Задания 2 части ЕГЭ по биологии с развернутыми ответами Рохлова по теме кровь, лимфа, тканевы жидкость, иммунитет.
Задания 2 части ЕГЭ по биологии. Кровь, лимфа, тканевая жидкость
Объясните, в чем состоит взаимосвязь компонентов внутренней среды организма: крови, лимфы и тканевой жидкости.
Ответ:
1) Жидкая часть крови (плазма), вытекающая наружу из капилляров, превращается в тканевую жидкость.
2) Тканевая жидкость, затекающая внутрь открыто оканчивающихся лимфатических капилляров, превращается в лимфу.
3) Лимфа течет по лимфатическим сосудам и попадает в кровь.
В чем проявляется транспортная функция крови? Приведите не менее трех примеров. Ответ поясните.
Ответ:
1) гемоглобин эритроцитов транспортирует кислород от легких к тканям и углекислый газ от тканей к легким;
2) плазма крови транспортирует растворенный углекислый газ, воду, минеральные соли, аминокислоты, витамины, гормоны, продукты клеточного обмена и т.п.;
3) кровь переносит тепло от горячих органов (например, печень) к холодным (например, пальцы).
Какова причина малокровия у человека? Укажите не менее трёх возможных причин.
Ответ:
1) большие кровопотери;
2) неполноценное питание (недостаток витаминов и др.);
3) нарушение образования эритроцитов в кроветворных органах
Опишите механизм свертывания крови в поврежденных сосудах.
Ответ:
1) повреждение сосудов и тромбоцитов вызывает выделение белков - факторов свертывания;
2) они превращают белок протромбин в тромбин;
3) под действием тромбина белок фибриноген превращается в нерастворимый фибрин;
4) из нитей фибрина и форменных элементов крови образуется тромб;
5) тромб останавливает кровотечение.
Как изменится состав крови у альпиниста, неделю находящегося на большой высоте? Ответ поясните.
Ответ:
1) с увеличением высоты над уровнем моря уменьшается парциальное давление кислорода (концентрация кислорода) в воздухе;
2) для компенсации кислородного голодания (низкого содержания кислорода) количество эритроцитов в крови увеличивается;
3) повышается уровень гемоглобина, переносящего кислород.
Известно, что кислород может растворяться в воде. Почему в организме человека кислород транспортируется эритроцитами, а не плазмой крови? Какое видимое изменение крови может служить фактором связывания кислорода с эритроцитами? Ион какого химического элемента и как при этом изменяется?
Ответ:
1) растворимость кислорода в воде (в плазме) очень низкая;
2) кислород для транспорта его кровью связывается с гемоглобином;
3) гемоглобин содержится в эритроцитах крови;
4) кислород, соединяясь с гемоглобином, изменяет цвет крови с темно-красного (венозная) на алый (артериальная);
5) ион железа соединяется с кислородом
6) железо окисляется (ион железа +2 превращается в ион железа +3)
п.6 не соответствует действительности, но был в реальном ключе
В чём заключается сходство и различие в транспортировке кислорода и углекислого газа в крови человека с учётом их различной растворимости? Какие соединения при этом образуются? Ответ поясните. Какое видимое изменение крови происходит при связывании углекислого газа?
Ответ:
1) сходство: при транспортировке газов происходит их связывание с гемоглобином эритроцита;
2) различие: углекислый газ лучше растворяется в воде, поэтому его бОльшая часть растворяется в плазме;
3) углекислый газ в плазме образует угольную кислоту (карбоксид-ионы);
4) кислород образует с гемоглобином оксигемоглобин;
5) углекислый газ образует с гемоглобином карбгемоглобин;
6) при насыщении углекислым газом кровь становится вишневого цвета
Антикоагулянты – это вещества, препятствующие свёртыванию крови. Объясните, для чего после хирургической операции пациенту назначают приём этих препаратов?
Ответ:
1) при операции повреждаются кровеносные сосуды;
2) в крови запускается реакция образования тромбов (свёртывания крови);
3) антикоагулянты назначают, чтобы избежать излишнего тромбообразования (закупорки сосудов).
