Задания 2 части ЕГЭ по биологии с развернутыми ответами Рохлова по теме пищеварительная система человека.

Задания второй части ЕГЭ про пищеварение

Назовите функции языка в организме человека. Укажите не менее пяти пунктов.

Ответ:

1) язык участвует в процессе жевания;
2) язык участвует в процессе глотания;
3) язык содержит вкусовые рецепторы;
4) язык содержит слюнные железы;
5) язык участвует в формировании речи (обмене информацией между людьми, выражении эмоций);
6) язык принимает участие в сосании у новорожденных.

Какие части имеют зубы у млекопитающих? Укажите виды зубов и их функции.

Ответ:

1) зубы млекопитающих состоят из коронки, шейки и корня;
2) виды зубов: резцы, клыки, коренные;
3) резцы необходимы для откусывания кусков от пищи;
4) клыки – для раздирания пищи;
5) коренные – для перетирания и пережевывания пищи.

Где расположены центры нервной регуляции выделения желудочного сока в организме человека? Как осуществляется безусловно- и условно-рефлекторная регуляция этого процесса?

Ответ:

1) Центры нервной регуляции выделения желудочного сока в организме человека расположены в продолговатом мозге.
2) Безусловно-рефлекторное выделение желудочного сока происходит во время попадания пищи в ротовую полость и желудок.
3) Условно-рефлекторное выделение желудочного сока происходит при виде или запахе знакомой пищи, при разговоре о еде, при наступлении постоянного времени приема пищи.

Какую функцию выполняют слюнные железы в пищеварении у млекопитающих? Укажите не менее трех функций.

Ответ:

1) Слюна обеззараживает пищу. В слюне содержится природный антибиотик лизоцим, обеззараживающий пищу.
2) В слюне содержатся пищеварительный фермент амилаза, который расщепляет крахмал.
3) Слюна смачивает пищу с помощью воды и склеивает её в удобный для проглатывания пищевой комок с помощью муцина.

Почему пищу необходимо тщательно пережевывать?

Ответ:

1) Хорошо пережеванная пища легче проглатывается.
2) При жевании увеличивается площадь поверхности пищи, поэтому увеличивается площадь соприкосновения пищи с пищеварительными ферментами. Это ускоряет процесс переваривания.
3) При раздражении рецепторов ротовой полости происходит рефлекторное выделение желудочного сока, желудок готовится к приему пищи.
4) В процессе жевания амилаза слюны начинает расщеплять углеводы прямо в ротовой полости.

Почему в рацион ребенка обязательно должна включаться пища животного происхождения?

Ответ:

1) Пища содержит белок. Белки являются строительным материалом организма и состоят из аминокислот.
2) Растительные белки, в отличие от животных, содержат не все аминокислоты, необходимые для образования специфических белков человека.
3) Отсутствие полноценного белкового питания может сильно отразиться на росте, физическом и умственном развитии ребенка.

Для чего животным нужна соляная кислота в желудке? Напишите не менее 4 вариантов, ответ поясните.

Ответ:

1) обладает антибактериальным действием;
2) активирует ферменты (например, пепсиноген превращает в пепсин);
3) обеспечивает умерщвление пищи (если пища была жива);
4) способствует денатурации (и набуханию) белков (облегчает переваривание белков);
5) обеспечивает кислую среду желудочного сока, необходимую для работы ферментов.

Какие функции в организме человека выполняет печень? Укажите не менее четырех функций.

Ответ:

1) Барьерная функция – очищает кровь, оттекающую от пищеварительного тракта.
2) Является депо гликогена.
3) Вырабатывает желчь.
4) Синтезирует мочевину.
5) Разрушает эритроциты, запасает железо.

Железистые клетки печени вырабатывают желчь. Укажите не менее трех функций желчи в процессе пищеварения. Ответ поясните.

Ответ:

1) желчь эмульгирует жиры (дробит на мелкие частицы), что способствует их расщеплению ферментами;
2) желчь усиливает перистальтику кишечника – способствует продвижению пищи;
3) желчь способствует усилению отделения сока поджелудочной железы и активирует его ферменты

В пищеварительной системе человека за расщепление белков отвечают два основных фермента. Назовите эти ферменты, укажите места их синтеза. При какой кислотности среды наиболее активны эти ферменты?

Ответ:

1) пепсин и трипсин (химотрипсин);
2) пепсин синтезируется клетками желудка;
3) пепсин активен в кислой среде (рН<7);
4) трипсин (химотрипсин) синтезируется поджелудочной железой;
5) трипсин активен в слабощелочной среде (рН>7).

Где в организме человека происходит переваривание крахмала? Какие условия для этого необходимы? Ответ поясните.

Ответ:

1) переваривание крахмала начинается в ротовой полости за счет ферментов слюны;
2) переваривание крахмала завершается в тонком кишечнике за счет ферментов поджелудочного и кишечного соков;
3) необходимые условия - наличие ферментов амилазы, мальтазы, слабощелочной среды, и оптимальной температуры;
4) амилаза расщепляет крахмал до дисахарида мальтозы;
5) мальтаза расщепляет мальтозу до глюкозы;
6) ферменты наиболее активны в слабощелочной среде и при температуре человеческого тела.

