Работа состоит из двух частей, 24х заданий. Часть 1 содержит 19 заданий с кратким ответом, подразумевающих самостоятельное формулирование и запись ответа в виде числа или последовательности цифр.

Часть 2 содержит 5 заданий: 3 задания этой части подразумевают запись развёрнутого ответа, 2 задания этой части предполагают выполнение реального химического эксперимента и оформление его результатов.

На выполнение экзаменационной работы отводится 3 часа (180 минут). Рекомендуемое время на выполнение заданий части 1 – 60 минут (1 час), а на выполнение заданий части 2 – 90 минут (1 час 30 минут). К выполнению задания 24 участник может приступать после выполнения задания 23 и не ранее чем через 30 минут после начала экзамена. После выполнения задания 24 экзаменуемый имеет право продолжать выполнение других заданий экзаменационной работы до окончания экзамена.

Задания по номерам:

Часть 1. Краткий ответ

1. Атомы и молекулы. Химический элемент. Простые и сложные вещества
2. Строение атома. Строение электронных оболочек атомов первых 20 химических элементов Периодической системы Д.И. Менделеева. Группы и периоды Периодической системы. Физический смысл порядкового номера химического элемента
3. Закономерности изменения свойств элементов в связи с положением в Периодической системе Д.И. Менделеева
4. Валентность. Степень окисления химических элементов
5. Строение вещества. Химическая связь: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая
6. Строение атома. Строение электронных оболочек атомов первых 20 химических элементов Периодической системы Д.И. Менделеева. Закономерности изменения свойств элементов в связи с положением в Периодической системе Д.И. Менделеева
7. Классификация и номенклатура неорганических веществ
8. Химические свойства простых веществ. Химические свойства оксидов: оснόвных, амфотерных, кислотных
9. Химические свойства простых веществ. Химические свойства сложных веществ
10. Химические свойства простых веществ. Химические свойства сложных веществ
11. Классификация химических реакций по различным признакам: количеству и составу исходных и полученных веществ, изменению степеней окисления химических элементов, поглощению и выделению энергии
12. Химическая реакция. Условия и признаки протекания химических реакций. Химические уравнения. Сохранение массы веществ при химических реакциях
13. Электролиты и неэлектролиты. Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация кислот, щёлочей и солей (средних)
14. Реакции ионного обмена и условия их осуществления
15. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель
16. Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Разделение смесей и очистка веществ. Приготовление растворов Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Человек в мире веществ, материалов и химических реакций
17. Определение характера среды раствора кислот и щёлочей с помощью индикаторов. Качественные реакции на ионы в растворе (хлорид-, сульфат-, карбонат-, фосфат-, гидроксид-ионы; ионы аммония, бария, серебра, кальция, меди и железа). Получение газообразных веществ. Качественные реакции на газообразные вещества (кислород, водород, углекислый газ, аммиак)
18. Вычисление массовой доли химического элемента в веществе
19. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Человек в мире веществ, материалов и химических реакций

Часть 2. Развернутый ответ

20. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель
21. Взаимосвязь различных классов неорганических веществ. Реакции ионного обмена и условия их осуществления
22. Вычисление количества вещества, массы или объёма вещества по количеству вещества, массе или объёму одного из реагентов или продуктов реакции. Вычисление массовой доли растворённого вещества в растворе
Практическая часть
23. Решение экспериментальных задач по теме «Неметаллы IV–VII групп и их соединений»; «Металлы и их соединения». Качественные реакции на ионы в растворе (хлорид-, иодид-, сульфат-, карбонат-, силикат-, фосфат-, гидроксид-ионы; ион аммония; катионы изученных металлов, а также бария, серебра, кальция, меди и железа)
24. Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Разделение смесей и очистка веществ. Приготовление растворов

Список тем ОГЭ - элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ

1 Вещество
1.1 Строение атома. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов Периодической системы Д.И. Менделеева
1.2 Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева
1.2.1 Группы и периоды Периодической системы. Физический смысл порядкового номера химического элемента
1.2.2 Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в связи с положением в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева
1.3 Строение веществ. Химическая связь: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая
1.4 Валентность химических элементов. Степень окисления химических элементов
1.5 Чистые вещества и смеси
1.6 Атомы и молекулы. Химический элемент. Простые и сложные вещества. Основные классы неорганических веществ. Номенклатура неорганических соединений
1.7 Классификация и номенклатура неорганических веществ