Рассмотрите рисунок. Формирование какой клетки организма человека на нём схематично изображено? Свой ответ аргументируйте. С какой функцией этих клеток связаны изображенные на рисунке изменения? Какое преимущество дают подобные изменения для эффективного функционирования клетки? Ответ поясните.
Ответ:
1) эритроцит;
2) клетка теряет ядро;
3) клетка приобретает двояковогнутую форму;
4) с функцией транспорта газов (кислорода и углекислого газа);
5) потеря ядра (изменение формы клетки) увеличивает отношение поверхности клетки к её объему (увеличивает рабочую поверхность);
6) в результате клетка приобретает возможность переносить больше кислорода
Какова роль крови в организме человека в процессе дыхания? Объясните, как происходит перенос углекислого газа из тканей в легкие. Какие соединения при этом образуются? Какой физический процесс обеспечивает газообмен в тканях?
Ответ:
1) кровь переносит кислород и углекислый газ;
2) небольшая часть углекислого газа переносится в эритроцитах;
3) при этом образуется карбогемоглобин;
4) основная часть углекислого газа растворяется в плазме;
5) образуются карбонат-ионы;
6) газообмен в тканях обеспечивается диффузией.
Группу спортсменов привезли на туристическую базу, находящуюся на высоте 4000 м. Через 7 и 14 дней у спортсменов взяли кровь и определили уровень гематокрита. (Гематокрит - отношение объема эритроцитов к объему жидкой части крови, выраженное в % или долях единицы.) Полученные данные приведены в таблице. Как и почему изменился состав крови спортсменов в условиях описанного эксперимента. Какое биологическое значение это имеет? Дайте аргументированный ответ. Какой метод использует ученый для определения уровня гематокрита?
Ответ:
1) увеличился относительный объем (количество) эритроцитов в крови;
2) на высоте 4000 м низкая концентрация (парциальное давление) кислорода;
3) такое изменение состава крови предотвращает развитие гипоксии (недостатка в кислороде) в организме
ИЛИ повышает эффективность переноса кислорода к органам (тканям);
4) метод осаждения эритроцитов (пассивно под действием силы тяжести)
ИЛИ метод центрифугирования.
Явление воспаления было описано древнеримским философом и врачом Цельсом, выделявшим следующие признаки этого процесса: rubor - краснота (местное покраснение кожных покровов или слизистой), tumor - опухоль (отек), calor - жар (повышение местной температуры), dolor - боль. С чем связано покраснение в области воспаления? Почему в области поврежденного участка возникает отек, жар и боль?
Ответ:
1) с расширением кровеносных сосудов (притоком крови);
2) причиной отека является увеличение количества тканевой жидкости (в связи с притоком крови);
3) температура повышается в связи с притоком крови;
4) боль возникает при механическом сдавливании тканей при отеке;
5) боль возникает вследствие воздействия образовавшихся при воспалении химических веществ на рецепторы.
При развитии плода эритроциты образуются в печени. В каком органе они образуются в организме взрослого? В каких костях содержится этот кроветворный орган? В каких органах происходит разрушение эритроцитов?
Ответ:
1) эритроциты образуются в красном костном мозге;
2) красный костный мозг содержится в костях осевого скелета (череп, грудина, ребра, позвонки);
3) красный костный мозг содержится в головках (эпифизах) трубчатых костей (плечевой и бедренной);
4) эритроциты разрушаются в печени и в селезенке.
Какая ткань организма человека показана на рисунке? Что на рисунке обозначено цифрой 2? Каковы особенности строения и функции обозначенного цифрой 2 компонента? Ответ поясните.
Ответ:
1) кровь;
2) 2 — эритроцит;
3) эритроцит имеет форму двояковогнутого диска;
4) ядро отсутствует;
5) содержит дыхательный пигмент гемоглобин;
6) функция эритроцита — транспорт газов.
Какие соединения образует гемоглобин с кислородом, углекислым и угарным газом? Каковы их особенности (прочность) и значение в организме? Ответ поясните.
