Все задания, используемые для составления экзаменационных вариантов, размещены в открытом банке заданий ОГЭ на сайте ФИПИ.

Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 26 заданий. Часть 1 содержит 21 задание с кратким ответом, а часть 2 содержит 5 заданий с развёрнутым ответом. На выполнение экзаменационной работы по биологии даётся 2,5 часа (150 минут).

Ответом к заданию 1 является слово (словосочетание). Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1.

Ответы к заданиям 2–21 записываются в виде цифры, последовательности цифр или букв. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1.

К заданиям 22–26 следует дать развёрнутый ответ. Задания выполняются на бланке ответов № 2.

Все бланки заполняются яркими чернилами. Допускается использование гелевой или капиллярной ручки. На экзамене по биологии разрешается использовать линейку и непрограммируемый калькулятор. При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике, а также в тексте контрольных измерительных материалов не учитываются при оценивании работы.

Баллы, полученные Вами за выполнение задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

После завершения работы проверьте, чтобы ответ на каждое задание в бланках ответов № 1 и № 2 был записан под правильным номером.

Часть 1

Ответами к заданиям 1–21 являются слово (словосочетание), цифра, последовательность цифр или букв. Ответы укажите сначала в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

 1  В изображённом на рисунке опыте экспериментатор поместил кристалл соли в каплю воды с живыми амёбами. Через некоторое время все они стали двигаться в одном направлении.

 

              →
Направление движения

Какое ОБЩЕЕ свойство живого на примере амёбы иллюстрирует данный
опыт?

Ответ:

Раздражимость.

 2  Установите соответствие между организмами и царствами живой природы:
к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент
из второго столбца.

ОРГАНИЗМЫ 

А) широкопалый речной рак
Б) сыроежка жгучеедкая
В) подорожник большой
Г) кишечная палочка

 ЦАРСТВА

1) Бактерии
2) Грибы
3) Животные
4) Растения
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами

Ответ:

АБВГ
3241

 3  Установите последовательность систематических таксонов, начиная с наибольшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность
цифр.

1) отряд Бесхвостые земноводные
2) род Жабы
3) вид Серая жаба
4) класс Земноводные
5) тип Хордовые

Ответ:

54123

 4  Изучите график зависимости скорости одной из ферментативных реакций в холоднокровном организме от температуры (по оси х отложена температура организма (°С), а по оси у – относительная скорость химической реакции (усл. ед.)).

 

Какие два из приведённых ниже описаний характеризуют данную зависимость в указанном диапазоне температур?

Скорость ферментативной реакции в холоднокровном организме

1) с повышением температуры резко снижается, достигая своего минимального значения, после чего возрастает
2) с повышением температуры непрерывно медленно растёт
3) имеет минимальное значение в интервале 31-33ºС.
4) с повышением температуры растёт, достигая своего максимального значения, после чего снижается
5) достигает максимума при температуре в интервале 37–39 ºС

Ответ:

 45  <или >  54

 5  Расположите в правильном порядке пункты инструкции по проращиванию семян огурцов. Запишите цифры, которыми обозначены пункты инструкции, в правильной последовательности в таблицу.

1) На влажную фильтровальную бумагу положите 10 семян огурцов.
2) Закройте тарелку полиэтиленовой плёнкой.
3) Смочите фильтровальную бумагу водой и следите, чтобы во время опыта она была постоянно влажной.
4) Через несколько дней обследуйте семена, результаты занесите в дневник наблюдений.
5) Возьмите тарелку и уложите на её дно сухую фильтровальную бумагу.
6) Поставьте закрытую тарелку в тёплое место.

Ответ:

 531264

 6  Как называют лабораторную посуду, изображённую на рисунке?

1) спиртовка
2) чашка Петри
3) пробирка
4) колба

Ответ:

3

 7  Известно, что пырей ползучий – многолетнее сорное растение с хорошо развитым корневищем.
Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящихся к описанию данных признаков этого растения.
Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

1) Это дикорастущее растение обитает на землях, используемых в качестве сельскохозяйственных угодий.
2) Питательные вещества у пырея откладываются в хорошо развитые подземные побеги.
3) Фрагменты корневища пырея не отмирают в почве в течение двух-трёх лет.
4) Растение служит кормом для домашнего скота.
5) Растение относят к семейству Злаковые (Мятликовые).
6) Сок свежих листьев в народной медицине используют для лечения простуды, бронхита и пневмонии.