2 Химическая реакция
2.1 Химическая реакция. Условия и признаки протекания химических реакций. Химические уравнения. Сохранение массы веществ при химических реакциях
2.2 Классификация химических реакций по различным признакам: количеству и составу исходных и полученных веществ, изменению степеней окисления химических элементов, поглощению и выделению энергии
2.3 Электролиты и неэлектролиты
2.4 Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей (средних)
2.5 Реакции ионного обмена и условия их осуществления
2.6 Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель

3 Элементарные основы неорганической химии. Представления об органических веществах
3.1 Химические свойства простых веществ
3.1.1 Химические свойства простых веществ-металлов: щелочных и щёлочноземельных металлов, алюминия, железа
3.1.2 Химические свойства простых веществ-неметаллов: водорода, кислорода, галогенов, серы, азота, фосфора, углерода, кремния
3.2 Химические свойства сложных веществ
3.2.1 Химические свойства оксидов: оснόвных, амфотерных, кислотных
3.2.2 Химические свойства оснований
3.2.3 Химические свойства кислот
3.2.4 Химические свойства солей (средних)
3.3 Взаимосвязь различных классов неорганических веществ
3.4 Первоначальные сведения об органических веществах
3.4.1 Углеводороды предельные и непредельные: метан, этан, этилен, ацетилен
3.4.2 Кислородсодержащие вещества: спирты (метанол, этанол, глицерин), карбоновые кислоты (уксусная и стеариновая)
3.4.3 Биологически важные вещества: белки, жиры, углеводы

4 Методы познания веществ и химических явлений. Экспериментальные основы химии
4.1 Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Лабораторные посуда и оборудование. Разделение смесей и очистка веществ. Приготовление растворов
4.2 Определение характера среды раствора кислот и щелочей с помощью индикаторов. Качественные реакции на ионы в растворе (хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы, ион аммония)
4.3 Получение газообразных веществ. Качественные реакции на газообразные вещества (кислород, водород, углекислый газ, аммиак)
4.4 Получение и изучение свойств изученных классов неорганических веществ
4.5 Проведение расчётов на основе формул и уравнений реакций
4.5.1 Вычисление массовой доли химического элемента в веществе
4.5.2 Вычисление массовой доли растворённого вещества в растворе
4.5.3 Вычисление количества вещества, массы или объёма вещества по количеству вещества, массе или объёму одного из реагентов или продуктов реакции

5 Химия и жизнь
5.1 Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни
5.2 Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия
5.3 Человек в мире веществ, материалов и химических реакций

Нужно знать, понимать:

1.1 Химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ, уравнения химических реакций
1.2 Важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, катион, анион, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объём, растворы, электролиты и неэлектролиты, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, основные типы реакций в неорганической химии
1.2.1 Характерные признаки важнейших химических понятий
1.2.2 О существовании взаимосвязи между важнейшими химическими понятиями
1.3 Смысл основных законов и теорий химии: атомно-молекулярная теория; законы сохранения массы веществ, постоянства состава; Периодический закон Д.И. Менделеева
1.4 Первоначальные сведения о строении органических веществ

Уметь:

2.1 Называть
2.1.1 Химические элементы
2.1.2 Соединения изученных классов неорганических веществ
2.1.3 Органические вещества по их формуле: метан, этан, этилен, ацетилен, метанол, этанол, глицерин, уксусная кислота, глюкоза, сахароза

2.2 Объяснять
2.2.1 Физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода в Периодической системе Д.И. Менделеева, к которым элемент принадлежит
2.2.2 Закономерности изменения строения атомов, свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп, а также свойства образуемых ими высших оксидов
2.2.3 Сущность процесса электролитической диссоциации и реакций ионного обмена