Ответ:
1) оксигемоглобин — это соединение гемоглобина с кислородом, непрочное;
2) транспортирует кислород от лёгких к клеткам организма;
3) карбгемоглобин — это соединение гемоглобина с углекислым газом, непрочное;
4) транспортирует углекислый газ от клеток к лёгким;
5) карбоксигемоглобин — это соединение гемоглобина с угарным газом, очень прочное;
6) нарушает транспорт кислорода, отравление угарным газом может привести к гибели человека.
После забора крови у пациента в пробирку с антикоагулянтом проведено её центрифугирование. В результате произошло разделение образца на несколько фракций, как это показано на рисунке. С какой целью перед центрифугированием в кровь были добавлены антикоагулянты? Перечислите фракции, на которые разделилась кровь. Из какой фракции получают сыворотку? Какие компоненты при этом из неё удаляют и для чего?
Ответ:
1) антикоагулянты добавлены для предотвращения свертывания;
2) плазма крови, лейкоциты и эритроциты;
3) плазма крови ИЛИ фракция А;
4) фибриноген ИЛИ белки, обеспечивающие свёртывание.
Рассмотрите микрофотографии 1 и 2 с изображением эритроцитов человека и лягушки, сделанные под одним и тем же увеличением микроскопа. На какой фотографии представлены эритроциты человека? Ответ поясните. Как эритроциты связаны с группами крови человека? В чём особенность эритроцитов человека со II группой крови?
Ответ:
1) 2 - эритроциты человека;
2) эритроциты человека мельче;
3) эритроциты человека не имеют ядер;
4) в состав эритроцитов могут входить белки (агглютиногены), определяющие группу крови;
5) для II группы крови человека характерно наличие белка А в эритроцитах.
Рассмотрите микрофотографии 1 и 2 с изображением эритроцитов человека и лягушки. Сделанные под одним и тем же увеличением микроскопа. На какой фотографии представлены эритроциты человека? Обоснуйте свой выбор. Какие преимущества дают человеку такие особенности строения эритроцитов? Как их строение влияет на транспорт кислорода в крови человека по сравнению с кровью лягушки.
Ответ:
1) 2 – эритроциты человека;
2) эритроциты человека меньше;
3) эритроциты человека безъядерные;
4) отсутствие ядра способствует более высокому содержанию гемоглобина в эритроците;
5) мелкий размер эритроцитов обеспечивал большую суммарную площадь поверхности (обеспечивает движение эритроцитов по узким капиллярам)
6) в одном и том же объёме крови у человека переносится больше кислорода, чем у лягушки.
Мария Склодовская-Кюри, исследовавшая явление радиоактивности и открывшая радиоактивные элементы радий и полоний, страдала от хронических лучевых поражений. Ей диагностировали апластическую анемию — заболевание, причиной которого является нарушение работы красного костного мозга. Симптомами заболевания являются анемия (головокружение, утомляемость, бледность кожи), нарушение свертываемости крови, снижение иммунитета и частые инфекционные заболевания. Объясните, какую функцию выполняет красный костный мозг и как перечисленные симптомы связаны с нарушением этой функции.
Ответ:
1) функция красного костного мозга — кроветворение (гемопоэз);
2) при нарушении работы красного костного мозга в крови отмечается дефицит всех форменных элементов крови;
3) нехватка эритроцитов приводит к анемии (недостаточному поступлению кислорода к органам и тканям);
4) нехватка тромбоцитов вызывает нарушение свертываемости крови;
5) дефицит лейкоцитов приводит к снижению иммунитета.
Иммунитет
Хорошо известно, что в крови человека есть белки и глюкоза. Почему разовое введение глюкозы непосредственно в кровь неопасно для организма, а введение большинства белков опасно?
Ответ:
1) глюкоза - это мономер, который находится в крови любого человека и не обладает специфичностью;
2) введенную глюкозу организм человека не воспринимает как чужеродное вещество;
3) белки имеют антигенную структуру и специфичны для каждого организма;
4) введенный белок организм воспринимает как чужеродное вещество, развивается иммунная реакция.