Ответ:

123  <или любая другая последовательность этих цифр>

 8  Между структурами клетки и процессами, указанными в столбцах приведённой ниже таблицы, имеется определённая связь.

Структура клетки         Процесс
Цитоплазматическая   Транспорт
мембрана                     веществ
    …                            Синтез белков

Какой термин следует вписать на место пропуска в этой таблице?

1) лизосома
2) вакуоль
3) рибосома
4) клеточный центр

Ответ:

3

 9  Какие характеристики могут быть использованы при обосновании сходства мхов и папоротников? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) размножение спорами
2) наличие листьев и стебля
3) оплодотворение, не связанное с водой
4) автотрофное питание
5) перекрёстное опыление насекомыми
6) преобладание древесных форм

Ответ:

124

 10  Вставьте в текст «Размножение организмов» пропущенные слова из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения.
Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

РАЗМНОЖЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ

В природе существует два способа размножения: __________(А) и __________(Б). Первый способ связан с __________(В), происходящим в результате слияния мужских и женских _________(Г). Биологическим значением второго способа является сохранение всей наследственной информации материнского организма у потомков.

Перечень слов:

1) клонирование
2) митоз
3) половое
4) почкование
5) бесполое
6) оплодотворение
7) спора
8) гамета

А Б В Г

Ответ:

 3 5 6 8

  11  Установите соответствие между признаками и классами животных, для которых эти признаки характерны: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ПРИЗНАКИ 

А) У части представителей в развитии имеется стадия куколки.
Б) Подавляющее большинство представителей – хищники.
В) Тело животных состоит из головы, груди и брюшка.
Г) Животные, как правило, поглощают только жидкую пищу.
Д) Животные имеют четыре пары ходильных ног.
Е) На голове животных находятся простые и сложные глаза.

КЛАССЫ

1) Насекомые
2) Паукообразные

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

  А Б В Г Д Е

Ответ:

  1 2 1 2 2 1

 12  Верны ли следующие суждения о грибах?

А. Среди грибов встречаются как одноклеточные, так и многоклеточные организмы.
Б. Грибы питаются только готовыми органическими веществами.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

Ответ:

3

 13  Рассмотрите фотографию кошки серо-белого окраса. Выберите характеристики, соответствующие внешнему строению кошки, по следующему плану: окрас шерсти, форма ушей, форма головы, форма глаз.

 

Д. Исходя из фрагмента описания породы, определите, соответствует ли данная особь по признакам, определяемым по фотографии, стандартам американский кёрл.

Породу отличает многообразие окрасов короткошерстных и длинношерстных кошек. Для породы характерны клиновидная форма головы и большие миндалевидные глаза. Главная особенность породы – широкие у основания и закрученные назад уши. У каждой особи своя степень закрученности уха.

1) соответствует
2) не соответствует

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

 А Б В Г Д

 2 4 3 4 1

 14  Под каким номером изображён головной мозг человека?

Ответ:

2

 15   Что является основой тромба?

1) антитело
2) гемоглобин
3) холестерин
4) фибрин

Ответ:

4

 16  Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображено строение скелета руки человека. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) лучевая кость
2) локтевая кость
3) малоберцовая кость
4) кость предплечья
5) ключица
6) лопатка

Ответ:

156

 17  Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Что характерно для гуморальной регуляции?

1) передача сигнала через жидкие среды организма
2) включается медленно и действует долго
3) сигналом является нервный импульс
4) сигналом является химическое вещество
5) сигнал распространяется по рефлекторным дугам
6) включается быстро и действует коротко

Ответ:

124

 18  Установите соответствие между характеристиками и отделами кишечника: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ 

А) завершается переваривание белков, углеводов и липидов
Б) всасываются органические вещества в кровь и лимфу
В) всасывается основная часть воды
Г) расщепляется клетчатка
Д) формируются каловые массы

ОТДЕЛЫ КИШЕЧНИКА

1) толстый
2) тонкий

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

22111

Изучите фрагмент экосистемы леса, представленный на рисунке, и выполните задания 19–21.

