Задания из старого банка мы уже для вас публиковали, а теперь разбираем новый банк. Все задания первой линейки из нового банка заданий ФИПИ с ответами. Речь пойдет об уровнях организации и признаках живого организма, о методах биологических исследований. Тип ответа: Краткий ответ. Подсказки есть в КЭС :)
Все задания 1 про термины к ЕГЭ по биологии, ФИПИ
Впишите правильный ответ.
Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Методы |
Применение методов |
Микроскопия |
Изучение особенностей фаз митоза |
? |
Скрещивание представителей чистых линий для определения доминантных признаков |
КЭС: 3.3 Основные генетические понятия и символы. Гомологичные хромосомы, аллельные гены, альтернативные признаки, доминантный и рецессивный признак, гомозигота, гетерозигота, чистая линия, гибриды, генотип, фенотип. Основные методы генетики: гибридологический, цитологический, молекулярно-генетический
Ответ:
гибридизация / гибридологический
Номер: 79DB45
Впишите правильный ответ.
Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Частнонаучный метод |
Применение метода |
Микроскопия |
Определение количества эритроцитов в пробе крови человека |
? |
Определение передачи признаков в нескольких поколениях человека |
КЭС: 3.3 Основные генетические понятия и символы. Гомологичные хромосомы, аллельные гены, альтернативные признаки, доминантный и рецессивный признак, гомозигота, гетерозигота, чистая линия, гибриды, генотип, фенотип. Основные методы генетики: гибридологический, цитологический, молекулярно-генетический
Ответ:
генеалогический / родословных
Номер: DC2AFA
Впишите правильный ответ.
Рассмотрите таблицу «Биология как наука». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Раздел биологии |
Объект изучения / Область исследования |
Эмбриология |
Зародыши позвоночных животных |
? |
Жизнедеятельность органов и систем органов организма |
КЭС: 1.1 Современная биология – комплексная наука. Биологические науки и изучаемые ими проблемы. Фундаментальные, прикладные и поисковые научные исследования в биологии. Значение биологии в формировании современной естественно-научной картины мира. Профессии, связанные с биологией. Значение биологии в практической деятельности человека: медицине, сельском хозяйстве, промышленности, охране природы
Ответ:
физиология
Номер: 58CDFD
Впишите правильный ответ.
Рассмотрите таблицу «Признаки живых систем» и заполните ячейку, вписав соответствующий термин.
Признак живых систем |
Иллюстрация признака |
Саморегуляция |
|
? |
КЭС: 1.2 Живые системы как предмет изучения биологии. Свойства живых систем: единство химического состава, дискретность и целостность, сложность и упорядоченность структуры, открытость, самоорганизация, самовоспроизведение, раздражимость, изменчивость, рост и развитие. Уровни организации живых систем: молекулярный, клеточный, тканевый, организменный, популяционно-видовой, экосистемный (биогеоценотический), биосферный. Процессы, происходящие в живых системах. Основные признаки живого. Жизнь как форма существования материи
Ответ:
воспроизведение
Номер: 512FFA
Впишите правильный ответ.
Рассмотрите таблицу «Признаки живых систем». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Признаки живых систем |
Примеры |
Ритмичность |
Чередование сна и бодрствования |
? |
Появление птенцов в колонии пингвинов |
КЭС: 1.2 Живые системы как предмет изучения биологии. Свойства живых систем: единство химического состава, дискретность и целостность, сложность и упорядоченность структуры, открытость, самоорганизация, самовоспроизведение, раздражимость, изменчивость, рост и развитие. Уровни организации живых систем: молекулярный, клеточный, тканевый, организменный, популяционно-видовой, экосистемный (биогеоценотический), биосферный. Процессы, происходящие в живых системах. Основные признаки живого. Жизнь как форма существования материи
Ответ:
размножение
Номер: AC41F8
Впишите правильный ответ.
Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Частнонаучный метод |
Применение метода |
Биогеографический |
Изучение реликтовых форм для установления эволюции организмов |
? |
Подбор родительских пар для скрещивания и анализ потомства |
КЭС: 3.3 Основные генетические понятия и символы. Гомологичные хромосомы, аллельные гены, альтернативные признаки, доминантный и рецессивный признак, гомозигота, гетерозигота, чистая линия, гибриды, генотип, фенотип. Основные методы генетики: гибридологический, цитологический, молекулярно-генетический
Ответ:
гибридологический
Номер: D1ED00
Впишите правильный ответ.
Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований». Запишите
в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Частнонаучный метод |
Применение метода |
Палеонтологический |
Составление филогенетических рядов организмов |
? |
Установление наследования дальтонизма в семье человека в ряду поколений |
КЭС: 3.6 Кариотип человека. Международная программа исследования генома человека. Методы изучения генетики человека: генеалогический, близнецовый, цитогенетический, популяционно-статистический, молекулярно-генетический. Современное определение генотипа: полногеномное секвенирование, генотипирование, в том числе с помощью ПЦР-анализа. Наследственные заболевания человека. Генные и хромосомные болезни человека. Болезни с наследственной предрасположенностью. Значение медицинской генетики в предотвращении и лечении генетических заболеваний человека. Стволовые клетки
Ответ:
генеалогический / родословных
Номер: 39D400
Впишите правильный ответ.
Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Метод |
Применение метода |
Эмбриологический |
Установление филогенетического родства на основе зародышевого сходства |
? |
Изучение хромосомного набора организма |
КЭС: 2.1 Клетка – структурно-функциональная единица живого. История открытия клетки. Работы Р. Гука, А. Левенгука. Клеточная теория (Т. Шванн, М. Шлейден, Р. Вирхов). Основные положения современной клеточной теории. Методы молекулярной и клеточной биологии: микроскопия, хроматография, электрофорез, метод меченых атомов, дифференциальное центрифугирование, культивирование клеток
Ответ:
цитогенетический
Номер: 4C5E78
Впишите правильный ответ.
Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Уровень организации живой природы |
Пример |
Клеточный |
Фотосинтез |
? |
Сосуществование лося и волка в одном лесу |
КЭС: 1.2 Живые системы как предмет изучения биологии. Свойства живых систем: единство химического состава, дискретность и целостность, сложность и упорядоченность структуры, открытость, самоорганизация, самовоспроизведение, раздражимость, изменчивость, рост и развитие. Уровни организации живых систем: молекулярный, клеточный, тканевый, организменный, популяционно-видовой, экосистемный (биогеоценотический), биосферный. Процессы, происходящие в живых системах. Основные признаки живого. Жизнь как форма существования материи
Ответ:
биоценотический / экосистемный / биогеоценотический
Номер: 2FCA7A
Впишите правильный ответ.
Рассмотрите таблицу «Биология как наука». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Разделы биологии |
Области исследования |
Этология |
Закономерности поведения животных в естественных условиях |
? |
Строение клеток организмов разных царств |
КЭС: 1.1 Современная биология – комплексная наука. Биологические науки и изучаемые ими проблемы. Фундаментальные, прикладные и поисковые научные исследования в биологии. Значение биологии в формировании современной естественно-научной картины мира. Профессии, связанные с биологией. Значение биологии в практической деятельности человека: медицине, сельском хозяйстве, промышленности, охране природы
Ответ:
цитология
Номер: 054EB7
Впишите правильный ответ.
Рассмотрите таблицу «Биология как наука». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Разделы биологии |
Объект изучения / Область исследования |
Генетика |
Закономерности наследственности и изменчивости |
? |
Зародыши позвоночных животных |
КЭС: 1.1 Современная биология – комплексная наука. Биологические науки и изучаемые ими проблемы. Фундаментальные, прикладные и поисковые научные исследования в биологии. Значение биологии в формировании современной естественно-научной картины мира. Профессии, связанные с биологией. Значение биологии в практической деятельности человека: медицине, сельском хозяйстве, промышленности, охране природы
Ответ:
эмбриология
Номер: 124BB6
Впишите правильный ответ.
Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Научный метод |
Применение метода |
Биохимический |
Анализ содержания химических элементов в клетках различных организмов |
? |
Изучение поведения животных в естественных условиях |
КЭС: 1.3 Методы биологической науки. Наблюдение, измерение, эксперимент, систематизация, метаанализ . Понятие о зависимой и независимой переменной. Планирование эксперимента. Постановка и проверка гипотез. Нулевая гипотеза. Понятие выборки и её достоверность. Разброс в биологических данных. Оценка достоверности полученных результатов. Причины искажения результатов эксперимента. Понятие статистического теста
Ответ:
наблюдение
Номер: 164D14
Впишите правильный ответ.
Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований» и заполните ячейку, вписав соответствующий термин.
Частнонаучный метод |
Применение метода |
Искусственный отбор |
Выбраковка мелких крольчат в потомстве кроликов с крупным размером особей |
? |
Определение характера наследования дальтонизма у человека в ряду поколений |
КЭС: 3.6 Кариотип человека. Международная программа исследования генома человека. Методы изучения генетики человека: генеалогический, близнецовый, цитогенетический, популяционно-статистический, молекулярно-генетический. Современное определение генотипа: полногеномное секвенирование, генотипирование, в том числе с помощью ПЦР-анализа. Наследственные заболевания человека. Генные и хромосомные болезни человека. Болезни с наследственной предрасположенностью. Значение медицинской генетики в предотвращении и лечении генетических заболеваний человека. Стволовые клетки
Ответ:
генеалогический / родословных
Номер: 109914
Впишите правильный ответ.
Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Уровень организации |
Иллюстрация уровня |
Организменный |
|
? |
КЭС: 1.2 Живые системы как предмет изучения биологии. Свойства живых систем: единство химического состава, дискретность и целостность, сложность и упорядоченность структуры, открытость, самоорганизация, самовоспроизведение, раздражимость, изменчивость, рост и развитие. Уровни организации живых систем: молекулярный, клеточный, тканевый, организменный, популяционно-видовой, экосистемный (биогеоценотический), биосферный. Процессы, происходящие в живых системах. Основные признаки живого. Жизнь как форма существования материи
Ответ:
популяционный / популяционно-видовой
Номер: CBD114
Впишите правильный ответ.
Рассмотрите таблицу «Признаки живых систем». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Признак живых систем |
Иллюстрация признака |
Сходство клеточной организации |
|
? |
КЭС: 1.2 Живые системы как предмет изучения биологии. Свойства живых систем: единство химического состава, дискретность и целостность, сложность и упорядоченность структуры, открытость, самоорганизация, самовоспроизведение, раздражимость, изменчивость, рост и развитие. Уровни организации живых систем: молекулярный, клеточный, тканевый, организменный, популяционно-видовой, экосистемный (биогеоценотический), биосферный. Процессы, происходящие в живых системах. Основные признаки живого. Жизнь как форма существования материи
Ответ:
размножение
Номер: 2BEA25
Впишите правильный ответ.
Рассмотрите таблицу «Общие признаки биологических систем». Запишите
в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Признаки живого |
Примеры |
Эволюция |
Филогенез рода Человек |
? |
Миграция деревенских ласточек как реакция на уменьшение длины светового дня |
КЭС: 1.2 Живые системы как предмет изучения биологии. Свойства живых систем: единство химического состава, дискретность и целостность, сложность и упорядоченность структуры, открытость, самоорганизация, самовоспроизведение, раздражимость, изменчивость, рост и развитие. Уровни организации живых систем: молекулярный, клеточный, тканевый, организменный, популяционно-видовой, экосистемный (биогеоценотический), биосферный. Процессы, происходящие в живых системах. Основные признаки живого. Жизнь как форма существования материи
Ответ:
раздражимость
Номер: 47A1D0
Впишите правильный ответ.
Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Частнонаучные методы |
Применение методов |
Анализирующее скрещивание |
Определение чистопородности собаки |
? |
Кратное увеличение числа хромосом у гибрида |
КЭС: 3.7 Доместикация и селекция. Зарождение селекции и доместикации. Учение Н.И. Вавилова о Центрах происхождения и многообразия культурных растений. Роль селекции в создании сортов растений и пород животных. Сорт, порода, штамм. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости Н.И. Вавилова, его значение для селекционной работы. Методы селекционной работы. Искусственный отбор: массовый и индивидуальный. Этапы комбинационной селекции. Испытание производителей по потомству. Отбор по генотипу с помощью оценки фенотипа потомства и отбор по генотипу с помощью анализа ДНК. Искусственный мутагенез как метод селекционной работы. Радиационный и химический мутагенез как источник мутаций у культурных форм организмов. Использование геномного редактирования и методов рекомбинантных ДНК для получения исходного материала для селекции. Получение полиплоидов. Внутривидовая гибридизация. Близкородственное скрещивание, или инбридинг. Неродственное скрещивание, или аутбридинг. Гетерозис и его причины. Использование гетерозиса в селекции. Отдалённая гибридизация. Преодоление бесплодия межвидовых гибридов. Достижения селекции растений и животных
Ответ:
полиплоидия
Номер: FFBDDF
Впишите правильный ответ.
Рассмотрите таблицу «Общие признаки биологических систем». Запишите
в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Признаки живого |
Примеры |
Обмен веществ |
Фотосинтез в листе растения |
? |
Деление клетки бактерии |
КЭС: 1.2 Живые системы как предмет изучения биологии. Свойства живых систем: единство химического состава, дискретность и целостность, сложность и упорядоченность структуры, открытость, самоорганизация, самовоспроизведение, раздражимость, изменчивость, рост и развитие. Уровни организации живых систем: молекулярный, клеточный, тканевый, организменный, популяционно-видовой, экосистемный (биогеоценотический), биосферный. Процессы, происходящие в живых системах. Основные признаки живого. Жизнь как форма существования материи
Ответ:
размножение
Номер: F1F8DD
Впишите правильный ответ.
Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований» и заполните ячейку, вписав соответствующий термин.
Частнонаучный метод |
Применение метода |
Клонирование |
Получение потомства, генетически идентичного материнскому организму |
? |
Изучение формы эритроцитов человека с серповидно-клеточной анемией |
КЭС: 2.1 Клетка – структурно-функциональная единица живого. История открытия клетки. Работы Р. Гука, А. Левенгука. Клеточная теория (Т. Шванн, М. Шлейден, Р. Вирхов). Основные положения современной клеточной теории. Методы молекулярной и клеточной биологии: микроскопия, хроматография, электрофорез, метод меченых атомов, дифференциальное центрифугирование, культивирование клеток
Ответ:
микроскопия / микроскопирование
Номер: 19255C
Впишите правильный ответ.
Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований» и заполните ячейку, вписав соответствующий термин.
Частнонаучный метод |
Применение метода |
Микроскопирование |
Изучение клеточного строения кожицы лука |
? |
Получение эмбрионов животных, генетически идентичных материнскому организму |
КЭС: 3.3 Основные генетические понятия и символы. Гомологичные хромосомы, аллельные гены, альтернативные признаки, доминантный и рецессивный признак, гомозигота, гетерозигота, чистая линия, гибриды, генотип, фенотип. Основные методы генетики: гибридологический, цитологический, молекулярно-генетический
Ответ:
клонирование
Номер: 2F9250
Впишите правильный ответ.
Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы». Запишите
в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Уровни организации живой природы |
Процессы |
Молекулярный |
Удвоение ДНК |
? |
Биогенная миграция атомов |
КЭС: 1.2 Живые системы как предмет изучения биологии. Свойства живых систем: единство химического состава, дискретность и целостность, сложность и упорядоченность структуры, открытость, самоорганизация, самовоспроизведение, раздражимость, изменчивость, рост и развитие. Уровни организации живых систем: молекулярный, клеточный, тканевый, организменный, популяционно-видовой, экосистемный (биогеоценотический), биосферный. Процессы, происходящие в живых системах. Основные признаки живого. Жизнь как форма существования материи
Ответ:
биосферный / биогеоценотический / экосистемный
Номер: AFE854
Впишите правильный ответ.
Рассмотрите таблицу «Общие признаки биологических систем». Запишите
в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Признаки живого |
Примеры |
Клеточное строение |
Эритроциты, миоциты, нейроны человека |
? |
Поддержание нормальных значений температуры тела, уровней артериального давления и глюкозы у человека |
КЭС: 1.2 Живые системы как предмет изучения биологии. Свойства живых систем: единство химического состава, дискретность и целостность, сложность и упорядоченность структуры, открытость, самоорганизация, самовоспроизведение, раздражимость, изменчивость, рост и развитие. Уровни организации живых систем: молекулярный, клеточный, тканевый, организменный, популяционно-видовой, экосистемный (биогеоценотический), биосферный. Процессы, происходящие в живых системах. Основные признаки живого. Жизнь как форма существования материи
Ответ:
гомеостаз / саморегуляция
Номер: 9F965B
Впишите правильный ответ.
Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований». Запишите
в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Методы |
Применение методов |
Статистический |
Определение вероятности распространения признака в популяции человека |
? |
Неродственное (межлинейное) скрещивание организмов одного вида для получения эффекта гетерозиса |
КЭС: 3.3 Основные генетические понятия и символы. Гомологичные хромосомы, аллельные гены, альтернативные признаки, доминантный и рецессивный признак, гомозигота, гетерозигота, чистая линия, гибриды, генотип, фенотип. Основные методы генетики: гибридологический, цитологический, молекулярно-генетический
Ответ:
гибридологический
Номер: D003AD
Впишите правильный ответ.
Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Общенаучный метод |
Иллюстрация метода |
Эксперимент |
|
? |
КЭС: 1.3 Методы биологической науки. Наблюдение, измерение, эксперимент, систематизация, метаанализ . Понятие о зависимой и независимой переменной. Планирование эксперимента. Постановка и проверка гипотез. Нулевая гипотеза. Понятие выборки и её достоверность. Разброс в биологических данных. Оценка достоверности полученных результатов. Причины искажения результатов эксперимента. Понятие статистического теста
Ответ:
измерение
Номер: C903A3
Впишите правильный ответ.
Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Уровень организации живой природы |
Пример |
Биоценотический |
Симбиоз берёзы и подберёзовика |
? |
Процесс трансляции |
КЭС: 1.2 Живые системы как предмет изучения биологии. Свойства живых систем: единство химического состава, дискретность и целостность, сложность и упорядоченность структуры, открытость, самоорганизация, самовоспроизведение, раздражимость, изменчивость, рост и развитие. Уровни организации живых систем: молекулярный, клеточный, тканевый, организменный, популяционно-видовой, экосистемный (биогеоценотический), биосферный. Процессы, происходящие в живых системах. Основные признаки живого. Жизнь как форма существования материи
Ответ:
молекулярный / клеточный
Номер: 6CFCA6
Впишите правильный ответ.
Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Уровни организации |
Примеры |
Популяционно-видовой |
Естественный отбор и образование новых видов организмов |
? |
Превращение хлоропластов в хромопласты |
КЭС: 1.2 Живые системы как предмет изучения биологии. Свойства живых систем: единство химического состава, дискретность и целостность, сложность и упорядоченность структуры, открытость, самоорганизация, самовоспроизведение, раздражимость, изменчивость, рост и развитие. Уровни организации живых систем: молекулярный, клеточный, тканевый, организменный, популяционно-видовой, экосистемный (биогеоценотический), биосферный. Процессы, происходящие в живых системах. Основные признаки живого. Жизнь как форма существования материи
Ответ:
клеточный
Номер: 7736CB
Впишите правильный ответ.
Рассмотрите таблицу «Биология как наука». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Разделы биологии |
Объект изучения / Область исследования |
Генетика |
Закономерности наследственности |
? |
Использование биологических процессов и систем в сельском хозяйстве, медицине и промышленности |
КЭС: 1.1 Современная биология – комплексная наука. Биологические науки и изучаемые ими проблемы. Фундаментальные, прикладные и поисковые научные исследования в биологии. Значение биологии в формировании современной естественно-научной картины мира. Профессии, связанные с биологией. Значение биологии в практической деятельности человека: медицине, сельском хозяйстве, промышленности, охране природы
Ответ:
биотехнология
Номер: DD1DC6
Впишите правильный ответ.
Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы» и заполните ячейку, вписав соответствующий термин.
Уровень организации живой природы |
Пример |
Биосферный |
Совокупность всех живых организмов Земли |
? |
Подготовительный этап энергетического обмена в пищеварительном тракте |
КЭС: 1.2 Живые системы как предмет изучения биологии. Свойства живых систем: единство химического состава, дискретность и целостность, сложность и упорядоченность структуры, открытость, самоорганизация, самовоспроизведение, раздражимость, изменчивость, рост и развитие. Уровни организации живых систем: молекулярный, клеточный, тканевый, организменный, популяционно-видовой, экосистемный (биогеоценотический), биосферный. Процессы, происходящие в живых системах. Основные признаки живого. Жизнь как форма существования материи
Ответ:
организменный
Номер: 6921CA
Впишите правильный ответ.
Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Уровень организации |
Иллюстрация уровня |
Видовой |
|
? |
КЭС: 1.2 Живые системы как предмет изучения биологии. Свойства живых систем: единство химического состава, дискретность и целостность, сложность и упорядоченность структуры, открытость, самоорганизация, самовоспроизведение, раздражимость, изменчивость, рост и развитие. Уровни организации живых систем: молекулярный, клеточный, тканевый, организменный, популяционно-видовой, экосистемный (биогеоценотический), биосферный. Процессы, происходящие в живых системах. Основные признаки живого. Жизнь как форма существования материи
Ответ:
экосистемный / биоценотический
Номер: 8AEEC3
Впишите правильный ответ.
Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Уровни организации |
Примеры |
Организменный |
Проявление дальтонизма у ребёнка |
? |
Круговорот кислорода в природе |
КЭС: 1.2 Живые системы как предмет изучения биологии. Свойства живых систем: единство химического состава, дискретность и целостность, сложность и упорядоченность структуры, открытость, самоорганизация, самовоспроизведение, раздражимость, изменчивость, рост и развитие. Уровни организации живых систем: молекулярный, клеточный, тканевый, организменный, популяционно-видовой, экосистемный (биогеоценотический), биосферный. Процессы, происходящие в живых системах. Основные признаки живого. Жизнь как форма существования материи
Ответ:
экосистемный / биогеоценотический / биосферный
Номер: 75AD90
Впишите правильный ответ.
Рассмотрите таблицу «Прикладные биологические науки». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Наука |
Область применения |
Агробиология |
Изучение взаимодействия культурных и дикорастущих растений в агроценозе |
? |
Сохранение растений с хозяйственно-ценными признаками в процессе выведения нового сорта |
КЭС: 1.1 Современная биология – комплексная наука. Биологические науки и изучаемые ими проблемы. Фундаментальные, прикладные и поисковые научные исследования в биологии. Значение биологии в формировании современной естественно-научной картины мира. Профессии, связанные с биологией. Значение биологии в практической деятельности человека: медицине, сельском хозяйстве, промышленности, охране природы
Ответ:
селекция
Номер: 7E5197
Впишите правильный ответ.
Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Частнонаучный метод |
Применение метода |
Цитогенетический |
Изучение структуры хромосом
|
? |
Изучение зародышей организмов для установления их филогенетического родства |
КЭС: 1.3 Методы биологической науки. Наблюдение, измерение, эксперимент, систематизация, метаанализ . Понятие о зависимой и независимой переменной. Планирование эксперимента. Постановка и проверка гипотез. Нулевая гипотеза. Понятие выборки и её достоверность. Разброс в биологических данных. Оценка достоверности полученных результатов. Причины искажения результатов эксперимента. Понятие статистического теста
Ответ:
эмбриологический / сравнительно-анатомический / сравнительно-эмбриологический
Номер: E91294
Впишите правильный ответ.
Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Частнонаучный метод |
Применение метода |
Близнецовый |
Определение роли факторов среды в формировании фенотипа человека |
? |
Изучение особенностей фаз митоза на фиксированном препарате |
КЭС: 2.2 Химический состав клетки. Макро-, микро- и ультра-микроэлементы. Вода и её роль как растворителя, реагента, участие в структурировании клетки, теплорегуляции. Минеральные вещества клетки, их биологическая роль. Роль катионов и анионов в клетке. Биологические полимеры. Белки. Аминокислотный состав белков. Структуры белковой молекулы. Первичная структура белка, пептидная связь. Вторичная, третичная, четвертичная структуры. Денатурация. Свойства белков. Классификация белков. Биологические функции белков. Углеводы. Моносахариды, дисахариды, олигосахариды и полисахариды. Общий план строения и физико-химические свойства углеводов. Биологические функции углеводов. Липиды. Гидрофильно-гидрофобные свойства. Классификация липидов. Триглицериды, фосфолипиды, воски, стероиды. Биологические функции липидов. Общие свойства биологических мембран – текучесть, способность к самозамыканию, полупроницаемость. Нуклеиновые кислоты. ДНК и РНК. Строение нуклеиновых кислот. Нуклеотиды. Принцип комплементарности. Правило Чаргаффа. Структура ДНК – двойная спираль. Местонахождение и биологические функции ДНК. Виды РНК. Функции РНК в клетке. Строение молекулы АТФ. Макроэргические связи в молекуле АТФ. Биологические функции АТФ. Восстановленные переносчики, их функции в клетке. Секвенирование ДНК. Структурная биология: биохимические и биофизические исследования состава и пространственной структуры биомолекул
Ответ:
микроскопия / микроскопирование
Номер: 4DA6EE
Впишите правильный ответ.
Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Метод |
Применение метода |
Генеалогический |
Изучение наследования аномальных признаков в поколениях человека |
? |
Целенаправленное длительное изучение объекта или явления без вмешательства извне |
КЭС: 1.3 Методы биологической науки. Наблюдение, измерение, эксперимент, систематизация, метаанализ . Понятие о зависимой и независимой переменной. Планирование эксперимента. Постановка и проверка гипотез. Нулевая гипотеза. Понятие выборки и её достоверность. Разброс в биологических данных. Оценка достоверности полученных результатов. Причины искажения результатов эксперимента. Понятие статистического теста
Ответ:
наблюдение
Номер: CB25E1
Впишите правильный ответ.