Почему лечение человека антибиотиками может привести к нарушению функции кишечника? Назовите не менее двух причин. Какие препараты могут восстановить нарушенные функции кишечника после приема антибиотиков? Ответ поясните.

Ответ:

1) Антибиотики убивают полезные бактерии, расщепляющие углеводы (клетчатку) и выделяющие витамины.
2) Вместо убитых полезных бактерий в толстом кишечнике быстро размножаются гнилостные и болезнетворные.
3) препараты, содержащие полезные кишечные бактерии ИЛИ препараты, стимулирующие размножение полезной микрофлоры.

Какой метод позволит доказать предположение о том, что секреция пищеварительного сока поджелудочной железой регулируется и нервным, и гуморальным путями?

Ответ:

1) необходимо поставить эксперимент, который бы проверил гипотезу о двух путях регуляции;
2) чтобы доказать существование нервной регуляции необходимо раздражать нервы, иннервирующие ту часть железы, которая выделяет пищеварительный сок;
3) если секреция усилится, то нервная регуляция существует;
4) чтобы доказать существование гуморальной регуляции, необходимо стимулировать секрецию пищеварительного сока пищей, но в отсутствие нервной регуляции;
5) для этого можно перерезать определенные нервы;
6) если при попадании пищи в двенадцатиперстную кишку секреция сока увеличится, можно говорить о гуморальной регуляции.

Почему лекарственные препараты лучше запивать обычной водой, а не соками, чаем, кофе или молоком?

Ответ:

1) вода – химически нейтральное вещество, не взаимодействующее с лекарственными препаратами (взаимодействие с напитками может привести к изменению химических свойств лекарств);
2) вода является хорошим растворителем (напитки могут изменить растворимость лекарств);
3) вода обеспечивает всасывание лекарственных веществ в кровь (напитки могут нарушить механизм всасывания лекарств).

В эксперименте для проверки работы вкусового анализатора в спокойном состоянии и в состоянии эмоционального напряжения человеку были предложены две таблетки: сладкая и горькая. Вкусовые ощущения в состоянии эмоционального напряжения были ослаблены по сравнению со спокойным состоянием. Объясните почему. Какими участками языка испытуемые лучше воспринимали горький и сладкий вкус?

Ответ:

1) при эмоциональном напряжении в коре головного мозга возникает сильный очаг возбуждения (принцип доминанты А.Ухтомского);
2) происходит торможение центра вкуса в коре, поэтому вкусовые ощущения ослаблены
3) горький вкус лучше воспринимается корнем языка;
4) сладкий вкус лучше воспринимается кончиком языка.

Почему диетологи рекомендуют принимать пищу в одно и то же время? Почему этап пережевывания твердой пищи должен быть максимально продолжительным? Ответ аргументируйте.

Ответ:

1) Прием пищи в одно и то же время способствует образованию условных пищевых рефлексов на определенное время (обстановку).
2) Хорошо пережеванная пища лучше обрабатывается слюной (ферментами слюны, бактерицидными веществами слюны).
3) Хорошо измельченная пища быстрее переваривается в желудке.
4) При быстром употреблении пищи её поступление в организм происходит раньше, чем наступает чувство насыщения.
5) Запаздывание чувства насыщения приводит к перееданию.

Рассмотрите внутреннее строение зуба человека. Какие структуры зуба обозначены № 1, 2, 3? Какие функции они выполняют?

Ответ:

1) № 1 - эмаль;
2) предохраняет зуб от стирания (проникновения микроорганизмов);
3) № 2 - дентин;
4) составляет основу зуба (обеспечивает прочность);
5) № 3 - пульпа;
6) кровеносные сосуды обеспечивают питание;
7) нервы обеспечивают чувствительность зуба.

Рассмотрите внутреннее строение зуба человека. Какие структуры зуба обозначены на рисунке цифрами 1-3? Какую функцию исполняет каждая из структур?

Ответ:

1) 1 - эмаль;
2) защищает зуб от стирания (проникновения микроорганизмов внутрь);
3) 2 - дентин;
4) является основой (обеспечивает прочность, структуру) зуба;
5) 3 - пульпа;
6) кровеносные сосуды в пульпе обеспечивают питание зуба
ИЛИ 6) нервы в пульпе обеспечивают чувствительность зуба.

Как называется элемент строения тонкой кишки, изображённый на рисунке, какое значение для функционирования органа он имеет? Какие сосуды обозначены на рисунке буквами А и Б? Какие функции в данной структуре они выполняют?

Ответ:

1) ворсинка; ворсинки увеличивают площадь поверхности всасывания питательных веществ;
2) А – лимфатический сосуд;
3) Б – кровеносный сосуд;
4) кровеносные сосуды обеспечивают приток крови с кислородом и питательными веществами и отток крови с углекислым газом и продуктами обмена;
5) в кровеносные сосуды всасываются моносахариды и аминокислоты;
6) лимфатические сосуды служат для оттока тканевой жидкости и лимфоцитов от тканей;
7) в лимфатические сосуды всасываются жирные кислоты и глицерин.