 19  Выберите из приведённого ниже списка три характеристики, которые можно использовать для экологического описания дубового заболонника.

Список характеристик:
1 – паразит;
2 – стволовой вредитель;
3 – хищник;
4 – продуцент;
5 – консумент первого порядка;
6 – плотоядное животное.

Запишите в таблицу номера выбранных характеристик.

Ответ:

125

 20  Составьте пищевую цепь из четырёх организмов, в которую входит мышь. В ответе запишите соответствующую последовательность букв, которыми обозначены организмы на схеме.

___ → ___ → ___→ ___

Ответ:

РПНМ  <или>  РПОМ

 21  Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы леса. Как изменится численность дубовых бражников и ястребов, если в течение нескольких лет шло сокращение численности зябликов?
Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

1) увеличится
2) уменьшится
3) не изменится

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

Численность пядениц Численность ястребов

Ответ:

12

Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.
Проверьте, чтобы каждый ответ был записан в строке с номером соответствующего задания. 

 

Часть 2

Для записи ответов на задания этой части (22–26) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (22, 23 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

 22  Рассмотрите рисунки 1 и 2 с изображениями стоп человека. Как называют заболевание стопы, изображённой на рисунке 2?
Назовите одну из причин появления такого заболевания у человека.

Ответ:

25. 1) заболевание стопы: плоскостопие;
      2) причина заболевания: неправильно подобранная обувь
ИЛИ избыточная масса тела
ИЛИ интенсивные физические нагрузки на стопу
ИЛИ недостаток физической нагрузки
ИЛИ генетическая предрасположенность
ИЛИ нарушение обмена кальция и фосфора (рахит).

 23  Учёные изучали влияние бактерий, поражающих клетки печени, на развитие гепатита у мышей. Одной группе мышей давали культуру бактерий с едой, а второй – контрольной – давали бактерии, предварительно убитые кипячением. Выяснилось, что количество изменённых клеток в печени становится очень большим при заражении живыми бактериями, но не меняется у мышей, получавших убитую культуру.
Какой вывод можно сделать из этого исследования? Объясните, почему в качестве контроля использовались убитые кипячением бактерии, а не просто вода.

Ответ:

 1) живые бактерии вызывают гепатит у мышей;
 2) если бы в контроле использовалась еда с полным отсутствием возбудителей гепатита, то было бы непонятно, что вызывает заболевание: сами возбудители болезни или токсины, ими продуцируемые.

Прочитайте текст и выполните задание 24.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЖИВЫХ СУЩЕСТВ

   Начало представлениям о самопроизвольном зарождении жизни принадлежит древнегреческому философу и учёному Аристотелю (384–322 гг. до н.э.), который считал, что черви, насекомые и даже рыбы могли возникнуть из обычного ила, отлагающегося на дне водоёма. Такая точка зрения в науке получила название «теория самозарождения».
   В XVII в. Ф. Реди высказал предположение, что живое рождается только от живого и никакого самозарождения нет. С этой целью он провёл эксперимент. В четыре банки исследователь положил по куску змеи, рыбы, угря и  говядины и закрыл банки марлей, чтобы сохранить доступ воздуха. В четыре другие аналогичные банки он положил соответственно такие же куски мяса, но оставил банки открытыми. В закрытые банки мухи попасть не могли. Через некоторое время в кусках, лежавших в открытых (контрольных) сосудах, появились «черви». В закрытых банках «червей» обнаружено не было.
   В XIX в. серьёзный удар по теории самозарождения нанёс Л. Пастер, предположивший, что жизнь в питательные среды заносится вместе с воздухом в виде спор. Учёный сконструировал колбу с горлышком, похожим на лебединую шею, заполнил её мясным бульоном и прокипятил на спиртовке. После кипячения колба была оставлена на столе, и вся комнатная пыль и микробы, находящиеся в воздухе, легко проникая через отверстие горлышка внутрь, оседали на изгибе, не попадая в бульон. Содержимое колбы долго оставалось неизменным. Однако если сломать горлышко (учёный использовал контрольные колбы), то бульон быстро мутнел из-за размножения бактерий. Таким образом Пастер доказал, что жизнь не зарождается в бульоне, а приносится извне вместе с воздухом, содержащим споры грибов и бактерий. Следовательно, учёные, ставя свои опыты, опровергли один из важнейших аргументов сторонников теории самозарождения, считавших, что воздух является тем «активным началом», которое обеспечивает возникновение живого из неживого.

