №?

Найдите на изображениях зданий (с. 76, 77) архитектурные детали, характерные для эпохи Античности.
ГДЗ ответы по истории для учебника за 7 класс, ЮдовскаяЦерковь Темпьетто в Риме. Архитектор Д. Браманте. 1502 г. Современный вид
ГДЗ ответы по истории для учебника за 7 класс, ЮдовскаяСобор Святого Петра в Риме. Архитекторы Д. Браманте, Рафаэль, Микеланджело, Дж. Л. Бернини и др. 1506−1624 гг. Современный вид

Ответ:

Архитектурные детали, характерные для эпохи Античности:
1) Колонны.
2) Колоннады.
3) Барельефы.
4) Карнизы.
5) Ордеры.
6) Ротонда.
ГДЗ ответы по истории для учебника за 7 класс, ЮдовскаяГДЗ ответы по истории для учебника за 7 класс, Юдовская

Вопрос (стр.77). Задание №?

Определите общие черты организации пространства, характерные для площади собора Святого Петра в Риме и Версальского дворца (найдите иллюстрацию в Интернете).

Ответ:

Общие черты организации пространства собора Святого Петра в Риме и Версальского дворца:
• Строгая геометрия.
• Симметрия.
• Наличие галерей.
• Широкая площадь перед собором и дворцом.
• Посередине площади либо обелиск (собор Святого Петра), либо фонтан (Версальский дворец).
• Главный фасад зданий выходит к площади.
Изображения:
1.Собор Святого Петра в Риме.
ГДЗ ответы по истории для учебника за 7 класс, Юдовская2.Версальский дворец.
ГДЗ ответы по истории для учебника за 7 класс, Юдовская

Вопрос (стр.78). Задание №?

Как вы думаете, почему Рим называют Вечным городом? Свой ответ обоснуйте.

Ответ:

Рим − это один из самых древних, великих и богатых памятниками истории и культуры город мира.
Он является Вечным городом, т.к. его возраст насчитывает уже более трёх тысяч лет. Латинский язык очень широко используется в культуре и медицине по сей день, искусство и архитектура Рима стали распространяться во всём мире, а "Право Рима" было основой для "Права" в других странах.