Что представляют собой медицинские препараты – вакцина и лечебная сыворотка? С какой целью каждый из этих препаратов вводят человеку? Ответ поясните.
Ответ:
1) вакцина – препарат, содержащий ослабленные или мёртвые микроорганизмы;
2) сыворотка – препарат, содержащий готовые антитела;
3) вакцину вводят в целях профилактики заболевания для формирования искусственного активного иммунитета;
4) сыворотку вводят для борьбы с возбудителем заболевания и формирования искусственного пассивного иммунитета
Почему новорожденные меньше болеют инфекционными заболеваниями, если сразу же после рождения получили молоко матери? Какой иммунитет при этом формируется?
Ответ:
1) в материнском молоке содержатся антитела (иммуноглобулины);
2) антитела способствуют уничтожению возбудителей болезней;
3) естественный пассивный.
Почему некоторыми инфекционными болезнями человек болеет повторно? Укажите два пункта, ответ поясните.
Ответ:
1) возбудитель может мутировать (изменять структуру антигенов);
2) в организме отсутствуют антитела против новых антигенов возбудителя;
3) с предыдущей болезни ИЛИ вакцинации прошло много времени (10 лет и более);
4) клетки иммунной памяти в организме исчезли.
Иммунодефициты - состояния, вызванные недостаточной активностью иммунной системы. Различают врожденные (в том числе наследственные) и приобретенные иммунодефициты. Например, одна из форм наследственного иммунодефицита связана с нарушением работы актиновых филаментов, обеспечивающих формирование псевдоподий. Объясните, почему дефект элементов цитоскелета приводит к иммунодефициту. Какие причины могут приводить к приобретенному иммунодефициту? Укажите не менее двух пунктов.
Ответ:
1) нарушается амебоидное движение фагоцитов (лейкоцитов);
2) нарушается формирование псевдоподий, необходимы для осуществления фагоцитоза патогенов (бактерий, антигенов);
3) вирусные инфекции (ВИЧ-инфекция);
4) радиационное облучение ИЛИ дефицит витаминов ИЛИ воздействие химических веществ (лекарств) ИЛИ повреждение (удаление) органов иммунной системы (возможны другие верные ответы).
В тканях человека имеются так называемые тучные клетки, содержащие в цитоплазме гранулы с гистамином. При развитии реакции воспаления гистамин высвобождается из клеток, вызывая местное расширение капилляров и повышение проницаемости их стенок. Какое значение имеют эти следствия работы гистамина?
Ответ:
1) через расширенные капилляры притекает больше крови;
2) приходит больше лейкоцитов;
3) которые осуществляют фагоцитоз (возможно указание других верных функций иммунных клеток);
4) через проницаемую стенку выходит больше плазмы;
5) возникает отёк;
6) уменьшается концентрация вредных веществ
Известно, что при первичном проникновении определенного возбудителя в организм человека максимальная концентрация антител к нему наблюдается в крови спустя 14-17 дней, в то время как при повторном заражении пик иммунного ответа приходится на 3-7 день. Объясните эту разницу в скорости первичного и вторичного иммунного ответа. Почему при повторном проникновении антигена человек может не испытывать симптомы заболевания, и заражение происходит для него незамеченным?
Ответ:
1) при первичном проникновении возбудителя в организме низкая концентрация (отсутствие) В-лимфоцитов, специфичных к данному антигену;
2) при первичном проникновении происходит отбор (селекция) и размножение (пролиферация) В-лимфоцитов с нужной специфичностью;
3) после первичного иммунного ответа в организме остаются клетки (иммунной) памяти;
4) при повторном заражении клетки памяти формируют более быстрый иммунный ответ (обеспечивают более быстрое производство антител);
5) появление необходимых антител позволяет быстро нейтрализовать антигены возбудителя и не дать ему размножиться (поэтому симптомы заболевания не проявляются).