 24  Используя содержание текста «Происхождение живых существ», ответьте на следующие вопросы.

1) Какое оборудование использовал в своём эксперименте Ф. Реди?
2) Чем условия эксперимента с контрольными банками отличались от условий в экспериментальных банках?
3) Что было объектом исследования в опытах Л. Пастера?

Ответ:

1) 8 банок, марля ИЛИ банки и марля;
2) контрольные банки (сосуды) не были закрыты марлей;
3) невидимые невооружённым глазом микроорганизмы (споры грибов и бактерии).

 25  Пользуясь таблицей 1 «Сравнительный состав плазмы крови, первичной и вторичной мочи организма человека», а также используя знания из курса биологии, ответьте на следующие вопросы.

Таблица 1
Сравнительный состав плазмы крови, первичной и вторичной мочи организма человека (в %)

Составные Плазма  Первичная Вторичная
вещества   крови    моча           моча
Белки,
жиры,
гликоген     7–9     Отсутствуют Отсутствуют
Глюкоза      0,1            0,1         Отсутствует
Натрий
(в составе
солей)         0,3            0,3               0,4
Хлор
(в составе
солей)         0,37           0,37              0,7
Калий
(в составе
солей)
                   0,02           0,02             0,15
Мочевина     0,03           0,03             2,0
Мочевая
кислота        0,004         0,004           0,05

1) Концентрация какого неорганического вещества практически остаётся неизменной по мере превращения плазмы крови во вторичную мочу?
2) Какое вещество и почему отсутствует в составе вторичной мочи по сравнению с первичной?

Ответ:

 1) натрия (натрия в составе солей);
 2) глюкоза;
 3) в извитых каналах нефронов глюкоза активно всасывается в кровь.

Рассмотрите таблицы 2, 3 и выполните задание 26.

Таблица 2
Суточные нормы питания и энергетическая потребность детей и подростков

Возраст,  Белки,  Жиры,  Углеводы, Энергетическая
лет          г/кг       г/кг        г            потребность, ккал
7–10          2,3       1,7        330             2550
11–15         2,0       1,7        375             2900
16 и
старше       1,9       1,0         475            3100

Таблица 3
Таблица энергетической и пищевой ценности продукции школьной столовой

Блюда           Белки, г Жиры, г Углеводы, г Энергетическая
                                                                        ценность, ккал
Борщ из
свежей
капусты
с картофелем
(1 порция)       1,8          4,0           11,6             92,3

Суп молочный
с макаронными
изделиями
(1 порция)       8,3          11,3          25,8            233,8

Мясной
биточек
(1 штука)         8,0          21,0           9,3            266,6
Котлета
мясная
рубленая
(1 штука)         9,2           9,9            6,5             155,6
Гарнир из
отварного
риса         
(1 порция)       4,8           1,2             53,0          245,2

Гарнир из
отварных
макарон            5,4          4,3             38,7           218,9
Кисель       
(1 стакан)         0             0               19,6             80,0

Чай с сахаром
(2 чайные
ложки)               0            0                14,0             68,0
Хлеб пшеничный
(1 кусок)           2,0          0,6               7,2              64,2
Хлеб ржаной
(1 кусок)           3,9           0,4              28,2           135,7

 26  В понедельник девятиклассник Василий в школьной столовой выбрал на обед следующие блюда: борщ из свежей капусты с картофелем, два мясных биточка с гарниром из отварных макарон, чай с сахаром и кусок ржаного хлеба. Используя данные таблиц 2 и 3, а также знания из курса биологии, ответьте на следующие вопросы.

1) Какова энергетическая ценность этого школьного обеда?
2) Какое ещё количество углеводов должно быть в пищевом рационе Василия в этот день, чтобы восполнить суточную потребность, если возраст подростка составляет 14 лет?
3) Каковы функции углеводов в организме подростка? Укажите одну из таких функций.