2.3 Характеризовать
2.3.1 Химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов
2.3.2 Взаимосвязь между составом, строением и свойствами неорганических веществ
2.3.3 Химические свойства основных классов неорганических веществ (оксидов, кислот, оснований и солей)
2.3.4 Взаимосвязь между составом, строением и свойствами отдельных представителей органических веществ
2.4 Определять/классифицировать
2.4.1 Состав веществ по их формулам
2.4.2 Валентность и степень окисления элемента в соединении
2.4.3 Вид химической связи в соединениях
2.4.4 Принадлежность веществ к определённому классу соединений
2.4.5 Типы химических реакций
2.4.6 Возможность протекания реакций ионного обмена
2.4.7 Возможность протекания реакций некоторых представителей органических веществ: с кислородом, водородом, металлами, водой, основаниями, кислотами, солями

2.5 Составлять
2.5.1 Схемы строения атомов первых 20 элементов Периодической системы Д.И. Менделеева
2.5.2 Формулы неорганических соединений изученных классов
2.5.3 Уравнения химических реакций

2.6 Обращаться:
     с химической посудой и лабораторным оборудованием
2.7 Проводить опыты / распознавать опытным путём
2.7.1 Подтверждающие химические свойства изученных классов неорганических веществ
2.7.2 По получению, собиранию и изучению химических свойств неорганических веществ
2.7.3 Газообразные вещества: кислород, водород, углекислый газ, аммиак
2.7.4 Растворы кислот и щелочей по изменению окраски индикатора
2.7.5 Кислоты, щёлочи и соли по наличию в их растворах хлорид-, сульфат-, карбонат-ионов и иона аммония

2.8 Вычислять
2.8.1 Массовую долю химического элемента по формуле соединения
2.8.2 Массовую долю вещества в растворе
2.8.3 Количество вещества, объём или массу вещества по количеству вещества, объёму или массе реагентов или продуктов реакции

2.9 Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
2.9.1 Безопасного обращения с веществами и материалами в повседневной жизни и грамотного оказания первой помощи при ожогах кислотами и щелочами
2.9.2 Объяснения отдельных фактов и природных явлений
2.9.3 Критической оценки информации о веществах, используемых в быту

Что можно использовать на ОГЭ по химии

Участникам экзамена разрешается использовать следующие материалы и оборудование:
– Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева;
– таблица растворимости солей, кислот и оснований в воде;
– электрохимический ряд напряжений металлов;
– непрограммируемый калькулятор;
– лабораторное оборудование для проведения химических опытов, предусмотренных заданиями КИМ;
– индивидуальный комплект химических реактивов и оборудования.

Система оценивания ОГЭ по химии

Правильное выполнение каждого из заданий 1–3, 5–8, 11, 13–16, 18, 19 оценивается 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, и полностью совпадает с эталоном ответа.

Правильное выполнение каждого из заданий 4, 9, 10, 12 и 17 оценивается 2 баллами. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, и полностью совпадает с эталоном ответа: каждый символ в ответе стоит на своём месте, лишние символы в ответе отсутствуют. 1 балл выставляется, если на любой одной позиции ответа записан не тот символ, который представлен в эталоне ответа. Во всех других случаях выставляется 0 баллов. Если количество символов в ответе больше требуемого, выставляется 0 баллов вне зависимости от того, были ли указаны все необходимые символы.

Максимальная оценка за выполнение каждого из заданий 20 и 223 балла; за выполнение каждого из заданий 21 и 234 балла.

Оценивание выполнения задания 24 осуществляется непосредственно при выполнении участником экзамена задания в аудитории двумя членами предметной комиссии (экспертами), оценивающими выполнение лабораторных работ, независимо друг от друга. Максимальный балл за выполнение задания 24 – 2 балла. Результаты оценивания выполнения задания 24 вносятся в отдельную ведомость и не доводятся до сведения участника ОГЭ в день экзамена.

Максимальный первичный балл за выполнение экзаменационной работы – 40.

Перевод баллов ОГЭ в оценку по пятибалльной системе

0-9 баллов - оценка 2
10-20 баллов - оценка 3
21-30 баллов - оценка 4
31-40 баллов - оценка 5

Рекомендуемый минимальный первичный балл для отбора учащихся в профильные классы - 27. От себя добавим, что в биохимические классы желающих обычно мало, поэтому берут даже с гораздо более низкими баллами.