Рассмотрите таблицу «Признаки живых систем». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Признаки живых систем |
Примеры |
Историческое развитие / филогенез |
Образование новых видов живых организмов и усложнение жизненных форм |
? |
Расщепление высокоэнергетических молекул |
КЭС: 1.2 Живые системы как предмет изучения биологии. Свойства живых систем: единство химического состава, дискретность и целостность, сложность и упорядоченность структуры, открытость, самоорганизация, самовоспроизведение, раздражимость, изменчивость, рост и развитие. Уровни организации живых систем: молекулярный, клеточный, тканевый, организменный, популяционно-видовой, экосистемный (биогеоценотический), биосферный. Процессы, происходящие в живых системах. Основные признаки живого. Жизнь как форма существования материи
Ответ:
метаболизм / обмен веществ
Номер: 9E2CEF
Впишите правильный ответ.
Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Метод |
Применение метода |
Гибридологический |
Скрещивание организмов с альтернативными признаками |
? |
Систематизация организмов на основе их сравнения и объединения в группы |
КЭС: 1.3 Методы биологической науки. Наблюдение, измерение, эксперимент, систематизация, метаанализ . Понятие о зависимой и независимой переменной. Планирование эксперимента. Постановка и проверка гипотез. Нулевая гипотеза. Понятие выборки и её достоверность. Разброс в биологических данных. Оценка достоверности полученных результатов. Причины искажения результатов эксперимента. Понятие статистического теста
Ответ:
классификация
Номер: 3438E3
Впишите правильный ответ.
Рассмотрите таблицу «Биология –
комплексная наука» и заполните ячейку, вписав соответствующий термин.
Раздел биологии |
Предмет изучения |
Анатомия |
Строение органов, систем органов и организма в целом |
? |
Использование организмов в промышленном производстве продуктов питания и лекарств |
КЭС: 1.1 Современная биология – комплексная наука. Биологические науки и изучаемые ими проблемы. Фундаментальные, прикладные и поисковые научные исследования в биологии. Значение биологии в формировании современной естественно-научной картины мира. Профессии, связанные с биологией. Значение биологии в практической деятельности человека: медицине, сельском хозяйстве, промышленности, охране природы
Ответ:
биотехнология
Номер: C42067
Впишите правильный ответ.
Рассмотрите таблицу «Признаки живых систем» и заполните ячейку, вписав соответствующий термин.
Признак живых систем |
Иллюстрация признака |
Клеточное строение |
|
? |
КЭС: 1.2 Живые системы как предмет изучения биологии. Свойства живых систем: единство химического состава, дискретность и целостность, сложность и упорядоченность структуры, открытость, самоорганизация, самовоспроизведение, раздражимость, изменчивость, рост и развитие. Уровни организации живых систем: молекулярный, клеточный, тканевый, организменный, популяционно-видовой, экосистемный (биогеоценотический), биосферный. Процессы, происходящие в живых системах. Основные признаки живого. Жизнь как форма существования материи
Ответ:
размножение
Номер: 093A3F
Впишите правильный ответ.
Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований». Запишите
в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Частнонаучные методы |
Применение методов |
Полиплоидизация |
Кратное увеличение числа хромосом у гибрида |
? |
Скрещивание чистых линий для выявления доминантного признака |
КЭС: 3.3 Основные генетические понятия и символы. Гомологичные хромосомы, аллельные гены, альтернативные признаки, доминантный и рецессивный признак, гомозигота, гетерозигота, чистая линия, гибриды, генотип, фенотип. Основные методы генетики: гибридологический, цитологический, молекулярно-генетический
Ответ:
гибридизация
Номер: 577B3A
Впишите правильный ответ.
Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Частнонаучные методы |
Иллюстрации методов |
Центрифугирование |
|
? |
КЭС: 2.1 Клетка – структурно-функциональная единица живого. История открытия клетки. Работы Р. Гука, А. Левенгука. Клеточная теория (Т. Шванн, М. Шлейден, Р. Вирхов). Основные положения современной клеточной теории. Методы молекулярной и клеточной биологии: микроскопия, хроматография, электрофорез, метод меченых атомов, дифференциальное центрифугирование, культивирование клеток
Ответ:
микроскопия / микроскопирование
Номер: 8D9432