Ответ:

1) энергетическая ценность обеда – 1048,1 ккал, или 1048 ккал;
2) необходимо дополнительно 263,9 г (264 г) углеводов;
3) энергетическая (углеводы являются источником энергии для жизнедеятельности организма)
ИЛИ строительная (углеводы входят в состав нуклеиновых кислот)
ИЛИ запасающая (гликоген запасается в печени и скелетных мышцах)

Проверьте, чтобы каждый ответ был записан рядом с номером соответствующего задания.

Система оценивания экзаменационной работы по биологии

Правильное выполнение каждого из заданий 1, 2, 6, 8, 12, 14, 15, 20 оценивается 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, и полностью совпадает с эталоном ответа.

Правильное выполнение каждого из заданий 3 и 5 оценивается 2 баллами. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, и полностью совпадает с эталоном ответа: каждый символ в ответе стоит на своём месте, лишние символы в ответе отсутствуют. 1 балл выставляется, если на не более чем двух позициях ответа записаны не те символы, которые представлены в эталоне ответа. Во всех других случаях выставляется 0 баллов. Если количество символов в ответе превышает количество символов в эталоне, то балл за ответ уменьшается на 1, но не может стать меньше 0.

Правильное выполнение каждого из заданий 4, 7, 9, 16, 17, 19 оценивается 2 баллами. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, каждый символ присутствует в ответе, порядок записи символов в ответе значения не имеет, в ответе отсутствуют лишние символы. 1 балл выставляется, если только один из символов, указанных в ответе, не соответствует эталону (в том числе есть один лишний символ наряду с остальными верными) или только один символ отсутствует; во всех других случаях выставляется 0 баллов.

Правильное выполнение каждого из заданий 10, 11, 18, 21 оценивается 2 баллами. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, и полностью совпадает с эталоном ответа: каждый символ в ответе стоит на своём месте, лишние символы в ответе отсутствуют. 1 балл выставляется, если на любой одной позиции ответа записан не тот символ, который представлен в эталоне ответа. Во всех других случаях выставляется 0 баллов. Если количество символов в ответе больше требуемого, выставляется 0 баллов вне зависимости от того, были ли указаны все необходимые символы.

Правильное выполнение задания 13 оценивается 3 баллами. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, и полностью совпадает с эталоном ответа: каждый символ в ответе стоит на своём месте, лишние символы в ответе отсутствуют. 2 балла выставляются, если на любой одной позиции ответа записан не тот символ, который представлен в эталоне ответа. 1 балл выставляется, если на любых двух позициях ответа записаны не те символы, которые представлены в эталоне ответа. Во всех других случаях выставляется 0 баллов. Если количество символов в ответе больше требуемого, выставляется 0 баллов вне зависимости от того, были ли указаны все необходимые символы.

Часть 1. Ответы к заданиям

Номер    Правильный
задания  ответ
1            Раздражимость
2              3241  
3              54123
4              45  
5              531264  
6              3  
7              123  
8              3 
9              124
10            3568  
11            121221  
12            3  
13            24341
14            2
15            4
16            156
17            124
18            22111
19            125
20            РПНМ  ИЛИ РПОМ
21             12

Часть 2

Критерии оценивания выполнения заданий с развёрнутым ответом

22. Рассмотрите рисунки 1 и 2 с изображениями стоп человека. Как называют заболевание стопы, изображённой на рисунке 2?
Назовите одну из причин появления такого заболевания у человека.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) заболевание стопы: плоскостопие;
2) причина заболевания: неправильно подобранная обувь
ИЛИ избыточная масса тела
ИЛИ интенсивные физические нагрузки на стопу
ИЛИ недостаток физической нагрузки
ИЛИ генетическая предрасположенность
ИЛИ нарушение обмена кальция и фосфора (рахит).