Рассмотрите схему взаимодействия белков А со структурами Б. Как называются молекулы А и Б? Какую функцию выполняют белки А? Какие клетки иммунной системы синтезируют белки, обозначенные буквой А? Во взаимодействии структур А и Б проявляется структурное соответствие участков молекул (принцип "ключ-замок"). При выполнении каких еще функций белков структурное соответствие также может проявляться? Укажите не менее двух функций.
Ответ:
1) А - антитела (иммуноглобулины);
2) Б - антигены;
3) антитела выполняют защитную функцию (связывают чужеродные молекулы - антигены);
4) лимфоциты (В-лимфоциты; плазматические клетки; плазмоциты);
5) ферментативная (каталитическая) функция;
6) рецепторная функция ИЛИ транспортная функция.
В 1881 году Л. Пастер провел следующий эксперимент. Он ввел 25 овцам ослабленную форму возбудителя сибирской язвы, и все животные выжили. Спустя несколько недель вирулентный штамм бактерий сибирской язвы был введен двум группам животных: 25 ранее иммунизированным овцам и 25 неиммунизированным. Через три дня из первой группы животных от сибирской язвы погибла только одна овца, из второй группы погибли все животные. Действие какого препарата Л. Пастер проверял в данном эксперименте? Какой иммунитет развивался у животных при введении этого препарата? Почему животные из первой группы преимущественно выживали? С чем связана гибель животных из второй группы?
Ответ:
1) ?препарат, содержащий ослабленный возбудитель,?— вакцина;
2) при введении вакцины у животных развивается искусственный активный иммунитет;
3) у овец из первой группы после действия вакцины в крови содержались антитела к возбудителю сибирской язвы, поэтому они выжили при введении вирулентного штамма;
4) ?у животных второй группы иммунитет к сибирской язве не был сформирован, поэтому они погибли.
Рассмотрите схему защитной реакции организма человека. Дайте название этому явлению. Какие клетки прибывают к изображённому участку и с какой целью? Какие местные реакции могут наблюдаться в месте событий?
Ответ:
1) воспаление;
2) к месту контакта прибывают лейкоциты (фагоциты);
3) для уничтожения чужеродных бактерий и частиц;
4) покраснение поражённого участка (расширение капилляров);
5) повышение местной температуры;
6) ощущение боли.
На рисунке изображен орган иммунной системы человека. Назовите его. Какие функции он выполняет? Назовите не менее трех функций и поясните их.
Ответ:
1) селезенка;
2) созревание лимфоцитов;
3) разрушение эритроцитов и тромбоцитов;
4) депонирование крови;
5) кроветворение (у плода).
К какому классу органических соединений относят иммуноглобулины? Какова их функция? В состав какого компонента внутренней среды организма они входят? Какой вид иммунитета формируется при их введении и в виде какого иммунного препарата их вводят? Зачем беременным женщинам вводят антирезусный иммуноглобулин и в каких случаях? Ответ поясните.
Ответ:
1) иммуноглобулины (антитела) — это белки;
2) нейтрализуют чужеродные вещества (антигены) (защитная функция);
3) входят в состав крови (плазмы крови);
4) искусственный пассивный иммунитет;
5) сыворотка;
6) антирезусный иммуноглобулин предназначен для беременных женщин с отрицательным резус-фактором в случае, когда отец ребенка резус-положительный;
7) для предотвращения резус конфликта.
Медицинский препарат представляет собой белковую фракцию плазмы крови лошадей без фибриногена, иммунизированных столбнячным анатоксином или токсином. Как называется этот препарат, когда и с какой целью его применяют? Ответ поясните.
Ответ:
1) это препарат лечебной сыворотки;
2) лечебную сыворотку применяют при попадании в рану споры столбнячной палочки из почвы (для нейтрализации антигенов столбнячной палочки в организме);
3) формируется искусственный пассивный иммунитет.
Какова причина появления злокачественных опухолей? Какие факторы окружающей среды могут увеличивать вероятность появления злокачественных опухолей? Назовите основные свойства раковых клеток.
Ответ:
1) мутации (генетические нарушения) являются причиной опухолей.