Ответ включает в себя два названных выше элемента и не содержит биологических ошибок - 2 балла
Ответ включает в себя один из названных выше элементов, который не содержит биологических ошибок - 1 балл
Ответ неправильный - 0 баллов
Максимальный балл 2

23. Учёные изучали влияние бактерий, поражающих клетки печени, на развитие гепатита у мышей. Одной группе мышей давали культуру бактерий с едой, а второй – контрольной – давали бактерии, предварительно убитые кипячением. Выяснилось, что количество изменённых клеток в печени становится очень большим при заражении живыми бактериями, но не меняется у мышей, получавших убитую культуру.
Какой вывод можно сделать из этого исследования? Объясните, почему в качестве контроля использовались убитые кипячением бактерии, а не просто вода.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) живые бактерии  поражают клетки печени и вызывают гепатит у мышей;
2) если бы в контроле использовалась вода, то было бы непонятно, что вызывает эти изменения: сами клетки или продукты их жизнедеятельности;
ИЛИ
чтобы установить истинную причину изменения клеток печени: изменения могут вызываться не самими бактериями, а продуктами их жизнедеятельности, и чтобы это исключить, учёным следовало использовать убитых бактерий.

Ответ включает в себя два названных выше элемента и не содержит биологических ошибок - 2 балла
Ответ включает в себя один из названных выше элементов, который не содержит биологических ошибок - 1 балл
Ответ неправильный  - 0 баллов
Максимальный балл 2

24.  Используя содержание текста «Происхождение живых существ», ответьте на следующие вопросы.

1) Какое оборудование использовал в своём эксперименте Ф. Реди?
2) Чем условия эксперимента с контрольными банками отличались
от условий в экспериментальных банках?
3) Что было объектом исследования в опытах Л. Пастера?

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) 8 банок, марля ИЛИ банки и марля;
2) контрольные банки (сосуды) не были закрыты марлей;
3) невидимые невооружённым глазом микроорганизмы (споры грибов и бактерии)

Ответ включает в себя все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок  - 3 балла
Ответ включает в себя два из названных выше элементов, которые не содержат биологических ошибок - 2 балла
Ответ включает в себя один из названных выше элементов, который не содержит биологических ошибок -  1 балл
Ответ неправильный - 0 баллов
Максимальный балл 3

25. Пользуясь таблицей 1 «Сравнительный состав плазмы крови, первичной и вторичной мочи организма человека», а также используя знания из курса биологии, ответьте на следующие вопросы.

Таблица 1. Сравнительный состав плазмы крови, первичной и вторичной мочи организма человека (в %)
...

1) Концентрация какого неорганического вещества практически остаётся неизменной по мере превращения плазмы крови во вторичную мочу?
2) Какое вещество и почему отсутствует в составе вторичной мочи по сравнению с первичной?

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) натрия (натрия в составе солей);
2) глюкоза;
3) в извитых каналах нефронов глюкоза активно всасывается в кровь.

Ответ включает в себя все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок - 3 балла
Ответ включает в себя два из названных выше элементов, которые не содержат биологических ошибок - 2 балла
Ответ включает в себя один из названных выше элементов, который не содержит биологических ошибок - 1 балл
Ответ неправильный - 0 баллов
Максимальный балл - 3

26. В понедельник девятиклассник Василий в школьной столовой выбрал на обед следующие блюда: борщ из свежей капусты с картофелем, два мясных биточка с гарниром из отварных макарон, чай с сахаром и кусок ржаного хлеба. Используя данные таблиц 2 и 3, а также знания из курса биологии, ответьте на следующие вопросы.

1) Какова энергетическая ценность этого школьного обеда?
2) Какое ещё количество углеводов должно быть в пищевом рационе Василия в этот день, чтобы восполнить суточную потребность, если возраст подростка составляет 14 лет?
3) Каковы функции углеводов в организме подростка? Укажите одну из таких функций.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию  (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) энергетическая ценность обеда – 1048,1 ккал, или 1048 ккал;
2) необходимо дополнительно 263,9 г (264 г) углеводов;
3) энергетическая (углеводы являются источником энергии для жизнедеятельности организма)
ИЛИ строительная (углеводы входят в состав нуклеиновых кислот)
ИЛИ запасающая (гликоген запасается в печени и скелетных мышцах)

Ответ включает в себя все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок - 3 балла
Ответ включает в себя два из названных выше элементов, которые не содержат биологических ошибок - 2 балла
Ответ включает в себя один из названных выше элементов, который не содержит биологических ошибок - 1 балл
Ответ неправильный - 0 баллов
Максимальный балл 3