Факторы, увеличивающие вероятность появления злокачественных опухолей:
2) химические (достаточно любого одного) – канцерогенные молекулы, токсины, курение и пр.;
3) физические (достаточно любого одного) – радиоактивное излучение, ультрафиолетовое излучение;
4) биологические (достаточно любого одного) – вирусы, транспозоны.
Основные свойства раковых клеток:
5) неконтролируемое деление, И/ИЛИ отсутствие контактного торможения, И/ИЛИ отсутствие апоптоза;
6) метастазирование.
Группы крови и резус-фактор
В чем отличия групп крови, имеющихся у человека? Какие группы крови совместимы при переливании? Людей с какой группой крови считают универсальными донорами и реципиентами?
Ответ:
1) группы крови людей отличаются антигенами (агглютиногенами), находящимися на поверхности эритроцитов, и антителами (агглютининами), растворенными в плазме крови;
2) 1 группа совместима со всеми группами, 2 группа - со 2 и 4, 3 группа – с 3 и 4, 4 группа совместима со всеми группами;
3) людей с 1-ой группой считают универсальными донорами, так как они могут отдать эритроцитарную массу (кровь) для всех людей;
4) люди с 4-ой группой- универсальные реципиенты, так как могут получать эритроцитарную массу (кровь) от всех людей.
Антигены на мембране эритроцитов человека, по которым определяется группа крови, бывают двух типов: А и В*. У людей с I(0) группой крови встречается рецессивный аллель h, который в гомозиготном состоянии блокирует синтез антигенов А и В. Определите, можно ли переливать эритроцитарную массу (эритроциты без плазмы крови) людей с генотипом hh людям со II(А) группой крови. Что произойдет, если человеку с генотипом hh перелить эритроцитарную массу II(А) группы? Аргументируйте свои ответы. В Индии число людей с генотипом hh составляет один случай на 7600 человек при среднем для населения Земли показателе 1:250 000. Предположите, с каким социальным фактором может быть связана такая распространенность этого генотипа в Индии. *Резус-фактор эритроцитов и другие антигены групп крови при решении задания не учитывать.
Ответ:
1) эритроцитарную массу людей с генотипом hh можно переливать людям со II группой крови;
2) в крови людей с генотипом hh отсутствуют указанные антигены (А и В) на эритроцитах;
3) она не может вызвать иммунный ответ у человека с другой группой крови
ИЛИ в плазме крови II группы есть ?-агглютинины (?-антитела), которые не смогут агглютинировать hh-эритроциты;
4) если человеку с генотипом hh перелить эритроцитарную массу II группы, то произойдет агглютинация (склеивание эритроцитов);
5) так как в кровь попадут антигены (эритроциты с антигеном А), которые отсутствуют у людей с генотипом hh
ИЛИ 5) в плазме крови человека с генотипом hh есть ?-агглютинины (?-антитела), которые могут агглютинировать (склеивать) эритроциты II(А) группы;
6) в Индии часто случаются близкородственные браки.
Изучите рисунок и установите, какая группа крови по системе АВ0 у пациентов, кровь которых обозначена на рисунке цифрами 1, 2, 3 и 4. Объясните, почему в некоторых случаях образовались сгустки крови. Людям с какими группами крови допустимо переливать эритроциты от донора со второй группой крови?
Ответ:
1) 1 – группа крови В (III), 2 – группа крови А (II), 3 – группа крови АВ (IV), 4 – группа крови 0 (I);
2) сгустки крови образовались в результате взаимодействия антигенов группы крови, находящихся на поверхности эритроцитов (агглютиногенов), и антител к ним (агглютининов);
3) переливание эритроцитов от донора со второй группой крови допустимо к реципиентам с группами крови A(II) и AB(IV).
Объясните, какие процессы могут происходить в крови пациента с отрицательным резус-фактором, если ему по ошибке перельют небольшую дозу крови от резус-положительного донора?
Ответ:
1) антитела в крови пациента будут связываться с антигенами (на поверхности) эритроцитов донора;
2) эритроциты будут слипаться (агглютинировать);
3) это может привести к закупорке сосудов (образованию тромба).